Главная  |  Иллюстрации к комедии "Ревизор"  | Иллюстрации П.М.Боклевского к поэме "Мертвые души" | Иллюстрации А.А.Агина к поэме "Мертвые души"
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к повести "Записки сумасшедшего" | Иллюстрации В.М.Васнецова к повести "Тарас Бульба" | Иллюстрации Кукрыниксов к повести "Портрет" | Иллюстрации С.Бродского к повести "Шинель" | Картина Куинджи "Украинская ночь" | Портрет Гоголя работы Ф.Моллера

Иллюстрации Кукрыниксов * к повести "Шинель"

Через полтора десятилетия после выхода в свет детгизовского трехтомника Гоголя (1937 год) Кукрыниксы снова работают над иллюстрациями к Гоголю: сделали новый графический вариант "Мертвых душ", но самое главное – прекрасную серию рисунков к "Петербургским повестям" – "Портрету" и "Шинели".

     Столь же активную роль, как и в иллюстрациях Кукрыниксов к "Портрету" Гоголя, играет город и в иллюстрациях к "Шинели". В некоторых листах здесь чувствуется особая натура художников: их впечатления от послеблокадного Ленинграда, над улицами которого словно бы пронесся мерзкий запах грабителей Акакия Акакиевича, столь же призрачных и фантастичных .
    Когда-то создавая "Белые ночи" в замечательной технике граттографии ("процарапывания" белого по черному и контраста силуэтов), Мстислав Добужинский впервые в книжной графике сделал Петербург тем действующим лицом иллюстраций, которым он был в повести Достоевского.
     Кукрыниксы дали иной, чем у Добужинского, Петербург. Менее жесткий и более фантастический, чем у Достоевского, Петербург Гоголя, Петербург теней и расплывающихся в тумане силуэтов, пустынных площадей и гулких набережных, продутых сквозняками перекрестков и тяжелых толчков густой воды в реках и каналах. Это был тот город Гоголя, который каждый из нас ищет в ленинградском пейзаже, вслушиваясь в хлопающие двери тяжелых подъездов доходных домов на Староневском и словно бы различая голоса толпы, описанной в "Петербургских повестях" бедным малороссийским юношей, недавним нежинским гимназистом, чиновником 14-го класса и посетителем занятий живописи в Академии художеств.

       Кукрыниксовский Башмачкин особенно дорог сердцу тем, что каждый лист, где он появляется, будто заставляет услыхать душераздирающий вопрос Акакия Акакиевича. Помните у Гоголя: "Молодые чиновники посмеивались и острились над ним во сколько хватало канцелярского остроумия... Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич... только если слишком была невыносима шутка, ...он произносил: "оставьте меня, зачем вы меня обижаете"... и в этих проникающих словах звенели другие слова: "Я брат твой".
       Снова вспоминаешь о Домье, глядя сцену "Смерть Башмачкина", в которой стоят около одра Акакия Акакиевича важный доктор и квартирная хозяйка. Сюжет подобен знаменитой карикатуре Домье "Он нам больше не опасен", где возле умершего республиканца пузатый врач и полицейский филер с облегчением переводят дух. Однако здесь лишь внешнее сходство – подобие атмосферы и бедного ложа, высокий трагизм ухода из жизни, провожаемой чужими. Домье создал едкую карикатуру, Кукрыниксы – драматический рисунок. Но внешняя связь с листом Домье не случайна. Художники словно бы напоминают зрителю: "Об этом говорил Домье. Почти о таком. Но его герой – рабочий, испытавший счастье борьбы. Башмачкин – современник республиканца – и не слыхивал о подобном..." Свеча догорает возле холодной подушки, где лежит лысая легкая голова Акакия Акакиевича. Почти с жалостью глядит на него врач, и эта жалость приближает нас к великому слову писателя о братстве
.

Из книги: Пистунова А.М. Единосущная троица. – М.: Советская Россия, 1978 .
*Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив русских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903–1991), Крылов Порфирий Никитич (1902–1990), Соколов Николай Александрович (1903–2000). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники России (1958). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

в начало страницы

Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2017     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz