Гумилев Николай Степанович
(1886–1921)

Слово[1]
 
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города[2].

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине[3].

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число[4].

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

1919

ПРИМЕЧАНИЯ

1. «Слово» – дат.: до 31 августа 1919 – по датировке альбома 1919 г.
Расположение стихотворения соответствует архитектонике Альбома 1919.
Стихотворение приводилось и приводится как образец высокого поэтического мастерства Гумилева: «Четкость слов создает местами афоризмы, не ходульные, а настоящие благородные афоризмы: <цит. ст. 19-20> (Лунц Л. Цex поэтов // Книжный угол. 1922. № 8. С. 53). (вернуться)

2. Солнце останавливали словом, Словом разрушали города... – имеются в виду эпизоды из успешного завоевания израильтянами «земли обетованной», южного Ханаана, когда по воле Бога на время решающей битвы с аморрейскими царями было остановлено солнце (Нав. 10, 12-14), а также от возгласа и трубных звуков были разрушены стены оборонявшегося от израильтян города Иерихона (Нав. 6, 1-20). (вернуться)

3. И орел не взмахивал крылами,.. Слово проплывало в вышине. – «Первая строка, должно быть, еще относится к контексту Ветхого Завета – она сильно напоминает одно из мест в книге Исайи, в котором сказано: "Никто не пошевелил крылом" (Ис. 10, 17) (имеется в виду: "от страха перед Богом"). В данном случае орла следует считать символом высшей человеческой власти или творческой способности – напомним распространенное употребление эмблемы орла в связи с государством или поэтом. Однако, остальную часть строфы уже нельзя сводить к ветхозаветному контексту: ни одушевление звезды, ни "розовое пламя" не встречаются в Библии. Главным источником этих образов, на наш взгляд, является стоическая традиция логоцентризма с характерным для него понятием Логоса как художественно-творческого огня, пронизывающего и оживляющего вселенную. Более понятным в этом окружении становится и глагол "проплывать", особенно если мы учитываем то учение стоиков, по которому божественный Логос проносится ветром» (Эwельман Р. Гумилевское «Слово» и мистицизм // Русская мысль. 1986. 29 августа № 3636). С. 9). (вернуться)

4. ...Тростью на песке чертил число. – образ «седого патриарха», молча «чертящего число», вероятно, восходит к образу Пифагора – величайшего математика и философа античности, который подвергал своих ученbков испытанию молчанием. (вернуться)

 
Н.Гумилев – гимназист старших классов
 
Источник: Душа любви: сборник / сост. и авт. вступ. ст. А. Л. Казаков. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1991, с. 107-108.

 
 
 



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz