Путеводитель по сайту

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Садовая улица в Царском Селе. Литография В.П.Лангера. 1820
 
Съезжий дом Коломенской части и Старо-Калинкин мост. Литография Ф.-В. Перро с оригинала Н. К. Чернецова. 1841
 
 
10 класс

10 класс

(страницы к урокам литературы указаны в соответствии
с программой Т.Ф.Курдюмовой)
Вариант "Вслед за учебником"[1]
 
Пушкин Александр Сергеевич
 
Лермонтов Михаил Юрьевич
Лермонтов в Петербурге (Из путеводителя "По лермонтовским местам")
Лермонтов в Петербурге (Глава из книги  В.А.Мануйлова  и  Л.Н.Назаровой  "Лермонтов в Петербурге")
 
Гоголь Николай Васильевич
Петербург Гоголя (отрывок из книги Н.П.Анциферова "Непостижимый город"...)
Глава "Люди и чины" из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Островский Александр Николаевич
Детство А.Н.Островского в Замоскворечье(фрагмент книги В.Я.Лакшина "Островский А.Н.")
 
Гончаров Иван Александрович
 
Тургенев Иван Сергеевич
Тест. Чья это характеристика? (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")
 
Тютчев Федор Иванович
 
Фет Афанасий Афанасьевич
 
Толстой Алексей Константинович
 
Некрасов Николай Алексеевич
 
Чернышевский Николай Гаврилович
 
Лесков Николай Семенович
 
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Тест. Чья это характеристика? ( по роману "История одного города")
 
Достоевский Федор Михайлович
Тест. Чья это характеристика? (по роману "Преступление и наказание")
 
Толстой Лев Николаевич
 
Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович

1. Курдюмова Т. Ф. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Т. Ф. Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, О. Б. Марьина и др. - М.: Дрофа, 2014.
Примерное
календарное планирование по литературе для 10 класса (по учебнику Т.Ф. Курдюмовой) 
136 часов (4 часа в неделю).
Дата

урока
Тема
 
сентябрь
1-4
(4)
Русская история и русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
 
 

5-16
(10+2 р.р.)

А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.
Тема поэта и поэзии. Любовная лирика, тема природы.
«Медный всадник»: проблема власти, идея государственности.
«Борис Годунов» Проблема народа и власти. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для литературы.
 
17-24
(6+2 р.р.)

М.Ю.Лермонтов. Романтизм и реализм в творчестве.
 

октябрь
  Тема родины, поэта и поэзии («Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик», «Сон»).
Мотив одиночества («И скучно и грустно», «Выхожу один я...»)
 

25-27
(3)

Н.В.Гоголь. Литература середины 19 века как «эпоха Гоголя». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект».
 

28
(1)

Русская литература второй половины 19 века. Роль русской классики в культурной жизни страны.
 
 

29-37
(6+3 р.р.)

А.Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Особенности драматургического мастерства Островского.


ноябрь
38-44
(6+1 р.р.)
И.А. Гончаров. Краткая биография писателя Общая характеристика 3 романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
«Обломов». История создания. Особенности композиции. Прием антитезы в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы.
 

45-46
(2)

Ф.И.Тютчев – поэт философ. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «…Умом Россию не понять».
Любовная лирика. Тема родины
 

47-48
(2)

А.А.Фет.
Картины природы и оттенки чувств человека в стихах. «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…»
Фет и теория «чистого искусства».

декабрь

49-51
(2+1 р.р.)

А. К. Толстой.
Краткий обзор жизни и творчества. Ведущие темы в лирике А. К. Толстого.
 

52-59 (5+3 р.р.)

Н. А. Некрасов.
Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образ "народного заступника" Гриши Добросклонова.
 

60-69
(6+4 р.р.)

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Творческая история романа «Отцы и дети». Философские позиции героев романа и автора.


январь
  Полемика вокруг романа "Отцы и дети".
 

70-72
(3)

Н. Г. Чернышевский.
«Что делать?».
Эстетическая теория писателя.
 

73-78
(4+2 р.р.)

Н. С. Лесков
. Мастер изображения русского быта. 
Художественный мир произведений Н.С.Лескова.

февраль
 
«Очарованный странник». Особенности сюжета.
 
 

79-83
(4+1 р.р.)

М. Е. Салтыков-Щедрин.
Очерк жизни и творчества. Поэтика сказок Салтыкова-Щедрина.
«История одного города»
 

84-98
(11+4 р.р.)

Ф. М. Достоевский.
Очерк жизни и творчества. 
Роман «Преступление и наказание». Петербург Достоевского.

март
 
Картины природы. Раскольников и его "двойники".
апрель


99-113
(11+4 р.р.)


Л. Н. Толстой.
Жизненный и творческий путь писателя. «Севастопольские рассказы».
«Война и мир». «Мысль народная» и «мысль семейная» в эпопее. Система образов в романе.

май


114-127
(10+4 р.р.)


А. П. Чехов.
Жизненный и творческий путь писателя.
Рассказы, своеобразие тематики и стиля.
«Вишнёвый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы.

 

129-136

Повторение. Резервные уроки
 
   
 

Список книг для летнего чтения (рекомендация)
для перешедших в 11 класс
(к урокам литературы по программе Т.Ф.Курдюмовой)

Названия произведений расположены не в алфавитном,
а в хронологическом прядке
(последовательность их изучения на уроках литературы).

Бунин И.А. Рассказы "Антоновские яблоки", "Лёгкое дыхание", "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник".

Куприн А.И. Повести "Олеся", "Гранатовый браслет".

Андреев Л.Н. Повесть "Иуда Искариот", рассказ "Баргамот и Гараська".

Горький А.М. Рассказ "Старуха Изергиль", пьеса "На дне".

Блок А.А. Сборник "Стихи о Прекрасной Даме", поэма "Двенадцать".

Есенин С.А. Поэма "Анна Снегина".

Фадеев А.А. Роман "Разгром".

Бабель И.Э. Сборник "Конармия".

Замятин Е.И. Роман "Мы".

Платонов А.П. Рассказ "Усомнившийся Макар", повесть "Котлован".

Булгаков М.А. Повести "Роковые яйца", "Собачье сердце", роман "Мастер и Маргарита".

Шолохов М.А. Сборник "Донские рассказы", роман "Тихий Дон".

Набоков В.В. Роман "Другие берега".

Быков В.В. Повесть "Сотников".

Кондратьев В.Л. Повесть "Сашка".

Твардовский А.Т. Поэмы "За далью — даль", "По праву памяти".

Пастернак Б.Л. Роман "Доктор Живаго".

Солженицын А.И. Рассказ "Один день Ивана Денисовича".

Шаламов В.Т. Сборник "Колымские рассказы".

Распутин В.Г. Повесть "Живи и помни", рассказ "Женский разговор".

Абрамов Ф.А. Роман "Две зимы и три лета".

Астафьев В.П. Роман "Печальный детектив", повесть "Царь-рыба".

Шукшин В.М. Рассказ "Ванька Тепляшин".

Вампилов А.В. Пьеса "Утиная охота".

Трифонов Ю.В. Повесть "Обмен".

Шоу Б. Пьеса "Пигмалион".

Хемингуэй Э. Повесть "Старик и море".

Ремарк Э.М. Роман "Три товарища".


 
11 мая 2017 года учащиеся 10-х классов Санкт-Петербурга пишут единое сочинение
(3 часа 55 минут)
1.2. Сочинение – традиционный вид школьной письменной работы. Школьное сочинение представляет собой развернутое высказывание учащихся на ту или иную тему. Сочинение по литературе должно отвечать некоторым особым требованиям. Оно предполагает обязательное обращение к тексту художественного произведения и на основе этого обращения дает учащемуся возможность предъявить собственное понимание мыслей писателя, выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, обосновать свои суждения о содержании произведения с точки зрения того, как в нем отразились идеи писателя, продемонстрировать понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует от пишущего самостоятельности в высказывании мыслей и в полной мере отвечает специфике литературы как учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

1.3. Обучающимся 10-х классов будут предложены темы для сочинения по литературным произведениям, изучаемым в 8-10-х классах в соответствии с государственной программой по литературе. Темы сочинений будут сформулированы по направлениям, разработанным Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах в 2016/2017 учебном году. Сочинение, с одной стороны, нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию, что отражает надпредметный характер работы. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

1.4. Темы сочинений, предложенные обучающимся, будут сформулированы по следующим направлениям:
1. «Разум и чувство»,
2. «Честь и бесчестие»,
3. «Победа и поражение»,
4. «Опыт и ошибки»,
5. «Дружба и вражда».

Каждое из направлений представлено двумя понятиями, по преимуществу полярными, что расширяет возможности обучающихся в выборе литературного материала для построения аргументации.

1.5. Сочинение проводится в день, определенный Комитетом по образованию для всех образовательных организаций Санкт-Петербурга (11 мая 2017 года).

2. Процедура проведения сочинения
2.1. Продолжительность проведения сочинения. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Время инструктажа не входит во время написания сочинения. 2.2. Дополнительные материалы и оборудование.
Для выполнения работы каждому участнику предоставляется необходимое количество проштампованных тетрадных листов.
При работе над сочинением обучающиеся имеют право обратиться к текстам художественных произведений для справки (уточнение подробностей сюжета, цитаты, художественной детали и т.п.). Обучающиеся при возникновении необходимости обращения к тексту работают с произведением за отдельными столами, на которых размещены книги с текстами произведений. Книги предоставляются через 30 минут после объявления тем и начала работы над сочинением.
Для обеспечения работы обучающихся с текстами произведений школьные библиотеки должны предоставить тексты произведений в нескольких экземплярах для каждой аудитории (в зависимости от наполнения). Книги следует подготовить таким образом, чтобы у обучающихся не было возможности работать с комментариями и вступительными статьями к художественным текстам.

Для уточнения написания слова или его значения разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями. Словарем обучающийся может пользоваться за своим столом на этапе самостоятельной проверки работы.

2.3. Требования к организаторам.
При проведении сочинения рекомендуется распределить школьников по аудиториям следующим образом: один человек за партой, не более 25 человек в аудитории.
Организатор записывает на доске темы сочинений, объявленных на сайтах СПб ЦОКОиИТ и СПб АППО, указывает на доске время начала и окончания написания сочинения. За 30 минут и за 5 минут до окончания сочинения организатор сообщает участникам о скором завершении написания работы.

2.4. Правила поведения обучающихся:
‒ работа выполняется обучающимся самостоятельно, задавать какие-либо вопросы по содержанию работы не разрешается;
‒ если обучающемуся необходимо выйти из аудитории, он оставляет свои материалы у организатора в аудитории;
если обучающийся завершил работу ранее отведенного времени, он может покинуть аудиторию, сдав все материалы (сочинение и черновые листы) организатору.
Запрещается иметь при себе мобильные средства связи и пользоваться ими.

2.5. Требования к проверке сочинения.
Проверка сочинения осуществляется комиссией, состоящей из учителей русского языка и литературы. Экзаменующий учитель (учитель, работающий в 10-х классах) не является единственным проверяющим, но принимает полноценное участие в проверке.
Проверка осуществляется в соответствии с критериями, разработанными для проверки сочинений по литературе обучающихся 10-х классов в 2017 году и размещёнными на сайте СПб АППО.

Комментарий к темам общегородского единого сочинения в 10-х классах
Направление первое: «Чувство и разум»
1. «Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г. Белинский)
Рациональное и эмоциональное ‒ две важнейшие составляющие внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки.
Ключевое слово данной темы – «равно»: разум должен с необходимостью быть освещен чувствами (любви, милосердия), а чувства ‒ контролироваться и корректироваться разумом. Желательно, чтобы в сочинении был сформулирован тезис о целостности, гармоническом единстве духовного мира человека. Именно такие герои в русской литературе воплощают авторский идеал (Татьяна Ларина, Пьер Безухов).
«Две силы» могут быть рассмотрены и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности, ‒ и таких героев большинство (Чацкий, Печорин, Базаров, Андрей Болконский, Раскольников). Подобные мятущиеся герои страдают (Болконский), переживают трагический разлад, раскол (Печорин, Раскольников), они оказываются перед выбором между велением сердца и решением разума (Чацкий), нередко принимают роковое решение, повинуясь одной, пусть даже высокой, страсти (князь Игорь) или губят свою и чужие судьбы, руководствуясь только порождениями ума – «простой арифметикой», идеей, теорией (Раскольников, Базаров).

Направление второе: «Честь и бесчестие»
2. «Честь нельзя отнять, её можно потерять» (А.П. Чехов)
Ключевая антитеза данной темы – «отнять» ‒ «потерять». Обесчестить человека не в состоянии никакая внешняя сила: ни тяжёлые обстоятельства, испытывающие его, ни противник, действующий уговорами (Пугачёв) или запугиванием (Мюллер).
Потерять честь, достоинство может человек лишь по собственному желанию, проявляя слабость характера, малодушие или поступая в соответствии со своими «правилами жизни». Ответственность за сохранение чести лежит только на нём.
В сочинении желательно рассмотреть антитетичные пары героев (Гринёв- Швабрин, Сотников – Рыбак, князь Андрей – Борис Друбецкой, Андрей Соколов – предатель Крыжнев, Стародум – Простакова). Можно выбрать героев из разных произведений, представляющих при этом полярные ценностные категории чести и бесчестия. Можно рассмотреть заветы отцов: Тараса Бульбы, Н.А. Болконского и А.П. Гринёва, с одной стороны, и Простаковой, отца Молчалина, отца Чичикова – с другой.

Направление третье: «Победа и поражение»
3. «Величайшая победа – победа над самим собой» (Цицерон)
При раскрытии темы можно выбрать одно из узких, частных пониманий «победы над самим собой». Это может быть обуздание тщеславия, гордыни (князь Игорь, Андрей Болконский), переосмысление собственных идеологических установок (Раскольников, Базаров), выход из унижающей достоинство ситуации (Софья Фамусова в финальной сцене с Молчалиным), преодоление страха смерти (Сотников), принятие жизни как долга, смирения (Марья Болконская, Татьяна Ларина).
В рассуждении можно пойти от противного: рассмотреть судьбы героев, которые не пожелали или не смогли преодолеть себя, свою природу: лень (Обломов), прорастание рутиной жизни (Ионыч), обывательские страхи (Беликов, Премудрый пискарь), внутреннее рабство (Червяков).

Направление четвертое: «Опыт и ошибки»
4. «Опыт – сын ошибок трудных» (А.С. Пушкин)
Ключевое слово данной темы – «сын»: мудрость как результат, как следствие ошибок, неверных решений человека. Учащимся предстоит разглядеть и прокомментировать парадоксальность пушкинского высказывания. Духовный опыт личности с неизбежностью включает в себя ошибки, их переосмысление и преодоление. В страдании, в раскаянии взрослеет и крепнет душа.
В анализе можно опираться на произведения, герои которых находятся в нравственных поисках, проходят путь надежд и разочарований, совершают проступки и горько за них расплачиваются (об этом все крупные романы XIX века: «Евгений Онегин», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети»).
Тема может быть раскрыта и в ракурсе исторического, политического, научного опыта, отразившегося в произведениях о социальных переворотах, бунтах, революциях, гражданских войнах, в антиутопиях русских и зарубежных писателей (Пушкин, Булгаков, Бабель, Замятин, Шолохов, Оруэлл и др.).

Направление пятое: «Дружба и вражда»
5. Чем различаются дружба и приятельство?
Приятельство – взаимно приятное общение. В основе приятельства лежит близость возрастов, сходство биографических деталей (К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский), привычек, общий круг интересов (Безухов – Долохов, Гринёв – Швабрин в первых главах), возможность интеллектуального диалога (Печорин – Вернер), интерес к противоположному типу мировидения (реалист и скептик Онегин – восторженный романтик Ленский), увлечение идеями, личностью (Базаров – Аркадий Кирсанов). Подобное приятельство недолговечно и может перерасти во взаимную вражду.
Дружба – понятие более глубокое, это не только отношение, но и чувство. Дружба зиждется на духовном родстве (Болконский – Безухов), обязательно включает в себя душевную теплоту (Наташа и княжна Марья), взаимопомощь и взаимовыручку (Обломов – Штольц), преодоление эгоизма, готовность к самопожертвованию.

Примечание: При проверке сочинений следует учесть, что для аргументации собственного мнения, подтверждения своих мыслей учащиеся могут опираться на художественные (публицистические) произведения как русской, так и зарубежной литературы. Материал подготовлен кафедрой филологического образования СПб АППО


12 мая 2016 года учащиеся 10-х классов Санкт-Петербурга пишут единое сочинение
(3 часа 55 минут)
Сочинение – традиционный вид школьной письменной работы. Школьное сочинение представляет собой развернутое высказывание учащихся на ту или иную тему. Сочинение по литературе должно отвечать некоторым особым требованиям. Оно предполагает обязательное обращение к тексту художественного произведения и на основе этого обращения дает учащемуся возможность предъявить собственное понимание мыслей писателя, выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, обосновать свои суждения о содержании произведения с точки зрения того, как в нем отразились идеи писателя, продемонстрировать понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует от пишущего большой меры самостоятельности в высказывании мыслей и в полной мере отвечает специфике литературы как учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

Обучающимся 10-х классов будут предложены темы для сочинения по литературным произведениям, изучаемым в 8-10-х классах в соответствии с государственной программой по литературе, и темы исторической и культурологической направленности. Темы сочинений будут связаны с юбилейными датами 2016 года, значительными для культуры России: 110-летием со дня рождения Д.С. Лихачева, 180-летием выхода в свет романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», 150-летием со дня выхода в свет романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, темы будут посвящены детской литературе и теме природы в лирических произведениях поэтов XIX века, т.е. тех поэтов, чьё творчество уже изучалось в 9-х–10-х классах. Объявленному в России году кино будет посвящена одна из тем сочинений, Обучающимся необходимо выбрать одну из предложенных тем.

Тезис и аргументация. См. комментарии ниже (Комментарии кафедры филологического образования СПб АППО)

2. Процедура проведения сочинения
2.1. Продолжительность проведения сочинения. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Время инструктажа не входит во время написания сочинения.
2.2. Дополнительные материалы и оборудование. Для выполнения работы каждому участнику предоставляется необходимое количество проштампованных тетрадных листов.
При работе над сочинением обучающиеся имеют право обратиться к текстам художественных произведений для справки (уточнение подробностей сюжета, цитаты, художественной детали и т.п.). Обучающиеся при возникновении необходимости обращения к тексту работают с произведением за отдельными столами, на которых размещены книги с текстами произведений. Книги предоставляются через 30 минут после объявления тем и начала работы над сочинением.
Также разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями для уточнения написания слова или его значения. Словарем обучающийся может пользоваться за своим столом на этапе самостоятельной проверки работы.

Методические рекомендации
для подготовки к сочинению в 10-м классе


Для подготовки к единому городскому (петербургскому сочинению) названы тематические направления, в рамках которых будут сформулированы темы. Темы будут даны в виде проблемных вопросов. Ниже приведены темы сочинений (тематические направления), которые можно предложить учащимся в процессе подготовки к сочинению. Темы носят рекомендательный характер.

1. К 110-летию со дня рождения Д.С. Лихачева (проблемы культуры, охрана городской среды, следование культурным традициям):
а) Какие мысли Д.С. Лихачева в «Письмах о добром и прекрасном» я воспринимаю как главные?
б) «Забота объединяет людей». Как Вы понимаете эти слова Д.С. Лихачева?
в) Насколько Вам близка следующая мысль Д.С. Лихачёва: «Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации»?

2. Детская литература. Роль детского чтения:
а) Какие книги из детства я обязательно прочитаю свои детям?
б) Почему детские книги читают не только дети, но и взрослые?
в) Какие детские книги, которые любили представители старшего поколения вашей семьи, любите и Вы?

3. К 180-летию со дня выхода романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:
а) Как и в чём проявляется благородство героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
б) «Я приехала просить милости, а не правосудия», – так ответила Маша Миронова на вопрос императрицы о цели ее приезда в Петербург. Как Вы понимаете смысл этой реплики, вложенной в уста героини романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкиным?
в) Почему роман «Капитанская дочка» считается своеобразным духовным завещанием Пушкина?

4. К 150-летию со дня выхода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:
а) Как и в чём, по мнению Ф.М. Достоевского, проявляются величие и низость человека? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
б) Почему как высший нравственный закон Ф.М. Достоевский утверждает милосердие? (по роману Ф.М, Достоевского «Преступление и наказание»).
в) Чем страшны Лужины? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

5. Год кино в России:
а) Экранизация литературного произведения: спор или диалог писателя и режиссёра? (на примере экранизации произведения отечественной литературной классики).
б) Какой фильм (какие фильмы) отечественной кинематографической классики я посоветую посмотреть моим ровесникам и почему?
в) Что можно сказать «за» интерпретацию сказки «Маша и медведь» и «против» неё в одноименном мультсериале?

6. Человек и природа (на примере русской лирики XIX века):
а) Почему в лирике большое внимание уделено теме природы?
б) Какие стихи поэтов XIX века о природе Вы любите и почему?
в) Всегда ли, изображая природу, поэт пишет только о природе?

Время начала сочинения: 9.00. Темы сочинений станут известны учащимся в день экзамена.

Критерии оценивания общегородского единого сочинения в 10-х классах

В 2016 году в целях подготовки обучающихся к итоговому сочинению в 11-х классах критерии оценивания сочинения максимально приближены к критериям оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы среднего общего образования.
Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерии №1 и № 2 являются основными. Для получения положительного балла за единое сочинение в 10-х классах необходимо получить не менее одного балла по критериям № 1 и № 2 (выставление 0 баллов по одному из этих критериев автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за работу в целом), а также дополнительно 1 балл хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается не соответствующей требованиям и оценивается неудовлетворительной оценкой.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится неудовлетворительная оценка.

Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
Работа по данному критерию оценивается 0 баллов только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (произведение, названное в теме, стихи, на основе которых раскрывается тема сочинения, публицистические статьи, критические статьи, материал культурологического характера) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции через осмысление литературного материала или его анализ.
0 баллов ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного (или культурологического) материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
0 баллов ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
0 баллов ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность обучающегося.
0 баллов ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
 
Критерии
Баллы
1. Соответствие теме
Сочинение обучающегося соответствует теме (содержит ответ на поставленный в теме вопрос или рассуждение в рамках заявленной темы). Тезисы убедительно обоснованы.
 3

Сочинение обучающегося соответствует теме (содержит ответ на поставленный в теме вопрос или рассуждение в рамках заявленной темы). Но не все тезисы убедительно обоснованы.
 2

Сочинение обучающегося соответствует теме (содержит ответ на поставленный в теме вопрос или рассуждение в рамках заявленной темы, но ответ или рассуждение является поверхностным). Тезисы не обосновываются, или тезисы отсутствуют, а имеется лишь рассуждение «по поводу темы».
 1

Сочинение обучающегося не соответствует теме, или в сочинении не прослеживается коммуникативного замысла (отсутствует цель высказывания).
 0

2. Аргументация. Привлечение литературного (культурологического) материала
Обучающийся раскрывает тему с опорой на литературное произведение (названное в теме или привлекаемое по собственному выбору, если произведение в формулировке темы не было названо), или культурологический материал (в сочинении по первому или пятому тематическому направлению), предъявляя рассуждения по его поводу или анализируя его. Для аргументации предъявлены разного рода ссылки на текст: его пересказ, аналитический комментарий, анализ эпизода, цитирование, упоминание деталей и т.п.
В сочинении по лирике рассматривается не менее трёх произведений.
Фактические ошибки отсутствуют или имеется не более одной фактической неточности, связанной со знанием текста (со знанием культурологического материала) привлекаемого произведения.
 3

Обучающийся раскрывает тему с опорой на литературное произведение (названное в теме или привлекаемое по собственному выбору, если произведение в формулировке темы не было названо), или культурологический материал (в сочинении по первому или пятому тематическому направлению), предъявляя рассуждения по его поводу или анализируя его. Для аргументации предъявлены разного рода ссылки на текст: его пересказ, аналитический комментарий, анализ эпизода, цитирование, упоминание деталей и т.п., но имеются фактические ошибки (не более одной) или фактические неточности (не более двух).
В сочинении по лирике рассматривается не менее двух произведений.
 2

Обучающийся раскрывает тему с опорой на литературное произведение (названное в теме или привлекаемое по собственному выбору, если произведение в формулировке темы не было названо), или культурологический материал (в сочинении по первому или пятому тематическому направлению), предъявляя рассуждения по его поводу. Текст произведения привлекается только в качестве пересказа. И (или) имеются фактические ошибки (не более двух) или фактические неточности (не более трёх).
В сочинении по лирике рассматривается только одно произведение.
 1

Сочинение написано без привлечения литературного материала.  0

3. Композиция и логика рассуждения
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
 3

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы.
 2

В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается.
 1

В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения.
 0

4. Качество письменной речи
Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. Речевые ошибки отсутствуют, или имеется не более одной речевой ошибки или не более двух речевых недочёта.
 3

Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов, но имеется одна-две речевые ошибки и (или) не более двух речевых недочётов.
 2

Обучающийся точно выражает мысли, но лексика и синтаксис однообразны, не употребляет терминов, имеются речевые штампы. Имеются речевые ошибки (не более четырех) и (или) речевые недочеты (не более пяти).
 1

Обучающийся неточно выражает мысли, имеется большое количество речевых ошибок (более четырех) и (или) речевых недочетов (более пяти).
 0

5. Грамотность
Имеется в сумме не более одной ошибки (орфографической, пунктуационной, грамматической) на сто слов.
 3

Имеется в сумме не более трёх ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на сто слов.
 2

Имеется в сумме не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на сто слов.
 1

Имеется в сумме более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на сто слов.
 0

Максимальный балл
15
   
Рекомендации перевода баллов
в школьные оценки
 
13-15
    5
9-12
    4
3-8
    3
Менее 3-х баллов
    2

 
Тезис и аргументация.

Главным требованием, предъявляемым к сочинениям, является требование соответствия теме. Тема может быть задана в утвердительной форме или вопросительной.

Тема, заданная в форме проблемного вопроса, – характерная особенность для современных подходов к обучению сочинению. Ответ на проблемный вопрос позволяет учащимся не просто воспроизвести имеющиеся знания, а творчески применить их, творчески переработать, так как именно проблемный вопрос предполагает возможность множественности ответов, строящихся на том уровне понимания проблемы, содержании знаний, которые имеет ученик.

Проблемный вопрос содержит в себе видимые границы известного и неизвестного.

Поясним на примере.

Обучающимся предложена следующая тема: «Почему Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)».

Что является известным о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», если исходить из этого вопроса? – Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом». Что остается неизвестным и требуется найти? – Почему Пушкин так называет свою героиню.

Логично начать формулировку тезиса с обозначения известного: «Пушкин называет Татьяну своим милым идеалом, потому что......». – От уровня имеющихся у ученика знаний содержания произведения, понимания природы литературного произведения как произведения искусства, где через систему образов автор заявляет о своих идеалах и жизненных представлениях, от понимания учеником позиции автора, знаний по теории и истории литературы будет зависеть точность и глубина ответа ученика.

Очевидно, что ответить на вопрос, подобный предложенному, нельзя, не зная содержания произведения. Знание содержания произведения становится основой ответа.

Приведем примеры из сочинений учеников:

1.«А.С. Пушкин называет Татьяну своим милым идеалом потому, что она любит русскую природу, она «нежная мечтательница», она «любит не шутя», а самое главное – она не предает мужа, остается ему верной женой».

2.«А.С. Пушкин называет Татьяну своим милым идеалом, потому что вложил в образ любимой героини всё, что так ценил в женщине и вообще в человеке: близость к народу, которая проявилась в образе Татьяны и в её любви к родной природе, и понимании того, что такое честь, искренность чувств, отсутствие лукавства, внутреннее достоинство».

Оба ответа верны. Но какой из двух более соответствует требованию понимать позицию автора и уметь отражать её в сочинении? – Очевидно, второй.

Однако надо иметь в виду, что ученик не только вправе предъявить собственное видение идеи произведения, но и, можно сказать, должен это сделать; проблемные вопросы стимулируют ученика к предъявлению собственной интерпретации. Учитель, проверяющий работу, или эксперт наблюдают за тем, как доказывается интерпретация, насколько убедительны представленные доказательства утверждению.

Очень часто учащиеся забывают об образной природе литературного произведения и пишут о героях как о реальных живых людях.

Создавая образ человека в литературном произведении, автор показывает его в отношении к природе, искусству, смерти, в его способности (или неспособности) любить, в целях его действий, в родительстве, в его вере (или безверии), в его связи с народом, народным идеалом. Понимание законов создания образа становится для читателя основой понимания авторского отношения к изображаемой им человеческой личности, герою.

Сочинение ученика – это представленное им осмысление позиции автора, отраженной в образе.

Хорошо продуманный и сформулированный тезис уже открывает перспективу его раскрытия.

Так, автор первого утверждения должен обратиться к содержанию произведения и показать отношение Татьяны к природе, к любви (что она действительно «любит не шутя»), прокомментировать причину отказа Татьяны на призыв Онегина в последней главе романа, а также привести доказательства тому, что для Пушкина действительно важно было это все показать в образе Татьяны, если она является для автора «милым идеалом».

Автор второго утверждения должен показать близость героини к народу (здесь важно вспомнить, например, как влияет на становление характера Татьяны её близость к «Филипьевне седой»), как и в чём проявляется её ум, показать, что во внутренней борьбе побеждают честь и благородство (поэтому будет важен анализ последнего эпизода, в котором действует Татьяна); что именно невозможность выбрать между честью и бесчестьем бесчестье и делают героиню «милым идеалом» Пушкина.

Как видим, два сочинения на одну тему не будут похожи между собой. Каждый из авторов сочинения вправе выбрать свою логику раскрытия темы, но каждый должен доказать верность собственного утверждения, отвечая на поставленный в теме вопрос.

Именно это умение и оценивается критерием «Соответствие теме».

Умение ученика обратиться к тексту произведения для доказательства своих суждений в рамках темы оценивается критерием «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Следует обратить внимание на то, что в рамках заявленных тематических направлений для сочинения десятиклассников в 2016 году не все темы потребуют обращения к литературному материалу. Очевидно, что такая тема, как «Какой фильм (какие фильмы) отечественной кинематографической классики я посоветую посмотреть моим ровесникам и почему», требует обращения к кинематографическому (культурологическому) материалу.

Очевидно, что перед тем, как приступить к сочинению, ученик должен освоить некоторые понятия. Среди них важнейшими являются понятия тезис, аргумент, интерпретация.

Тезис.

Одно из самых простых и понятных объяснений понятия:
Тезис - утверждение, подлежащее доказательству.

Наличие такого утверждения в сочинении является обязательным, если при проверке опираться на критерии оценивания сочинений.

Другие определения тезиса также могут быть предложены учащимся для осмысления; понимание учащимися того, сформулирован ли ими тезис в сочинении, позволяет выстроить дальнейший план работы, отобрать доказательства, защищать свою работу.

Тезис – одно из центральных положений теории или концепции;
Тезис – кратко сформулированные основные мысли доклада, статьи;
Тезис – положение, истинность которого должна быть доказана аргументом или опровергнута антитезисом.

Аргумент.

Наиболее простое определение аргумента:
Аргумент – суждения, факты, положения, используемые в качестве доказательства точки зрения, мнения, убеждения.

В сочинении по литературе аргументом является суждение по тому или иному эпизоду, фрагменту произведения, его анализ с точки зрения особенностей образов, деталей художественного повествования, своеобразия изложения. Умение учащихся видеть особенности текста и их умение описывать текст лежит в основе этой работы.

Необходимо предупредить учащихся, что сочинение по литературе, если нет специального задания, не предполагает спора с автором; доказывается возможность предъявленной интерпретации, а не верность (или неверность) суждений автора произведения.


Приведем как удачное одно из сочинений прошлых лет.

Кто только кажется героем, и кто на самом деле является таковым? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Тема героизма полно представлена в русской литературе. Как проявляется героизм? Что такое истинный и ложный героизм? Что движет человеком, совершающем геройский поступок? – на эти вопросы отвечают авторы произведений, в которых показан герой, А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени», Л.Н. Толстой в «Кавказском пленнике».

Кто только кажется героем, и кто на самом деле является таковым? – эта проблема проходит, можно сказать, через все военные сцены романа Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении автор с разных сторон показывает героизм, его проявления и предпосылки, указывая, кто на самом деле является героем и каковы признаки подлинного героизма.

Подлинный герой – тот, кто совершает подвиг без каких-либо корыстных целей, во благо общества и в помощь ближнему. В романе Толстого такой подвиг совершают Андрей Болконский и Пьер Безухов вместе со всей батареей генерала Раевского, а также множество безымянных героев, отказавшихся в день Бородинского сражения пить водку, готовых умереть и потому переодевшихся во все чистое.

Героический поступок может казаться подвигом. Но если рассмотреть предпосылки этого подвига, то может оказаться, что человеком движет как раз корысть и собственный эгоизм, и это подвиг делает не подвигом, а героя – не героем.

Так разжалованный в солдаты Долохов совершает подвиг, убив одного француза и взяв в плен французского офицера. Если не помнить о мотивах Долохова, то его поступок является проявлением мужества и геройства. Можно было бы считать Долохова героем, если бы Толстой не показал, что движет его поступком. После сражения Долохов подходит к полковому командиру и просит его запомнить себя, потому что возвращение эполет ему обещали после «первого дела»: «Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, Ваше превосходительство».

Так Толстой показывает, что героизм Долохова является ложным.

Не является героем для Толстого и Наполеон. Наполеон эгоистичен и самолюбив. Он жертвует множеством своих солдат, идя дорогой славы, он бросает солдат на произвол судьбы, когда отступает, преследуемый русскими войсками зимой 1812 года.

Героизм – это не только проявление мужества и смелости. Иногда героем становится тот, кто относится к людям с добротой, ценит их жизнь, берет на себя ответственность за вверенные ему жизни и даже за судьбу родины.

Таким героем у Толстого является Кутузов. Это полководец в изображении Толстого не жертвует солдатами понапрасну, стремится сохранить войско, всей душой переживает за солдат. В нем нет наполеоновской напыщенности. Именно поэтому Кутузов становится народным героем, за которым с доверием готов идти солдат.

Похожим на Кутузова является капитан Тушин. В нем есть мудрость, любовь к ближнему, сострадание к нему. Он не осуждает испугавшегося Ростова, подсаживает его на подводу, понимая, что молодому офицеру еще надо привыкнуть к бою, научиться справляться со страхом.

Именно Тушин, скромный, боявшийся штабных офицеров Тушин не ушел с поля битвы, когда остался без прикрытия, продолжал вести бой. Это было во время жестокого Шенграбенского сражения, когда тысячный отряд Багратиона противостоял многотысячной французской армии, давая возможность соединиться русским войскам, уже находившимся в Австрии и вновь прибывающим из России.

Понимание воинского долга, мужество, бескорыстие делают Тушина подлинным героем, и это Толстой показывает читателю.

Героям чужды эгоистические и корыстные цели, герой отдает себя, не требуя награды взамен. Толстой обличает мнимый героизм и с уважением показывает подлинный, который для Толстого всегда сопряжен с заботой о ближнем, с действиями для блага народа.


Приведенное сочинение может быть оценено максимальным баллом по каждому критерию:
оно соответствует теме, каждый тезис, выдвинутый учеником, убедительно обоснован;
тема сочинения раскрывается с опорой на текст романа Л.Н. Толстого «Война и мир», при этом верно понята авторская позиция, она обозначена, предъявлены разного рода ссылки на текст: пересказ, цитирование, указание на отдельные детали текста;
сочинение характеризуется композиционной цельностью, смысловые части связаны между собой, тема развивается, раскрыто содержание основных понятий, на основе которых строится высказывание;
автор сочинения точно выражает свои мысли, речь самостоятельна, грамотна;
орфографические и пунктуационные, грамматические ошибки отсутствуют.

Разумеется, тот ход, который предложил ученик для раскрытия темы, не является единственным. Данное сочинение предлагается для рассмотрения как пример, а не универсальный образец.
 

Темы сочинений в 10-м классе (12 мая 2016 г.) и комментарии к ним

1. Многие высказывания Д.С. Лихачёва стали афоризмами. Выберите один, с вашей точки зрения, самый точный. Как Вы понимаете выбранное Вами высказывание Д.С. Лихачёва? (Раскрывая тему сочинения, обучающиеся могут обратиться к примерам из русской литературы и (или) собственному опыту).
Без памяти нет совести.
Жизнь – это прежде всего творчество. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя.
Мудрость – это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты – хитрость.
Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды?
Русская литература – совесть русского народа.
Самая большая ценность народа – это язык, – язык, на котором он пишет, говорит, думает.
На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди.
Страж свободы человека – его совесть.
Экология – проблема нравственная.

Краткий комментарий к теме (все комментарии носят рекомендательный, а не обязательный характер):
Выбор учащимися одного афоризма. Его толкование.
Формулирование проблемной задачи сочинения (в виде тезиса).
Доказательство на примере литературного произведения или обращения к фактам жизни и творчества Д.С. Лихачева. Дополнительные аргументы могут быть основаны на личных впечатлениях и жизненном опыте.

2. Какие книги из детства я обязательно прочитаю своим детям?

Краткий комментарий к теме:
О роли чтения в жизни человека, особенной роли именно детского чтения. Для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только ещё лучше. Почему так говорят? Собственные впечатления, воспоминания о книгах, прочитанных в детстве и юности (авторы, вид книг, собственные детские ощущения; какие мысли, споры, впечатления они оставили, их значение для личностного становления; возможно, история "встречи" с конкретной книгой: кто показал, прочитал впервые, когда, при каких обстоятельствах). Формулирование тезиса о роли чтения в детстве.
Отзыв или анализ (возможен краткий пересказ, комментарий) одной или более любимых детских книг. Темы любимых книг. Сюжеты, особенности композиции, характеры персонажей, анализ любимых эпизодов. Особенности конфликта. Личные переживания, оставшиеся после чтения.
Заветная мысль автора книги, которую хочется передать потомкам. Почему именно эту книгу должны прочитать мои дети: что она воспитает в них, передаст им, чему научит и т.п.
Любимые книжные герои детства, почему важно продолжить семейную традицию.
Выводы о роли детских впечатлений для развития и становления человека.

3. Почему роман «Капитанская дочка» считается своеобразным духовным завещанием Пушкина?

Краткий комментарий к теме: Во вступлении возможно определить разницу между завещанием материального характера и духовным завещанием, можно упомянуть, что роман - последнее эпическое произведение Пушкина, законченное 19 октября 1836 года, ровно за 100 дней до гибели.
Поиски автором путей развития нации, государства, личности, проблема становления человека. Что для человека и русского мира спасительно: «бунт, бессмысленный и беспощадный»; незыблемость и сила закона или … милосердие и любовь?
Смысл эпиграфа к роману. Смысл названия. Семья и любовь как главные духовные ценности в романе. Приоритет милосердия и любви как непреходящих ценностей.
Путь Петра Гринева, утверждающего традиционные ценности семьи. И путь Маши Мироновой, совершающей подвиг во имя любви и провозглашающей любимую мысль писателя: «Я приехала просить милости, а не правосудия».

4. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Как Вы понимаете смысл этого восклицания Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Краткий комментарий к теме:
Образ Сони Мармеладовой как христианский идеал для автора романа. Эмблематика имени: София – премудрость.
Соня как воплощение гуманистического идеала терпения, смирения, кротости, жертвенности. Антитеза корыстным, протестным, разрушительным явлениям в романе. Чтение притчи о Лазаре – идейная кульминация романа.
Роль Сони в судьбе Раскольникова и/или в системе персонажей романа.
Убежденность автора в спасительности жертвенного добра и гибельности пути, основанном на протесте и ненависти.

5. Экранизация литературного произведения: спор или диалог писателя и режиссёра? (на примере экранизации произведения отечественной литературной классики).

Краткий комментарий к теме:
Особенности интерпретации художественного текста посредством киноязыка. Обретения (преимущества) и потери.
Выбор конкретного произведения литературной классики и написание своеобразной рецензии (отзыва) на киноверсию. Отзыв может включать одну или несколько позиций:
• Впечатление, произведенное киноверсией: более сильное, чем литературное произведение, менее сильное? Почему?
• Сюжет и композиция. Насколько фильм близок к литературному подлиннику или отличается от него? Кто с кем спорит? Какие сюжетные линии, сохранились в кинофильме, какие исчезли и почему? Какие мысли в кинодиалоге режиссер развивает и дополняет?
• Идея. Какая идея (проблема) в киноверсии оказалась основной? Каков режиссерский замысел? Насколько он соответствует или расходится с писательским замыслом? Это диалог или спор? Есть ли, на ваш взгляд, неоправданные отступления от текста, искажающие главную мысль произведения? Чем они вызваны и какой смысл вкладывал в своё произведение режиссер-постановщик?
• Трактовка образов. Внешние черты, жесты, движения, манера речи экранного героя. Как портретные характеристики героев воплощаются во внешности актеров, исполняющих их роль?
Игра актеров. Удалось ли актёрам создать характеры героев, как их задумал автор? Мысли и чувства персонажа. Откуда зритель узнает о них? Как передал режиссер внутреннюю речь героя; текст его письма (дневника)? Какие размышления персонажа, о которых мы читали в тексте, превращаются в его действия?
• Операторская работа, декорации, общие, крупные планы, музыкальное, шумовое оформление, свет и цвет, компьютерная графика и др. С помощью чего особенности стиля литературного произведения реализованы в киноверсии?

6. Как связаны между собой темы природы и родины в русской лирике XIX века? (На примере одного или нескольких стихотворений).

Краткий комментарий к теме:
Сочинение может включать одну или несколько позиций:
Темы природы и родины органично переплетаются. Родная природа неразрывно связана с образом родины. Любовь к родине, выраженная через пейзаж ("Родина"Лермонтова).
Чувства, вызываемые созерцанием русской природы: восхищение ("Невыразимое" Жуковского), восторг ("Зимнее утро" Пушкина), счастье ("Когда волнуется желтеющая нива" Лермонтова), умиротворение ("Вечер" Фета, "Есть в осени первоначальной..." Тютчева), осознание смысла жизни ("Выхожу один я на дорогу..." Лермонтова).
Пейзажная лирика раскрывает суть родной земли и народного характера.
• Характерные черты русского пейзажа, воплощающие национальное начало:
- скромность, простота, непритязательность, "смиренная нагота" ("Родина" Лермонтова, "Эти бедные селенья..." Тютчева, "Зимняя дорога" Пушкина, можно рассматривать лирические отступления из романа «Евгений Онегин»).
- стихийность, динамика, колдовское начало, фантасмагория ("Бесы", "Зимний вечер" Пушкина, "Весенняя гроза" Тютчева).
- бескрайнее пространство, просторы ("Родина" Лермонтова, "На Волге" Некрасова).
• Характерные мотивы, связанные с утратой/поисками/обретением родины и включающие образы природы:
- мотив скитальчества, пути ("Зимняя дорога", "Няне" Пушкина, "Тучи", "Выхожу один я на дорогу..." Лермонтова);
- мотив воспоминания о родных краях или о прошлом, вызванные реалистическими (лес, поле) или романтическими (море, звезда) образами природы ("19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор..."), "Погасло дневное светило..." Пушкина; "Невыразимое" Жуковского);
- мотив возвращения на малую родину ("...Вновь я посетил…" Пушкина, "Родина" Некрасова ("И вот они опять, знакомые места...")).
Природа (родная земля) и родина (государство, общество) в лирике могут противопоставляться. Контрасты родины, выраженные через описание природы:
- сельского (лесного) пейзажа как"приюта спокойствия" и социального зла, несправедливости в государстве ("Деревня" Пушкина, "Железная дорога" и "Элегия" (Пускай нам говорит изменчивая мода...) Некрасова);
- необъятной шири, раздолья и мучений угнетённого народа ("На Волге" Некрасова)
- святости родных мест и разобщённости, холодности людей, их фальши ("Как часто, пестрою толпою окружен..." Лермонтова).
 
 
 
 

Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2017     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz