Сайт
"К уроку литературы"

Приложение к презентации
"Петербург Мандельштама и Ахматовой"

   

А.С.Пушкин "Стансы"

В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлёк сердца, 
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукий.

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.

1826

О стихотворении «Адмиралтейство»
Н.Струве: «У Мандельштама прошлое, настоящее и будущее одновременно развёртываются и свёртываются наподобие веера».
Во 2-й строфе Пётр («Он учит: красота не прихоть полубога, / А хищный глазомер простого столяра.»)  у Мандельштама – не просто историческое лицо, а герой пушкинских стансов. Отсюда это соединение мотивов зодчества и кораблестроения, покорения пространства («разорваны трёх измерений узы») и покорения «всемирных морей».
Сравнение России с кораблём, порой встречающееся у Мандельштама, также идёт от пушкинских слов: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек».

 
    "Россия, – писал Пушкин в своей заметке "О ничтожестве русской литературы" (1834 г.), – вошла в Европу как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, и европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы.
    Петр не успел довершить многое, начатое им. Он умер в поре мужества, во всей силе своей творческой деятельности... Семена были посеяны".
 
Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2017     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz