Система уроков по творчеству М.А.Булгакова. Жизнь и творчество. Сатира. Анализ повести "Собачье сердце"
Главная
М.А.Булгаков. Фото, 1930-е г.
Система уроков по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
 
Михаил Афанасьевич Булгаков
(1891 – 1940)
 
Уроки по творчеству М.А.Булгакова[1]
 

Урок 1. Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940). Жизнь, творчество, личность

Урок 2. Сатира Булгакова

Вариант урока 2. Анализ повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Урок 3. История в романе Булгакова «Белая гвардия»

Урок 4. Судьбы людей в революции

Урок 5. Образ дома в романе «Белая гвардия»

Уроки 6-7. Сочинение по роману «Белая гвардия»

Урок 1.
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940). Жизнь, творчество, личность

Цели урока
: знакомство с биографией писателя, сложной судьбой его произведений.

Оборудование: портрет М. А. Булгакова.

Методические приемы: лекция с элементами беседы.

Ход урока.

II. Обзор ранней биографии М. А. Булгакова

Вспомните, с какими произведениями Булгакова знакомы по книгам, фильмам («Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дьяволиада» «Иван Васильевич меняет профессию» и др.).

Кстати, мало кто из учащихся знает, что любимый всеми фильм поставлен по пьесе «Иван Васильевич».

М. А. Булгаков родился в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии. Был старшим ребенком в большой семье (4 сестры и 3 брата). Учился в Киевской гимназии (вместе с К. Паустовским). Увлекался театром, пересмотрел все спектакли.

— Как это увлечение повлияло на творчество Булгакова?
(Булгаков — автор ярких драматургических произведений.)

В 1916 г. с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета и полтора года служил в земской больнице села Никольского Смоленской губернии. Об этом времени он рассказывает в автобиографической повести «Записки юного врача».

— Кто читал это произведение?
— Что вам запомнилось?
— Как раскрывается автор в этой повести?
— Какое значение имел опыт земского врача для писателя?
— Единственный ли это прецедент в русской литературе, когда врач становится писателем?


(Вспомним, прежде всего, А. П. Чехова, одного из любимых писателей Булгакова В. В. Вересаева, с которым Булгакова связывала многолетняя личная и творческая дружба.)

Февральскую революцию и Октябрьский переворот писатель встретил отрицательно.

В начале 1918 года, будучи в Киеве, пережил, как он вспоминает, 10 переворотов: город переходил из рук в руки, по некоторым данным, до 18 раз (немецкая оккупация, гетман Скоропадский, Петлюра, красные, добровольческая армия Деникина).

Осенью 1919 года был командирован вошедшей в Киев добровольческой армией в качестве военного врача на Северный Кавказ. Во Владикавказе появились первые публикации в газетах. В 1920 и 1921 годах хотел уехать за границу, но помешали объективные обстоятельства: тиф, потом не удалось тайно сесть на пароход, отплывавший из Константинополь.

В 1921 году вернулся в Москву, где заведовал литературным отделом Главполитпросвета, работал в газетах, начал активно писать рассказы, повести, пьесы. Однако мало что из написанного было опубликовано. Зато уже к концу двадцатых годов подвергся травле критики.

Пьеса «Бег» (1926-28 гг.) к постановке допущена не была. Роман «Белая гвардия» (1923-24 гг.) был опубликован полностью в Париже в 1927-29 гг., в Москве же — лишь в 1966 году. Пьесу «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия» ожидала более счастливая и странная судьба: постановкой этой пьесы увлекся Сталин. Пишут, что он был на спектакле около 20 раз.

— Почему пьеса о судьбе русской интеллигенции, где большевики и не фигурируют, так понравилась Сталину?
Может быть, потому, что если революция победила таких людей, значит, она действительно сильна и непобедима?

II. Обзор ранних сатирических произведений М. А. Булгакова


— Какие сатирические произведения Булгакова вы знаете?
— Можете ли вы кратко пересказать сюжет?


— Какие традиции русской литературы развивал в своем творчестве Булгаков?

— Почему почти все произведения Булгакова не были опубликованы?

Сатирические произведения Булгакова слишком откровенно критиковали советскую власть и, конечно, не могли быть опубликованы. В «Дьяволиаде» (1924 г.) писатель обращается не столько к мистицизму нечистой силы, сколько к мистике повседневного быта, социального бытия. Маленький чиновник (вспомним «маленького человека» русской литературы) с «говорящей» фамилией Коротков гоняется по этажам и комнатам за мифическим заведующим Кальсонером, который то раздвоится, то «соткется» пред ним, то вновь исчезнет. В этой неустанной погоне за тенью он постепенно дематериализуется, теряет себя и свое имя. Утрата бумажки, документа, удостоверяющего, что это он, делают его беззащитным, как бы вовсе несуществующим.

Ненавистная и, казалось, поверженная старая бюрократия возникает в каком обновленном, гиперболизированном, пародийно-уродливом виде, так что «маленькому человеку» Короткову с психикой гоголевского чиновника, остается одно — броситься с «небоскреба».

Критика считала, что повесть в целом не удалась. Но опыт ее пригодился — вскоре появляется новая повесть, «Роковые яйца» (1925). Александр Семенович Рокк, человек эпохи «военного коммунизма», с маузером в кобуре, реквизирует у профессора Персикова сенсационное научное изобретение в самых благих целях — возместить урон от куриного мора в стране. Но обычное невежество, хаос и халатность, из-за которых куриные яйца были перепутаны с теми, что предназначались для научных опытов, приводят к неизбежной беде. От захваченного, силой отнятого добра удачи не бывает. Луч жизни, открытый профессором Персиковым, в чужих неумелых руках становится лучом смерти.

Протест против невежественных «кавалерийских» наездов на науку — лишь первый слой мысли Булгакова. Персиков находит, что из Рокка вышел бы «очень смелый экспериментатор».

При отсталости, невежестве масс социальный эксперимент всегда грозит дать противоположный ожидаемому результат. Речь не о случайной ошибке, а о своего рода роке. Природа сатирической утопии такова, что читатели по прошествии времени удивляются, как автору удалось столь многое угадать. Сатирическая фантастика Булгакова предупреждает — не оказаться жертвами «иронии истории».

Тему ответственности науки (и теории вообще) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце» (1925 г.). Автор так и не увидел повесть напечатанной. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.

— О чем идет речь в повести?
непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен.)

Научная интуиция и здравый смысл дают сбой, когда профессор пересаживает уличной дворняжке гипофиз человека. По прихоти науки возникает чудовищный гомункулюс с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания «нового человека».

— Кто несет ответственность за распоясавшегося Шарикова? Один ли профессор Преображенский?
(Председатель домкома Швондер не в меньшей мере, по Булгакову, несет ответственность за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружал идейной фразой. Швондер — идеолог Шарикова.)

Булгаков показывает возможные результаты взаимодействия науки, агрессивного социального хамства и сниженной до уровня домкома духовной власти.

Критик Леопольд Авербах (прообраз Берлиоза в «Мастере и Маргарите» утверждал, что фантастические повести Булгакова — «злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность».

— Как вы считаете, можно ли считать Булгакова противником нового на основании его сатиры?
(Булгаков не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой.)

III. Творчество Булгакова в 30-е годы

— Охарактеризуйте общественно-политическую ситуацию в СССР в 30-х годах ХХ-го столетия.
(Это эпоха глобальных экономических преобразований и жесткой политической диктатуры. Расцвет культа личности И. В. Сталина. Время, когда расстреливали за инакомыслие без суда и следствия. Во всех областях культуры и искусства — утверждение «единственно правильного направления».)

В 1935—36 годах Булгаков пишет пьесы, в том числе «Иван Васильевич», которая была доведена в театре Сатиры до генеральной репетиции и снята накануне премьеры (вспомним «Театральный роман» Булгакова («Записки покойника»), в котором он показывает хорошо известную ему театральную кухню изнутри).

Сталин все более склонялся к идеализации Ивана Грозного, а Булгаков осмелился осмеять его. О кровавом царе автор решился говорить с усмешкой, уничтожавшей страх. Милославский у Булгакова произносит: «Простите, ваше величество, за откровенность, но опричники ваши просто бандиты». И это накануне 1937 года.

В результате Булгаков оказался выключенным из литературного процесса. Произведения его не печатали. Пьесы не ставили. Он оказался в настолько бедственном положении, что написал письмо правительству с просьбой о предоставлении ему любой работы в театре: режиссером, статистом, даже рабочим сцены. Вот отрывок из письма Булгакова:
«Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене...
Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо».

Булгаков все-таки был принят во МХАТ ассистентом режиссера. Ему не грозили нищета и голод. Но писатель не мог публиковать свои произведения и был обречен «на пожизненное молчание».

IV. Вывод по уроку

— Что вы можете сказать о Булгакове как о человеке?
(Это смелый человек, ставивший правду жизни выше самой жизни. И во времена, когда расстрелять могли за одно слово, он не побоялся писать произведения, в каждой строчке которых подвергались сомнению основы современного ему общества.)

— Каково место Булгакова в русской литературе?
(Он органично продолжил и развил образы и темы русской литературы, начатые Н. В. Гоголем, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым.)

Домашнее задание

1 Перечитать сатирические произведения Булгакова, страницы учебника, посвященные сатире Булгакова, подготовиться к обсуждению.
2 Индивидуальное задание: подготовить сообщение об истории создания сатирических произведений «Роковые яйца», «Собачье сердце».

Урок 2.
Сатира Булгакова


Цели урока: закрепить понятие о сатире, прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя.

Методические приемы: повторение, закрепление понятий, постановка проблемных вопросов для обсуждения, развитие речевых навыков.

Оборудование: на доске эпиграф из «Жизни господина де Мольера» М. А. Булгакова:
«Сатира, действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но на вряд ли найдется в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной».

Ход урока

I. Слово учителя

Вспомним, что такое сатира и каков предмет ее изображения.

Сатира — вид комического (komikos греч., веселый, смешной), эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т. д.). Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры — противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры.
Ирония — смешное скрывается под маской серьезного.
Юмор — серьезное скрывается под маской смешного.
Сарказм — высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры.
1) гиперболизм, гротескность;
2) несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием;
3) контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.

II. Беседа

— Вспомните русских и советских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими?
(Крылов, Грибоедов, любимый Булгаковым Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Саша Черный, Маяковский, Зощенко, Аверченко, Тэффи, Ильф и Петров, Е. Шварц, братья Стругацкие, Высоцкий, Кибиров, Войнович, Довлатов...)

— А есть ли у Пушкина сатирические произведения?
(Эпиграммы на Воронцова: «Полумилорд, полукупец...», сатирические строки Евгения Онегина (гости на балу у Лариных).)

— Как воспринимались сатирические выпады в 30-х годах ХХ-го века?

— Каково, по-вашему, место сатиры в советской литературе? В современной литературе? На эстраде?

— Что в центре внимания сатиры сейчас?

III. Реализация индивидуального домашнего задания

1. Слово учителя

Обратимся к эпиграфу нашего урока и поговорим о сатирических произведениях Булгакова. Давайте послушаем сообщения учащихся о произведениях «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

2. Сообщение об истории создания повести «Роковые яйца»

Информация для учителя.

Действие повести «Роковые яйца» (1925) перенесено в недалекое будущее — 1928 год, когда новая экономическая политика будто бы привела к резкому подъему уровня жизни народа. Однако в этом новом, преуспевающем обществе гениальное открытие профессора Персикова, которое могло бы принести вселенское благо, неожиданно оборачивается трагедией, катастрофой, оказавшись в руках людей полуграмотных и самоуверенных, той новой бюрократии, которая выросла вместе с революцией и еще более укрепилась в эпоху нэпа. Профессор Персиков гибнет от рук объятой ужасом толпы, и вместе с ним — его великое открытие. Такова внешняя фабула повести, ее лежащий на поверхности план. Но наиболее значительные булгаковские произведения всегда многослойны, имеют несколько уровней восприятия, побуждают читателя к активной мыслительной работе. Так и в случае с «Роковыми яйцами». Если приглядеться повнимательнее, то обнаруживается откровенная пародийность действия.

Красный луч жизни, открытый Персиковым, символизирует у Булгакова социалистическую революцию в России, навсегда отождествленную в истории с красным цветом, с противостоянием красных и белых в недавно завершившейся войне. Красный луч олицетворяет разбуженную революцией энергию народов. Но катастрофа, которая происходит в повести из-за небрежного обращения с лучами жизни, предупреждает и о возможной трагической судьбе социалистического эксперимента в России.

С этой точки зрения интересен образ профессора Персикова — своеобразная пародия на В. И. Ленина. Булгакова волнует судьба ленинского эксперимента, начатого в Октябре 1917 г., волнует то, что разбуженная энергия масс будет обращена во зло и приведет к грандиозной общественной катастрофе. Булгаковский прогноз развития общества оказался удивительно верным. В «Роковых яйцах» была показана неготовность общества послереволюционной эпохи уважать труд, культуру и знания, принять гуманистические принципы человеческих взаимоотношений.

3. Сообщение об истории создания повести «Собачье сердце»

Информация для учителя

Повесть о Москве «Собачье сердце» не публиковалась в России до 1987 г. Шестидесятилетний запрет на публикацию объясняется, например, отзывом Л. Б. Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Фабула повести связана с идеей очеловечивания животных. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом: милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, люмпен-пролетария, и превращается в зловещую фигуру Полиграфа Полиграфовича Шарикова, быстро вписавшегося в советскую номенклатуру и угрожающего погубить доносом своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента не остается другого выхода, как сделать все возможное дня исправления фундаментальной ошибки, допущенной ими в увлечении сугубо научной стороной эксперимента при неумении предвидеть его ближайшие социальные результаты.

В «Собачьем сердце» выясняется, что на уровне отдельной личности идеалы революции оказались низведены до грубого уравнительства всех и вся, которое господствует в сознании Шарикова. Именно безграмотные Шариковы оказались идеально приспособлены для жизни, именно они формируют новое чиновничество, становятся послушными винтиками административного механизма, осуществляют власть.

Булгаков поставил под сомнение одну из главных официальных идей того времени, основанную на фетише «пролетарского происхождения» и послужившую основанием для нового раскола общества по социальному типу.

Обнаружив в обществе «феномен Шарикова», Булгаков угадал наиболее массовую низовую фигуру, адекватную старому пушкинскому понятию «черни», которая была необходима сталинской бюрократии для осуществления ее власти над всеми без исключения социальными группами, слоями и классами нового государства. Без Шарикова и ему подобных в России были бы невозможны массовые раскулачивания, организованные доносы, бессудные расстрелы, истязания людей по лагерям и тюрьмам, что требовало огромного исполнительного аппарата, состоящего из полулюдей с «собачьим сердцем».

Нет ничего удивительного, что изображенное Булгаковым нутро социального типа Шарикова было оценено как вызов всему существующему порядку, оценено как «антисоветчина» и запрещено к публикации. Запрет «Собачьего сердца» побудил Булгакова вплоть до конца 20-х годов основное внимание уделить драматургии.

IV. Анализ сатирических произведений

— Традиции каких писателей прослеживаются в сатирических повестях Булгакова наиболее явно?
(Прежде всего, Гоголь, затем Чехов — общие мотивы, приемы, образы. Желательно приведение примеров и параллелей).

— Что объединяет «Роковые яйца» и «Собачье сердце» Булгакова?
(Образы ученых, тема ответственности науки, тема разрушительной силы невежества, сатирический пафос).

— Можно ли считать Персикова и Преображенского положительными героями?
(Возможна дискуссия: оба профессора — интеллигентные, преданные науке люди, совершающие великие научные открытия, имеющие чувство собственного достоинства. Но: оба живут изолированно от общества («не читайте советских газет» — Преображенский, мрачный кабинет с зашторенными окнами — Персиков), приверженцы «чистой» науки. Преображенский просит: «Сообщите, когда будет «подходящая смерть». Персиков умывает руки, отдавая свое открытие невеждам, имеющим власть. Оба открытия выходят из-под контроля. Последствия неожиданны, драматичны и даже трагичны.)

Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения.

— Какие комические черты вы отметили в образе профессора Преображенского?

— Чем, на ваш взгляд, Филипп Филиппович «вызывает симпатии читателя»? Вы согласны с тем, что эти симпатии возникают, «несмотря на ряд комических черт»? Может быть, скорее благодаря им? Обоснуйте свое мнение.

Литературовед Н. А. Грознова утверждает, что Булгаков не был одинок в своих творческих исканиях, что «весь воздух литературы 20-х годов был насыщен теми же проблемами, которые волновали автора «Собачьего сердца».

— Как вы считаете, какие проблемы волнуют автора «Собачьего сердца» в первую очередь?

— Кто из героев повести, на ваш взгляд, наиболее последовательно обращается к проблемам, важным для писателя?

— В чем актуальность предупреждений Булгакова? Нужно ли искусственно фабриковать людей, вмешиваться в жизненные процессы? Что вы думаете о клонировании?

— Когда происходит действие повести «Роковые яйца»? (1928 г.). А когда написана повесть? (1925 г.) Что из этого следует?

(Это оправдывает фантастичность происходящего, является своего рода предупреждением.)

— Что помогает остановить катастрофу?
(Сама природа ставит все на свои места. Вспомним попытки Базарова идти против природы.)

— Когда происходит превращение Шарика в «человека»?
(Под Рождество.)

— Когда обратное превращение? (Весной, в марте.) Объясните символичность этих дат. (Пасха.)

М. Золотоносов считает, что «Преображенский в создании Шарикова виноват не меньше Швондера»

— В чем, на ваш взгляд, «вина» Швондера в создании Шарикова? Возможно, без участия Швондера из доброго пса мог получиться хороший человек?

— Как вы считаете, есть ли «вина» Преображенского (не как хирурга!) в создании Шарикова? Можно ли согласиться с критиком в том, чья «вина» больше, а чья меньше?

— Какие афористичные фразы, «крылатые» выражения вам запомнились?
(«Пропал Калабуховский дом», «Не читайте советских газет», «Разруха не в клозетах, а в головах», «Лягушка жены не заменит» и т. д.)

V. Слово учителя

Таким образом, сатирические произведения Булгакова поднимают сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению. Что действительно ценно для человека? Может ли он устраниться от хода истории? Эти проблемы — и в романе Булгакова «Белая гвардия», обсуждение которого мы начнем на следующем уроке.

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы:

— Какова тема романа «Белая гвардия»?
— Какова позиция автора?

2. Вспомнить историческую обстановку времени действия и времени написания романа.

3. Индивидуальное задание: подготовить доклад об особенностях драматургии Булгакова. Пьеса «Дни Турбиных»

Вариант урока 2.
Анализ повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»


Цели урока: выявить основные идеи повести; показать актуальность произведения М. А. Булгакова; развивать умения и навыки анализа прозаических произведений.

Методические приемы: аналитическая беседа.

Оборудование: портрет М. А. Булгакова; видеофильм «Собачье сердце».

Ход урока

I. Повторение

— Расскажите о семье М. А. Булгакова, его юношеских годах.

— Каким было отношение М. А. Булгакова к революции?

— Как складывалась литературная судьба писателя? Почему советская критика резко отрицательно относилась к творчеству М. А. Булгакова?

— Что вы знаете о сценической судьбе драматических произведений М. А. Булгакова?

— Как складывались отношения писателя с властью? В каких произведениях М. А. Булгакова отразились эти отношения?

II. Слово учителя

Сегодня в центре нашего внимания повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Она написана в 1925 году, а опубликована в нашей стране только в 1987.

Представить, что было бы, если бы повесть попала на страницы печати сразу после ее создания, пожалуй, невозможно. В новой России свобода слова и печати была под запретом. Строжайший идеологический отбор литературных произведений велся на самом высоком уровне. Показателен отзыв о булгаковской повести Л. Б. Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Значит, было чего бояться властям.

Посмотрим, каким образом создает писатель гротескный образ современной ему жизни.

III. Аналитическая беседа

— Какой главный мотив лежит в основе повести? Каковы его истоки?
(В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества. Это почти сказочная история о том, как добрый бродячий пес превратился в злобное человекоподобное существо. Сюжет восходит к фольклору.)

— Какие еще ассоциации вызвали сюжет и герои повести?
(Профессор Преображенский выступает в качестве волшебника, колдуна, превратившего собаку в человека. Надо сказать, что пациенты профессора и воспринимали его как волшебника, хотя говорилось это иносказательно. Ведь Преображенский занимался омолаживанием людей, имеющих власть и деньги. Это защищало его от произвола домкома.)

Отметим, что фамилия профессора говорит о его даре преображать. Это церковная по происхождению фамилия. Действие повести начинается под Рождество и заканчивается весной, на Пасху. В этом явные реминисценции из Библии. Булгаков вырос в семье профессора духовной академии, рассматривать эти реминисценции как кощунство, видимо, не следует. Скорее это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно лишь Богу.

Начало повести является реминисценцией из поэмы А. А. Блока «Двенадцать»: вспомним «безродного пса», «Ветер, ветер — / На всем Божьем свете» — это напоминает завязку «Собачьего сердца».)

—Как сказочные мотивы соотносятся с действительностью?
(Если это и сказка, в ней не только «намек», но и много реальных примет времени. Это бесхозяйственность, разгильдяйство, разруха, которая прежде всего «не в клозетах, а в головах», это давление на интеллигенцию (вспомним, как пытались «уплотнить» профессора Преображенского — ему удалось противостоять насилию благодаря своему авторитету как врача, благодаря своим высокопоставленным пациентам, но других-то «уплотнили»); это советские газеты (других нет), которые профессор не рекомендует читать; безработица, засилье хамства...)

— Какую роль играет фантастическое допущение Булгакова?
(Превращение Шарика в Шарикова и все, что повлекло за собой это событие, напоминает реализацию популярной в послереволюционные годы идеи создания нового человека: «Кто был ничем, тот станет всем». С помощью фантастического сюжета Булгаков обнажает абсурдность этой идеи.)

—Как изменяется поведение «безродного пса» Шарика?
(Шарик, чуть не околевший от холода и голода, готов был обменять свою свободу на кусок колбасы. Он был счастлив, попав в теплый дом, и готов на все, чтобы в нем остаться. После операции он становится все более уверенным, все больше наглеет — в нем сидит трижды судимый алкоголик и бездельник Клим Чугункин. Этому существу покровительствует председатель домкома Швондер, который выправил ему «бумаги», дал право на прописку и устроил на работу в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов. Заметим, что само название этой должности, поднимающей самомнение Шарикова, претенциозно и нелепо.

Недавний пес приводит на «площадь» профессора барышню, пишет донос на профессора, пытается вести себя по-хозяйски, распоряжаясь как у себя дома.)

— Кто виноват в том, что Шарик «зарвался»?
(Профессор, сам того не желая, вызывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он несет ответственность за свое вмешательство в природу, в то, что вовсе не находится него ведомстве. Слишком интеллигентный профессор лишь с помощью своего ассистента Борменталя сумел справиться с распоясавшимся «новым человеком».

Председатель домкома Швондер подобен сказочному злому гному, и возможности у него тоже почти сказочные. Швондер придает Шарикову социальный статус, дает бывшему псу права. Это он делает не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть, покомандовать над «интеллигенцией». Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора, «спускает собаку». Это прием реализации метафоры, когда прием приобретает буквальное значение.)

— Какие художественные приемы, кроме метафоры, вы увидели в повести «Собачье сердце»? Какую роль они играют?
(Булгаков применяет композиционное соотнесение парадоксально не схожих ситуаций: Преображение Господне — операция по пересадке половых желез. Соотносятся и последствия ситуаций: просветление — усиление темного, злого, агрессивного начала. Этот прием подчеркивает абсурдность происходящего, абсурдность общества.

Писатель использует контрастные детали. С одной стороны, это лампа под зеленым абажуром, чучело совы — символа мудрости, книги в застекленных шкафах — детали, создающие впечатление спокойствия, уюта, условий для интеллектуального труда. С другой — вторгшиеся в этом мир хамство, пьянство, запах кошек, ловля блох. Контрастные детали усиливают противопоставление двух образов жизни.)

IV. Обсуждение эпизода (фрагмента из видеофильма «Собачье сердце»)

1. Слово учителя

Повесть «Собачье сердце» стала необыкновенно популярна после своего шестидесятилетнего запрета. Она много раз переиздавалась разными издательствами, приобрело и счастливую кинематографическую судьбу, что не характерно для булгаковских произведений. Булгакова экранизировать очень трудно, удач бывает мало. Одна из них — экранизация «Собачьего сердца».

2. Смотрим фрагмент из видеофильма.

3. Обсуждаем увиденное.

— Как вы думаете, что позволяет назвать эту экранизацию удачной?
(Подбор актеров, их великолепная игра, бережное отношение к авторскому тексту, умение передать дух эпохи, внимание к деталям...)

V. Подведение итогов урока

— Как по-вашему, справедливы ли были обвинения критика Л. Авербаха по отношению к сатирическим произведениям Булгакова: «злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность»?

— Как вы считаете, противопоставил ли Булгаков в образах Преображенского и Шарикова интеллигенцию и народ?

Урок 3
История в романе Булгакова «Белая гвардия»


Цели урока: показать, в чем особенности изображения Булгаковым исторических современных ему событий; понять авторскую позицию.

Методические приемы: повторение, беседа по содержанию романа, чтение и анализ эпизодов.

Оборудование: на доске — эпиграф из «Белой гвардии»:
«И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими».

Ход урока

I. Разбор вопросов домашнего задания

Слово учителя


«Белая гвардия» — первый роман Булгакова. В нем писатель обратился к драматическим событиям в Киеве на переломе 1918 и 1919 годов. В семьи Турбиных запечатлел он родной дом на Андреевском спуске. Сохранение дома, родного очага во всех перипетиях революции и гражданской войны стало лейтмотивом романа. Сильной стороной книги следует признать социологически точное отображение массовых движений в гражданской войне, ненависти крестьянства к офицерству, к белым, выразившейся в петлюровщине.

— По каким приметам мы узнаем Киев?
(Подол, Андреевский спуск, Днепр, крест Владимира и т. д.).

— Почему же писатель дает ему абстрактное название?
(Киев — мать городов русских. Город — по существу, образ Родины, оказавшейся в центре масштабных исторических событий. Город — и символ цивилизации.)

— Какие приемы применяет Булгаков при описании Города?
(Находим описание Города (часть 1, глава 4).
Сравнения, метафоры, олицетворения
(«Как многоярусные соты дымился, и шумел, и жил Город». «Играл светом и переливался, светился, и танцевал, и мерцал Город по ночам до самого утра, а утром угасал, одевался дымом и туманом».)

II. Беседа по тексту романа

Слово учителя.


Роман начинается торжественно, по-библейски: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй». История мерится словно по двум летоисчислениям: традиционному, неспешному, и революционному, бурному. В романе сопряжен воедино домашний, камерный быт и грозный ход истории.

Как это присуще жанру романа, судьба человека прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой страны. Первые главы романа — семейная хроника Турбиных, тоже своего рода история. Ведь для людей важно, прежде всего, то, что близко и дорого им. Это немного сентиментальная элегия об ушедшей мирной и покойной жизни с милыми деталями быта.

— Найдите эти детали. Какое значение они имеют?
(Часы, играющие гавот, лампа под зеленым абажуром, кремовые шторы, печка, сервиз. Все это не только предметы обстановки, но детали, имеющие символическое значение. За уютными кремовыми шторами, отделяющими Турбиных от остального мира, жизнь идет по своим, старинным часам. Печка, вырастившая Турбиных, хранит их тайны. Зеленая лампа создает ощущение надежности и тепла.)

Находим и зачитываем описания интерьера дома Турбиных (часть 1, главы 1,2).

В романе явственно слышится голос автора — иногда объективный, иногда вмешивающийся в события, сочувствующий, вопрошающий: «Но как жить? Как же жить?». Писатель предсказывает: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи. Мать сказала детям:

— Живите. А им придется мучиться и умирать».

Дом Турбиных оказывается вовлеченным в бурный бег событий.

История происходит сейчас, и трудно разобраться в значении событий, в отношении к действующим силам истории («Кто в кого стрелял — никому неизвестно», «большевиков ненавидели... ненавистью трусливой, шипящей, из-за угла, из темноты» — часть 1, глава 4). Появляются все новые силы «на громадной шахматной доске» (вспомним «Войну и мир»): немцы, большевики, Петлюра. В многоголосице слухов и мнений не разобрать, что же творится. Эту неразбериху, испуг, смятение показывает Булгаков полилогами, отдельными отрывочными фразами (находим примеры).

В роман входит История, и звучат мотивы, родственные древнему эпосу. Найдем сцену парада Петлюры (часть 3, глава 16): «То не серая туча со змеиным брюхом разливается по городу, то не бурые, мутные реки текут по старым улицам, — то сила Петлюры несметная на площадь старой Софии идет на парад».

Обратим внимание на мастерство стилизации писателя. Подумаем, не напоминает ли стиль Булгакова произведения, с которыми познакомились раньше. Вспомним «Тараса Бульбу» Гоголя, «Слово о полку Игореве».

В подробных, детальных описаниях, в изображении войска Петлюры ясно прослеживаются гоголевские мотивы.

Зачитываем соответствующие отрывки из романа.

— В чем видит Булгаков причины петлюровщины?
(Находим ответ в части 1, главе 5: «...лютая ненависть. Было четыреста тысяч немцев, а вокруг них четырежды сорок раз четыреста тысяч мужиков с сердцами, горящими неутоленной злобой». Петлюра. «Да не было его. Не было. Так, чепуха, легенда, мираж. Просто слово, в котором слались и неутоленная ярость, и жажда мужицкой мести, и чаяния тех верных сынов своей подсолнечной, жаркой Украины... ненавидящих Москву, какая бы она ни была — большевистская ли, царская или еще какая».)

Страницы романа часто соотносятся с реминисценциями (черты, наводящие на воспоминания о другом произведении) из «Слова о полку Игореве». Найдем их: вещий сон Алексея Турбина, картина разгрома, бегства, небесное знамение — кровавое солнце, встающее над Городом в мутной мгле. (Находим эпизоды и зачитываем отрывки.)

III. Реализация индивидуального домашнего задания

Заранее подготовленный ученик делает доклад о пьесе Булгакова «Дни Турбиных», ее проблематике и жанровом своеобразии.

Дополнительный материал по теме (о пьесе Булгакова «Дни Турбиных)

В апреле 1925 г. Булгаков получил предложение инсценировать роман «Белая гвардия» для Художественного театра. К сбору труппы – 15 августа — автор представил пьесы. Эта была инсценировка, сохранявшая в неприкосновенности основные события романа и его героев В ходе многочисленных переделок которые автор предпринимал и по собственной инициативе, и по инициативе театра, из 16 картин в пьесе, получившей название «Дни Турбиных», было оставлено только 7.

Роман «Белая гвардия» охватывает период с декабря 1918 г по февраль 1919 г. События отобранные для пьесы «Дни Турбиных» по продолжительности совпадают с романными: первое, второе и третье действия происходят зимой 1918 г., четвертое действие вначале 1919 г. Но в сценическом варианте этот срок сжимается примерно трех суток, а точнее сказать до трех вечеров и одного утра, что соответствует четырем действиям драмы.

В момент, избранный Булгаковым для изображения, в Киеве были немцы с гетманом и белыми отрядами, на Киев наступали мужицкие массы во главе с Петлюрой, на севере — пребывали большевики на Дону — Деникин. Драматург остановился на событиях, связанных с бегством гетмана и пришествием Петлюры, что с цензурной точки зрения было наиболее приемлемо.

Роман не охватывал всей панорамы исторических событий: действие было сосредоточено в Городе и на подступах к нему. И все-таки в роман была введена масса поименованных и безымянных героев, изображались толпы народа, войска на улицах, стычки верных гетману частей с петлюровскими войсками. Избранная пространственная композиция позволила ощутить массовое разочарование средней военной интеллигенции в своих руководителях.

В пьесе историческую панораму заменили две сцены второго акта — сцена в кабинете гетмана во дворце и сцена в штабе «1-й конной дивизии». Пьеса, таким образом, сохранила признаки исторической хроники, но ее композиционным центром стал дом Турбиных.

Чтобы подчеркнуть особое место дома Турбиных в драматургическом пространстве пьесы, Булгаков отказался от введения в пьесу семьи Лисовичей. В каком-то смысле Лисовича с его унылым крохоборством заменил полковник Тальберг. Если в романе в поведении последнего подчеркивалось карьеристское начало, то в пьесе к этому прибавилось еще мещанское брюзжание. «Не дом, а постоялый двор», — сердито выговаривает он Елене, недовольный приходом Мышлаевского и приездом Лариосика. Удачно найденный сюжетный ход (возвращение в момент объявления о разводе и предстоящей свадьбе Елены и Шервинского) способствовал посрамлению Тальберга и вместе с тем укрупнял его линию, делал ненужным присутствие в пьесе дублирующей линии Лисовичей.

Итак, сценическое пространство пьесы отдано Истории и дому Турбиных, исторической хронике и психологической драме, отношения, между которыми определяют своеобразие драматургического конфликта и сценического действия.

Московский Художественный театр воспринял пьесу в контексте родственной ему чеховской драмы. К этому склоняла любовь Булгакова к подробностям быта (кремовые шторы, лампа под зеленым абажуром, ноты на рояле, цветы), умение молодого драматурга создать образ настроения, окрашивающего сцену или даже целый акт и усиленного с помощью звукового или музыкального сопровождения. Сходство затрагивало и более глубокие уровни драмы (конфликт, сценическое действие, способ создания сценического единства), но это было сходство-преодоление, которое вело к созданию драмы иного типа.

Начнем с конфликта. Как известно, столкновения между действующими лицами в чеховских пьесах не ведут к возникновению драматического конфликта. И у Булгакова враждебность между Турбиными и Тальбергом, даже исход взаимоотношений между Еленой и Тальбергом или Еленой и Шервинским не приобретают в пьесе первостепенного значения.

У Булгакова это «общее состояние мира» приобретает облик Истории, вторгается в сценическое пространство и переводит проблему трагического столкновения с судьбой из символического в реальный план, вынуждает героев к прямому участию, к выбору, к поступку, что нехарактерно для чеховских героев.

В булгаковской пьесе персонажи выявляют себя прежде всего в поступке — начиная от предложения, которое Шервинский делает Елене, и кончая героической смертью Алексея Турбина. Наличие в системе персонажей типично чеховского героя, Лариосика, только подчеркивает отклонение от чеховского пути.

Не менее интересно в пьесе (и в этом Булгаков следует чеховской традиции) умение раскрыть характеры героев через повседневное самочувствие действующих лиц, их эмоционально окрашенные размышления.

Но в пьесе Булгакова эти внутренние размышления связаны не с впечатлениями «от мелких событий повседневности», как у Чехова, а с реакцией на значительные исторические ситуации. Они принимают форму прямой рефлексии (в монологах Алексея Турбина, Мышлаевского). Но главный интерес драмы в стремлении автора показать, насколько размышления, вообще само чувствие действующих лиц, возникающее в контексте сцены или акта, окрашено осознанием ими исторического момента, их захваченностью историческим потоком.

В «Белой гвардии» события бушевали вокруг турбинского дома, а сам он, несмотря ни на что, оставался островком уюта. В пьесе турбинский дом уже никакой не островок, а лодка, которую несут бешеные волны событий, грозя в любую минуту опрокинуть или разбить о камни. Таким образом, предметом изображения в пьесе оказывается судьба культурной традиции, которая стала бытом, воздухом турбинского дома, сущностью тех, кто причастен к этому Дому.

Историческое и частное не закрепляются за определенными картинами, но постоянно соотносятся друг с другом. История вторгается и повседневную жизнь Турбиных, по существу, становится главным содержанием этой жизни. Как только открывается занавес, она дает о себе знать песней Николки («Хуже слухи каждый час — Петлюра идет на нас!»), выстрелами пушек, бухающих где-то под Святошином, все время гаснущим электричеством, проходящей по улице воинской частью. Она проникает в речь действующих лиц, определяет их поведение, проявляется в состоянии Елены, нетерпеливо ожидающей своего мужа, в поведении Тальберга, Лариосика, в рассказе Мышлаевского о положении на фронте. Об истории идет речь на последнем ужине дивизиона. История меняет турбинский мир. Мера этих изменений определяет характерную для пьесы систему персонажей.

Не случайно столь важное место среди действующих лиц получает в пьесе Лариосик — житомирский кузен Ларион Суржанский.

Из второстепенного, даже третьестепенного романного персонажа он становится в пьесе одним из персонажей первого плана.

Расширение и углубление роли Лариосика с его комично поданной рефлексией, с его беспомощностью, нерешительностью, беззащитностью, неловкостью должны были оттенить психологические изменения в «чеховской» среде, подобно тому как «крыса» Тальберг призван был подчеркнуть неизменную верность Турбиных воинскому и семейному долгу.

Характеризуя систему персонажей, В. Ходасевич, видевший мхатовский спектакль в Париже, писал: «От Тальберга до Алексея Турбина идет целая цепь постепенно высветляющихся персонажей. Их можно расположить в определенной последовательности. На первом месте оказывается Шервинский. Он вовсе не негодяй, но и не человек безукоризненной честности (история с портсигаром); он пустышка и враль, на прямое шкурничество не способен, но еще менее способен на самопожертвование; он честно служит белой гвардии, но не свяжет с ней своей судьбы и очень легко переживет ее гибель. За ним — Мышлаевский, отличный фронтовик, хороший товарищ, человек не сложный, потому что ни до какой сложности он еще и недоразвился; гибелью белой армии он раздавлен... Капитан Студзинский — фигура несколько бледная — средний тип честного служаки и порядочного человека. Затем, наконец, Алексей Турбин — истинный герой, человек рыцарской доблести. Его младший брат — юнкер — прекрасный юноша, который так же как Алексей, не задумался бы пожертвовать жизнью, но судьба от него не требует этого: армия гибнет прежде, нежели его героизму представляется случай выявиться».

В центре системы персонажей в «Днях Турбиных» оказались, в отличие от романа, не молодые Турбины, а три белогвардейских офицера: Алексей Турбин, Мышлаевский и Студзинский, олицетворяющие три возможных для офицера пути в условиях революции: гибель, освобождающую от выбора, шаг навстречу большевикам и третью дорогу, ведущую в тупик. Выбирающий ее Студзинский из эпизодического персонажа становится одним из главных действующих лиц.

Алексей Турбин, доктор, мятущийся интеллигент, каким он показан в романе, превращается в пьесе в полковника, командира артиллерийского дивизиона, вытеснив романного Малышева. В Алексее воплощены также, особенно в последние моменты жизни, чистота и благородство Най-Турса.

Полковник Алексей Турбин наиболее сознательно и обостренно реагирует на ситуацию, а потому его позиция раскрывается напрямую. Его сильнейшим образом волнуют события на Украине, он разочарован в действиях гетмана, который стал «ломать эту чертову комедию с украинизацией», он видит разложение белого офицерства во главе с «гвардейской штабной оравой», предрекает гибель белого движения. В последнем акте Мышлаевский с его решительными выводами как бы замещает трагически погибшего полковника Турбина.

Таким образом, в пьесе, в отличие от романа, звучит идея обреченности старого мира вообще и белогвардейского движения в первую очередь. У персонажей появляется уверенность в неизбежности рождения «новой России». Лучшие представители белой гвардии признают историческую правоту большевиков. Поэтому не кажется странной точка зрения Сталина по поводу того, что «Дни Турбиных» «дают больше пользы, чем вреда», оставляя у зрителя впечатление, «благоприятное для большевиков»; «если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие... значит, большевики непобедимы».

Так ли воспринимала пьесу публика? Дело в том, что «просоветский» идеологический план, столь прямо обозначенный в пьесе, смягчается ее особой жанровой природой, восходящей к чеховским новациям. Речь идет о сопряжении трагического с комическим и лирическим, о постоянной корректировке идеологического начала вторжением комического и лирического. Так, высказывание Алексея Турбина; проникнутое трагическим пафосом, звучит на фоне пьяной пирушки. Возникший первом акте мотив предательства и бегства (Тальберг, уход немецких войск) травестируется опереточным мотивом переодевания (бегство гетмана, которого «выносят» из дворца с забинтованной головой и в немецкой форме; переодевание Шервинского).

Трагическое начало достигает своей кульминации в впервой картине третьего акта. Это сцена в Александровской гимназии, где Алексей Турбин отказывается посылать людей на смерть. Даже перед угрозой гибели своих идеалов и принципов он заявляет юнкерам: «И вот я, кадровый офицер Алексей Турбин, вынесший войну с германцами, чему свидетели капитаны Студзинский и Мышлаевский, я на свою совесть и ответственность принимаю и, любя вас, посылаю домой».

Трагическая судьба Алексея Турбина является композиционным центром пьесы но параллельно его линии существуют линии лирического, комического и трагикомического характера. Булгаков строит систему образов посредством парадоксального смешения жанров; судьбы героев Трагического или лирического плана корректируются персонажами комическими.

Трагикомическое начало вносят в пьесу Лариосик, Шервинский, Мышлаевский, Николка, сторож Максим. Все они наделены в той или иной степени наивностью восприятия, и это дает автору возможность с их помощью постоянно смещать трагическое и лирическое в комедийный план. Так трагическая тема в первых двух картинах связана с Алексеем Турбиным. Она возникает на фоне пьяной пирушки. В момент; когда Алексей провозглашает тост за встречу с большевиками («Или мы их закопаем, или — вернее — они нас... неуместная песенка Лариосика («Жажда встречи, / Клятвы, речи — / Все на свете / Трын-трава...») обостряет трагическое звучание эпизода. Но акт завершается лирической сценой (объяснение Елены с Шервинским), которая, в свою очередь, прерывается комедийным эпизодом — пробуждением пьяного Лариосика.

Особое значение в структуре пьесы имеют музыкальный комментарий, звуковая символика. Постоянно не совпадая с видимым планом действия музыка переводит его в противоположный план, обнаруживает трагедию в фарсе и наоборот. Спор героев часто достигает высшего напряжения не в словах, а в музыкальных партиях. Возникает постоянно антитеза «музыка — слово». Один из красноречивых в этом смысле примеров — финальная сцена, где общему ощущению завершенности драматических событий сопутствуют грохот пушек и «далекая глухая музыка», возвещающая о вступлении большевиков в город.

Многозначительна в этом контексте композиция пьесы. Кольцевая композиция — один из признаков того, что сценическое действие у Булгакова хотя и принимает формы прямого столкновения с Историей, но при этом в не меньшей степени, чем у Чехова, выражается также в сфере «внутреннего действия». Оно реализуется сопоставлением персонажей, их позиций и «образа настроения», возникающего в разных актах.

В начале пьесы — канун трагических событий, бегство Тальберга и отчаянная пирушка — «последний ужин дивизиона» перед боем с петлюровцами, когда выясняется, что завтра идти в бой, но за кого и за что — неизвестно.

В конце — Крещенский сочельник, наступивший через два месяца после гибели Алексея и ранения Николки, елка, снова сбор друзей, появление Тальберга и объявление о свадьбе Елены и Шервинского — эпилог одних и канун новых трагических событий, тревожное ожидание прихода большевиков.

Но важнейшая для булгаковской концепции соотнесенность мотивов 1-го и 4-го актов связана с образом Дома.

Дом в восприятии Лариосика предстает сначала как воплощение покоя в разбушевавшемся мире, потом как символ грядущей лучшей жизни («Мы отдохнем, мы отдохнем...»). Отсылки к Чехову, провоцируемые дословным воспроизведением чеховского текста, должны как раз обратить внимание на несовпадение в трактовке образа дома. Для чеховских героев дом — замкнутое пространство, торжество сковывающей человека повседневности. У Булгакова мотив дома в 1-м акте связан с мотивом тонущего корабля, хаоса, проникшего внутрь священного пространства (попойка). В 4-м же акте звучит мотив возвращенной жизни и неистребимой повседневности как основы миростояния. Утверждается идея самоценности жизни, права человека жить вопреки «общим» обстоятельствам. Как и в 1-м акте, эти обстоятельства реализуются в мотиве недремлющего рока (солдатский марш на слова пушкинской «Песни о вещем Олеге»). Этот мотив трагически обрамляет праздник возрождающейся жизни, обнаруживая его беззащитность. Гром шестидюймовых батарей, под который Лариосик произносит в финале классические слова: «Мы отдохнем, мы отдохнем...», становится завершением, разрешением чеховской темы пьесы.

Итак, в пьесе «Дни Турбиных» Булгаков, обратившись к изображению «русской усобицы», сумел подняться над настроением классовой розни и утвердить идею человечности, самоценности жизни, непреложности традиционных нравственных ценностей. Наследуя завоевания чеховской драматургии, Булгаков создал оригинальное в жанровом отношении произведение, соединившее историческую хронику с психологической драмой, органично включившей в себя трагикомическое начало.

IV. Заключительное слово учителя

Булгаков как бы охватывает единым взглядом всю Россию, создает образ Родины, образ Истории. Причем Истории, современной ему. Ведь роман написан в 1923-24 годах. Осознать то, что произошло не давно, очень сложно. Вспомним есенинское «большое видится на расстоянье». Кто из известных писателей, кроме Булгакова, смог сделать подобное? А. А. Блок в поэме «Двенадцать» (1918 год).

Давайте обратимся к эпиграфу урока (см. начало урока).

— Откуда он взят? Что означает?
(Из Апокалипсиса. Содержит основную идею романа — неизбежность ответственности, возмездия (опять вспомним Блока) «сообразно с делами своими...» Ссылка на авторитетнейший, древнейший источник имеет символический смысл. Бог во сне Турбина говорит: «Все вы у меня одинаковые — в поле брани убиенные»).

Домашнее задание

Судьбы героев «Белой гвардии»
(Алексей Турбин, Николка, Елена, Тальберг, друзья Турбиных — Мышлаевский, Шервинский, Карась, полковник Малышев, полковник Най-Турс, Лариосик).
Дать характеристику образов, подобрать эпизоды (по группам).

Урок 4. Судьбы людей в революции

Цели урока: показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации выбора.

Методические приемы: сообщения учащихся (по вопросам домашнего задания), беседа по содержанию романа.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания


Учащиеся рассказывают о героях романа, зачитывают отрывки, находят ключевые слова, характеризующие героев. Обращаем внимание на ключевые слова, портретные и речевые характеристики.

1. Елена: рыжеватая голова, «Лена ясная», «золотая Елена», «красавица Елена». Взгляд — мягкий, тревожный: Стрелки на лице Елены — печальные складки.

2. Тальберг: «двухслойные глаза», «двухэтажные глаза», «вечная патентованная улыбка», «поджарая фигура... как автомат», «вежливо и заискивающе улыбаясь» разговаривает с германским лейтенантом. Алексей Турбин о нем: «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!».

3. Алексей Турбин: старший в семье Турбиных, 28 лет, врач, бритый, светловолосый. Постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года. Вещий сон (часть 1, глава 5).

4. Николка: голубые глаза, длинный птичий нос, вихор. Командуя юнкерами, испытывает гордость, «что он, оказывается, храбрый». «В бою, знаете ли, приятно помереть» (часть 2, глава 11). Вспомним пушкинского Гринева, Петю Ростова из «Войны и мира».

5. Мышлаевский: бывший студент, поручик, громадные плечи, «голова... была очень красива странной и печальной, и привлекательной красотой давней, настоящей породы и вырождения», смелые глаза, гордые губы, «один уголок рта приспущен печаль но», «лицо в пятнах от водки и бешеной усталости».

6. Шервинский: (часть 1, глава 3): бывший лейб-гвардии уланского полка поручик, ныне адъютант в штабе князя. Белорукова, «наглые глаза», «маленький», великолепный голос («Все вздор на свете, кроме такого голоса, как у Шервинского»).

7. Карась (Степанов): бывший студент, подпоручик, артиллерист, «маленький, укладистый и действительно очень похожий на карася».

8. Лариосик: (часть 2, глава 11): «Глаза, мутные и скорбные, глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной», кожа на лице «старенькая, серенькая», зубы кривые и желтые. Часть 3, глава 12. Разбивает синий сервиз (символическая деталь!)

9. Най-Турс: боевой армейский гусар, полковник (см. сон Турбина, часть 1, глава 5, где Най-Турс предстает в облике рыцаря). Индивидуальность речевой характеристики (картавость). Часть 2, глава 11 — спасает юнкеров ценой своей жизни. «Умер как герой». Часть 3, глава 17 — похороны Най-Турса (Николка).

10. Малышев: кадровый офицер, «на свою совесть беру и ответственность все!.. все!» (часть 1, глава 7 — сцена в гимназии), «Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!» (часть 2, глава 12).

11. Лисович: прозвище Василиса (часть 1, глава 3), мочальные усы, в квартире пахнет мышами, «плесенью, ворчливой сонной скукой».

Затем учащиеся находят эпизоды, характеризующие поведение героев в ситуациях выбора.

II. Беседа

Слово учителя.


Основная тема романа — трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства — белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.

Вспомним лучших представителей русской интеллигенции — поэтов и писателей. Многие из них неоднозначно относились к революции. Было сложно разобраться, на чьей стороне истина, историческая правда.

— Как относились Блок, Горький, Булгаков, Пастернак к интеллигенции?

(Они считали интеллигенцию хранительницей русской культуры, лучшим социальным слоем. И сами были ее яркими представителями. М. А. Булгаков в романе «Белая гвардия» через судьбу семьи Турбиных показал нам трагизм и ужас братоубийственной войны).

— По каким нравственным законам живут Турбины?
(В семье царит культ высокой русской культуры, духовность, интеллигентность. Русская литература присутствует в романе как полноправный герой. То и дело в «Белой гвардии» упоминаются имена Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, имена их героев: Лиза из «Пиковой дамы», Тарас Бульба, ведьма — панночка (Явдоха), Наташа Ростова, героиня «Капитанской дочки». В сны Турбиных врываются бесы из романа Достоевского, лермонтовский демон.

В доме Турбиных, «несмотря на пушки», крахмальная и белоснежная скатерть. «Полы лоснятся, и в декабре... На столе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни», — пишет Булгаков. Здесь женщине поклоняются как богине, а честь — в верности не только царю, белому знамени, но и товариществу, долгу перед младшими и слабыми).

— Каково отношение Турбиных к интеллигенции?
(Турбины считают интеллигенцию солью земли, боятся революции, потому что боятся разрушения культуры, семьи, быта, боятся того, что «потухнет огонь в бронзовой лампе», а «Капитанскую дочку» сожгут в печи». Старый мирный быт кажется им невыразимо прекрасным. Самым главным для них является понятие чести. Они не меняют своих убеждений, не могут предать.)

— Дружелюбна ли история к Турбиным?
(История выступает как нечто враждебное частной жизни людей. Но революцию нельзя пересидеть, закрывшись от нее на цепочку, как Василиса. В шумной, веселой жизни Турбиных — нота обреченности. Неизбежно расставание с прошлым, неизбежны революционные разгромы и взрывы.)

— Давайте поговорим о судьбах главных героев: об Алексее, Елене и Николке. Что вы можете рассказать о судьбе Алексея?
(Алексей Турбин, старший брат — один из заблудившихся в этой революционной метели: «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий», — мог бы подписаться он под есенинской фразой. В первых главах романа Алексей — убежденный монархист и белогвардеец, решительный противник большевиков. Считает своим долгом защищать Город от петлюровцев, добровольно записываясь в дружину в качестве доктора. Смертельно раненный, в конце романа Турбин мучительно переживает крушение своей веры.

А. Турбин, заблуждаясь и сомневаясь, приходит к убеждению: надо устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь а не воевать, заливая кровью родную землю. Многое сближает автора с его героем: и спокойное мужество, и вера в старую Россию, и мечта о мирной жизни, и боль от утраты духовных ценностей.)

— Выдержал ли Николка Турбин испытание временем?
(Николай — самый юный герой Белой гвардии ему семнадцать с половиной лет. Живет в его сердце мечта о подвиге (можно сравнить его образ с образом толстовского Пети Ростова). Он также человек чести. (Анализируется эпизод — Николка в бою.) Младшему Турбину принадлежат слова: («...слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете». Николка мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его героической смерти и достойно похоронить.)

— В чем трагедия Елены? Какую идейную нагрузку несет этот центральный образ в романе?
(Елена — хранительница семейного очага и семейных традиций Турбиных. Она излучает любовь, свет и добро. На это указывают синонимичные эпитеты: «рыжая, рыжеволосая, рыжеватая, золотая, красивая». Трагедия ее — в предательстве мужа, в том, что рушатся семейные связи. Она всеми силами пытается сохранить тепло домашнего очага. Именно ее устами Булгаков выражает свои заветные мысли: «Никогда не сдергивайте абажур с лампы... У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга. Ждите, пока к вам придут».
В ней воплощено и религиозное начало. Она просит в своих молитвах о спасении Алексея: «... все мы в крови повинны, но ты не карай. Не карай»)

— Кто из персонажей, кроме Турбиных, сберег свою честь, сохранил человечность и чувство долга в это смутное время?
(Обреченные на поражение, оказавшиеся в трагической ситуации, лучшие герои Булгакова сохраняют человеческое мужество, офицерскую честь, высокое чувства долга, товарищества, стремление к нормальной — человеческой жизни, к любви.)

(Ученики рассказывают о Най-Турсе, Мышлаевском, Малышеве).

— Кто из героев не сохранил этих качеств?
(Прежде всего Тальберг, муж Елены Турбиной. Автор презирает его за беспринципность, слабодушие, предательство: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!» Тальберг — это «цвет» белой армии, он окончил военную академию. Тем горше разочарование в нем. Расчетливый, циничный Тальберг, с его «двухслойными глазами», не обременен понятием о чести: он рассматривает, на чьей стороне сила, и делает карьеру наверняка. В революцию он первый выходит на улицу с красным бантом и потом первый кричит на выборах в пользу гетмана. Ему неплохо при любой власти. По мысли автора, убегающий «крысий побежкой» из дома Тальберг — не просто несчастье Елены, это позор, бесчестие и бесславие белой гвардии.
Хочет пересидеть смутное время, закрывшись от него на щеколду, домовладелец Лисович (его называют женским именем Василиса) — «инженер и трус, буржуа и несимпатичный». Он считает и прячет купоны, затаившись в тишине за ставнями. Все, что происходит вокруг, его не касается, только бы пережить бурю.)

IV. Комментарий учителя

Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает исключение по отношению к тем, у кого не обнаруживает ни чести, ни совести, ни элементарной человеческой порядочности. Он сурово наказывает Лисовича; дворника, пытающегося задержать Николку, за трусливую злобу; поэта Русакова — за духовное разложение; другого поэта, Горболаза, — за доносительство. Характер каждого наказания соответствует, по воле автора, характеру грехопадения. Лисович наказан лишением «сокровищ», дворник Нерон — ответной злобой Николки, Русаков за душевную гниль — физической гнилью, сифилисом, Горболаз — тем, что желал агитатору-большевику, которого пытался выдать.

Бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами. Герои стали игрушкой в руках стихийных сил, их завертела метель, вьюга, символически предвещенная эпиграфом из «Капитанской дочки». Вспомним образ Блока из «Двенадцати» — революция как стихия. На поверхности жизни мелькают, сменяя друг друга, политические временщики и авантюристы, а в глубине бродит взбунтовавшаяся народная масса.

V. Итог урока

Находим эпизод бегства в Город (часть 1, глава 4)

Гибель белого движения неизбежна, неизбежно и падение царства гетмана, избранного правителем Украины в цирке. Обратим внимание на эту символическую деталь.

Ромай наполняется жестоким сознанием неотвратимости суда истории, блоковским чувством возмездия.

— Какие нравственные ценности утверждает писатель в романе?
(Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет вас думать о вечности, жизни будущих поколений, об ответственности людей перед историей, друг перед другом. Все пройдет, все исчезнет, «а вот звезды останутся...» (обращаемся к эпиграфу). Звезды — это вечность жизни, это вечные нравственные ценности: добро, книги, семья, дом, любовь. Любовь победит все, любовь есть жизнь.
За Алексеем Турбиным гналась смерть, а догнала любовь в образе Юлии Рейсс.
Николка приходит в дом Най-Турсов вестником смерти, приносит горе, а уносит с собой любовь сестры героя.
Сердце Елены покорил Шервинский.
Любовь нельзя убить, как нельзя убить жизнь. Подобно «Капитанской дочке» «Белая гвардия» — не только исторический роман, но и своеобразный роман-воспитание, где, говоря словами Л. Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народною).

Домашнее задание

По вариантам:
проанализировать две ключевых сцены романа — вечеринка у Турбиных (часты, глава 3) и сцена в гимназии (часть 1, главы 6, 7).

Урок 5. Образ дома в романе «Белая гвардия»

Цель урока:
понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Методические приемы: повторение, работа над текстом, анализ эпизодов.

Ход урока

I. Слово учителя


Дом в представлении Булгакова не ограничивается ролью вспомогательной, ролью интерьера. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, где тебя любят и ждут. В романе Булгаков воссоздает обстановку своего родного дома № 13 по Алексеевскому спуску, где царили уют, взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности. Вспомним дом Ростовых из «Войны и мира».

— Что общего между домом Ростовых и домом Турбиных?
(Автобиографичность. Обстановка доверия и любви, простота и взаимное уважение. Есть «чужой» в доме: у Толстого — Берг, муж Веры, у Булгакова — Тальберг, муж Елены (обратим внимание на сходство фамилий.)

II. Беседа

Образ Дома создается и на противопоставлении остальному, внешнему миру. Один из эпиграфов, из «Капитанской дочки», гласит: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
— Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!».

Вспомним оттуда же: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

— У кого еще из писателей ХХ-го века встречается образ бурана?
(Образ бурана, метели, предвещающий жизненные бури, один из основных и у Блока.)

Героям Булгакова удается какое-то время защищаться и защищать свой Дом, воплощение прочности, надежности, самой жизни. Вещи для Турбиных не материальные ценности, а особые знаки привычного бытия, надежды, защищенности.

— Какие предметы являются для Турбиных по-настоящему ценными?
(Книги: На открытых многополочных шкафах тесным строем стояли сокровища. Зелеными, красными, тиснеными золотом и желтыми обложками и черными папками со всех четырех стен... глядели книги» (часть 3, глава 12).)

— Какие книги упоминаются в романе? В каком контексте?
(Прежде всего вспомним Капитанскую дочку. Название пушкинского романа дается без кавычек. Это уже не просто книжный образ, это член семьи, так же, как и Наташа Ростова. Елена читает «Господина из Сан-Франциско» Бунина. Вспомним эпиграф к рассказу: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий», который перекликается с идеей «Белой гвардии». Заметим, что символичность рассказа усиливается, приобретает конкретность в контексте романа Булгакова. Упоминаются названия книг и литературные образы: Фауст, «Пиковая дама», Онегин, стихотворения Некрасова, «Бесы» Достоевского, современные Булгакову футуристы. Классические произведения, вечные образы и сюжеты даются как неотъемлемая часть жизни, часть культуры, которая подвергается смертельной опасности.)

— Что предвещает разрушение Дома?
(Любимый синий сервиз, согретый еще материнскими руками, разбит неуклюжим Лариосиком. И это предвещает несчастье. «Сервиза безумно жаль», — говорит Елена.)

— Как писатель предостерегает от разрушения?
(Булгаков разрывает ткань повествования восклицанием: «Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысиной побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут».)

Дом Турбиных, как Ноев ковчег, спасает от смуты, царящей за окнами, спасает всех, кто переступает его порог.

II. Реализация домашнего задания: анализ ключевых эпизодов

1. Обратим внимание на квартиру Лисовичей, домовладельцев, которая больше похожа на нору, в которой уютно себя чувствует разве что мышь (прием противопоставления).

— С помощью каких элементов автор дополняет образ Дома Турбиных?
(Звуки, запахи дополняют образ Дома, наполняют его жизнью: запах книг и шорох страниц, запах хвои, размеренный бой часов («тонк-танк) песни и гитара Николки.)

— Какая атмосфера царит в доме Турбиных?
(В доме Турбиных — уютно, тепло, царит атмосфера любви и заботы друг о друге, высокой культуры и духовности. Атмосфера дома, описанная в романе, напоминает ту, которая была в семье писателя. В доме Булгаковых господствовали интеллектуальные интересы: все увлекались поэзией, литературой, театром.
Членов семьи Турбиных мы постоянно видим с книгами: Алексей читает Бесов Достоевского, Елена увлечена Буниным.
В доме Турбиных находят тепло, понимание и поддержку Мышлаевский, Шервинский, Карась.)

— С какой целью писатель делает противопоставление Дому?
(Покою, радости и чувству защищенности турбинского дома противопоставляется умерший, опустелый дом — гимназия. Он становится символом войны, гибели. Там мертвый покой, «полнейший и угрюмейший покой». Там жгут в печах книги, чтобы согреться, жгут парты (часть 1, глава 6). Алексею Турбину «показалось вдруг, что черная туча заслонила небо, что налетел какой-то вихрь и смыл всю жизнь, как страшный вал смывает пристань».)

В сцене в гимназии действие романа достигает наибольшего драматизма.

2. Анализируем поведение героев.

— Как ведут себя герои романа?

— Как меняется представление о чести?
(Главной ценностью оказывается человеческая жизнь. Полковник Малышев в минуту кризиса берет ответственность на себя и распускает юнкеров, спасая их. Защищать «до последнего патрона» некого и нечего. Остается попытка начать мирную гражданскую жизнь в этом хаосе.)

IV. Итог урока

Роман кончается как будто спокойно. Герои спят и видят сны. Надежда на будущее — в простом и радостном сне Петьки Щеглова — мальчика из флигеля (тоже Дом). «Камера» писателя поднимается вверх, к звездам: «Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»

Эти философские вопросы — призыв к разуму, призыв к всеобщему примирению. Но здесь, на земле, недолго будут спать спокойно герои. Можно догадаться, что ждет их впереди: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней».

V. Тест — см. Приложение в конце книги

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению.

Уроки 6—7. Сочинение по роману «Белая гвардия»

Темы:


1. «Мысль семейная» в русской литературе (Толстой, Булгаков).

2. Анализ эпизода (по выбору) из романа« Белая гвардия».

3. Автор в романе «Белая гвардия».

4. Тема ответственности в произведениях Булгакова.

5. Образ города в романе «Белая гвардия».

6. Судьбы героев в романе «Белая гвардия».

Тезисный план сочинения по теме «Мысль семейная» в русской литературе (по романам Л. Н. Толстого «Война и мир» и М. А. Булгакова «Белая гвардия»)

I. Введение
Семья как одна из главных ценностей в жизни человека. Отражение темы семьи, утверждение ее ценности в русской литературе. Идейные стержни произведений Л. Н. Толстого: «мысль народная» («Война и мир») и «мысль семейная» («Анна Каренина»), их значимость.

II. Основная часть

1. Сопоставление изображения «мысли семейной» в романе Толстого «Война и мир» и романе Булгакова «Белая гвардия»: автобиографичность: семья Толстых — прототип семьи Ростовых; семья Булгаковых — прототип семьи Турбиных;
— атмосфера тепла, доброты, взаимопонимания, доверия, поддержки, надежности в семьях Ростовых и Турбиных.

2. Художественные средства изображения семьи, дома:
— портрет (семейные черты героев, объединяющие их);
— интерьер, его детали (например, лампа с зеленым абажуром, кремовые шторы, печка в доме Турбиных, которые символизируют уют и тепло Дома; книги, герои которых стали членами семьи Турбиных — кстати, в их числе Наташа Ростова);
— речевая характеристика (диалоги, из которых видно, что люди понимают друг друга с полуслова);
— описания семейных праздников (именины у Ростовых, вечеринка у Турбиных).

3. Противопоставление почти идеальных семей Ростовых и Турбиных другим семьям: например, Курагиным («Война и мир») и Лисовичам («Белая гвардия»); изображение в каждой семье «чужого», противопоставленного другим членам семьи (Берг у Ростовых, Тальберг у Турбиных).

4. Время, изображенное в романах: семья оказывается вовлеченной в исторические события (Отечественная война 1812 года в «Войне и мире» и перипетии революции и гражданской войны в «Белой гвардии»).

5. Трагические эпизоды, показывающие единство членов семьи, взаимную поддержку в сложных ситуациях (например, известие о гибели Пети Ростова, ранение Алексея Турбина).

6. Комические эпизоды, где герои изображены с добрым юмором (например, первый приезд Николая Ростова из армии; неловкость и комичная рефлексия Лариосика).

7. Авторская позиция по отношению к героям (симпатии авторов на стороне семей Ростовых и Турбиных).

III. Заключение

— духовная близость героев Толстого и Булгакова;
— семья как надежный оплот человека в жизненных бурях.


1. Источник: Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, II полугодие. – 3-е изд., исп. и доп. ВАКО, 2004. – 368 с. – (В помощь школьному учителю). (вернуться)

 




Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz