Анализ стихотворений С.А.Есенина и А.А.Ахматовой о родной природе. Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
С.А.Есенин. Фото, 1916 г.
Есенин С.А. Основные даты жизни и творчества
Поэзия Серебряного века.
Новокрестьянские поэты
Есенин С.А. Мелколесье. Степь и дали...
Есенин С.А. Пороша
Портрет А.А.Ахматовой работы
художника Ю.Анненкова, 1921
Портреты А.А. Ахматовой
Ахматова А.А. Основные даты жизни и творчества
Ахматова в Петербурге (Тучков переулок, 17)
Ахматова А.А. Коротко о себе
Ахматова А.А. Перед весной бывают дни такие...

РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА

Стихотворения о родиной природе С. А. Есенина и А. А. Ахматовой


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 77. С. А. Есенин. "Мелколесье. Степь и дали..."

Урок 78. А. А. Ахматова. "Перед весной бывают дни такие..."


УРОК 77
С. А. ЕСЕНИН.
«МЕЛКОЛЕСЬЕ. СТЕПЬ И ДАЛИ...», «ПОРОША»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Стихи и песни на стихи С. А. Есенина в актёрском исполнении. Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С. А. Есенина.

Основные виды деятельности.
Краткое сообщение о поэте с показом его портретов и изображений литературных мест, связанных с его именем. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Прослушивание и обсуждение песен на стихи С. А. Есенина. Презентация и защита собственных иллюстраций.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте

Рассказ учителя о С. А. Есенине с включением сообщений учащихся о детстве, юности и начале творческого пути поэта (см. ниже материал, а также показом его портретов (см. страницу "Портреты С.А.Есенина") и изображений литературных мест, связанных с его именем.

II. Стихи и песни на стихи С. А. Есенина в актёрском исполнении

Прослушивание стихотворения «Мелколесье. Степь и дали...» в актёрском исполнении и рецензирование актёрского чтения (см. текст стихотворения ниже).

Прослушать стихотворение «Мелколесье. Степь и дали...» в исполнении Н.Ф. Першина (01:01).
ПЕРШИН Николай Федорович (1902–1962) — артист эстрады, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1956).

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

III. Выразительное чтение учителем стихотворения «Пороша» (см. текст стихотворения ниже).

Ответы на вопросы 3—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Способы выражения чувств в лирике С. А. Есенина

Групповая практическая работа.
Сопоставительный анализ стихотворений С. А. Есенина.


Подбор цитат, иллюстрирующих средства создания поэтических образов и ритмико-метрические особенности стихотворений.

Группа 1.

Какое время года рисует поэт в этих стихотворениях?

В чём их общность и различие в описании природы и внутреннего мира человека?

(В обоих стихотворениях описана зима, поэт видит её глазами не постороннего гостя, а крестьянского жителя, поэтому детали в описаниях выдают человека, хорошо знающего жизнь деревни, приметы сельского пейзажа. Это и «разливные бубенцы» троек, и трогательная любовь к родным берёзкам, у которых можно «поцеловать ножку». В первом стихотворении важное место занимают рассуждения поэта о своей принадлежности к миру деревни, о том, что он, как крестьянский сын, не может не любить своего родного края, который дорог ему даже своей неприглядностью. Во втором стихотворении поэт скуп в своих открытых оценках и даёт возможность самому читателю уловить его отношение к миру природы. Зимний лес он воспринимает заколдованным чарами волшебника-невидимки. Реальные картины зимнего пейзажа — «серые вороны расшумелись на лугу», на сосне «над самою макушкой долбит дятел на суку» — сосуществуют рядом с метафорическими образами, одушевляющими природу. Вокруг путника, едущего на коне, «дремлет лес под сказку сна», сосна «белою косынкой подвязалася» и «как старушка, оперлася на клюку», снег «стелет шаль», а дорога «убегает лентой вдаль».)

Группа 2.

Какие зрительные образы стихотворений являются в них ключевыми, помогают понять и почувствовать окружающий поэта мир?

(В первом стихотворении нет детальной картины мира, она названа поэтом обобщённо — «чахленькая местность», а читатель воспринимает зрительно только «мелколесье», «степь и дали», «свет луны», «сани» и «берёзки». Во втором стихотворении мир природы дан «по законам» кинематографа — это мир сменяющихся образных картин, почти всегда данных крупным планом: «копыта на снегу», «серые вороны», сосна в «белой косынке», опёршаяся «на клюку», «дятел», «конь». Только к концу стихотворения крупный план сменяется общим и перед читателем предстаёт зимняя равнина, где «простору много» и вдаль убегает «бесконечная дорога».)

Группа 3.

Что общего в первых строках каждого стихотворения?

(Кажется, что первые строки каждого стихотворения построены по одной модели. Детали окружающего мира намечены мазками, выраженными короткими предложениями с точками. Однако в первом стихотворении назывные предложения рисуют статичные зрительные картины, а во втором стихотворении главными становятся динамика и звуки: лирический герой едет по лесной дороге и слышит звон копыт по замёрзшему снегу, крики ворон, стук дятла.)

Группа 4.

Какие образы стихотворений особенно выразительны? Как они создаются?

(В первом стихотворении яркие образы создаются красочными эпитетами: «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «мёрзлые звоны», «чахленькая местность», а олицетворение только одно — «зарыдали бубенцы». Во втором стихотворении самые выразительные образы создаются метафорами, рисующими волшебную картину зимнего леса («сказка сна», «заколдован невидимкой»), олицетворениями («дремлет лес», сосна «подвязалася», «понагнулась», «оперлася»), в которых формы глаголов близки народной, крестьянской речи, и сравнениями («словно белою косынкой», сосна, «как старушка», дорога «убегает лентой»).

V. Прослушивание и обсуждение музыкальных фрагментов

(«Ноябрь. На тройке» из «Времён года» Чайковского, русских песен о дороге) или песен на стихи С. А. Есенина «Берёза», «За окошком ветер...», «Гой, ты, Русь моя родная...» (по выбору учителя).

Список песен на стихи Есенина можно найти в Википедии.

VI. Рассказ Чтение и обсуждение статьи учебника о стихотворениях С. А. Есенина (см. статью ниже).

VII. Обсуждение иллюстрации учебника к стихам Есенина.

И т о г о в ы е   в о п р о с ы:

В чём очищающая сила воздействия природы на человека?

Как она запечатлена в стихах Есенина?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений наизусть.

Сделать письменный анализ стихотворения или сопоставительный анализ двух стихотворений.

Индивидуальные задания.

Создать иллюстрации к стихотворениям Есенина и подготовиться к их презентации и защите.

Написать отзыв на одну из песен на стихи Есенина.



УРОК 78
А. А. АХМАТОВА.
«ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Стихотворение в актёрском исполнении. Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини.

Основные виды деятельности.
Краткое сообщение об А. А. Ахматовой с показом её портретов и изображений литературных мест, связанных с её именем. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов лирической героини и автора. Презентация и защита собственных иллюстраций.

I. Краткий рассказ о поэте

Рассказ учителя об А. А. Ахматовой с включением сообщений учащихся о детстве, юности и начале творческого пути поэта и показом её портретов и изображений литературных мест, связанных с её именем (см. страницы Ахматова А.А. Коротко о себе и "Ахматова в Петербурге (Тучков переулок, 17)".

II. Стихотворение в актёрском исполнении

Прослушивание стихотворения «Перед весной бывают дни такие...» в актёрском исполнении и рецензирование актёрского чтения (см. текст стихотворения ниже).

Прослушать стихотворение «Перед весной бывают дни такие...» в исполнении Т. В. Дорониной (00:43).
ДОРОНИНА Татьяна Васильевна (род. 1933) — советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссёр, исполнительница песен, писатель. Народная артистка СССР.

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

III. Поэтизация родной природы

Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини
Групповая практическая работа.


Подбор цитат, иллюстрирующих средства создания поэтических образов и ритмико-метрические особенности стихотворений.

Группа 1.

Какова композиция стихотворения?

Какой смысл выявляется при сопоставлении первой и второй строф и в том, что они не разделены пробелом?

(В стихотворении выделяются две части: 1—4-й и 5—8-й стихи. Они сопоставлены, так как в первой части изображается природа «перед весной», а во второй — человек перед весной. 4—6-й стихи начинаются союзом «и». В общем ряду стоят выражения: «и тёплый ветер...», «и лёгкости...», «и дома...». Возможно, это многосоюзие помогает изобразить единство человека и природы и их нерасторжимую связь.)

Группа 2.

Какие слова и выражения рисуют нам картину весны и состояние человека?

Почему человек ощущает эту радостную картину и приподнятое состояние души «перед весной», то есть тогда, когда она ещё не наступила?

(Через описание деталей природы поэт рисует внутреннее состояние человека. В природе, ожидающей весну, отдыхает луг, деревья ещё не оделись листвой, поэтому сухие, но от ветра весело шумят. Это передаёт неожиданный эпитет «весело-сухие», метафора «тёплый ветер нежен и упруг». Эти приятные человеку ощущения можно объяснить радостью вечного обновления природы и её весеннего возрождения, и слова о состоянии человека «созвучны» весне: лёгкость, дивится, не узнаешь, новый, с волнением, поёшь.)

Группа 3.

Почему человек сильнее чувствует весну, когда она ещё не наступила? Подтвердите свой ответ цитатами из стихотворения.

(Когда человек чего-то очень хочет и в мыслях рисует радостную картину, то это более сильное волнение для души, чем само явление. Видимо, поэтому ожидание весны волнует поэта больше, чем сама весна.)

Группа 4.

* Какие мысли о гармонии мира звучат в стихотворении Ахматовой? Приведите примеры из стихотворения.

(Лирическая героиня стихотворения Ахматовой не просто радуется приближению весны, а счастлива оттого, что новая весна несёт ей обновление, новые ощущения и открытия даже в самых привычных и знакомых предметах и явлениях: собственном теле, доме, старой песне.)

V. Обучение выразительному чтению стихотворения Ахматовой

(см. алгоритм обучения выразительному чтению в уроке 27).

И т о г о в ы й  в о п р о с: почему в стихотворении главным становится не только передача мыслей и чувств человека при виде картин природы, но и наполнение этих картин философскими размышлениями о жизни и смерти, о вечном обновлении природы и единении человека с природой?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть и сделать его письменный анализ.

Индивидуальное задание.

Создать собственные иллюстрации к стихотворению.

Следующие уроки: Урок 79. Н. М. Рубцов. "Звезда полей" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2016.


СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)


Роль природы в стихотворениях русских поэтов всегда заключалась в том, чтобы очищать души. Перед лицом природы пропадает всё нечистое, всё скверное, всё мелкое и суетное. Эту врачующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в целом ряде стихотворений, в том числе в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша».

В стихотворении «Мелколесье. Степь и дали...» Есенин в духе пушкинско-лермонтовской традиции пишет о неказистом, незатейливом, простом и даже «неприглядном» пейзаже, чуждом ярких красок, но вечно родном и любимом. С русской природой его роднит крестьянское происхождение — как всякий русский человек, он любит быструю езду зимой на санях, не стесняется признаться в любви каждой берёзке и всей «чахленькой местности». Его до слёз трогает веселье деревенской молодёжи. Во всём этом проявляется сила духа и нравственное здоровье народа. И сам поэт становится лучше и чище, забывая обо всём суетном и постороннем ему как человеку.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
(вернуться к уроку)

МЕЛКОЛЕСЬЕ. СТЕПЬ И ДАЛИ...
С.А.Есенин


Мелколесье. Степь и дали
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мёрзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой(1) в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень...

1. Ве́нка — двухрядная гармонь.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
(вернуться к уроку)


ПОРОША
С.А.Есенин


Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
(вернуться к уроку)


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ

С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...»


1. Чем объясняет поэт свою родственную, кровную связь с неяркой русской природой?

2. Есть ли в этом стихотворении есенинские слова, которые вы не читали и не слышали в произведениях других поэтов? Что они означают?

3. Какие черты характера лирического героя есенинского стихотворения раскрыл в своём чтении актёр?

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
(вернуться к уроку)

О стихотворении А. А. Ахматовой
Перед весной бывают дни такие...
[3]

Об обновлении человека по-иному сказала в стихотворении «Перед весной бывают дни такие...» А. А. Ахматова.

Наступает весна — и всё на свете меняется: «Шумят деревья весело-сухие, и тёплый ветер нежен и упруг». То, что, казалось бы, каждый день перед глазами — дом, песня, — обновлено дыханием весны, мысли и чувства овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится лёгким и неузнаваемым.

ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...
А. А. Ахматова


* * *
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
(вернуться к уроку)

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»


1. Какие точные и ёмкие слова находит поэт, чтобы вы разить особое, предвесеннее состояние?

2. Прислушайтесь к интонациям актрисы, к тому, как она сдержанно, но в то же время трепетно передаёт чувства поэта. При подготовке выразительного чтения постарайтесь вслед за актрисой передать торжественную сдержанность и тонкую лиричность поэзии Анны Андреевны Ахматовой.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
(вернуться к уроку)

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)


Сергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки, который был знатоком церковных книг. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала «толчки» к написанию им первых стихов.

В 1904 Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем – в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики.

В 1910–1912 годы Есенин много пишет стихов, и среди них уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина "Радуница" вышел в 1916 году. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, – свидетельство того, что воспоминания, связывающие поэта с деревенским миром детства, была прочны в период создания произведений.

Само название книги "Радуница" нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница – это день поминовения усопших; с другой – это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками.

Отличительная черта сихов Есенина – потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение:

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть…

Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно-выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной ("Там, где капустные грядки..", "Выткался на озере алый свет зари…", "Дымом половодье зализало ил...").

После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 г. Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 г. Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д.Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: «Настроение было у него упадочное – он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать… Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…».

В декабре 1914 г. Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, «отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете „Новь", „Парус", „Заря"…».

Есенин посещает в это время занятия народного университета Шанявского – первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там поэт получает основы гуманитарного образования – слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.

Теперь в стихах Есенина появляются и гражданские мотивы ("Кузнец", "Бельгия" и др.). А поэмы тех лет – "Марфа Посадница", "Ус", "Песнь об Евпатии Коловрате" – одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну «естественности человеческих отношений». Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос: …Все встречаю, все приемлю, / Рад и счастлив душу вынуть. / Я пришел на эту землю, / Чтоб скорей ее покинуть. (1914).

В 1916 г. в Царском Селе Есенин посетил Н.Гумилева и А.Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась – жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной…

Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда.

В Петербурге Есенин посетил А.Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: «Стихи свежие, чистые, голосистые…». Участие Блока и поэта С.Городецкого в судьбе начинающего поэта помогло Есенину бывать во всех самых престижных литературных салонах и гостиных, где очень скоро он стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя – их особая простота в совокупности с «прожигающими» душу образами, трогательная непосредственность «деревенского паренька», а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие – например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего «Града Китежа», всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы: "Иисус-младенец", "Алый мрак в небесной черни...", "Тучи с ожерёба" ("Тучи с ожереба / Ржут, как сто кобыл…").

В конце 1915 – начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н.Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое – тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего «друга-врага». Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: «Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь… Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества…».

И эта «настоящая жизнь Руси» несла Есенина и его попутчиков на «корабле современности» все дальше. В разгаре Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди… Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Всё это вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том «глухом чаду пожара», о котором писала А.Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и «грядущий хам» (выражение Д.Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами… Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земля и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: "О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами / Встает иная степь…" (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни.

Очень скоро Есенин понимает, что большевики – вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С.Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин «понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не «великая бескровная», а началось время темное и беспощадное…». И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.

В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов. Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: «Искусство, построенное на содержании… должно было погибнуть от истерики». В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.

Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести «новый град – Инонию» придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже «по-осеннему», свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды Закрывает одна лишь смерть…

"Я последний поэт деревни" – пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 г. он признавался: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал… Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений».

В то же время Есенин работает над поэмами "Пугачев" и "Номах". Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно – руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так «страна негодяев» для Номаха – и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где …если преступно здесь быть бандитом, / То не более преступно, чем быть королем…

Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком. Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он «разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая: "Снова пьют здесь, дерутся и плачут / Под гармоники желтую грусть…"

Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России. К тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, «крестьянский» поэт.

Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать – еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней. Среди лучших стихов его последних лет – "Письмо к женщине", "Персидские мотивы", небольшие поэмы "Русь уходящая", "Русь бесприютная", "Возвращение на Родину", "Письмо матери" (Ты жива еще, моя старушка?..), "Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать…" И, наконец, стихотворение "Отговорила роща золотая", в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от «изящной словесности:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом…

В 1925 г. Есенин пишет поэму "Черный человек" – страшную в своей горечи, отчаянии, неприятии собственной судьбы и страны, в которой он жил: "…Этот человек проживал в стране самых отвратительных громил и шарлатанов...". В конце декабря 1925 г. Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. 27 декабря пишет собственной кровью свое последнее, предсмертное стихотворение: "До свиданья, друг мой, до свиданья, / Милый мой, ты у меня в груди... В этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей." А в ночь с 27 на 28 декабря, по словам поэта В.Ходасевича, «он обернул вокруг своей шеи… веревку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь».
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)


 
 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz