Уроки 80-81. Поэты о Великой Отечественной войне. Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
А.Т.Твардовский. Портрет работы О.Г.Верейского, 1943 г.
Портреты Твардовского работы
О.Г.Верейского
Основные даты жизни и творчества А. Т. Твардовского
Твардовский А.Т. Рассказ танкиста
Поэма А.Т.Твардовского "Василий Тёркин" (уроки литературы в 8 классе)
К.М.Симонов. Фото, 1940-е гг.
Основные даты жизни и творчества К. М. Симонова
К.М.Симонов. Майор привёз мальчишку на лафете...
Стихотворения К.М.Симонова о Великой Отечественной войне
Лирика Великой Отечественной войны (уроки литературы в 7 классе)
Военная поэзия
(урок литературы в 11 классе)

Поэты о Великой Отечественной войне
(1941—1945 гг.)

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 80-81



Урок 80. А.Т.Твардовский. "Рассказ танкиста"

Урок 81. К.М.Симонов. "Майор привёз мальчишку на лафете..."

УРОК 80
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ.
«РАССКАЗ ТАНКИСТА»


Основное содержание урока
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Стихотворение в актёрском исполнении. Характеристика героев стихотворения.

Основные виды деятельности учащихся.
Восприятие и выразительное чтение наизусть стихотворений о детях на войне, презентация и защита иллюстраций к этим стихотворениям. Чтение и обсуждение статьи учебника «Поэты о Великой Отечественной войне (1941—1945)». Устный рассказ о военной биографии поэта с показом его портретов. Восприятие и оценка актёрского исполнения стихотворения. Выразительное чтение стихотворения по ролям. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение репродукции картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут...».
Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть. Чтение рассказа Л. Кассиля «У классной доски» и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». Подготовка к презентации и защите собственных иллюстраций. Подготовка сообщения о героях Брестской крепости с показом иллюстраций и видеофрагментов.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Стихотворные произведения о войне

Концерт-миниатюра, состоящий из выразительного чтения стихотворений о детях на войне, рецензирование выразительного чтения, презентация и защита иллюстраций к этим стихотворениям.

II. выразительного чтения статьи учебника «Поэты о Великой Отечественной войне (1941—1945)» (см. статью ниже)

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

III. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

О каких патриотических подвигах в годы Великой Отечественной войны вам известно?

Какие из этих подвигов совершили дети?

Расскажите, какую интернет-информацию о судьбах и подвигах детей на войне вы нашли.

Какие книги о детях на войне вы читали?

Чем они вас заинтересовали?

IV. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии

Рассказ учителя об участии А. Т. Твардовского в Великой Отечественной войне и показ галереи его портретов в военное время.

V. Стихотворение в актёрском исполнении

Актёрское исполнение стихотворения «Рассказ танкиста» и рецензирование этого чтения.

Лексические комментарии к словам: бедовый, гвоздить, башня, расчёт и др.

Аналитическая беседа:

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Чем мальчик из стихотворения Твардовского был похож на мальчишек прифронтовых городков? Почему автор вначале рассказывает о нём обобщённо, как об одном из многих?

Какие слова и выражения использует поэт, описывая бой за улицу? С какой целью? Какую эмоциональную окраску несёт глагольная лексика?

VI. Характеристика героев стихотворения

Прочитайте по ролям диалог танкиста и мальчишки. Передайте интонациями внутреннее состояние обоих.

Почему у парнишки была «рубашонка пузырём»? Где он находился во время приближения к вражескому расчёту?

Какие чувства возникают у читателя при чтении слов: «И эту пушку, заодно с расчётом, / Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём»?

Чем страшна и античеловечна любая война?

Почему танкист пожал руку мальчишке, как взрослому?

Выполнение задания 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Почему у стихотворения кольцевая композиция?

VIII. Обучение пятиклассников выразительному чтению
с составлением партитурной разметки текста можно организовать на примере первых трёх строф стихотворения (см. урок 23).

IX. Обсуждение помещённой в учебнике репродукции картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут...» (см. репродукцию ниже)
и выполнение задания из раздела «Литература и изобразительное искусство».

Домашнее задание

Выполнить задание из раздела учебника «Учимся читать выразительно», выучив стихотворение наизусть.

Выполнить задание 2 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».



УРОК 81
К. М. СИМОНОВ.
«МАЙОР ПРИВЁЗ МАЛЬЧИШКУ НА ЛАФЕТЕ...»


Основное содержание урока.
Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Война и дети — обострённо-трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Стихотворение в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.
Рассказ о поэте и его военной биографии. Сообщение о героях Брестской крепости. Восприятие и выразительное чтение стихотворения с составлением партитурной разметки текста. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Выполнение заданий фонохрестоматии. Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения. Устное иллюстрирование. Презентация и защита собственных иллюстраций.
Практическая работа. Сообщение о стихотворении по плану анализа лирики.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению стихотворения наизусть. Подготовка сообщений о жизни Бунина и Дона-Аминадо в эмиграции.

I. Рассказы учащихся о стихах, песнях и частушках времён Великой Отечественной войны,
которые они услышали от своих родственников, прослушивание таких произведений.

II. Обобщающая беседа:

Какие чувства вызывают эти произведения о войне?

Есть ли среди них весёлые, оптимистические?

Какие произведения вызывают грустные, скорбные чувства?

III. Краткий рассказ о поэте и его военной биографии

Рассказ учителя об участии К. М. Симонова в Великой Отечественной войне с показом галереи его портретов в военное время.

IV. Сообщение учащегося о героях Брестской крепости
с показом видеофрагментов или изображений Брестской крепости (http://www.brest-fortress.by/?sec=7)

Война и дети — обострённо-трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне

Выразительное чтение учителем стихотворения К. М. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете...»
и лексический комментарий к слову лафет.[2]

Аналитическая беседа:

Ответы на вопросы раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Стихотворение начинается тремя короткими предложениями, разделёнными точками даже внутри стиха. Какой мир изображает поэт с их помощью?

Как понять выражение «За десять лет на том и этом свете / Ему зачтутся эти десять дней»?

Почему поэт в первой строфе называет отца мальчика не отцом, а майором? Важна ли читателю эта информация?

Действительно ли лафет был самым надёжным местом для мальчика, вывезенного майором из Брестской крепости? Обоснуйте своё мнение.

Почему мальчишка стал седым? На что указывает эта деталь?

Выпишите из третьей строфы по порядку глаголы и глагольные формы. Как этот порядок передаёт трагизм ситуации детей, попавших в огонь войны? Какие слова и образы этой строфы противопоставляют войну и мирное время?

Кому возражает поэт в строфах 4—5 стихотворения?

Почему воины шли «из России»?

Почему, увидев мальчишку на лафете, поэт-воин не может вернуться домой, к семье?

Перечитайте строфы 6—7 стихотворения. В чём видит поэт свой воинский долг?

Как вы понимаете строки «Как тот мальчишка возвратится с нами / И поцелует горсть своей земли»?

Зачем в четвёртой строфе собеседником поэта становится женщина, которой он объясняет необходимость своего присутствия на войне?

Объясните, почему в строфах 4—5 автор говорит мы от лица всех воинов, а в строфах 6—7 пишет я от своего собственного имени.

Почему две последние строфы стихотворения звучат скорбно, трагически?

Как в них соединилось понимание автором того, что его могут убить на войне, с верой в то, что он непременно увидится с любимой женщиной?

Прокомментируйте последнюю строфу стихотворения. Как в ней показана связь и преемственность поколений?

V. Обучение пятиклассников выразительному чтению с составлением партитурной разметки первых трёх строф стихотворения (см. урок 23).

VI. Стихотворение в актёрском исполнении

Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении и рецензирование актёрского чтения, ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть, выполнив задание из раздела учебника «Учимся читать выразительно».

Прочитать стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер».

Индивидуальные задания. Подготовить краткие сообщения о жизни Бунина и Дона-Аминадо в эмиграции, подобрав в Интернете их портреты.

Подобрать изображения достопримечательностей Лондона, Неаполя, Гамбурга, Севильи, Парижа, зимних русских пейзажей.

Следующие уроки: Урок 82. И.А.Бунин. "Помню — долгий зимний вечер..." >>>






ТОЛЬКО ДОБЛЕСТЬ БЕССМЕРТНО ЖИВЁТ

Истинная поэзия всегда была голосом народа, выражала его чувства, мысли и чаяния, оплакивала утраты и воспевала победы.

Героическое прошлое нашей Родины отражено в фольклоре, литературе и искусстве позднейших эпох. Народ помнит своих легендарных стражей — Илью Муромца и Добрыню Никитича.

Поэты, многие из которых сами были воинами, рассказывали современникам и потомкам о смелости русского солдата на поле сражения. Поэзию ратного подвига, воспетого М. В. Ломоносовым, Г. Р. Державиным, А. Т. Твардовским, К. М. Симоновым, объединяет глубокая и верная любовь к Родине.

Судьба России сложилась так, что ей пришлось не однажды защищать свои границы от захватчиков, посягавших на её свободу.

Особенно мощно патриотическая тема зазвучала в Отечественную войну 1812 года. Русская поэзия отразила важнейшие события этой войны — битвы за Смоленск и при Бородине, пожар Москвы и изгнание Наполеона.

Важную страницу в книгу о воинском подвиге вписал М. Ю. Лермонтов. В стихотворении «Бородино» оживает выдающееся по своему масштабу сражение, в котором усилия солдат и командиров слились в единодушном порыве победить врага.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов создавалась стихотворениями, поэмами, песнями М. В. Исаковского, А. А. Суркова, М. И. Алигер, О. Ф. Берггольц, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова и других замечательных поэтов. В поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский с гордостью произносит:

Я счастлив жить, служить Отчизне,
Я за неё ходил на бой...

В послевоенные годы поэзия служит миру. Сразу же после окончания войны Твардовский в стихотворении «В час мира» обращается ко всем народам:

Все в мире сущие народы,
Благословите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле застали нас...

Среди многих стихотворных и прозаических произведений о Великой Отечественной войне есть стихотворения Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста» и Константина Михайловича Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете...», в которых рассказывается о подростках, ваших сверстниках — участниках военных событий. Познакомьтесь с ними. Выучите одно из стихотворений наизусть, прочитайте его в классе.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

Прочитайте синонимические пары слов на военную тему:

воспевать — хвалить; ратный — воинский; оплакивать — печалиться; воин — солдат.

Какие из этих слов употребляются в торжественной стихотворной речи, какие — в обыденной речи?

Приведите примеры других синонимических пар слов торжественных, возвышенных и разговорных.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


РАССКАЗ ТАНКИСТА
А.Т.Твардовский


Был трудный бой. Всё нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти — двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,
И чёрт его поймет, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр.
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище!
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


Задания к стихотворению «Рассказ танкиста»
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ


1. Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

2. В рассказе «Весной 1942 года» А. Т. Твардовский вспоминает о тех впечатлениях, которые произвела на него война: «Вряд ли я когда в жизни был так взволнован чем-либо подобным. Закат стоял над дорогой, широкой, укатанной, зимней, степной дорогой на выезде из деревни.
На необычайном, малиновом крае неба вставали густые синие и чёрные дымы деревни. И всё было так непередаваемо говоряще и значительно — степь, Россия, война, — что сжималось сердце и словно нечем было дышать».

Расскажите, какой показана война в воспоминаниях А. Твардовского о войне и в стихотворении «Рассказ танкиста».
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Что изображено на картине Ю. Непринцева?

Как это можно соотнести со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста»?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»


1. Вспомните стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». В нём тоже был рассказ о войне, о сражении. Похожи ли рассказчики в этих стихотворениях? Каким характером наделяет актёр своего танкиста? Каким вы его представляете себе: молодым, средних лет, весёлым, задорным, подвижным или степенным, неторопливым, основательным?

2. Как вы думаете, почему поэт в конце стихотворения вновь напоминает нам, что подвиг юного героя остался безымянным, имя парнишки так и осталось неизвестным?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, постарайтесь при чтении передать характеры персонажей.


СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ

1. Как вы понимаете следующие строки, словосочетания?

— Всё нынче как спросонку...
— Бедовый, из тех, что главарями у детей...
— А он гвоздит — не выглянуть из башен...
— ...за каким домишкой он примостился...
— ...заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.


2. Расскажите о том, какое впечатление произвело на вас это стихотворение, используя слова и словосочетания из произведения А. Т. Твардовского.

3. Поговорите с вашими родственниками о любимых ими стихотворениях, песнях, частушках времён Великой Отечественной войны. Как вы думаете, почему песни военных лет остаются популярными и в мирное время?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


МАЙОР ПРИВЁЗ МАЛЬЧИШКУ НА ЛАФЕТЕ...
К.М.Симонов


Майор привез мальчишку на лафете.[2]
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
1941


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Что поразило рассказчика и что он хочет сказать своим стихотворением?

2. Как вы понимаете следующие выражения?

— ...седой мальчишка на лафете спал.

— Ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Подготовьте стихотворение к чтению в классе, передав торжественное и скорбное звучание произведения.


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»


1. Послушайте подряд два стихотворения — «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского и «Майор привёз мальчишку на лафете...» К. М. Симонова. Отличаются ли ритм, тембр, эмоциональная окраска звучания этих произведений? Если отличаются, то чем?

2. Как вы считаете, почему стихотворение К. М. Симонова написано торжественным слогом, каким было бы уместно писать клятву или присягу?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с. (вернуться)

2. Лафе́т – это опора, на которую накладывается артиллерийское орудие для стрельбы; во многих случаях лафет предназначался и для перевозки орудия с одного места на другое, иногда приходилось (горная артиллерия) накладывать его на спину животного. (вернуться)

3. «Майор привез мальчишку на лафете...» – стихотворение написано летом 1941 года.
В основе сюжета лежит история об эвакуированном из-под Брестской крепости мальчике, которого доставил в тыл отец. Неизвестно, был ли реальный прототип этого ребенка. Подобные истории случались каждый день на всем протяжении фронта. (вернуться)


 
Непринцев Юрий Михайлович
Вот солдаты идут, 1970
Холст, темпера. 120 х 149
Приморская государственная картинная галерея, Владивосток
(вернуться к уроку)
 



 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz