Уроки 17-19. И. А. Крылов. "Ворона и Лисица", "Свинья под Дубом", "Волк на псарне". Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Портрет И. А. Крылова работы художника И.Е.Эггинка, 1834
Крылов И.А. Основные даты жизни и творчества
Тест. Знаете ли Вы басни Крылова?

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
(1769 – 1844)


Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 17-19

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 17. И. А. Крылов. "Ворона и Лисица", "Свинья под Дубом".
Урок 18. И. А. Крылов. "Волк на псарне"
Урок 19. И. А. Крылов. Басни. Урок развития речи.

УРОК 17
И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА»,
«СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ»

Основное содержание урока

Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). Басни в актёрском исполнении. Развитие представлений о жанре басни. Осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.). Образы животных. Выражение в баснях народной мудрости. Поучительный характер басен.

Основные виды деятельности учащихся.
Поиск сведений о Крылове с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Восприятие и выразительное чтение басен (в том числе по ролям и наизусть) и рецензирование выразительного чтения одноклассников. Выразительное чтение статьи учебника «Иван Андреевич Крылов», комментирование эпиграфа, незнакомых слов и понятий. Составление плана статьи. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения басни «Свинья под Дубом» (см. фонохрестоматию). Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление характеристик героев басен.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть одной из басен.
Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности)

1. Концерт-миниатюра из басен Крылова, выученных наизусть в начальной школе, и рецензирование чтения одноклассников.

2. Предъявление (по группам) собранной учащимися информации о Крылове.

Г р у п п а 1.
Выразительное чтение 2—3 басен Крылова.

Г р у п п а 2. Сообщение 1—2 интересных фактов биографии баснописца из публицистических источников, в том числе и из Интернета.

Г р у п п а 3. Показ галереи портретов баснописца с кратким рассказом о каждом портрете.

Г р у п п а 4. Показ иллюстраций к 2—3 басням Крылова с кратким рассказом об их авторах.

II. Рассказ о баснописце с показом учебной презентации, созданной учителем.

III. Выразительное чтение статьи учебника «Иван Андреевич Крылов»
(см. статью ниже):
комментирование эпиграфа, незнакомых слов и понятий (выслужить дворянство, сановные покровители, незначительные чины, приохотить, народные сборища, дар наблюдательной сосредоточенности, губернские канцелярии, идти в услужение, звезда ордена Святого Станислава).

Составление плана статьи:

Место рождения, родители, материальное положение семьи.

Отношения юного Крылова с матерью.

Способности и любимые занятия будущего баснописца.

Начало трудовой деятельности.

Самовоспитание и самообразование Крылова.

Начало литературной деятельности.

Юбилей баснописца.

Заслуги Крылова перед Россией.

Ответ на вопрос 1 учебника из раздела «Проверьте себя».

Басни в актёрском исполнении.
Развитие представлений о жанре басни.

IV. Осмеяние человеческих пороков. Образы животных

Прослушивание звукозаписи чтения басни «Свинья под Дубом» (см. текст ниже):

Ответы на вопрос 1 учебника из раздела «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Комментирование лексического значения слов и выражений (до отвала, глаза продравши, проку мало, невежда).

Чтение басни про себя. Подготовка к чтению по ролям (выполнение задания 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение»).

Беседа по содержанию басни:

Какой конфликт (столкновение) положен в основу басни?

Какую позицию в описанной ситуации занимают Свинья, Ворон и Дуб?

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

V. Выразительное чтение по учебнику басни «Ворона и Лисица» (см. текст ниже):

Ответы на вопросы 1—2 из раздела «Размышляем о прочитанном» к басне «Ворона и Лисица».

VI. Выражение в баснях народной мудрости.
Поучительный характер басен


Какие человеческие пороки высмеивает Крылов в этих баснях?

Олицетворением каких человеческих качеств являются в баснях Свинья, Дуб, Ворон, Лисица, Ворона?

Какова нравственная оценка поступков героев басен с точки зрения народной мудрости?

В чём поучительный характер изученных басен?

Прокомментируйте высказывания педагогов о баснях в статье «Иван Васильевич Крылов» из практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Домашнее задание

Выполнить задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя».

Выучите наизусть одну из басен, изученных на уроке.

Индивидуальное задание.

Выполнить задания учебника из раздела «Литература и изобразительное искусство» (к басне «Свинья под Дубом»).


УРОК 18
И. А. КРЫЛОВ. «ВОЛК НА ПСАРНЕ»

Основное содержание урока

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Патриотическая позиция автора. Своеобразие языка басен Крылова. Понятие об эзоповом языке. Басня в актёрском исполнении. Развитие понятия об аллегории и морали.

Основные виды деятельности учащихся.
Восприятие и выразительное чтение басни (в том числе по ролям и наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Комментирование исторического содержания басни. Устные или письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление характеристик героев басни. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения басни. Чтение статьи учебника «Обогащаем свою речь» и выполнение содержащихся в ней заданий. Работа со словарём литературоведческих терминов (басня, аллегория, мораль).
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению басни наизусть. Письменное сообщение «Крылатые выражения в басне „Волк на псарне“ и их иносказательный характер». Сочинение собственной басни. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
Практическая работа. Составление таблицы «Жанровые особенности басен». Выявление особенностей басенного жанра (поучительный характер басен, герои, композиция, особенности языка и стиха).
Проект. Составление под руководством учителя электронного альбома «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях.
«Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.
Патриотическая позиция автора


Сообщение учителя о баснях Крылова, в которых отразились события войны 1812 года. (Cм. страницу "Басни Крылова о войне 1812 года")

Выразительное чтение учителем басни «Волк на псарне» (см. текст ниже):

Комментирование исторического содержания басни «Волк на псарне».

Комментирование непонятных слов и выражений (дубьё, расчесться, сват, кум, лад, не делать мировой).

Аналитическая беседа:

Что стало причиной столкновения Ловчего и Волка в басне? Какова была причина конфликта в аллегорически изображённых исторических событиях?

Каким изображён в басне Волк (внешность, речь)? Подтвердите своё мнение цитатами.

Каким изображён Ловчий? Составьте его цитатную характеристику.

Ответьте на вопросы и выполните задания из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (к басне «Волк на псарне»).

II. Басня в актёрском исполнении

Прослушивание звукозаписи чтения басни.

Рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к басне «Волк на псарне»).

III. Своеобразие языка басен Крылова. Понятие об эзоповом языке.
Развитие понятия об аллегории и морали


Чтение статьи учебника «Обогащаем свою речь» и выполнение содержащихся в ней заданий (см. статью ниже):

Работа со словарём литературоведческих терминов: чтение и комментирование статей к понятиям аллегория, мораль, эзопов язык.

Какими способами может выражаться в баснях позиция автора?

Перечислите и прокомментируйте особенности басенного жанра
(конфликт, герои, композиция, особенности языка и стиха).

Составление таблицы «Жанровые особенности басен»:


ТАБЛИЦА
Жанровые особенности басен
Название басни
Конфликт
Герои
Композиция (где находится мораль)
Особенности языка и стиха
«Свинья под Дубом»
     
     
     
     
«Ворона и Лисица»
     
     
     
     
«Волк на псарне»
     
     
     
     

Домашнее задание

Выучить наизусть басню «Волк на псарне» и подготовиться к её выразительному чтению.

Написать краткое сообщение «Крылатые выражения в басне „Волк на псарне“ и их иносказательный характер».

Индивидуальные задания.

Выполнить задания раздела учебника «Литература и изобразительное искусство» (к басне «Волк на псарне»).

Выполнить задания 3—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после басни «Ворона и Лисица»).

Сочинить собственную басню.

Групповое задание.

Подготовить коллективный проект (по финальному заданию раздела о баснях) или электронный альбом «Герои басен Крылова в иллюстрациях».

УРОК 19
И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Основное содержание урока

Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина.

Основное содержание урока
Устные рассказы о баснописцах. Выразительное чтение басен, их устный анализ, комментирование морали, определение аллегорического смысла басни (по группам). Рецензирование выступлений и презентаций. Сообщения учащихся о жанровых особенностях басен (с использованием материалов таблицы предыдущего урока). Обсуждение иллюстраций из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устное словесное рисование иллюстраций к басням. Создание собственных иллюстраций и их защита. Прослушивание и рецензирование актерского чтения басни «Зеркало и Обезьяна» (см. фонохрестоматию). Выразительное чтение басен собственного сочинения. Защита проекта электронного альбома «Герои басен Крылова в иллюстрациях». Представление инсценировок по басням Крылова и рецензирование выступлений. Обсуждение иллюстраций художника Е. Рачёва. Ответы на вопросы викторины по басням из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п.
Самостоятельная работа. Написание сатирической заметки (см. фонохрестоматию).
Практическая работа. Презентация и защита собственных иллюстраций к басням И. А. Крылова. Составление вопросов для викторины (по группам). Конкурс инсценированной басни.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Обобщение изученного о баснях

Рассказы пятиклассников о баснописцах (возможен показ презентаций, сделанных с помощью учителя и родителей).

Рецензирование выступлений и презентаций.

II. Проверка выполнения задания 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после басни «Ворона и Лисица»).

Выполнение задания можно представить в группах (состав групп определяется по той басне, которую дома самостоятельно читали и анализировали пятиклассники):
выразительное чтение басни,
её устный анализ,
комментирование морали,
определение аллегорического смысла басни.

Г р у п п а 1. «Квартет».

Г р у п п а 2. «Лебедь, Щука и Рак».

Г р у п п а 3. «Две бочки» и др.

Рецензирование выступлений одноклассниками-«критиками».

III. Сообщения учащихся о жанровых особенностях басен (с использованием материалов таблицы, которую составляли на предыдущем уроке).

IV. Обсуждение иллюстраций к басням Крылова, помещённых в практикум «Читаем, думаем, спорим...».

Устное словесное рисование иллюстраций к басням.

Защита собственных рисунков к басням (обоснование выбора басни, своего видения изображённого фрагмента, композиции и цветового решения рисунка и т. п.).

Возможно оформление в классе вернисажа из иллюстраций учащихся к басням и проведение экскурсии по вернисажу.

V. Выполнение заданий 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение»
(к басне «Зеркало и Обезьяна»).

Рецензирование актёрского чтения.

Выразительное чтение басен собственного сочинения.

VI. Защита проекта электронного альбома «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях».

Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова»

Представление в классе инсценировок, подготовленных по басням Крылова.

Рецензирование выступлений пятиклассников.

VII. Литературная викторина

Обсуждение иллюстраций художника Е. Рачёва к басням Крылова и ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

Ответы на вопросы викторины по басням Крылова из практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Предъявление составленных пятиклассниками вопросов для викторины по басням Крылова.

Домашнее задание

Выполнить задание 3 (написание сатирической заметки) из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение»
(к басне «Зеркало и Обезьяна»).

Подготовиться выразительно читать сказку «Спящая царевна».

Индивидуальные задания.

Выполнить задание из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство» (после сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»).

Принести на урок 3—4 иллюстрации к сказке «Спящая царевна» в электронном или бумажном варианте.

Подготовить краткий устный отзыв об иллюстрациях.

Прочитать «Сказку о царе Берендее» В. А. Жуковского и подумать, чем она напоминает «Сказку о царе Салтане...» А. С. Пушкина.

Следующие уроки: Урок 20. В. А. Жуковский. "Спящая царевна" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


ИВАН АНДРЕЕВИЧ
КРЫЛОВ
(1769 – 1844)


Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутительной и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нём воедино.
Н. В. Гоголь


Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Отец его выслужил дворянство. Сановных покровителей у него не было, и он долгое время находился в самых незначительных чинах. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства.

Воспитанием сына занималась мать. И. А. Крылов сохранил её образ на всю жизнь и отзывался о ней не только по-сыновнему почтительно, но и с особой нежностью. Впоследствии он поместил в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» перевод с итальянского «Менос, или Пример сыновней любви к матерям», подписанный «Нави Волырк» (перевёрнутое «Иван Крылов»). Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием.

Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательной сосредоточенности проявился у него с детства.

Учение давалось ему легко. Мальчик был исключительно музыкален, трудные математические задачи решал охотно и умело. Пушкин свидетельствовал позднее, что «Крылов знает главные европейские языки и, сверх того, он... пятидесяти лет выучился древнему греческому». Чуткость к языкам обнаружилась у него с детства. Появились знакомые, которые давали ему книги. Очевидно, читательская любознательность Крылова превосходила домашние возможности, и он нашёл средства удовлетворять её на стороне. Домашние условия были трудны, и восьмилетнему Крылову пришлось работать переписчиком бумаг в губернских канцеляриях в Твери. Страсть к чтению стала причиной конфликтов с начальником, который журил его за пустяк, заставая за книгой, иногда бивал по голове и по плечам. Однако впереди были ещё более тяжкие испытания: в 1778 году умер отец, семья осталась без всяких средств к существованию. Вдова с детьми впала в крайнюю нужду. Будущему баснописцу пришлось идти в услужение, а платой за работу была учёба.

Крылов полностью отдаётся самовоспитанию и самообразованию. Он читает много, но продолжать учёбу становится всё труднее. Мать и тут помогает ему, составляет план образования своего сына. Постепенно Крылов становится начитанным человеком, одновременно выработав в себе ценные качества — самостоятельность, практичность. Крылов вступает в самостоятельную жизнь. Первым произведением его была басня, переведённая из Лафонтена.

За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец.

Крылову первому из писателей в 1838 году был устроен юбилей, где юбиляр был награждён звездой ордена Святого Станислава. Интересна и такая подробность: на этом обеде перед каждым гостем лежал реестр (меню) с обозначением блюд в духе праздника («Демьянова уха», «Крыловская кулебяка»). Баснописца прославляли, за его здравие провозглашал тост министр просвещения С. С. Уваров. Незадолго перед смертью вышло последнее прижизненное издание его басен. О смерти И. А. Крылова поэт П. Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что помогло И. А. Крылову стать начитанным, образованным человеком?

2. Подготовьте рассказ о писателе, подчеркнув роль самообразования, самовоспитания и самостоятельного чтения.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ
И. А. Крылов


Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
       Наевшись, выспалась под ним;
       Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
       «Ведь это дереву вредит, —
       Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». —
       «Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
       Ничуть меня то не тревожит;
       В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». —
«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
       Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
       Тебе бы видно было,
       Что эти жёлуди на мне растут».
              —————
       Невежда так же в ослепленье
       Бранит науки, и ученье,
       И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
«Свинья под Дубом»


1. Передал ли актёр авторское отношение к персонажам, действующим лицам басни? Какими исполнительскими средствами?

2. Подготовьте чтение басни по ролям, постарайтесь выразить свое отношение к Ворону, Свинье, Дубу. Найдите интонации, с которыми лучше прочитать начало басни.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Свинья под Дубом»


1. Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?

2. Какой описывает Крылов Свинью?

3. В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.

4. Литературоведы считают, что в басне противопоставляется истинное просвещение, с одной стороны, и невежество — с другой. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, какие — о невежестве?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ЛИТЕРАТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Свинья под Дубом»


1. Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне известны вам. Какая из иллюстраций вам понравилась больше? Почему?

2. Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ВОРОНА И ЛИСИЦА
И. А. Крылов


Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
          На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
          Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
          И говорит так сладко, чуть дыша:
          "Голубушка, как хороша!
          Ну что за шейка, что за глазки!
          Рассказывать, так, право, сказки!
          Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, –
При красоте такой и петь ты мастерица,
          Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина* с похвал вскружилась голова,
          От радости в зобу дыханье сперло,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (См. подробнее о басне Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Ворона и Лисица»


1. Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мораль басни? В чём смысл морали?

2. Какая ситуация подтверждает эту мораль? Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он называет Лисицу? Какие хитрости пускает в ход Лисица, чтобы отобрать у Вороны сыр? Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает? Могло ли что-то подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации?

3. Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басен, подготовьте вопросы для викторины, например:

а) Из какой басни взяты слова?
А ларчик просто открывался...

б) Из каких басен извлечена мораль?
— Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

— Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт...

4. Подготовьте инсценированное чтение одной из басен Крылова.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ВОЛК НА ПСАРНЕ
И. А. Крылов
[2]

У каждой басни Крылова своя история Басня «Волк на псарне» — отклик на события войны 1812 года, когда Наполеон вошёл в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец.

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
       Попал на псарню.
    Поднялся вдруг весь псарный двор –
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
    Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"–
       И вмиг ворота на запор;
       В минуту псарня стала адом.
          Бегут: иной с дубьем,
              Иной с ружьем.
"Огня! – кричат, – огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
    Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
    Но, видя то, что тут не перед стадом
       И что приходит, наконец,
       Ему расчесться за овец, –
           Пустился мой хитрец
               В переговоры
И начал так: "Друзья! к чему весь этот шум?
       Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
       И волчьей клятвой утверждаю,
       Что я…" – "Послушай-ка, сосед, –
       Тут ловчий[3] перервал в ответ, –
       Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
       А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
       Как снявши шкуру с них долой".
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
октябрь 1812

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Волк на псарне»


1. Рассмотрим эту басню подробнее: как перекликаются строчки басни И. А. Крылова с реальными событиями войны 1812 года
— «Волк ночью, думая залезть в овчарню, / Попал на псарню...», «В минуту псарня стала адом...», «Огня! — кричат, — огня!», «И что приходит, наконец, / Ему расчесться за овец...», «И начал так: „Друзья! К чему весь этот шум? / Я, ваш старинный сват и кум...“», «Тут Ловчий перервал в ответ, — „Ты сер, а я, приятель, сед..."», «И тут же выпустил на Волка гончих стаю»?

2. Что вы могли бы сказать о характерах Ловчего, Волка?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
«Волк на псарне»


1. Какими средствами звукозаписи передаётся переполох, возникший на псарне, когда туда внезапно забрался Волк?

2. Как актёр воспроизводит льстивую речь хищника? Каково отношение автора и актёра к Волку?

3. Как меняется характер речи актёра, когда он начинает речь Ловчего? Как вы его представляете? Опишите устно внешность, характер Ловчего.

4. Подготовьте выразительное чтение басни по ролям, передав отношение к Волку и Ловчему.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ЛИТЕРАТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Волк на псарне»


Какие иллюстрации к этой басне вам известны? Расскажите о них. Попробуйте нарисовать свои иллюстрации к басне «Волк на псарне».

Рассмотрите иллюстрации Е. Рачёва. Прочитайте отрывки из басен. Назовите эти басни. Какие иллюстрации наиболее полно и ярко раскрывают характеры героев И. А. Крылова? Вспомните эти басни. В чём заключается мораль каждой из них?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
«Зеркало и Обезьяна»


1. Актриса живо и выразительно воспроизвела речь персонажей басни. Расскажите, какими вы представили Обезьяну и Медведя.

2. Подготовьте выразительное чтение басни по ролям.

3. Встречались ли вам в жизни персонажи, подобные мартышке? Попробуйте написать сатирическую заметку в стенгазету под названием «Чем кумушек считать трудиться...».

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

В книге «Басни Ивана Крылова» читаем: «Во что бы ни рядился хищник, он остаётся хищником. Вот это народное восприятие Наполеона Крылов передал своей басней. Поэтому когда Ловчий говорит: „Ты сер, а я, приятель, сед", — то здесь содержится не только намёк на седину Кутузова, но и на народный опыт борьбы с захватчиками».

Так ли вы объяснили эти строки?

Постарайтесь продолжить рассуждение, подумайте над словами, словосочетаниями, рассмотрите иллюстрацию.

Объясните слова и выражения, подберите к ним синонимы, подумайте, какой дополнительный смысл появляется у этих слов в басне: попал на псарню, поднялся... двор, почуя серого, псы залились в хлевах, вмиг ворота на запор, ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть, расчесться за овец, пустился в переговоры, уставим общий лад, с другими грызться рад, не делать мировой, выпустил на Волка гончих стаю.

Какие выражения из текста басни могли бы применяться и в других обстоятельствах в виде крылатых выражений, пословиц?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ПРОЕКТ

Организуйте урок-конкурс, в котором несколько человек готовят рассказы о баснописцах; несколько учеников показывают инсценировки басен; «критики» оценивают работу и тех и других, подводят итог изучения темы «Русские басни».


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. "Волк на псарне" — басня "Волк на псарне" была написана в 1812 году. Напечатана в журнале "Сын отечества" 1812, № 2.
В августе 1812 года были опубликованы две басни И.А.Крылова: "Кот и Повар" и "Раздел". Так начался цикл басен об Отечественной войне 1812 года. Современники прекрасно понимали смысл басни "Волк на псарне". По свидетельствам очевидцев, "И.А.Крылов, собственною рукою переписав басню "Волк на псарне", отдал ее княгине Катерине Ильиничне, а она при письме своем отправила ее к светлейшему своему супругу. Однажды, после сражений под Красным, объехав с трофеями всю армию, полководец наш сел на открытом воздухе, посреди приближенных к нему генералов и многих офицеров, вынул из кармана рукописную басню И.А.Крылова и прочел ее вслух. При словах: "Ты сер, а я, приятель, сед", произнесенных им с особою выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. Все присутствующие восхищены были этим зрелищем, и радостные восклицания раздавались повсюду". (Кеневич В. Библиографические и исторические примечания к басням Крылова. СПб., 1878, с. 114–115)
Поводом для написания басни "Волк на псарне" послужили события, связанные с желанием Наполеона вступить в мирные переговоры, которые были отклонены М.И.Кутузовым. Вскоре после этих переговоров М.И.Кутузов нанес войскам Наполеона поражение при Тарутине. (вернуться)

3. Ловчий — охотник, который управлял у помещика охотой с собаками. Здесь под ловчим подразумевается русский полководец М.И.Кутузов. (вернуться)

Жаба Альфонс Константинович. Иллюстрация к басне "Ворона и лисица"
Иллюстрации к басням И.А.Крылова на сайте "Литература для школьников"
 
 
Иллюстрация Жана Гранвиля (1803-1847) к басне Лафонтена "Ворон и Лис"
 
Художники-иллюстраторы басен И.А.Крылова
на сайте "Литература для школьников"
 


 
 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz