Уроки 39-41. Н.А.Некрасов "Есть женщины в русских селеньях...". Крестьянские дети. Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Некрасов Н.А. Основные даты жизни и творчества
>
Портрет Н.А.Некрасова работы
художника И.Н.Крамского, 1877
Портреты Н.А.Некрасова
Некрасов Н.А. Мороз, Красный нос
Некрасов Н.А. Крестьянские дети
"Зеленый Шум". Стихотворение Некрасова и картина Рылова
Картина В.Г.Перова "Проводы покойника" и творчество Н.А.Некрасова
Стихотворение Н.А.Некрасова "Железная дорога" (уроки литературы в 6 классе)

НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
(1821 – 1878)


Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 39-41

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 39. Н.А.Некрасов. "Есть женщины в русских селеньях..." (отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос")
Урок 40. Н.А.Некрасов. "Крестьянские дети". Труд и забавы крестьянских детей
Урок 41. Н.А.Некрасов. "Крестьянские дети". Язык стихотворения

УРОК 39
Н. А. НЕКРАСОВ. «ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ
В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ...»
(ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС»)


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Поэтический образ русской женщины. Тяготы и невзгоды в её жизни и их преодоление. Стойкость характера «велича вой славянки». Развитие представлений об эпитете. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.
Практическая работа. Составление таблицы «Внешность и черты характера русской крестьянки» (с использованием цитирования).
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть отрывков из поэмы и устного рассказа о поэте. Поиск сведений о поэте с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Подготовка сообщения «Некрасовские места на карте России». Чтение и восприятие стихотворения «На Волге» (для внеклассного чтения). Создание иллюстраций к отрывкам из поэмы Некрасова, подготовка к их презентации и защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Концерт-миниатюра, в котором прозвучат ранее изученные и самостоятельно прочитанные стихи Некрасова, например «Школьник», «Женская доля», «Внимая ужасам войны...», «На Волге» (фрагменты), «Накануне светлого праздника» и др.

II. Обобщающая беседа:

О каких жизненных впечатлениях и душевных переживаниях Некрасов писал стихи?

Какие темы и проблемы он поднимает в своём творчестве?

III. Рассказ учителя о детстве и начале литературной деятельности Некрасова

Показ презентации, в которую учитель включит несколько портретов Некрасова и фотографий памятников поэту, изображения литературных мест, связанных с его именем (Карабиха, Петербург), репродукции картин русских художников, которых увлекала крестьянская тема: Венецианова, Аргунова, Тропинина и др.

Рассказ о матери Некрасова (могут прозвучать цитаты о матери из стихотворения «Рыцарь на час», «Родина», «Мать»).

IV. Чтение статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Ответы на вопросы о биографии поэта:

Где прошло детство Некрасова?

Какие картины жизни с детства волновали душу поэта?

Какие впечатления о матери стали основой его будущих стихотворений?

Какие трудности он испытал в Петербурге?

Как он их преодолевал?

IV. Чтение и обсуждение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях...»).

V. Аналитическая беседа:

Выпишите из текста слова и выражения, которые являются синонимами к слову крестьянка
(«царица», «красавица», «нарядная матка»).

Почему именно эти слова выбрал поэт? Как понять строки «С походкой, со взглядом цариц», «Лицо величаво», «И по сердцу эта картина / Всем любящим русский народ»?

Какие черты русской крестьянки поэт считает главными? Запишите их в два столбика:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
«Какие черты русской крестьянки поэт считает главными?»
Внешность
Черты характера
Спокойная важность лица;
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц;
Румяна, стройна, высока;
Во всякой одежде красива;
Тяжелые русые косы;
Ноженьки босы;
Лицо величаво;
Красивые, ровные зубы, что крупные перлы;
Румяные губы;
Она улыбается редко;
ВЫВОД:
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать
Ко всякой работе ловка;
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна;
По будням не любит безделья;
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь...
В игре её конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасёт...
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт;
Ей некогда лясы точить;
ВЫВОД:
В ней ясно и крепко сознанье,
Что всё их спасенье в труде


Какой смысл вкладывал поэт в слово красавица? Какой, по его мнению, должна быть красивая женщина?

Какие черты характера русской крестьянки восхищают поэта?

Как внутренняя стойкость, трудолюбие, смелость, терпение отразились в её внешности?

Какие жизненные трудности приходилось преодолевать русской крестьянке? Как она с ними справлялась?

Каково авторское отношение к крестьянке? Докажите свои мысли текстом.

Создайте устную иллюстрацию «Величавая славянка», используя слова и выражения из текста.

Рассмотрите иллюстрацию художника А. Пластова к поэме «Мороз, Красный нос». Что делают герои? Какое у них настроение?

VI. Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Обучение выразительному чтению (см. урок 33), рецензирование чтения одноклассников.

VIII. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Комментирование термина эпитет.

Выяснение отличия эпитета и обычного определения. Подбор примеров из отрывка.

IX. Прослушивание фрагментов поэмы в актёрском исполнении.

Работа с вопросами и заданиями 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение», рецензирование актёрского чтения.

Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок «Есть женщины в русских селеньях...» или отрывок «Не ветер бушует над бором...» (по выбору).

Подготовить устный рассказ о Некрасове.

Подготовиться к чтению по ролям первой части стихотворения «Крестьянские дети».

Индивидуальные задания.

Найти дополнительную информацию о литературных местах, связанных с именем Некрасова, в справочной и художественно-публицистической литературе, ресурсах Интернета (под руководством учителя) и подготовить сообщение «Некрасовские места на карте России».

Нарисовать свои иллюстрации к стихам Некрасова.

УРОК 40
Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ».
ТРУД И ЗАБАВЫ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ


Основное содержание урока
Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых.

Основные виды деятельности учащихся.
Устный рассказ о поэте. Обсуждение картин русских художников, изображающих крестьянских детей. Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Чтение и обсуждение стихотворения (по частям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование.
Самостоятельная работа Подготовка к чтению наизусть и инсценированию отрывка «Мужичок-с-ноготок». Письменный ответ на вопрос: «Почему автор называет крестьянских детей — „счастливый народ!“?» Создание иллюстраций к стихотворению, подготовка к их презентации и защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Рассказ учителя о коротком детстве русских крестьян.

История создания стихотворения «Крестьянские дети».

Показ слайдов презентации и обсуждение картин русских художников, изображающих крестьянских детей: «Дети, бегущие от грозы» К. Е. Маковского, «Захарка», «Жнецы» А. Г. Венецианова, «Тройка» В. Г. Перова и др.

Какими изображены крестьянские дети на этих полотнах?

Что можно сказать об их детстве, отношении к жизни?

Почему у крестьянских детей было такое короткое детство?

II. Комментирование незнакомых слов и понятий,
вынесенных в сноски, а также слов: умиленье, нега, вологжанин, лудильщик, шерстобит, турка, наипаче, потрафлять, долото, бурав, лукошко, оскома, рига, дровни, хворост, дать стречка.

III. Чтение и обсуждение стихотворения «Крестьянские дети» (по частям):

Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы

1. Чтение стихотворения по ролям от начала до слов «Услышит, молчи!».


Каково авторское отношение к крестьянским детям? Докажите свои мысли текстом.

Какие черты барина-охотника поразили крестьянских детей? Почему?

Почему дети решили, что перед ними не барин?

2. Чтение стихотворения от слов «О, милые плуты!» до слов «Что новый прохожий, то новый рассказ».

Почему автор считает, что в жизни крестьянских детей «много поэзии слито»? Как вы понимаете эти слова?

Почему крестьянские дети тянулись к рабочим людям, проходившим через деревню?

Что они узнавали у прохожих, чему у них учились?

3. Чтение стихотворения от слов «Ух, жарко!» до слов «Живого в деревню тащат с торжеством».

Чем занимались крестьянские дети летом?

С каким настроением автор описывает занятия детей?

Можно ли назвать такую жизнь вольной? Докажите своё мнение.

Докажите, что описанные занятия крестьянских детей являются игрой, забавами.

Приобщение к труду взрослых

4. Чтение стихотворения со слов «Довольно, Ванюша!..» до слов «...в недра землицы родной».


Почему крестьянским детям приходилось рано приучаться к труду?

Что такое «нарядная сторона труда»? Как вы понимаете это выражение?

Почему автор так подробно описывает процесс изготовления хлеба? Чем являлся хлеб для крестьян? Чем является хлеб для человека сегодня?

Какую «другую сторону медали» показывает автор? Как понять выражение: «Но вырастет он, если Богу угодно»?

Чем удивил автора «мужичок-с-ноготок»? Почему автору показалось, что он попал «в детский театр»? Опишите устно мальчика Власа.

О каких «русских мыслях» задумывается автор? Почему им «нет смерти»? О чем эти мысли и почему в них много и злобы, и боли, и любви одновременно?

Какое вековое наследство автор призывает хранить крестьянских детей?

Почему в двух последних четверостишиях этого фрагмента так много глаголов в повелительном наклонении?

5. Чтение финальной части стихотворения от слов «Теперь нам пора возвратиться к началу...» до конца.

Какое представление показал крестьянским детям пёс Фингал?

Что особенно развеселило детей?

Какие отношения между барином и крестьянскими детьми показаны в этом отрывке?

Как дети относились к барину, когда подсматривали за ним через щели сарая в начале стихотворения?

Почему они перестали его бояться, когда встретились лицом к лицу?

Почему поэт называет сарай театром?

IV. Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—4 и 6—8 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

V. Обучение выразительному чтению отрывка со слов «Ух, жарко!..» до слов «...у, страшный какой» (см. алгоритм работы в уроке 33)
и рецензирование чтения одноклассников.

Домашнее задание

Выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения и подготовиться читать его выразительно.

Письменно ответить на вопрос: «Почему автор называет крестьянских детей — „счастливый народ!“?»

Групповое задание.

Подготовить чтение по ролям сцены встречи главного героя с Власом.

Индивидуальное задание.

Нарисовать свои иллюстрации к стихотворению.

УРОК 41
Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ».
ЯЗЫК СТИХОТВОРЕНИЯ


Основное содержание урока
Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь. Подготовка к сочинению по картине.

Основные виды деятельности учащихся.
Выразительное чтение стихотворения по ролям. Комментирование лексики, определение её стилистической окраски. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций учебника к стихотворению (по плану, предложенному учителем). Составление плана сочинения по иллюстрации учебника. Презентация и защита собственных иллюстраций.
Практическая работа Составление речевых характеристик персонажей (по группам). Составление таблицы «Значение и стилистическая окраска устаревших и просторечных слов в стихотворении».
Самостоятельная работаСочинение по одной из иллюстраций к стихотворению. Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном (И. Е. Репин. «Бурлаки»). Чтение повести «Муму». Подготовка сообщения на тему «Жизнь людей в эпоху крепостного права» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Практическая работа по анализу языка стихотворения «Крестьянские дети» (в группах):

Г р у п п ы  1—2.
Речевые характеристики персонажей.

Г р у п п а  3.
Язык стихотворения.

Г р у п п а  4.
Авторская речь.

1. Речевые характеристики персонажей

Г р у п п а  1.

Перечитайте диалог детей в начале стихотворения. Охарактеризуйте особенности их речи:
Встречаются ли в их речи грубые или неправильно произнесённые слова? Приведите примеры.

Как характеризует детей употребление таких слов:
черти, гляди-тко, чай (междометие), вона, погляди-тко, стволина, прибьёт, такому-то гусю?

Что можно сказать об эстетическом восприятии мира крестьянскими детьми по употреблению ими таких слов и выражений, как:
ай, важная штука; как солнце горит; замочки резные.

Г р у п п а  2.
Послушайте, о чём говорят герой и мужичок-с-ноготок (чтение по ролям).

Какие слова и обороты речи мальчика Власа говорят о том, что он хочет выражаться, как взрослый, и чувствует себя взрослым?

Какие слова в его речи имеют просторечный оттенок?

Перечитайте финальную часть стихотворения. Выполните задание 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

2. Анализ языка стихотворения

Г р у п п а  3.

Выполните задания 1 и 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Выпишите из стихотворения слова, которые в современном языке считаются устаревшими или просторечными и прокомментируйте их лексическое значение и стилистическую окраску, заполнив таблицу, например:

ТАБЛИЦА
Устаревшие и просторечные слова в стихотворении
"Крестьянские дети"
Слово
Значение
Стилистическая окраска
вирши
стихи
ироническая
нега
  
  
потрафлять
  
  
оскома
  
  
рига
  
  
дровни
  
  
дать стречка
  
  

3. Авторская речь

Г р у п п а  4.

Найдите в стихотворении слова, которыми автор называет крестьянских детей
(например: шпионы мои, милые плуты, счастливый народ, низкого сорта люди и др.).
Как в этих словах выражается авторская позиция по отношению к детям?

Какие сравнения употребляет автор, описывая внешность крестьянских детей и их внутренний мир
(например: «глазки, как в поле цветы», «так стаей с мякины летят воробьи» и др.)?
Какие черты детей он подчёркивает?

Найдите в авторской речи несколько восклицательных предложений. Какие чувства выражают эти конструкции?

II. Показ и защита собственных иллюстраций к стихотворению, подбор стихотворных подписей, рецензирование работ одноклассников, отбор рисунков для коллективной выставки.

III. Подготовка к сочинению по картине

1. Работа с иллюстрациями художника Д. Шмаринова к стихотворению «Крестьянские дети»
(сбор грибов и мужичок-с-ноготок).

Желательно показать пятиклассникам эти иллюстрации цветными и в виде слайдов.


План анализа иллюстраций:

1. Дайте иллюстрации название.
2. Краткая справка о художнике (её может дать учитель).
3. Какой эпизод стихотворения изображён на иллюстрации?
4. В какое время года происходит изображённый момент? Какие картины природы это подтверждают?
5. Охарактеризуйте композицию иллюстрации (передний, средний, задний планы; центральный персонаж, второстепенные персонажи, фон, колорит и т. п.).
6. Какими выглядят на иллюстрации крестьянские дети? Что они делают, что думают и чувствуют?
7. Каково отношение художника к героям иллюстраций? Смог ли художник передать позицию автора стихотворения?
8. Каково ваше отношение к этим иллюстрациям? Какие мысли и чувства они вызывают?

2. Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

3. Составление устного сочинения по одной из иллюстраций (по выбору).

IV. Викторина, предложенная в практикуме «Читаем, думаем, спорим...».

Домашнее задание

Написать сочинение по одной из иллюстраций к стихотворению.

Прочитать рассказ «Муму» с начала до слов «...и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками». Выписать незнакомые слова и определить их значение.

Индивидуальное задание.

Используя энциклопедии и ресурсы Интернета, подготовить небольшое сообщение на тему «Жизнь людей в эпоху крепостного права».

Следующие уроки: Уроки 42-44. Рассказ И.С.Тургенева "Муму" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)


 
 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz