Путеводитель по сайту

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Садовая улица в Царском Селе. Литография В.П.Лангера. 1820
 
Съезжий дом Коломенской части и Старо-Калинкин мост. Литография Ф.-В. Перро с оригинала Н. К. Чернецова. 1841
 
 
 
Серебряный век. Поэт и художник А.Крученых (Страница из книги А.Крученых "Взорваль", 1913)
11 класс

11 класс

(страницы к урокам литературы указаны в соответствии
с программой Т.Ф.Курдюмовой)
Вариант "Вслед за учебником"[1]
 
Бунин Иван Алексеевич
 
Куприн Александр Иванович
 
Андреев Леонид Николаевич
 
Горький Алексей Максимович
 
Поэзия Серебряного века. Антология
 
Брюсов Валерий Яковлевич
Поэзия В.Я.Брюсова. Урок по творчеству Валерия Брюсова
 
Бальмонт Константин Дмитриевич
 
Белый Андрей
 
Блок Александр Александрович
Поэма А.А.Блока "Двенадцать". Урок по поэме А.Блока
 
 
Гумилев Николай Степанович
 
 
Северянин Игорь Васильевич
 
Хлебников Велимир
 
Маяковский Владимир Владимирович
Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах». Урок по поэме В.В.Маяковского
 
 
Есенин Сергей Александрович
Есенин С.А. Стихотворения (из кодификатора для подготовки к ЕГЭ)
 
Цветаева Марина Ивановна
Цветаева М.И. Стихотворения (из кодификатора для подготовки к ЕГЭ)
 
Мандельштам Осип Эмильевич
 
Ахматова Анна Андреевна
Ранняя лирика Анны Ахматовой. Урок по лирике А.Ахматовой
 
Пастернак Борис Леонидович
 
Булгаков Михаил Афанасьевич
 
Шолохов Михаил Александрович
 
Шмелев Иван Сергеевич
 
Алданов Марк
Роман "Чертов мост" (главы из 1 и 4 частей)
 
Твардовский Александр Трифонович
 
Солженицын Александр Исаевич
 
Абрамов Федор Александрович
 
Астафьев Виктор Петрович
 
Распутин Валентин Григорьевич
 

1. Курдюмова Т. Ф. Литература. 11 класс: учебник в 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2013.
 

Примерное
календарное планирование по литературе для 11 класса (по учебнику Т.Ф. Курдюмовой)
136 часов (4 часа в неделю).

Дата
№ урока
Тема
сентябрь
12
(2 ч.)
История XX века и судьбы искусства.
Русская литература рубежа веков в контексте эпохи. Реализм рубежа веков.
 
 
37
(5 ч.)
И.А.Бунин. Этапы жизненного и творческого пути. Поэзия И.Бунина.
Проза И.Бунина. «Господин из Сан-Франциско». Цикл «Темные аллеи». Рассказы «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».
Традиции Чехова и Толстого в творчестве И.Бунина.
 

810
(3 ч.)

А.И.Куприн.
Жизнь и творчество.Повесть «Олеся»
«Гранатовый браслет».
Р.Р.1. Любовь героя и представление о ней других героев (анализ данных эпизодов).
 
 
11
(1 ч.)
Р.Р.2 подготовка к домашнему сочинению по творчеству Бунина и Куприна.
 
 

1219
(8 ч.)

М. Горький. Жизнь, творчество, личность. «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике».
«Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».


 
октябрь
 
Р.Р.3-4. Классное сочинение №1 (2 ч.)
 
 
20 (1 ч.)
Писатели "Сатирикона". Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко.
 
21 (1 ч.)
Поэзия конца XIX – начала XX века. Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм как одно из направлений в искусстве.
 
 
22-24
(3 ч.)
Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма.
«Старшие символисты».
Поэзия «младосимволистов».
 

25 (1 ч.)

В.Я. Брюсов.
Основные темы и мотивы творчества.
 

26 (1 ч.)

К.Д.Бальмонт.
Основные темы и мотивы лирики.
 
27 (1 ч.)
А. Белый. Жизнь и творчество (обзор).
 
 

2837
(10 ч.)

А.А.Блок.
Основные темы и мотивы творчества. «Стихи о Прекрасной Даме».
«Вхожу я в темные храмы», «Фабрика».
Стихотворения А. Блока 2 – 3 тома. «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «На железной дороге» и т.д.
Р.Р.5. Сочинение-анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка». (1 ч.)
Тема родины в поэзии А. Блока («Россия», «Река раскинулась…»).
«О доблестях, о подвигах, о славе», «О, весна без конца и без краю».
Поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад».

 
ноябрь
 
Р.Р.7. Рекомендации к домашнему сочинению по творчеству А. Блока.
 
 

38 (1 ч.)

Акмеизм: история, теория и практика.
 
39 (1 ч.)
Жизненный и творческий путь Н. Гумилева.
 

4044
(5 ч.)

А.А.Ахматова.
«Коротко о себе». «Песня последней встречи».
«Сжала руки под темной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить» и др.
«Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был», «Родная земля». Поэма «Реквием».
Петербург в творчестве А. Ахматовой.
 

4548
(4 ч.)

О.Э. Мандельштам.
 Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса….», «За гремучую доблесть грядущих веков….», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…..», «Невыразимая печаль», «Tristia».
 

4950

Р.Р8. Классное сочинение №2 по творчеству акмеистов (2 ч.)
 

51 (1 ч.)

Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева.
 
 

52 (1 ч.)

Поэзия С. Клычкова, П. Орешина.( обзор)

 
декабрь
5359)
(7 ч.)
С.А.Есенин.Основные темы и мотивы творчества.
«Отговорила роща золотая», «Собаке Качалова», «Песнь о собаке».
«Гой ты, Русь, моя родная», «Спит ковыль…», «Русь Советская», «Я последний поэт деревни», «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Шаганэ, ты, моя Шаганэ», «Заметался пожар голубой» и др.
Поэма «Анна Снегина».
 
60 (1 ч.)
Футуризм. Группы футуристов. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика.
 
61 (1 ч.)
И.Северянин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь Северянин….»).
 
62 (1 ч.)
В.В. Хлебников. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Ещё раз, еще раз….»
 
 
6368
(6 ч.)
В.В.Маяковский. Основные темы и мотивы творчества.
«А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!».
Поэма «Облако в штанах».
Гражданская и сатирическая лирика В. Маяковского («Стихи о советском паспорте», «Прозаседавшиеся», «О дряни»). Пьеса «Клоп».
«Юбилейное», «Разговор с фининспектором о сущности поэзии» и др.
«Лиличка», «Скрипка и немножко нервно», «Письмо Татьяне Яковлевой».


 
январь
6970
Р.Р.10-11. Сочинение №3 по творчеству Маяковского, Есенина. (2 ч.)
 
 
71 (1 ч.)
Русская литература после 1917 года (до 1941 года). Трудности развития и богатство творчества. Три потока развития литературы.
 
 

7279
(8 ч.)

М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность.
Сатира М.А. Булгакова. Роман «Белая гвардия».

 
февраль
8081
(2 ч.)
Р.Р. 12. Сочинение по роману «Белая гвардия».
Р.Р. 13. Рекомендации к домашнему сочинению по творчеству Булгакова.
 
 

8285
(4 ч.)

А.А.Фадеев.
Роман «Разгром».
 
 

8691
(8 ч.)

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество
Роман-эпопея «Тихий Дон».
Р.Р.14. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Шолохова.
 

9294
(3 ч.)

М. Цветаева. Творческий портрет.
Стихотворения «Моим стихам…», «Читатели газет», «Тоска по Родине», «Стихи к Блоку», «Кто создан…», «Поэт».
 

9596
(2 ч.)

А.Платонов.
Судьба писателя.
«Котлован».
 
   
март
97 (1 ч.)
Р.Р.15. Подготовка к домашнему сочинению на тему "Чем люди живы..."
 
 

98103
(6 ч.)

Б.Л.Пастернак.
Вехи жизненного и творческого пути.
Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Любить иных – тяжелый крест...», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Определение поэзии», «Про эти стихи», «Во всем мне хочется…», «Быть знаменитым некрасиво...».
Роман «Доктор Живаго».
 
 

104 (1 ч.)

Русская литература 50 – 90-х годов. (обзор творчества разных писателей) В. Шаламов «Колымские рассказы».
 
 

105108
(4 ч.)

А.Т.Твардовский.
Жизнь и творчество.
«О Родине», «Памяти матери», «На дне моей жизни», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю никакой моей вины».
Поэмы «Василий Теркин», «По праву памяти».

 
апрель

109
(1 ч.)

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы «Последний замер», «Шоковая терапия».
 
 

110
(1 ч.)

Тема войны в литературе. Повесть К.Воробьева «Убиты под Москвой».
 
 

111113
(3 ч.)

А.И.Солженицын.
Рассказы «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».
 
 
114 (1 ч.)
Р.Р.16. Классное сочинение №4. Деревенская проза.
 
 

115116
(2 ч.)

В.Г.Распутин «Прощание с Матерой».
 

117118
(2 ч.)

Роман В.П. Астафьева «Царь-рыба».
 
 

119 (1 ч.)

Городская проза. Повесть Ю.Трифонова «Обмен».
 
 

120 (1 ч.)

Развитие драматургии. Обзор проблематики творчества А.Вампилова.
 
 

121 (1 ч.)

Поэзия 50–90-х годов. Е.Евтушенко и Н.Рубцов.
 
 
122 (1 ч.)

Авторская песня. Творчество В.Высоцкого и Б.Окуджавы.
 
 

123124
(2 ч.)

Литература на современном этапе. Авторы последних лет, поиски новых героев.
 

 
май
125 (1 ч.)
Новейшая русская поэзия.
 
 
126127
(2 ч.)
Р.Р.17. Сочинение по русской литературе II половины XX века.
Р.Р.18. Сочинение по русской литературе II половины XX века.
 
 

128136
(9 ч.)

Зарубежная литература.

Дж.Лондон «Любовь к жизни». Э.Хемингуэй «Старик и море». Б.Шоу «Пигмалион».
Поэзия символистов П.Верлена, А.Рембо.
       

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
 
Тематические направления итоговых сочинений 2016-2017 учебного года
Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

1. «Разум и чувство»,
2. «Честь и бесчестие»,
3. «Победа и поражение»,
4. «Опыт и ошибки»,
5. «Дружба и вражда».

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

Санкт-Петербург
Комплект тем итогового сочинения
№ ИС07122016-03
(Итоговое сочинение 07.12.2016)

103. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
207. Какой поступок можно назвать бесчестным?
313. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
401. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
506. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?


Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).


Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

«Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

«Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

«Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

«Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

«Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
соответствие открытым тематическим направлениям;
обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации); нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
Источник: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе:

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.


 
Тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года
Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.

В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы». Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.

«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.


КОМПЛЕКТ ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ. Санкт-Петербург, 2015-2016 учебный год
106. Когда хочется остановить мгновение?
202. Что дом может рассказать о своём хозяине?
301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

См. критерии оценивания итогового сочинения ниже.

2014–2015 учебный год
Ниже перечислены открытые тематические направления для итогового сочинения, в соответствии с которыми Рособрнадзор разрабатывает закрытый перечень тем сочинений 2014-2015 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). См. темы сочинений от 3 декабря 2014 г. ниже.

Тематические направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д.Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. Краткий комментарий к тематическим направлениям подготовлен специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобрен Советом.
Тематическое направление
Комментарий
1
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
2
Вопросы, заданные человечеству войной
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
3
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
4
Спор поколений: вместе и врозь
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
5
Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
 
Таким образом, в рамках указанных тематических направлений итогового сочинения разрабатываются конкретные темы, раскрытие которых предполагает обязательную опору на произведения русской и мировой литературы.

Литературоцентричность выпускного сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем (данные темы сочинений не соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым будут формироваться темы итогового сочинения в 2014-2015 учебном году).

1. На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
2. Почему люди пишут стихи?
3. Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

30 сентября 2014 года завершилось общественно-профессиональное обсуждение проекта критериев, размещенного на сайте ФГБНУ «ФИПИ». Полученные замечания и предложения были рассмотрены на совещании при руководителе Рособрнадзора Сергее Кравцове с участием представителей Минобрнауки России, ФГБНУ «ФИПИ», ФГБУ «ФЦТ», министров образования Тверской и Калужской областей, специалистов ведущих вузов (МГУ им. М.В. Ломоносова, Высшей школы экономики, РУДН), членов Совета, разработчиков критериев.

Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:

Соответствие теме;
Аргументация. Привлечение литературного материала;
Композиция и логика рассуждения;
Качество письменной речи;
Грамотность.

Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).
 
Критерии оценивания итогового сочинения
организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
 
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№№3-5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов)

Для выпускников написание итогового сочинения (изложения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или детей-инвалидов и инвалидов) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет». (вернуться к формулировкам тем 2015-2016)
Источник: минобрнауки.рф/

Темы итогового сочинения для выпускников
от 3 декабря 2014 г.
101. В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
102. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) *
103. Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
106. Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
107. Есть ли среди героев М. Ю. Лермонтова те, кто Вам особенно близок? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
109. Почему человек нередко становится источником несчастий других людей? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
110. Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
111. Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

201. Какой опыт даёт человеку война?
202. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)*
203. Почему тема войны не уходит из литературы?
206. Произведение о войне, которое Вас взволновало.
207. «Война ж – совсем не фейерверк, а просто трудная работа...» (М.В. Кульчицкий)
208. Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?
209. Согласны ли Вы с Л.Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?
211. Как влияет на сущность человека война?

301. Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»?
302. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс. *
304. Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?
305. Может ли природа помочь человеку понять себя?
306. Способна ли природа воспитывать человека?
308. Чему человек может научиться у природы?
309. Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
310. Почему картины зимы так интересны писателям?

401. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? *
402. Роль родительского наставления в жизни человека.
404. Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
406. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
408. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
410. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
411. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?

501. Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
502. Что важнее: любить или быть любимым? *
505. Во имя чего человек может идти на самопожертвование?
506. Чем опасно равнодушие?
507. Что такое взаимопонимание?*
508. «Я люблю, и значит – я живу…» (В.С. Высоцкий)
509. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
511. Как Вы понимаете слово «долг»?

Примечание: в комплект тем итогового сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений:
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова).
2. Вопросы, заданные человечеству войной.
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.
4. Спор поколений: вместе и врозь.
5. Чем люди живы?
Источник: http://old.fipi.ru/
Знаком* отмечены темы, предложенные для итогового сочинения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
 
 

Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2017     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz