Стихотворения А. А. Прокофьева «Аленушка», Д. Б. Кедрина «Aлeнyшкa» и Н. А. Рубцова «Родная деревня». Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Портрет Д. Б. Кедрина. 1937.
Библиотека советской поэзии
 
А. А. Прокофьев. Фото.
Источник: Краткая литературная энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 6.
 
Н.М.Рубцов. Фото

СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ


Уроки литературы в 5 классе[1]

 

УРОК 83
Д. КЕДРИН. «АЛЁНУШКА»;
А. ПРОКОФЬЕВ. «АЛЁНУШКА»;
Н. РУБЦОВ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ»


Основное содержание урока
Образ Родины в стихах о природе. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.
Краткие сообщения о поэтах. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров и ответы на вопросы фонохрестоматии. Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Устное иллюстрирование. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях. Презентация и защита собственных иллюстраций.
Практическая работа. Сопоставление стихотворения с живописным полотном (В. М. Васнецов. «Алёнушка»).
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению стихотворения наизусть. Письменный ответ на вопрос: «Можно ли средствами живописи передать звучание музыки?» (По картине М. Нестерова «Лель».) Поиск в Интернете портретов писателя Саши Чёрного. Самостоятельное чтение детских стихотворений Саши Чёрного и его рассказа «Люся и дедушка Крылов» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
Проект. Составление под руководством учителя электронного альбома «Русские поэты XX века о Родине и родной природе» с иллюстрациями художников и учащихся

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Образ Родины в стихах о природе.
Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Стихотворения в актёрском исполнении


Работу на уроке можно организовать в группах
(в формате устного журнала).

Г р у п п а  1.
Д. Кедрин. «Алёнушка».


Краткое сообщение о поэте Д. Кедрине (1—2 важных факта биографии поэта, показ его 2—3 портретов с комментариями).
Лексические комментарии к словам: стойбище, вотчина, околица, нетленный и др.
Выразительное чтение стихотворения Д. Кедрина «Алёнушка».

Ответы на вопросы
(вопросы можно распределить по одному для каждого члена группы):

Почему поэт сравнивает свою Родину с царевной Несмеяной и Алёнушкой?
Какие черты Родины поэт считает самыми главными? Какие слова и выражения для этого использует?
(Тихая, неяркая, Несмеяна, нетленная краса, всё вынесла, раздолье, песенка Алёнушки.)
О какой «лихой силе» пишет поэт? Предположите, какие исторические события поэт символически отождествляет с разбойничьим нападением на русскую красавицу.
Что восхищает поэта в судьбе Родины?
Почему поэт перед смертью обязательно хочет вернуться на Родину? Как он объясняет эту тягу к родным местам?

Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Г р у п п а  2.
А. Прокофьев. «Алёнушка».


Краткое сообщение о поэте А. Прокофьеве (1—2 важных факта биографии поэта, показ его 2—3 портретов с комментариями).
Лексические комментарии к словам: дурман-цветок, багульник и др.
Выразительное чтение стихотворения А. Прокофьева «Алёнушка».

Ответы на вопросы:

Какой изображает поэт Алёнушку? Красив ли её облик? Подтвердите свои мысли цитатами.
Какой изображена русская природа в первой и третьей строфах стихотворения?
Какие слова и выражения рисуют картины, олицетворяющие злые силы природы?
Как вы думаете, описанная поэтом картина происходит наяву или в воображаемой им сказке? Свой ответ обоснуйте.
Почему четвёртая строфа начинается союзом но? Какие «золотые обручи» кладёт солнце на «мёртвую воду»? Что, по-вашему, символизирует эта картина?

Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения.

Ответы на вопросы 1, 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

И т о г о в ы е  з а д а н и я.

Рассмотрите репродукцию картины В. М. Васнецова «Алёнушка» (см. репродукцию ниже). Обратите внимание на позу героини, выражение лица, окружающую природу, композицию и колорит картины. (Возможен подготовленный учеником искусствоведческий комментарий.)

Ответьте на вопрос 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Выполните задание 1 из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».


Г р у п п а  3.
Н. Рубцов. «Родная деревня».


Краткое сообщение о поэте Н. Рубцове (1—2 важных факта биографии поэта, показ 2—3 его портретов с комментариями).
Лексические комментарии к словам и выражениям: дороги моих побережий, пылкий, провинция и др.
Выразительное чтение стихотворения «Родная деревня».

Ответы на вопросы:

Почему уже в первой строфе намечен конфликт, противостояние? Найдите созданные поэтом оппозиции. (Проезжий — я; проклинает — люблю; дороги — деревня Никола.)
Почему пылкий мальчишка стремится уехать из родных мест?
Нужно ли это делать? Обоснуйте своё мнение.
Какую оценку пылкому мальчишке дают авторские глаголы торопится, храбрится?
Что является основой для авторской иронии в третьей строфе?
Почему, хотя в стихотворении нет прямого негативного отношения к столичной и заграничной жизни, мы явно чувствуем авторское отношение к этой жизни?
Почему оценить деревню Николу может только человек, повидавший разные края и прошедший жизненную школу?
Какой смысл придаёт стихотворению его кольцевая композиция?

Ответы на вопросы 5—6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

II. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России

Обобщающая беседа:


— Ответы на вопросы 1, 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

В финальной части урока необходимо организовать консультации учителя для выполнения задания 2 из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство», так как дома учащиеся будут выполнять это задание письменно.

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений, изученных на уроке.

Письменно ответить на вопрос: «Можно ли средствами живописи передать звучание музыки?» (По картине М. Нестерова «Лель».)

Групповое задание.
Под руководством учителя подготовить коллективный проект электронного альбома «Русская природа в русской поэзии» с иллюстрациями художников и учащихся. (См. задание Проект в конце раздела «Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе».)

Индивидуальные задания.
Найти в Интернете портреты писателя Саши Чёрного.
Прочитать самостоятельно несколько детских стихотворений Саши Чёрного и его рассказ «Люся и дедушка Крылов» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...») или другие рассказы из его книги «Детский остров».

Следующие уроки: Урок 84. Рассказ Саши Чёрного «Кавказский пленник» >>>



ЗАДАНИЯ ИЗ УЧЕБНИКА

Фонохрестоматия
Д. Б. Кедрин. «Алёнушка»


1. Почему образ Родины сближается со сказочными образами царевны Несмеяны и Алёнушки? Как актёр сумел передать воспоминания поэта о сказочно-далёком детстве?
2. Как вы думаете, какова по настроению песня Алёнушки-Несмеяны, которую всю жизнь слышит поэт?
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав музыкальность, напевность стихотворения, чувство светлой грусти.
(вернуться к уроку)

Фонохрестоматия
А. А. Прокофьев. «Алёнушка»


1. Похожи ли по настроению стихотворения Кедрина и Прокофьева с одинаковым названием «Алёнушка»? В чём сходство и в чем различие настроений актрисы, читающей сначала одно, затем другое стихотворение?
2. Почему для обоих поэтов картина В. М. Васнецова стала символом Родины?
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений, передав переход в стихотворении Прокофьева от зачарованной сказочной картины к звучащей, оживлённой солнечной панораме современного дня.
4. Удалось ли актрисе передать этот переход? Какими средствами выразительного чтения она это делает?
(вернуться к уроку)

Фонохрестоматия
Н. М. Рубцов. «Родная деревня»


1. Что вы можете сказать о характере героя стихотворения, прослушав звукозапись? Таким ли он представлялся вам при первом прочтении стихотворения?
2. Что вам показалось особенно привлекательным в стихотворении Рубцова?
(вернуться к уроку)

Литература и изобразительное искусство

1. Прочитайте стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева, внимательно рассмотрите репродукцию картины В. М. Васнецова «Алёнушка». Стихотворения Кедрина и Прокофьева — два разных по содержанию произведения, хотя и близких по настроению. В чём различие и в чём сходство двух стихотворений? Какое из этих стихотворных произведений понравилось вам больше? Почему? Эти стихотворения перекликаются с сюжетом картины Васнецова. Какие строки из стихотворений Кедрина и Прокофьева это подтверждают?

2. На переплёте вашего учебника помещена репродукция картины известного русского художника М. В. Нестерова «Лель». Лель — сказочно-мифологический образ юноши-пастуха, музыканта и певца, — стал в произведениях русских поэтов, художников, композиторов символом самой поэзии. Внимательно рассмотрите репродукцию картины. Напишите небольшое сочинение по картине, стараясь наиболее точно передать то поэтическое состояние природы, которое сумел запечатлеть живописец. Поразмышляйте над вопросом: «Можно ли средствами живописи передать звучание музыки?» Удалось ли это сделать М. В. Нестерову? Какова, по вашим ощущениям, музыка Леля? Попробуйте описать её в вашем сочинении.

3. Какие картины известных вам художников-пейзажистов вы подобрали бы к каждому из стихотворений?
(вернуться к уроку)



1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с. (вернуться)

 
В. М. Васнецов. Алёнушка. 1881
Холст, масло. 173 × 121 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
вернуться к уроку
 
 

 
 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz