Главная
Пушкин А.С. Основные даты жизни и творчества
Пушкин А.С. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")
Портреты Пушкина
Петербург Пушкина
Царскосельский Лицей
Пушкин в Лицее
Репин. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года
Литературный Петербург. Коломна
Набережная Мойки, 12
Рисунки Пушкина
Пушкинская эпоха
Друзья и современники А.С.Пушкина
О повести "Капитанская дочка"
Иллюстрации Е.П.Самокиш-Судковской к роману "Евгений Онегин"
Иллюстрации Н.В.Кузьмина к роману "Евгений Онегин"
Иллюстрации А.Н.Бенуа к поэме "Медный всадник"
Иллюстрации В.И.Шухаева к повести "Пиковая дама"
Иллюстрации В.А.Милашевского к повести "Барышня-крестьянка"
Иллюстрации М.В.Добужинского к повести "Станционный смотритель"
А. С. Пушкин. Рисунок и гравюра Т. Райта (1836 –1837 гг.)
Лицей. Рисунок Пушкина на рукописи романа ''Евгений Онегин'', гл.VIII
Чесменская колонна в Царском селе. Художник В.П. Петров (1770-1810). ГРМ.

Жанр послания в лирике А.С.Пушкина

Послание (от греч. epistole) – литературный жанр в поэзии и публицистике; стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу (лицам)

      Жанр послания известен ещё с времён античности (Квинт, Гораций, Овидий).
      В древнерусской литературе жанр послания использовался для обращения к деятелям по политическим или общественным вопросам.
      В русской поэзии начала XIX века дружеское послание было весьма распространенным жанром (послания В.А.Жуковского, Н.М.Карамзина, И.И.Дмитриева, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, А.А.Фета). Популярность его во многом объяснялась малой канонизированностью жанра, его принципиальной неустойчивостью, свободой выражения мыслей. Дружеское послание напоминает непринужденную беседу, часто это разговор "на равных". Адресат мог быть самый разный: реальное, близкое автору лицо, лицо, с которым автор не был лично знаком, лицо воображаемое.
      Формальным жанровым признаком послания является то, что оно в большей или в меньшей степени имитирует письмо, то есть основным признаком данного жанра является обращение к конкретному лицу, а также наличие таких элементов, как пожелания, просьбы, увещевания. От первоначального стихотворного размера гекзаметра авторы посланий вскоре отказались. Дружеское послание создается с целью обретения единомышленника и союзника.

      Пушкин-лицеист использует различные жанры: от оды до романса, элегии и сказки. Но самый любимый жанр раннего лицейского периода А.С.Пушкина – дружеское послание ("К Наталье" – первое стихотворение поэта, "К другу стихотворцу" – первое печатное произведение). Многие послания Пушкина берут в качестве образца "Мои пенаты" Батюшкова. К ним относятся многочисленные послания к поэтам, учителям и друзьям. В обращениях к друзьям ("Товарищам", "В альбом Пущину", "Кюхельбекеру") возникает тема Лицея, которая встречается и в более поздних стихотворениях поэта.
      Пушкин придает жанру послания особое значение, так как оно открывает поэту путь свободы. В этом жанре меньше всего действуют литературные влияния и традиции. И поэтому именно здесь Пушкину было легче всего идти собственным путем. Послание у Пушкина не только свободный жанр, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний – признаний души. Одним из образцов таких признаний можно считать послание "К Чаадаеву".
      Пушкин еще не раз обратится к Чаадаеву с дружескими посланиями: в 1821 году – "В стране, где я забыл тревоги прежних лет...", в 1824-м – "К чему холодные сомненья?..".


Товарищам (1817)

Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул –
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде,
А греться едет в караул;
Другой, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом зрит себя;
Лишь я, судьбе во всем послушный,
Счастливой лени верный сын,
Душой беспечный, равнодушный,
Я тихо задремал один...
Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера,
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора;
Друзья! немного снисхожденья –
Оставьте красный мне колпак,
Пока его за прегрешенья
Не променял я на шишак,
Пока ленивому возможно,
Не опасаясь грозных бед,
Еще рукой неосторожной
В июле распахнуть жилет.

В альбом Пущину (1817)

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья, –
Что было и не будет вновь...
И с тихими тоски слезами
Ты вспомни первую любовь.
Мой друг, она прошла... но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен;
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О милый, вечен он!


   *Товарищам (1817 г.) – при жизни Пушкина не печаталось. Написано незадолго до окончания Лицея.
   *В альбом Пущину (1817 г.) – при жизни Пушкина не печаталось. Написано незадолго до окончания Лицея. (см. об И.И.Пущине).
 
 

ФЭБ: Сидяков. Изменения в системе лирики Пушкина 1820-1830-х годов

(вернуться в начало страницы)

Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2017     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz