Авторская песня. Урок литературы в 11 классе
Главная
«Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова (урок литературы в 11 классе)
Урок 115. Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели»
Егорова Н. В.
Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс (фрагменты из книги)

Поурочные разработки по русской литературе ХХ века

Авторская песня
(урок литературы в 11 классе)[1]

Цели урока: показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.

Оборудование урока: портреты «бардов»; сборники авторских песен; записи песен.

Методические приемы: рассказ учителя; сообщение ученика; прослушивание песен и комментарии к ним.

Ход урока

I. Слово учителя


Поэтический «бум» времен «оттепели»[2], всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой «авторской песни». Название это условно и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в «авторской песне» является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения. Поэтому словесная сторона принадлежит области художественной литературы.

Авторская песня стала общественным движением 50—90-х годов ХХ века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст.

Это песни Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Александра Галича, Новеллы Матвеевой, Юрия Визбора, Евгения Клячкина, Владимира Высоцкого, Юлия Кима и многих других. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических экспедициях, в неформальной обстановке. Эта «неформальность» авторской песни и составляет ее главную притягательную силу.

Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого, поэтому ее интимность не противоречит массовости. Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни: проводились слеты и фестивали, возникали клубы авторской, или самодеятельной, песни. Демократичность этого явления выразилась и в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов, находили, таким образом, способ самовыражения, не претендуя на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской песни сделало лучшие ее образцы поистине народными — авторов часто не помнили, несколько изменялся, «обкатывался» текст. Все эти признаки делают авторскую песню близкой к городскому фольклору.

II. Реализация индивидуального домашнего задания
См. тексты песен ниже.

Слушаем сообщения о поэтах, писавших в жанре «авторской песни». Прослушаем отдельные песни в записи или, если в классе есть любители авторской песни, «вживую».

III. Комментированное чтение стихов и прослушивание песен

Обратимся к творчеству одного из основоположников авторской песни, к песням Булата Окуджавы.

Булат Окуджава (1924—1997) стоит у истоков движения «бардовской», «авторской» песни. В 1942 году, не окончив школы, он ушел на фронт, поэтому, наверное, так много места занимала в его лирике вой на, точнее, человек на войне.

Звучит «Песенка о Леньке Королеве»

— Заметим, что описания войны: сражений, героических подвигов, гибели героя — нет в тексте. Война как бы выпала из песни. Почему?

— Сам Окуджава сказал: «все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее». Вспомните другие песни Окуджавы на эту тему.

Звучит песня «До свидания, мальчики!» (1958).

— В чем заключается антивоенный пафос этой песни?

Песни Б. Окуджавы лежат в традиции городского романса, они обычно «тихие», часто грустные, лиричные, мелодичные, наполнены добротой, сочувствием, милосердием.

Звучит песня «Полночный троллейбус» (1957).

— Как бы вы определили жанр этой песни? Можно ли ее назвать лирической балладой? Какие признаки этого жанра вы заметили? Какие произведения, образы приходят на память в связи с «Полночным троллейбусом»?

Звучит песня «Пожелание друзьям» («Давайте восклицать...»), посвященная Юрию Трифонову.

— Как соотносятся стихотворное, поэтическое и музыкальное начала в песнях Окуджавы?

Звучит «Песенка об Арбате».

— Какое место занимает в творчестве Окуджавы тема «Арбата».

Звучит отрывок стихотворения (или песни):

Мы будем счастливы
(благодаренье снимку!)
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные
мы все теперь в обнимку
на фоне Пушкина!
И птичка вылетает.

— О чем идет речь в этом стихотворении?
(Его тема целиком раскрыта в его заглавии: «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину». Люди фотографируются на фоне памятника, охваченные любовью к великому поэту, объединенные, сродненные ею «на веки вечные».
Одно только прикосновение к Пушкину вернуло им прежнюю детскую веру в торжество добра, в разумность мира, даже в то, что из объектива фотоаппарата обязательно вылетит птичка! Хотя, очень может быть, что заезжие любители фотографироваться и не ощутили в себе внутренней причастности к Пушкину, что им больше импонирует торжественный памятник. Но ведь и поэт обратился к ним не для того, чтобы доискаться, как было на самом деле. Речь идет о том, что человек может, что ему под силу, каковы его духовные возможности.)

Слово учителя.

Окуджаву называют романтиком, и мы назовем: ведь он преображает жизнь. Но противопоставлять его реалисту не станем. Потому что чудо преображения в его поэзии того свойства, которое сказочник-драматург Е. Шварц однажды счастливо определил как «обыкновенное», — обыкновенное чудо. Оно обыкновенное, потому что не показывает жизнь лучше, чем она есть на самом деле. И оно — чудо, потому что жизнь, какая она есть на самом деле, оказывается в стихах Окуджавы гораздо лучше, чем мы о ней думали. Да и мы все — люди, человечество — оказываемся выше, чище, добрее, чем мы себя представляли.

Особенность поэзии Окуджавы состоит в том, что она глубоко лирическая по своей природе. Она обращена не к одному человеку, а ко всем сразу, выражая не только «мое» поэта, но и наши ощущения. Поэт чаще всего в своих стихах говорит «мы». «Мы — это самовыражение человека, ощущающего духовную и душевную общность с другими, это то человеческое единение, та людская сплоченность, в которых проступают лучшие качества людей, осуществляются лучшие надежды человека, надежды на лучшее...

Звучит песня «Возьмемся за руки, друзья».

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по литературе периода «оттепели».

Сочинение по литературе 60—70-х годов.
Темы сочинений


1. Нравственные проблемы в повестях Ю. Трифонова (на примере 1—2 произведений).
2. «Тихая лирика» и «деревенская проза» — возрождение традиций.
3. Автопортрет «потерянного поколения» в пьесах А. Вампилова.
4. «Поэт в России больше, чем поэт» (по творчеству поэтов-«шестидесятников».
5. «Дай же ты всем понемногу...» (темы и герои «авторской песни»).

Тезисный план сочинения
«Тихая лирика» и «деревенская проза» — возрождение традиций

I. Введение

Краткая характеристика времени возникновения новых направлений в литературе: «деревенской» и «городской» прозы, «эстрадной» и «тихой» поэзии — времени «оттепели».

II. Основная часть
1. Причины появления и основные тенденции «деревенской прозы». «Столь пристального внимания именно к нравственным истокам характера человека деревни литература еще не знала. И объясняется это особенностями переживаемого момента... Сегодня идет речь об изменении всего облика крестьянской России, с которой прочно связаны наши духовные, этические, эстетические ценности... Исследуются проблемы не просто деревенские, но проблемы нашего национального развития, наших исторических судеб» (Ф. А. Абрамов).
2. Причины возникновения «тихой лирики»: кризис «оттепели», противопоставление «громкой» поэзии.
3. Возрождение традиций русской литературы:
— Суть направления «деревенской» прозы — возрождение традиционной нравственности. Близость «деревенщиков» к традициям классической русской прозы; восстановление ими традиций сказовой речи; традиций «крестьянской» литературы 20-х годов ХХ в.
— Стремление отыскать глубинные основы народной жизни. Творчество Ф. Абрамова, В. Белова, В. Распутина, В. Астафьева, Б. Можаева, В. Шукшина. Народные характеры (шукшинские «чудики», распутинские мудрые старухи и др.). Продолжение традиций И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова.
— Элегические мотивы, мечты о обновлении в поэзии «тихих лириков»:А. Жигулина, Н. Рубцова, Н. Тряпкина, В. Соколова и других. Идея возвращения к истокам народной культуры.
— Традиции Есенина, традиционные фольклорные образы. Возрождение разрушенных революцией моральных и религиозных традиций русского народа.
— Связь темы деревни, русской природы с темой родины, с темой дома.

III. Заключение
Угасание «деревенской прозы», «тихой» лирики. Их значение в духовной жизни общества.

См. следующие уроки: "Творчество В. В. Набокова" >>>


Тексты песен

Була́т Ша́лвович Окуджа́ва (9 мая 1924, Москва, СССР — 12 июня 1997, Кламар, Франция) — советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1960-е—1980-е годы.

«Песенка о Леньке Королеве»

Б.Федорову[3]
Во дворе, где каждый вечер все играла радиола,
Где пары танцевали, пыля,
ребята уважали очень Леньку Королева
и присвоили ему званье Короля.

Был Король, как король, всемогущ. И если другу
станет худо и вообще не повезет,
он протянет ему свою царственную руку,
свою верную руку, - и спасет.

Но однажды, когда "мессершмитты", как вороны,
разорвали на рассвете тишину,
наш Король, как король, он кепчонку, как корону -
набекрень, и пошел на войну.

Вновь играет радиола, снова солнце в зените,
да некому оплакать его жизнь,
потому что тот Король был один (уж извините),
королевой не успел обзавестись.

Но куда бы я не шел, пусть какая ни забота
(по делам или так, погулять),
всё мне чудится, что вот за ближайшим поворотом
Короля повстречаю опять.

Потому что на войне хоть и правда стреляют,
не для Лёньки сырая земля.
Потому что (виноват), но я Москвы не представляю
Без такого, как он, короля.
1957

ПОЖЕЛАНИЕ ДРУЗЬЯМ

Ю. Трифонову[4]
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
ведь это всё любви счастливые моменты.

Давайте говорить и плакать откровенно,
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно подавать значения злословью –
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всём друг другу потакая,
тем более, что жизнь короткая такая.


Алекса́ндр Моисе́евич Городни́цкий (род. 20 марта 1933, Ленинград) — советский и российский поэт, один из основоположников жанра авторской песни в России. Песня Городницкого «Атланты» является неофициальным гимном Санкт-Петербурга. В октябре 2018 года песня Александра Городницкого «Атланты» стала официальным гимном государственного Эрмитажа.

Атланты

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди.
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.
Атланты держат небо
На каменных руках.

Держать его махину
Не мед - со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то -
И небо упадет.
Из них ослабни кто-то -
И небо упадет.

Во тьме заплачут вдовы,
Повыгорят поля,
И встанет гриб лиловый,
И кончится Земля.
А небо год от года
Все давит тяжелей,
Дрожит оно гуда
Ракетных кораблей.

Дрожит оно гуда
Ракетных кораблей.
Стоят они, ребята,
Точеные тела,
Поставлены когда-то -
А смена не пришла.
Их свет дневной не радует,
Им ночью не до сна,
Их красоту снарядами
Уродует война.

Их красоту снарядами
Уродует война.
Стоят они, навеки
Уперши лбы в беду,
Не боги - человеки,
Привычные к труду.
И жить еще надежде
До той поры, пока
Атланты небо держат
На каменных руках.
Атланты небо держат
На каменных руках.
1963


Алекса́ндр Арка́дьевич Га́лич (настоящая фамилия Ги́нзбург; 19 октября 1918, Екатеринослав — 15 декабря 1977, Париж) — русский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен. «Галич» — литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии («Г»), имени («Ал») и отчества («ич»).
Отталкиваясь от романсовой традиции и искусства Александра Вертинского, Галич стал одним из ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал особое направление.

Закон природы
(Подражание Беранже)

Ать два, левой правой,
Три четыре, левой правой
Ать два три.
Левой, два три!

Отправлен взвод в ночной дозор
Приказом короля,
Выводит взвод тамбурмажор,
Тра ля ля ля ля ля!
Эй, горожане, прячьте жен,
Не лезьте сдуру на рожон!
Выводит взвод тамбурмажор –
Тра ля ля ля!
Пусть в бою труслив, как заяц,
И деньжат всегда в обрез,
Но зато – какой красавец!
Черт возьми, какой красавец!
И какой на вид храбрец!

Ать два, левой правой,
Три четыре, правой левой,
Ать два три!
Левой, два три!

Проходит пост при свете звезд,
Дрожит под ним земля,
Выходит взвод на Чертов мост,
Тра ля ля ля ля ля!
Чеканя шаг, при свете звезд,
На Чертов мост выходит пост,
И, раскачавшись, рухнул мост –
Тра-ля ля ля!
Целый взвод слизнули воды,
Как корова языком,
Потому что у природы
Есть такой закон природы –
Колебательный закон!

Ать два, левой – правой,
Три – четыре, правой – левой,
Ать два три,
Левой, два-три!

Давно в музей отправлен трон,
Не стало короля,
Но существует тот закон,
Тра ля ля ля ля ля!
И кто с законом не знаком,
Пусть учит срочно тот закон,
Он очень важен, тот закон,
Тра ля ля ля!
Повторяйте ж на дорогу
Не для кружева-словца,
А поверьте, ей-же-Богу,
Если все шагают в ногу –
Мост об ру ши ва ет ся!

Ать два, левой правой,
Три четыре, правой левой
Ать два три,
Левой, правой –
Кто как хочет!
1962

1. Источник: Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, II полугодие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2004. – 368 с. – (В помощь школьному учителю). (вернуться)

2. "О́ттепель" – время смягчения режима, некоторых политических свобод.
"Период хрущёвской оттепели" – хрущёвская оттепель – неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет (середина 1950-х — середина 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР осуждением культа личности Сталина и репрессий 1930-х годов, освобождением политических заключённых, ликвидацией ГУЛАГа, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной либерализацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва (1955—1964).
Слово «оттепель» связано с одноимённой повестью Ильи Эренбурга.
См. страницу "Урок 104. Литература «оттепели»". (вернуться)

3. Б.Фёдоров – Борис Федоров, друг детства по играм во дворе.В ранних песнях вроде «Леньки Королева» двор – тихий рай, «где пары танцевали, пыля», где все друг другу рады. Прототип Королева – Ленька Гаврилов, как вспоминал Б.Окуджава, это был обычный рыжий парень, не заводила, не лидер, ничего королевского, «но почему-то мне его ужасно жалко было, когда он погиб». (вернуться)

4. Ю. Трифонов – Ю́рий Валенти́нович Три́фонов (28 августа 1925, Москва, СССР – 28 марта 1981, там же) cоветский писатель, переводчик, прозаик, публицист, киносценарист. Является одной из ключевых фигур литературы советского периода. Представитель экзистенциального направления в реализме. Автор повесть «Обмен» (1969), «Дом на набережной» (1970—1976). (вернуться)

 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz