Уроки 31-32. Сказка А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Антоний Погорельский. Жизнь и творчество
К. Брюллов. Портрет графа А.А.Перовского (писателя А.Погорельского, не окончен), 1836 г., холст,масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
А.Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители
Иллюстрации А.Рейпольского к сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ
(1787-1836)

«ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 31-32

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 31. А.Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка
Урок 32. А.Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как нравоучительное произведение

УРОК 31
АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ.
«ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»
КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА


Основное содержание урока:
Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Понятие  о  л и т е р а т у р н о й  с к а з к е.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статей учебника «Русская литературная сказка» и «Антоний Погорельский». Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий. Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе по ролям) и пересказ её фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге по обсуждению эпизодов сказки. Выделение этапов развития сюжета сказки. Выявление в произведении Антония Погорельского характерных признаков литературной сказки.
Самостоятельная работа. Выполнение заданий из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Подготовка к защите учебного проекта «Сказка „Чёрная курица, или Подземные жители“ в иллюстрациях».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Чтение статьи учебника «Русская литературная сказка»

Ответы на вопросы раздела «Проверьте себя».

II. Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки

Рассказ учителя об Антонии Погорельском, его племяннике, будущем писателе А. К. Толстом и истории создания сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» с показом слайдов презентации, включающей в себя портреты автора сказки и прототипа главного героя, изображений мест, связанных с ними.

Выразительное чтение вслух статьи учебника «Антоний Погорельский».

Ответ на вопрос 1 из раздела «Размышляем о прочитанном».

Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий (с использованием словарей или карточек информаторов), например:

ТАБЛИЦА
Лексические комментарии
Историко-культурные комментарии
пансион
черепица
вощить
империал
бекеша
околышек
шандал
изразец
синяя мурава
кисейные занавески
балдахин
пунцовый
мантия
набалдашник
Васильевский остров
Первая линия
Исаакиевская площадь
монумент Петра Великого
Адмиралтейство
Манеж Конногвардейский
барочные доски
зимние вакации
директор училищ
минеральный кабинет
пол-аршина

III. Выразительное чтение сказки учителем с начала до слов «...и, казалось, любила Алёшу более, нежели подруг своих», так как стилистика сказки, пространные описания и рассуждения трудны для восприятия пятиклассников.

IV.Выполнение задания 2 и ответы на вопросы 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

При перечитывании описания Петербурга (или во время словарной работы) можно показать изображения мест и архитектурных памятников, о которых идёт речь в эпизоде (желателен показ изображений XIX века).

V.Пересказ эпизода «Спасение Чернушки» и ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Беседа по выявлению восприятия:

Почему Алёше было тоскливо в пансионе для мальчиков?

Почему он любил наведываться в курятник?

Какими чертами характера он обладал? Докажите своё мнение примерами.

Как он относился к учёбе, к учителям, к товарищам по пансиону?

Как ему удалось убедить кухарку не убивать Чернушку?

Происходят ли в начале сказки фантастические события или она больше похожа на достоверную историю? Свой ответ обоснуйте.

VI.Чтение по ролям эпизода «Первая ночная встреча с Чернушкой» со слов «Ночь была месячная...» до слов «...и он упал в обморок».

Обобщающая беседа:

Какие чувства вызывает чтение этого эпизода: страх, любопытство, волнение, удивление?

Какие детали в этом эпизоде наиболее выразительны?

Какие условия, предложенные Чернушкой, нарушил Алёша во время ночного путешествия в подземную страну?

Как это его характеризует?

Какие сказочные и фантастические события происходят с Алёшей и Чернушкой?

Какие волшебные действия могла производить Чернушка?

Почему Алёша упал в обморок?

VII. Пересказ эпизода «Вторая ночная встреча Алёши с Чернушкой» и чтение по ролям диалога Алёши с королём подземного царства.

Обобщающая беседа:

Почему во второй раз Алёше с Чернушкой удалось проникнуть в подземное царство?

Как вёл себя Алёша?

Что его особенно удивило на приёме у короля?

Перечитайте описание портрета Чернушки в костюме министра подземного царства. Чем этот костюм напоминает облик курицы?

Какую награду попросил Алёша у короля? Почему? Был ли он ленивцем?

Расскажите, что увидел Алёша в подземном царстве.

Почему Алёша так и не узнал, отчего министр подземного царства «является в свет в виде курицы»?

VIII. Понятие о литературной сказке

Выявление в сказке Антония Погорельского характерных признаков литературной сказки (см. урок 26).

Домашнее задание

Выполнить задание 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и задания 1—2 из раздела «Обогащаем свою речь».

Групповые задания.
Выполнить задание 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь» и задание из раздела «Проект».

Индивидуальное задание.
Принести на урок свои издания сказки Антония Погорельского для составления плана отзыва о литературной сказке.

УРОК 32
АНТОНИЙ ПОГОРЕЛЬСКИЙ.
«ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»
КАК НРАВОУЧИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ


Основное содержание урока.
Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Иллюстраторы сказки. Защита учебного проекта.

Основные виды деятельности учащихся.
Пересказ эпизодов сказки от лица героев. Лексическая работа по заданиям из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Выразительное чтение (в том числе по ролям), пересказ и обсуждение эпизодов сказки. Конкурс на выразительное чтение по ролям диалога Алёши и учителя. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге по обсуждению эпизодов сказки. Устное словесное рисование эпизодов «Последняя встреча Алёши и Чернушки» (воссоздающее воображение) и «Уход подземных жителей в другую страну» (творческое воображение). Составление устного отзыва о литературной сказке по плану. Рецензирование иллюстраций к сказке. Показ и защита учебного проекта «Сказка „Чёрная курица, или Подземные жители“ в иллюстрациях» (в формате электронной презентации). Обсуждение и оценка проекта.
Практическая работа. Составление письменного отзыва о литературной сказке Антония Погорельского (или о самостоятельно прочитанной литературной сказке).
Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к сказке и подготовка к их защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Пересказ эпизодов сказки от лица героев

II. Работа с лексикой сказки по заданиям 1—2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь»

III. Выразительное чтение эпизода о необыкновенных успехах Алёши в учении со слов «Долго не мог он опомниться...» до слов «...конопляное семечко поможет ему непременно».

Обобщающая беседа:

Что изменилось в жизни Алёши после посещения подземного царства?

Как изменились его характер и отношение к учёбе? Докажите своё мнение цитатами.

Почему Алёше вначале было стыдно за незаслуженные похвалы, а потом он «сделался гордым и непослушным»?

IV. Конкурс на выразительное чтение по ролям диалога Алёши и учителя со слов «На следующий день...» до слов «...и слёзы вновь полились у него из глаз».

V. Пересказ эпизода «Возврат конопляного зёрнышка» со слов «Вдруг... простыня у соседней кровати зашевелилась...» до слов «...что конопляное зёрнышко возвратить невозможно».

Обобщающая беседа:

Что чувствовал Алёша, когда не смог ответить урок?

Чувствовал ли он себя виноватым или только сожалел о пропавшем зёрнышке? Докажите свою позицию цитатами.

Найдите в тексте слова и выражения, которые показывают, что Алёша изменился в худшую сторону.

Как к нему стали относиться товарищи по пансиону? Почему?

Почему волшебное зёрнышко пропало во второй раз?

Почему он нарушил обещание и рассказал учителю о подземных жителях?

VI. Чтение по ролям эпизода «Последняя встреча Алёши и Чернушки».

Обобщающая беседа:

В чём заключалась вина Алёши? Только ли в том, что он обманул учителя и возгордился перед товарищами?

Какое чувство вызывает у читателя описание ухода подземных жителей в другую страну?

Создайте устные иллюстрации «Какой Алёша увидел Чернушку в последний раз?» (воссоздающее воображение) и «Уход подземных жителей в другую страну» (творческое воображение).

Можно ли сказать, что все фантастические события сказки только приснились Алёше?

Почему, несмотря на то что в конце сказки Алёша снова стал добрым и послушным, её финал не вызывает радостного чувства?

Можно ли утверждать, что у этой сказки счастливый конец и в ней добро побеждает зло? Своё мнение обоснуйте.

Составление устного отзыва о литературной сказке с использованием принесённых на урок изданий сказки Антония Погорельского.

План отзыва:

1. Автор, название книги, кем издана, где, год издания.
2. Краткие сведения о писателе.
3. О чём говорится в сказке (кратко)?
4. Главная мысль произведения.
5. Главные герои. Кто из героев особенно понравился или не понравился? Почему?
6. Какими достоинствами и недостатками, по твоему мнению, обладает эта сказка? Советуешь ли ты прочитать её другим? Что даёт чтение этой сказки?

VII. Иллюстраторы сказки

Рассмотрите иллюстрации к сказке, помещённые в учебнике и в принесённых на урок изданиях сказки.

Кто их авторы?

Какие эпизоды они иллюстрируют?

В чём достоинства и недостатки этих иллюстраций?

VIII. Защита учебного проекта

Показ и защита учебного проекта «Сказка „Чёрная курица, или Подземные жители“ в иллюстрациях»
(в формате электронной презентации).

Обсуждение и оценка проекта.

Домашнее задание

Составить письменный отзыв о литературной сказке Антония Погорельского (или о самостоятельно прочитанной литературной сказке).

Прочитать сказки Гаршина «Лягушка-путешественница» и «То, чего не было» и сказку Л. Пантелеева «Две лягушки»
(см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Выполнить задания практикума и ответить на вопросы викторины.

Прочитать самостоятельно сказку Ершова «Конёк-горбунок» и найти в ней черты литературной сказки.

Индивидуальные задания.

Нарисовать свои иллюстрации к сказке.

Выполнить задание 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Следующие уроки: Уроки 33-34. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz