Анализ стихотворений А.А.Блока "Летний вечер", "О, как безумно за окном...". Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Портрет А.А.Блока работы К.А.Сомова, 1907 г.
Портреты Блока
Блок А.А. Основные даты жизни и творчества
Блок А.А. Автобиография
Детство А.Блока в имении Шахматово
Стихотворение "Русь". Из цикла
"Родина"
Блок А.А. Летний вечер
Блок А.А. О, как безумно за окном...
Блок А.А. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")

РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
(1880 – 1921)

Стихотворения о родиной природе


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).



УРОК 76
А. А. БЛОК. «ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР», «О, КАК БЕЗУМНО ЗА ОКНОМ...»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Актёрское чтение стихотворений. Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника о стихах Блока. Краткое сообщение о поэте с показом его портретов и изображений литературных мест, связанных с его именем. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана и сопоставительный анализ стихотворений. Характеристика их ритмико-метрических особенностей. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте

Рассказ учителя об А. А. Блоке с включением сообщений учащихся о детстве (см. ниже "Детство А.Блока в имении Шахматово"), юности и начале творческого пути поэта (см. ниже материал, а также страницу "Блок А.А. Автобиография"), показом его портретов (см. страницу "Портреты Блока") и изображений литературных мест, связанных с его именем (см. иллюстрации ниже).

II. Актёрское чтение стихотворений

Прослушивание стихотворений «Летний вечер» (см. текст ниже) и «О, как безумно за окном...» (см. текст ниже) в актёрском исполнении и рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

III. Поэтизация родной природы

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Средства создания поэтических образов
Групповая практическая работа.

Сопоставительный анализ стихотворений А. А. Блока.

Подбор цитат, иллюстрирующих средства создания поэтических образов и характеризующих их ритмико-метрические особенности:

Группа 1.

Чем различается настроение в стихотворениях Блока?
(В первом стихотворении главное чувство — умиротворение, после трудового дня можно «забыть заботы и печали» и умчаться «без цели на коне» в «луговые дали».
Во втором — настроение более экспрессивно. Это уже не спокойный летний вечер, а ветреная, ненастная ночь, когда мир охватила «буря злая», которая «ревёт, бушует», тучи льют дождём.)

Группа 2.

Каковы мысли и чувства лирического «я» в каждом стихотворении? Каково его отношение к миру природы и человеку в нём?
(В первом стихотворении лирический герой спокоен и призывает своего собеседника смело умчаться в туман «навстречу ночи и луне», потому что в мире природы тишина и ничто не предвещает беды, хотя намёки на тревожное мироощущение всё же есть: диск луны «красный», а путь всадника не ясен из-за тумана.
Во втором стихотворении лирический герой лишён собеседника, одинок, и его занимают мысли о несчастных, которые в ненастную ночь «лишены крова». Поэтому чувство сожаления «гонит» его «прочь» из жилища, и он готов разделить «участь страдальцев».)

Группа 3.

Какую роль играют в стихотворениях звуковые образы?
(В обоих стихотворениях важную роль играют звуковые образы.
Аллитерации на «л» в первом стихотворении рисуют картину ясного вечера, которым любуется поэт, а множество глухих согласных передают тишину и шорохи наступающей ночи.
Ассонансы на «у» и «о» во втором стихотворении дают читателю явственно услышать завывание ветра, бури, шум дождя.)

Группа 4.

* Какова роль глагольной лексики в стихотворениях?
(В первом стихотворении глаголов немного, природа лишена динамичных картин. Лёгкий порыв ощущается только в последней строфе, используются глаголы в повелительном наклонении. В стихотворении всего одно восклицание, тоже в последней, самой динамичной строфе.
А второе стихотворение наполнено глагольными формами, эмоциональными синтаксическими оборотами и восклицательными конструкциями, которые передают смятение и тревогу лирического «я».)

Группа 5.

* Найдите в стихотворениях лексику, обозначающую цвет и звуки. Объясните её роль.
(Стихотворение «Летний вечер» «окрашено» розовыми лучами заката, отражёнными в красном диске луны, и если в начале стихотворения мир ещё достаточно различим глазом, то в конце мир как бы «гаснет»: уже нет цветных картин, а вокруг туман, ночь и луна. Поэт подчёркивает тишину, когда нет «ни ветерка, ни крика птицы», а единственный звук, который нарушает наступившую тишину, — это замирающая песня жницы.
А в стихотворении «О, как безумно за окном...» вообще нет цветовых образов, а слова тучи, дождь, ночь, мрак передают ощущение темноты и душевного дискомфорта. Важную роль играют «осязательные» образы: «объятья холода сырого», порывы ветра и злой бури, наполненной «мраком и дождём». Звуковая лексика дополняет картину разбушевавшейся стихии. Буря ревёт, ветер воет, многократно в тексте повторяются одни и те же слова: бушует, безумно, ночь, ветер, дождь, усиливая ужасную картину.)

V. Чтение и обсуждение статьи учебника о стихотворениях А. А. Блока (см. статью ниже)

И т о г о в ы е   в о п р о с ы:

ƒКакие способы передачи чувств и мыслей использует поэт в стихотворениях?

ƒКакой вывод об отношениях человека и природы можно сделать в результате анализа текстов?

Сопоставительный анализ стихотворений помогает сделать вывод об общности человека с природой, явления которой вызывают в душах людей отклики и приводят к философским размышлениям о жизни и смерти, о вечности природы и временности человека, о радости, когда мир природы созвучен душе, и страхе, когда стихия явно сильнее людей.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений наизусть.

Сделать письменный анализ стихотворения или сопоставительный анализ стихотворений.

Индивидуальное задание.

Создать иллюстрации к стихотворениям Блока и подготовиться к их презентации и защите.

Следующие уроки: Урок 77. С. А. Есенин. "Мелколесье. Степь и дали...", "Пороша" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2016.


АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
(1880 – 1921)


В высказываниях современников о Блоке можно выделить некое их общее оценочное «ядро»: неповторимость, уникальность фигуры поэта и в плане общечеловеческом, и в плане творческом. Интересно выражена эта мысль у Л. Аннинского: «„Царственное первенство“ Блока на поэтическом Олимпе начала века не оспариваемо никем даже из его противников. Гордая Цветаева, замирая, передает ему свои стихи на поэтическом вечере. Отчаянный Есенин, впервые приехав в Питер, идет к нему, обливаясь потом от страха. Неприступная Ахматова посылает ему журнал со своей публикацией. Яростный Клюев адресует письмо с требованием оправдаться за всю господскую культуру: «О, как неистово страдание от „вашего“ присутствия, какое бесконечно-окаянное горе сознать, что без „вас“ пока не обойдешься!» Самоуверенный Северянин дарит ему брошюру, подписывая: «Поэт!.. Незабвенна Ваша фраза о гении, поднимающем слова ветра. Пришлите мне Ваши книги: я ДОЛЖЕН познать их». Вознесенный революцией Маяковский ему одному подает руку: «Здравствуйте, Александр Блок!»

А.А. Ахматова о Блоке (см. также на сайте "Литература для школьников" страницу "Ахматова А.А. Воспоминания об Александре Блоке"):

И ветер с залива. А там, между строк,
Минуя и ахи и охи,
Тебе улыбнется презрительно Блок,
Трагический тенор эпохи.

Александр Александрович Блок родился 16 (28) ноября 1880 в Петербурге. Сын профессора-юриста, с которым мать Блока разошлась вскоре после рождения поэта. Воспитывался в семье своего деда А.Н.Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета. Отношения с отцом, изредка приезжавшим в Петербург из Варшавы, отразились в неоконченной поэме "Возмездие" (1917–1921). Образ «демона», чуждого любых иллюзий, но вместе с тем наделенного неискоренимой мечтательностью, навеян размышлениями о судьбе отца, последнего русского романтика, который стал жертвой рока истории, вплотную приблизившей эпоху катастроф невиданного масштаба и трагизма. Таким романтиком, тоже испытавшим на себе возмездие истории, Блок ощущал и самого себя.

Высокие идеалы, которыми жила семья Бекетовых, особенно органично воплотились в матери поэта (по второму мужу – А.А.Кублицкой-Пиоттух), до конца дней оставшейся самым близким ему человеком. В семье Бекетовых литература играла значительную роль. На развитие Блока глубокое влияние оказала его мать, сама обладавшая поэтическим даром. Блок начал писать стихи с 5-ти лет. Первым его вдохновителем был В.А.Жуковский. Лет восьми Блок уже записывает свои небольшие сочинения – стихи и рассказы – в миниатюрные тетрадки, что-то вроде крошечных журналов, даже с оглавлением. Там же и его рисунки. На первой странице: «Моей милой мамочке! » На второй: «Оглавление. Пожар. Зая. Зая. человек. Лопари».

В 1889 г. мать Блока вторично вышла замуж за гвардейского офицера Ф.Ф. Кублицкого-Пиоттух. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. Тогда же Блока и отдали в гимназию. В 1897 г., очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад Наугейме, Блок пережил первую, но очень сильную юношескую влюблённость. Она оставила глубокий след в его поэзии. В 1898 г. гимназия была окончена, и Блок «довольно безотчётно» поступил на юридический факультет петербургского университета. Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, он перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 г.

В подмосковном имении Шахматово, где семья проводила летние месяцы, Блоку впервые открылась красота русской природы. Пейзажи этих мест узнаются в многочисленных стихотворениях Блока. Самые ранние из них, включенные в посмертно вышедшую книгу "Отроческие стихи" (1922), написаны им в возрасте 17 лет.

Так описывал Блок покупку усадьбы в Шахматово:

Ключом старинным дверь открыли,
Ребёнка внёс туда старик,
И тишину не возмутили
Собачий лай и детский крик. (см. ниже стихотворение полностью)

Этим ребенком был А. Блок (в 1881 году Александра Андреевна Блок привезла шестимесячного сына Александра в Шахматово). С тех пор он каждое лето проводил в имении деда (с 1881 по 1916 г.). В. Солоухин сказал «… в летнее тепло с его синим небом и белыми облаками, с его розовым клевером и ярко-зелеными полянами ржи, с купами столетней сирени и куртинами шиповника, в вечерние зори и душистую тишину, в гуденье пчел и порханье бабочек – вовсе это Блок был погружен в середине России, как в купель, и это было его как бы второе крещение – крещение Россией, русской природой, русской деревней, Русью».

В усадьбе Блок знакомился с жизнью природы. Множество певчих птиц обитало в Шахматове. Соловьи заливались около дома в кустах шиповника; иволги сидели на липах, прилетали дрозды, дятлы, сороки, горлинки. Ночью слышались совы.

Саша пишет не только о животных. Есть у него сочинения о бурях, кораблях, войне («Ночь была темная и война была большая»). Всюду и везде рисует он корабли, мечтает стать матросом, юнгой. В «издательских» занятиях Сашуры участвовали и взрослые. Сашино стихотворение «Огромные скалы качает водой…» Александра Андреевна переписала на отдельный листок и внизу пометила: «25 июля, 1888 г. Шахматово. Сашура».

В 8 км. от Шахматова находилось имение Боблово, принадлежавшее другу Бекетова, великому русскому химику Дмитрию Менделееву. Летом 1898 г. Блок знакомится со своей будущей женой Л.Д.Менделеевой (1881–1939), дочерью химика Д.И.Менеделеева. Она стала главной героиней лирики первого периода творчества, составившей книгу "Стихи о Прекрасной Даме" (1904). 1901 выделен Блоком как год, решивший его судьбу: это время сближения с поэтом А.Белым, затем переросшего в многолетнюю дружбу-вражду, период, окрашенный мистическими переживаниями, оттеняющими чувство к Л.Д.Менделеевой (венчание состоялось 17 августа 1903), и ознаменованный встречей с поэзией, а затем с философией Вл.С.Соловьева.

Призванный на военную службу в июле 1916, Блок вскоре после Февральской революции возвращается в Петроград и участвует в работе Чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений царского режима (его книга "Последние дни императорской власти" вышла посмертно в 1921). Октябрьские события он воспринял как взрыв очистительной стихии, испытав в январе 1918 недолгий творческий подъем, который увенчан поэмами "Двенадцать" и "Скифы". Обе они говорят о «мировом пожаре», о «крушении старого мира», воспринятом как возмездие за его нравственное и социальное зло. Над разбушевавшимся океаном революции поэту видится заря новой «прекрасной жизни». Христос идет по заснеженному Петрограду во главе отряда красногвардейцев – образ, которого не могла простить Блоку антибольшевистски настроенная интеллигентская среда, объявившая ему после выхода "Двенадцати" бойкот.

Блок пытается сотрудничать в культурно-просветительских учреждениях, готовит издание Гейне, с лета 1919 руководит репертуарной политикой Большого драматического театра, время от времени выступает с чтением своих стихов в Петрограде и Москве. Последним заметным его выступлением стала речь "О назначении поэта", произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921. Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха». После смерти Блока (по-видимому, от истощения и нервной депрессии) 7 августа 1921 эти слова стали относить и к нему самому.

Творчество Блока связано с традициями поэзии В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Н.А. Некрасова. Блок - романтик, содержанием поэзии которого стала российская действительность и реальный человек. Характерны многомерность, мятежность, эмоциональная напряжённость его лирического героя, многокрасочность и новаторство художественных средств: максимальное слияние движения ритма с тончайшими оттенками смысла, использование неточных рифм, обращение к свободному стиху, работа над тоническим стихом (главным образом дольником).
(вернуться к уроку)


АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
(1880 – 1921)
Стихотворения А.А.Блока


В XX веке русские поэты по-прежнему внимательны к природе,
поднимают те же темы, что и поэты предыдущего столетия. Только
поэтический язык заметно изменился:
в нём появилось больше индивидуальных метафор, эпитетов и сравнений.


Стихотворение А. А. Блока «Летний вечер» напоминает простую пейзажную зарисовку, в которой лирически передаётся смена дня вечером и приближение ночи. Но в стихотворении встречаются необычные эпитеты — «дремотой розовой», «красный диск луны». Они в большей степени касаются не зрительного восприятия поэта, а его душевных переживаний. Ведь «дремота» не имеет цвета. Эпитет «розовый» означает умиротворённость, спокойствие, мечтательность, возвышенный строй чувств. Сочетание «красный диск луны» — не столько обозначение цвета луны, сколько ощущение тревоги дня, отражённой в этом цвете. Значит, Блок пишет стихотворение о том, что день с его тревогой, беспокойством, суетой отошёл и уступил место высоким чувствам и мыслям, высокому спокойствию души, когда она может думать о вечном, нетленном. Здесь не остаётся места заботам, печалям, повседневной, обыденной жизни. Всё это ушло, как исчезли все практические цели и интересы, которые одолевали человека днём. Вечером и особенно ночью он вольно отдаётся размышлениям и чувствам, высоким настроениям и переживаниям о великом и бесценном.

Впрочем, Блок знает и другую ночь («О, как безумно за окном...»), не щадящую бездомных, лишённых крова страдальцев, которых треплет бушующий ветер. Это не столько обычный, всем знакомый ветер, сколько ветер метафорический. Он заставляет страдать несчастных и сам же сочувствует им, изнывая в своих нескончаемых стонах.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
(вернуться к уроку)


ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР
А.А.Блок


Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
13 декабря 1898
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
(вернуться к уроку)


О, КАК БЕЗУМНО ЗА ОКНОМ...
А.А.Блок


Вы, бедные, нагие несчастливцы.
Лир
[2]

О, как безумно за окном
Ревёт, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют дождём,
И ветер воет, замирая!
Ужасна ночь! В такую ночь
Мне жаль людей, лишённых крова,
И сожаленье гонит прочь
В объятья холода сырого!..
Бороться с мраком и дождём,
Страдальцев участь разделяя...
О, как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая!
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
(вернуться к уроку)


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ

А. А. Блок. «Летний вечер»

1. Как вы думаете, почему, читая лирическую пейзажную зарисовку летнего вечера, актёр выделяет эпитет «красный» («над рощей красный диск луны»)?

2. Последняя строфа (четверостишие) стихотворения звучит на фоне музыки. Созвучна ли музыка настроению стихотворения? Помогает ли она воспринимать поэзию Блока? Почему?

«О, как безумно за окном...»
1. Какие художественные средства позволяют поэту создать выразительную картину бури, мрака, «холода сырого»?

2. Как актёр и автор музыки усиливают эмоциональное воздействие стихотворения на слушателя?

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, стараясь передать настроение, вызванное бурной непогодой.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
(вернуться к уроку)

Блок А.А.
Наброски продолжения второй главы поэмы «Возмездие»
[3]

Огромный тополь серебристый
Склонял над домом свой шатер,
Стеной шиповника душистой
Встречал въезжающего двор.

Он был амбаром с острой крышей
От ветров северных укрыт,
И можно было ясно слышать,
Какая тишина царит.

Навстречу тройке запыленной
Старуха вышла на крыльцо,
От солнца заслонив лицо
(Раздался листьев шелест сонный);

Бастыльник покачнув крылом,
Коляска подкатилась к дому —
И сразу стало все знакомо,
Как будто длилось много лет, —

И серый дом, и в мезонине
Венецианское окно,
Свет стекол – красный, желтый, синий,
Как будто так и быть должно.

Ключом старинным дом открыли
(Ребенка внес туда старик),
И тишины не возмутили
Собачий лай и детский крик.

Они умолкли – слышно стало
Жужжанье мухи на окне,
И муха биться перестала,
И лишь по голубой стене

Бросает солнце листьев тени,
Да ветер клонит за окном
Столетние кусты сирени,
В которых тонет старый дом…

И дверь звенящая балкона
Открылась в липы и в сирень,
И в синий купол небосклона,
И в лень окрестных деревень…

И по холмам и по ложбинам,
Меж полосами светлой ржи,
Бегут, сбегаются к овинам
Темно-зеленые межи…

Белеет церковь над рекою,
За ней опять – леса, поля…
И всей весенней красотою
Сияет русская земля…
(Наброски продолжения второй главы поэмы «Возмездие»)
(вернуться к уроку)


О жизни А.Блока в Шахматове
Гамаюн. Жизнь Александра Блока.
Орлов Владимир Николаевич

2
В эти сонные и мглистые годы растет мальчик. Растет без отца, окруженный обожанием и нежной заботой матери, бабушки, теток. «Золотое детство, елка, дворянское баловство, няня, Пушкин…» Обо всем этом Блок хотел рассказать в «Возмездии», но не успел, – остались только наметки плана.

Жизнь шла своим чередом. При всей ее монотонности, было в ней и то, что Блок назвал «апухтинской ноткой».

Апухтин – поэт, необыкновенно характерный для эпохи безвременья. Он был общедоступен, подкупал открытой эмоциональностью своего лиризма, и нота его звучания – это не только элегическая грусть, но и кипение страстей, мелодраматическая патетика, поэзия ямщицких троек, шампанского, цыган, «ночи безумные, ночи бессонные, речи несвязные, взоры усталые»…

Гитарная струна вообще сильно звучала в поэзии тех медленно тянувшихся лет. От духоты и скуки люди очертя голову бросались в цыганщину, и, как Феде Протасову из «Живого трупа», какая-нибудь «Канавэла» или «Не вечерняя» переворачивала им душу, «открывала небо»,

И жаль мне ночи беззаботной,
В которой, на один хоть час,
Блеснула гостьей мимолетной
Жизнь, не похожая на нас…
Вот она – апухтинская нотка…

В ректорском доме продолжала собираться молодежь – и кудлатые «идейные» студенты, и «мыслящие» офицеры милютинской закваски, и среди них – девически юная мать, соломенная вдова. Расставшись с Александром Львовичем, Аля пришла в себя – поправилась, похорошела и повеселела.

Молодежь развлекалась, а на другом конце дома, в тихой детской, под боком у прабабушки, «ребенок – не замешан, спит в кроватке, чисто и тепло». А утром, в кабинете деда, сидя на полу, рассматривает картинки в тяжелых томах Бюффона и Брема, и «няня читает с ним долго-долго, внимательно, изо дня в день:

Гроб качается хрустальный...
Спит царевна мертвым сном».

Все это вспомнилось через много лет:

И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
На коня б скакнуть!

Луч лампадки, как в тумане,
Раз-два, раз-два, раз!..
Идет конница… а няня
Тянет свой рассказ…

Внемлю сказке, древней, древней
О богатырях,
О заморской, о царевне,
О царевне… ах…

Когда старика Бекетова отстранили от ректорства и семье пришлось покинуть гостеприимный старый дом на берегу Невы, начались переезды с квартиры на квартиру – с Пантелеймоновской на Ивановскую, оттуда – на Большую Московскую. Блок смутно запомнил «большие петербургские квартиры с массой людей, с няней, игрушками, елками…». С Пантелеймоновской его водили гулять в Летний сад – как примерно лет за семьдесят перед тем monsieur l’Abb водил Евгения Онегина.

С фотографий тех лет на нас глядит очаровательный нарядный мальчик, «маленький лорд Фаунтлерой», ясноглазый и русоволосый, весьма благонравного вида. На самом же деле он рос живым, шаловливым, обожал шумные игры – в конку, в войну, с беготней и криками, в картонных латах и с деревянным мечом.

И еще была «благоуханная глушь маленькой усадьбы», без которой непредставимы ни жизнь, ни поэзия Александра Блока.

После «эмансипации» дворянские земли, перешедшие в руки маклаков, подешевели. В 1874 году Андрей Николаевич Бекетов, получивший небольшое наследство, по примеру и совету своего друга Дмитрия Ивановича Менделеева, который уже девять лет владел именьем в Подмосковье, в Клинском уезде, нашел в тех же местах усадьбу и для себя. Бекетовское Шахматово лежало в семи верстах от менделеевского Боблова.

Усадьба была и в самом деле невелика: скромный, еще начала века, помещичий дом со службами и садом и сто двадцать пять десятин земли, почти сплошь под лесом, который не успели свести до конца.

Местность кругом была холмистая, изрезанная крутыми оврагами. Горбились серые деревни, белели церкви, поставленные, как всегда, с тонким расчетом – то на холме, то под холмом. Неподалеку были расположены старинные усадьбы Татищевых, Батюшковых, Фонвизиных (здесь в свое время живал автор «Недоросля»).

От ближайшей железнодорожной станции Подсолнечная (по Николаевской дороге) с большим торговым селом, земской больницей, постоялыми дворами – семнадцать верст, сначала по шоссе, потом – ухабистым проселком, через болота, гати, поемные луга и раскинувшийся на много верст казенный Прасоловский лес. После глухого ельника как-то вдруг, неожиданно на пригорке возникало Шахматово: несколько крыш, тонувших в густых зарослях. Деревни рядом не видно. Дорога упиралась прямо в ворота.

К дому подъезжали широким двором, заросшим травой и с большой куртиной шиповника посередине. При самом въезде стоял флигелек с крытой галерейкой, обнесенный маленьким садиком, где жарко цвели прованские розы. По краям двора располагались изрядно обветшавшие службы.

Другой стороной дом выходил в сад. С террасы, смотревшей на восток, открывалась необозримая русская даль – лучшее украшение Шахматова. Перед террасой были разбиты цветники. Чуть подальше, под развесистыми липами летом ставили длинный стол, за которым происходили все трапезы, шумел вечный самовар и варилось бесконечное варенье.

Тенистый сад спускался с холма. Вековые ели, березы, липы и серебристые тополя вперемежку с кленами и орешником составляли кущи и аллеи. Много было старой сирени, черемухи, тянулись грядки белых нарциссов и лиловых ирисов. Боковая дорожка выводила к калитке, а за нею прямая еловая аллея круто спускалась к пруду. По узкому оврагу, заросшему елями, березами и ольшаником, бежал ручей. За прудом возвышалась Малиновая гора. Со всех сторон усадьбу обступал густой лес.

Усадьба была куплена со всем хозяйственным обзаведением, оставшимся еще от прежнего помещика. Старый деревянный одноэтажный с мезонином дом был невелик, но крепок и довольно наряден со своими белыми ставнями, белыми же столбиками и перилами террасы и зеленой крышей. Стены в комнатах оставались не окрашенными и не оклеенными обоями, а вощеными, с орнаментом перепиленных суков. Стояла старинная ореховая и красного дерева мебель и «пьяно-каррэ» (нечто вроде клавесина), в каретнике – рессорная коляска. Выездная тройка буланой масти, рабочие лошади, коровы, свиньи, куры, гуси, утки, собаки – все перешло к новым владельцам.

Бекетовы хозяйничали плохо, неумело, убыточно, но дорожили поместной обстановкой Шахматова, в значительной мере уже иллюзорной. В этом тоже сказывалась живая память старины, неодолимая власть стародворянских традиций. В семье всегда подчеркивалось, что живут они не на даче, а «в деревне», – дачная жизнь считалась синонимом мещанской пошлости.

Жили в Шахматове очень уединенно. Старики, устав за зиму от обязательных и необязательных встреч, стремились к полному одиночеству. Гости были редкостью, с соседями почти не знались.

Блока привезли в усадьбу младенцем. Он проводил там каждое лето, – в последний раз приехал на несколько дней в июле 1916 года. Он нежно любил этот «угол рая», в котором пережил лучшие дни, часы и минуты. И уже в самом конце, умирая, думал о своем Шахматове, о своей «возлюбленной поляне» и слабеющей рукой набросал жившую в его воображении картину прошлого.

Огромный тополь серебристый
Склонял над домом свой шатер,
Стеной шиповника душистой
Встречал въезжающего двор.

...........................

Белеет церковь над рекою,
За ней опять – леса, поля…
И всей весенней красотою
Сияет русская земля…

Далее были лишь едва намечены черты одного шахматовского дня – осенние работы, обмолот хлеба, цепы и веялки, мужики-рязанцы, бабушка с плетеной корзинкой для грибов и неугомонный внук, которому доверили править старым Серым, что шажком везет с гумна до амбара тяжело нагруженную телегу.

Эти стихи – последние, что написал Блок. Он ушел из жизни со словами о русской земле, прелесть которой узнал и почувствовал в раннем детстве в благоуханном Шахматове.

… Сперва ему много читали – сказки, любимого «Степку-Растрепку», которого он запомнил наизусть. К пяти годам научился читать сам, и научила его (тайком от матери) все та же прабабка, Александра Николаевна Карелина, пушкинская современница.

А года через два он уже и сам стал сочинять – стишки про зайца и про кота, крохотные «рассказы», «повести» короче воробьиного носа, ребусы. Все это аккуратно, но кривовато переписывалось печатными буквами в маленькие альбомчики или самодельные тетрадочки и сопровождалось цветными рисунками и обязательным оглавлением. Альбомчики и тетрадочки составлялись, главным образом, для матери («Моей милой мамочке», «Для моей маленькой кроши», «Мамулин альбом»). А еще позже, примерно на девятом году, возник «Корабль» – «ежемесячный журнал, получается двенадцать раз в год», уместившийся в одной школьной тетрадке. Корабли вообще увлекают воображение мальчика – он рисует их во множестве, развешивает по стенам, дарит родным. Эта любовь к кораблям осталась у него на всю жизнь. Сюжетный репертуар все расширяется: пишутся батальные сцены, кратчайше перелагается «Робинзон Крузо»; прочитана пушкинская «Полтава» – и немедленно появляется собственная:

Разбиты шведы. И бегут.
Ползут, как тараканы.
И у Петра звенят стаканы.
Мазепа с королем
Встречают праздники с печальным днем.
Они зовут бегущих
Среди костров большущих.

В этой столь рано проявившейся страсти к сочинительству не было, конечно, ничего из ряда вон выходящего: мало кто из ребят не любит сочинять. Но тем более естественным было это в бекетовском доме, где стихи звучали постоянно, где все, начиная с деда и бабки, сами писали их – то в шутку, а то и всерьез.

«С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные еще с чьим-либо именем», – заметил Блок в автобиографии. Раньше других запомнились имена Жуковского и Полонского с его смело-изысканным: «От зари роскошный холод проникает в сад…»

Но до того, как самому отдаться во власть лирических волн, было еще бесконечно далеко.
Источник: Орлов В. Н. Гамаюн. Жизнь Александра Блока: публицистика - Москва: Директ-Медиа, 2010.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. А. Блоку эпиграфом к стихотворению послужила строка, взятая из трагедии У. Шекспира «Король Лир». (вернуться)

3. Огромный тополь серебристый... — наброски продолжения второй главы поэмы «Возмездие». Блока привезли в усадьбу Шахматово в 1881 году младенцем.
Он проводил там каждое лето, – в последний раз приехал на несколько дней в июле 1916 года. Он нежно любил этот «угол рая», в котором пережил лучшие дни, часы и минуты. И уже в самом конце, умирая, думал о своем Шахматове, о своей «возлюбленной поляне» и слабеющей рукой набросал жившую в его воображении картину прошлого. (вернуться)


Главный усадебный дом в Шахматове. Фото.  (см. рис. А.А.Блока)
 
Ек.Бекетова. Дом в Шахматове до перестройки. 1880-е годы.
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz