Главная
И.Н.Крамской. Портрет Толстого
Иллюстрации А.В.Николаева к роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
Панорама "Бородинская битва" (фрагменты)
Пейзаж в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" и картина И.И.Левитана "Над вечным покоем"
Толстой Л.Н. Основные даты жизни и творчества
Толстой Л.Н. Библиографический указатель

Василий Васильевич Верещагин

Серия "1812 год"*

Вся серия картин о войне 1812 года состояла из двадцати законченных полотен (на сайте представлены 6 картин) и множества этюдов и набросков.
 
Наполеон I на Бородинских высотах

      Логическим началом серии служит полотно "Наполеон I на Бородинских высотах" (1897). Клубы порохового дыма затянули небо. В левой части картины сидит на походном стуле, положив левую вытянутую ногу на барабан, Наполеон, наблюдающий за ходом развернувшегося сражения. Он в сером сюртуке и шляпе-треуголке, располневший, коротенький и внешне непривлекательный человек. Скрестив руки на груди, полководец сердито насупился. Упорное сопротивление русских сломало все его стратегические планы; неясный пока еще исход сражения вызывает тревогу. Позади Наполеона толпятся маршалы и генералы в парадных мундирах. Кто-то наблюдает за полем боя в подзорную трубу. Их напряженные позы и хмурые лица выражают тревогу, ожидание. Позади свиты – шеренги гвардейцев.

      Главная фигура композиции – сам Наполеон. Верещагин создал не романтически приподнятый образ, какой мы часто видим на полотнах французских баталистов, а приземленный, дегероизированный. Наполеон – азартный игрок, озадаченный, встревоженный упорством русских, спутавших его карты, обескровливающих его доселе непобедимую армию. Композиция картины подчеркивает отчужденность полководца не только от солдат, но и от ближайших своих помощников. Это капризный, самовлюбленный диктатор, который даже в эту тревожную минуту выглядит позером.

      Холм покрыт яркой зеленой травой с полевыми цветами, на которую ложатся тени французов, – символическая деталь, напоминающая о том, что враг топчет родную землю.

Комментарии из книги: Демин Л. С мольбертом по земному шару.
Мир глазами В.В.Верещагина. - М.: Мысль, 1991
 

* На протяжении десяти с лишним лет, охватывая конец восьмидесятых и все девяностые годы, Верещагин работал над картинами о войне 1812 года. Начинал работу под Парижем, продолжил и завершил ее в Москве.
Вся серия картин о войне 1812 года состояла из двадцати законченных полотен и множества этюдов и набросков.
На них были запечатлены отдельные эпизоды Отечественной войны русского народа с полчищами Наполеона, а вместе они составляли большое, развернутое историческое повествование. Писал художник свои картины не в хронологической последовательности тех событий, которые были в них отражены.
 
Верещагин Василий Васильевич (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Русская армия 1812 года
Рядовой Лейб-гвардии Гусарского полка
Обер-офицер Лейб-гвардии Уланского полка
Рядовой Лейб-гвардии Драгунского полка
Обер-офицер и рядовой Бутырского пехотного полка
(источник: Открытки. Русская армия 1812 года. – М.: Изд. "Изобразительное искусство", 1988)

в начало страницы

Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2017     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz