Урок по рассказу М.Горького «Челкаш». Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Иллюстрации Б.Дехтерёва
к повести А.М.Горького "Детство"
М.Горький. Портрет работы В.А.Серова, 1905
 
 
 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
М. ГОРЬКИЙ. «ЧЕЛКАШ»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 70

Предполагается вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений,
исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.

Безумство храбрых — вот мудрость жизни.
М. Горький. «Песня о Соколе»


Цели урока:
— продолжение знакомства школьников с творчеством Максима Горького;
— развитие читательских умений школьников;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение;
— формирование реалистичного представления об окружающей жизни.

Форма урока:
синтетический урок, включающий в себя слово учителя (возможна презентация), чтение произведения, работу с учебником, беседу с классом, выразительное чтение эпизода.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

II. Слово учителя о писателе (возможна презентация).

III. Чтение произведения.

Чтение рассказа М. Горького «Челкаш»[2] по очереди всем классом (с. 77—109) пятого издания учебника по литературе для 8 класса В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина.

IV. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Расскажите, о чем произведение Максима Горького «Челкаш». Какова его тема?
(Жизнь босяков. Более широко — невыносимые тяготы жизни
и в деревне, и в городе, во всей России рубежа XIX—XX веков.)

— Что понравилось и что не понравилось в этом произведении Горького? Аргументируйте свой ответ.

— Если здесь нет темы любви, которой посвящены только что прочитанные нами рассказы А. Чехова, И. Бунина и А. Куприна, то какая все-таки тема является ведущей в этом рассказе? Можете ли вы сформулировать его проблему?
(Тема человеческой жизни. Проблема смысла человеческой жизни.
)

— Как ее решает Горький-реалист?

— С чего начинается рассказ М. Горького «Челкаш»? Как вы думаете, для чего дано описание жаркого дня в «тесном порту»?

— Что писатель говорит о солнце и о море? Почему вдруг эти свободные стихии оказываются как бы скованы, чем-то ограничены?
(«...Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде...», «...Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями...» и т. п.)

— К чему готовит нас такое описание природы?

— Какой пейзаж предстает перед глазами читателя во всем вступлении? Как называется такой пейзаж?
(Урбанистический пейзаж[3] — описание города, в данном случае порта, где всё и все подчинены закону денег — «страстному гимну Меркурия», как иронизирует Горький.)

— Какова экспозиция рассказа?

— Где и как появляется главный персонаж — вор Григорий Челкаш? Что о нем говорит автор?

— Создайте словесный портрет этого персонажа.

— Что рассказывает автор о жизни порта? Почему он называет грузчиков босяками? От какого слова произошла эта полунасмешливая-полуобидная кличка?
(Босяк — от слова босой, т. е. «человек без обуви», не заработавший себе на обувь, полунищий.)

— Как относится к своему «босяцкому положению» герой рассказа Челкаш? Почему, несмотря на воровское поведение и постоянное пьянство, все вокруг его уважают? За что уважают Челкаша?

— Перечитайте сцену встречи Челкаша с Семенычем. Кто такой Семеныч? Почему Челкаш так фамильярно обращается с представителем власти?

— Как вы думаете, уважает ли Челкаш таможенного сторожа Семеныча? Почему? Аргументируйте свой ответ.

— Когда происходит завязка действия? — Почему Челкаш обращает внимание на простого деревенского парня? Что привлекает в незнакомом человеке вора-одиночку?

— Опишите незнакомца. Какие детали сразу же выдают в нем крестьянина?

— Откуда и куда идет крестьянин-батрак? Почему?

— Как объясняет новый знакомый Челкаша свои скитания по югу России? Какие воспоминания начинают просыпаться в душе главного героя? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Почему молодой парень сначала так фамильярно разговаривает с босяком?
(Во-первых, он не уважает босяков — голодранцев, которые не работают, во-вторых, сразу увидел, что Челкаш с похмелья.)

— Что возмутило Челкаша в парне?
(«...Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик, — за всю его жизнь, прошлую и будущую, и больше всего за то, что он, этот ребенок, по сравнению с ним, Челкашом, смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя. (Выделено нами. — Н.К.)»)

— Как автор строит сопоставление героев произведения? Какие описания помогают ему противопоставить этих двух персонажей — вора Челкаша и «честного» крестьянина Гаврилу?
(Описание моря при передаче мыслей и чувств каждого из персонажей.)

— Расскажите, как дальше развивалось действие.

— Почему Челкаш все-таки взял Гаврилу «на дело»? Что вспоминает Челкаш, глядя то на спящего пьяного парня, то на его греблю по ночному заливу?

— Что мы узнаем о Челкаше из этих воспоминаний?

— Как вы полагаете, почему главный герой бросил зажиточное хозяйство в деревне и вот уже одиннадцать лет ведет бродяжнический образ жизни? Какие черты характера говорят о том, что перед нами — асоциальный тип личности?
(Жажда «свободы от всего и от всех»
— первый признак такой личности, ибо человек с нормальной психикой всегда осознает, что нет и не может быть абсолютной свободы.
Пьянство и лень, нежелание работать, трудом зарабатывать себе на жизнь — второй признак асоциальной личности.
Третий признак — полная безответственность, определенная бесхарактерность, сформированная сильной волей воспитателей (вспомним: отец Челкаша «с суровым лицом»).)

— Как вы думаете, когда сломался крестьянский стержень в душе Челкаша? Почему он бросил все, хотя прошлое ему, безусловно, дорого?

— Но так ли слаб и бесхарактерен босяк Челкаш, как изначально кажется?

— Почему Гаврила вдруг почувствовал в нем... хозяина?

— Как ведут себя герои в море, выйдя «на рыбалку»?

— Почему нам становится неприятен «честный» крестьянский парень Гаврила? Только ли потому, что он боится моря? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст произведения.

— Что внешне меняется в Челкаше? Почему ночью в море мы как бы видим совсем иного человека? Что его так бодрит и мобилизует?
(Чувство опасности: это чувство он испытал на военной службе, этого чувства ему явно не хватало дома, в крестьянской жизни, а без адреналина в крови Челкаш уже жить не мог. Деньги для него — ничто, чувство опасности, борьба с трудностями и препятствиями, приключения — смысл жизни. Здесь явно видна горьковская романтизация героя-босяка: «Безумство храбрых — вот мудрость жизни...»)

— Как сравнивается вор Челкаш с морем? Найдите эти слова в учебнике, в тексте произведения. Как пейзаж подчеркивает сложность и действенность натуры героя (с. 89—90 учебника);

— На кого похож Челкаш «в деле»? Куда подевался полупьяный расслабленный босяк?

— Какое сопоставление Гаврилы с окружающим пейзажем дает Горький? Почему?

— Чего боится Гаврила? Или он боится всего? Аргументируйте свой ответ.

— Почему после «славного дельца» оба героя засыпают? О чем говорит эта психологическая деталь?

— Когда происходит кульминация действия ?
(Огненный столб фонаря сторожевого крейсера прорезал ночную мглу — Гаврила рухнул без чувств, Челкаш радостно готовился к действию или к борьбе: «А Челкаш торжествовал. Его привычные к потрясениям нервы уже успокоились. У него сладострастно вздрагивали усы и в глазах - разгорался огонек. Он чувствовал себя великолепно...»)

— Какова развязка действия?

— Как вы думаете, почему во время путешествия по морю Гаврила думал о том, что ему уже не нужны никакие деньги, лишь бы вернуться на берег и лишь бы «не вляпаться в историю»? Изменилось ли что-то в его восприятии мира рано утром? Что именно?

— Почему Челкашу вообще не нужны деньги? Как он сам это объясняет?

— Как ведет себя Гаврила? Какие чувства испытывает при этом Челкаш?

— Какие детали говорят о человечности и доброте босяка Челкаша? Какие подчеркивают силу его характера? Зачитайте эти фрагменты текста.

— Какой человеческий тип описан Горьким в образе крестьянина Гаврилы? Что о нем говорит писатель словами своего любимого героя?
«— Сам я хотел тебе больше дать. Разжалобился вчера я, вспомнил деревню... Подумал: дай помогу парню. Ждал я, что ты сделаешь, попросишь — нет? А ты... Эх, войлок! Нищий!.. Разве из-за денег можно так истязать себя? Дурак! Жадные черти!.. Себя не помнят... За пятак себя продаете!.. ...Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. И эта мысль и ощущение, наполняя его сознанием своей свободы, удерживали его около Гаврилы на пустынном морском берегу (выделено нами. — Н. К.)» (с. 105 пятого издания учебника).

— Почему Гаврила решился на убийство? Можно ли утверждать, что к этому его подтолкнула жадность?

— Тогда почему он вернулся к Челкашу, которого считал умирающим? Почему не добил его? Зачем Гавриле прощение Челкаша? Кого на этот раз боится «честный» крестьянский парень?
(Бога. Будет прощение самого убиенного — будет прощение Господа Бога. Только о других своих грехах Гаврила забыл, в частности о трусости, скаредности и жадности, корысти — «пойти в зятья» и т. д.)

— Почему автор подчеркивает, что персонажи разошлись в разные, противоположные стороны?

— Какие нравственные уроки можно извлечь из рассказа Максима Горького «Челкаш»?

— Какова идея произведения? Обоснуйте свой ответ.

V. Выразительное чтение фрагмента.

Подготовка выразительного чтения (или чтения по ролям) последнего эпизода «Дележ денег», глава III пятого издания учебника (с. 101—109).

VI. Работа с учебником.

Вопросы и задания пятого издания учебника на с. 110.

VII. Домашнее задание. Для всего класса:
— выразительное чтение фрагмента рассказа М. Горького «Челкаш».

Индивидуальные задания:
— мини-сочинение «Актуальность рассказа М. Горького „Челкаш“ для современного читателя».

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. (вернуться)

2. Рассказа М. Горького «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Короленко. Написано в августе 1894 года в Нижнем Новгороде. Рассказ включался во все собрания сочинений.
В 1891 году Максим Горький попал в больницу города Николаев. Его соседом по койке оказался босяк, который и поведал писателю свою историю, которая впоследствии легла в основу произведения. Рассказ был написан за 2 дня и тут же отдан В. Короленко. (вернуться)

3. Урбанизм (фр. urbanisme, от лат. urbanus — городской) — в искусстве и литературе изображение жизни города, преимущественно крупного города, и горожан, в целом одобрительное, в русской реалистической литературе XIX — начала XX века чаще всего отрицательное, неодобрительное. (вернуться)

 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz