Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Битва Геракла с немейским львом. Римская копия статуи Лисиппа. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Происхождение мира и богов
Рождение Зевса
Скотный двор царя Авгия (шестой подвиг Геракла)
Яблоки Гесперид (двенадцатый подвиг Геракла)
Герои Древней Греции (интерактивный тест)
Зарубежная литература. Мифы Древней Греции на сайте "Литература для школьников"
"Фразеологический словарь" на сайте "Литература для школьников"

МИФЫ НАРОДОВ МИРА

Мифы Древней Греции


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 85. Античные мифы и легенды. Мифы Древней Греции

Урок 86. Подвиги Геракла: воля богов — ум и отвага героя

Урок 87. Древнегреческие мифы (урок внеклассного чтения 10)


УРОК 85
АНТИЧНЫЕ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ.
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ


Основное содержание урока
Понятие о мифе. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия».

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Мифы Древней Греции» и составление её плана. Восприятие и выразительное чтение мифов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «миф».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Понятие о мифе

Рассказ учителя о мифах.
Могут быть прочитаны фрагменты стихотворения В. Кюхельбекера «Греческая песнь» (см. текст ниже)
или (см.: http://www.rupoem.ru/kyuxelbeker/veka-shagayut-k.aspx).

Комментирование понятия «миф».

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Мифы Древней Греции» и составление её плана (См. ниже материал).

Составление плана статьи.

ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Мифы Древней Греции»
Вопрос
Пункт плана
Что такое мифы?
Мифы как жанр фольклора
Почему в мифах разных народов есть общность?
Мифологическое объяснение мира разными народами
В чём суть мифологического объяснения происхождения мира?
Титаны, боги и герои
Как древние мифы повлияли на искусство?
Мифологические сюжеты в литературе и искусстве


III. Чтение учителем сонета В. Брюсова «Эллада» из венка сонетов «Светоч мысли» (см. текст ниже)
или (см.: http://bryusov.lit-info.ru/review/bryusov/008/717.htm).

IV. Устные сообщения учащихся о титанах, богах и героях: «Происхождение мира и богов» (см. текст ниже), «Рождение Зевса» (см. текст ниже), «Олимп», «Гера», «Афина Паллада», «Гефест», «Прометей».

Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Проверьте себя».

Как вы понимаете слова А. И. Немировского:
«Не иди путями бессмертных, если в тебе бьётся смертное сердце и течёт в жилах человеческая кровь. Не дозволит Немесида увидеть то, что сокрыто от взгляда смертных. Не пройти тебе мимо Горгон, при одном виде которых каменеет тело и ты превращаешься в памятник собственного неразумия, не проплыть мимо Сирен, заманивавших в воды смерти сладостным пением. Остановись! Если же у тебя в груди тлеет уголь любознания, вложенный человеколюбивым титаном Прометеем, насыть его песнями Гомера и Гесиода, которые им напели легкокрылые музы».
(См.: http://lib.rus.ec/b/359632/read#r2)

Что в нашей современной жизни напоминает о Древней Греции?

• Имена (этимология нескольких имён греческого происхождения).
• Названия планет и других космических объектов (произошли от имён персонажей греческих мифов).
• Сюжеты произведений живописи, скульптуры и архитектуры (показ изображений).
• Олимпийские игры (сведения о происхождении Олимпийских игр).
• Речь (крылатые выражения, напоминающие о греческих мифах:
муки Тантала, ящик Пандоры, огонь Прометея, Авгиевы конюшни и др.; комментирование этих выражений; см. комментарии ниже).

V. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

Пересказ мифа о рождении Геракла.

Комментирование имён Геракл, Зевс, Алкмена, Гера, Алкид. Что означает имя Геракл?

Комментирование слов И. В. Гёте:

Не видел я Гермеса, Феба,
Ареса, — как их там ни звали, —
Но в нём одном есть всё, что небу
Бездумно люди приписали...
Родив его, Земля иссякла.
Он Гебой не был зачарован.
Не мучьте камень! Ведь Геракла
Вам, боги, не создать другого.

VI. Практическая работа.
Составление таблицы «12 подвигов Геракла» и плана характеристики Геракла

(см.: http://lib.rus.ec/b/359632/read#r2).

Пересказ подвигов Геракла и выявление черт его характера:

ТАБЛИЦА
«12 подвигов Геракла» и план характеристики Геракла
Название подвига Геракла
Черты характера героя (привести примеры из мифов на каждую черту характера Геракла)
1. Немейский лев
Сообразительность, сила, ловкость, поклонение богам (история с бараном Молорха)
2. Лернейская гидра
Сила, выносливость, предусмотрительность (прижигание отрубленных голов)
3. Эриманфский вепрь
Ловкость, сила, способность страдать (гибель кентавра Фола)
4. Керинейская лань
Поклонение богам, боязнь вызвать их гнев, смелость, быстрота, выносливость, смирение перед волей богов
5. Стимфалийские птицы
Наблюдательность (изучал повадки птиц), сообразительность (ударил в тимпаны), умение защищаться (поднял щит)
6. Скотный двор царя Авгия
Сила, находчивость (сломал стены, отвёл воду рек), мстительность (убил Авгия и его союзников) (заполняется после чтения и анализа мифа)


VII. Чтение и обсуждение мифа о шестом подвиге Геракла «Скотный двор царя Авгия» (см. текст ниже).

ƒСоставление историко-культурного комментария (работа с карточками-информаторами): царь Элиды, Гелиос, сидонский пурпур, Тиринф, Олимпийские игры, олива, Афина Паллада, Пилос, Нелей, Посейдон, Нестор.

ƒЕсть ли в мифе фантастические элементы? Чем он похож на сказку?

ƒОхарактеризуйте Авгия. Оцените его поступки: запустил скотный двор, не заплатил Гераклу.

ƒКак Геракла характеризует его работа?

ƒТрудной ли была работа Геракла? Обоснуйте свой ответ.

ƒПочему Геракл мстил своим врагам?

И т о г о в ы й  в о п р о с: почему Геракл обладал не только положительными, но и отрицательными чертами?

Домашнее задание

Подготовить устный рассказ о мифах и краткий пересказ 7—11-го подвигов Геракла.

Прочитать мифы о богах и героях и выполнить задания из раздела учебника «Обогащайте свою речь».

Индивидуальное задание.

Создать свои иллюстрации к мифам.


УРОК 86
ПОДВИГИ ГЕРАКЛА:
ВОЛЯ БОГОВ — УМ И ОТВАГА ГЕРОЯ


Основное содержание урока
«Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла. Отличие мифа от сказки.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение мифов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устная и письменная характеристика героев мифов. Обсуждение иллюстраций к мифам. Презентация и защита собственных иллюстраций.

I. «Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла

Краткий пересказ 7—11-го подвигов Геракла.
Продолжение заполнения таблицы.

ТАБЛИЦА
«12 подвигов Геракла» и план характеристики Геракла
Название подвига Геракла
Черты характера героя (привести примеры из мифов на каждую черту характера Геракла)
7. Критский бык
Спокойствие, самообладание (принял приказ Эврисфея привезти бешеного быка), смелость, сила, ловкость, упорство
8. Кони Диомеда
Весёлый нрав, самообладание (рассказывал на корабле весёлые истории), сила, смелость, умение сражаться
9. Пояс Ипполиты
Бесстрашие, пренебрежение опасностями
10. Коровы Гериона
Жестокость (задушил Антея), хитрость, ловкость, умение пользоваться покровительством богов
11. Кербер
Сочувствие (пообещал взять в жёны сестру Мелеагра), сила, хитрость, находчивость
12. Яблоки Гесперид
Сила, сообразительность (поднял Антея), чувство благодарности, хитрость (заполняется после обсуждения мифа)


II. Чтение и обсуждение мифа «Яблоки Гесперид» (см. текст ниже):
ƒ
Составление историко-культурных комментариев к словам и выражениям: Эридан, Нерей, Ливия, Эпаф, Кипр, Фрасий, семивратные Фивы.

Какие качества характера Геракла проявились в его последнем подвиге?

Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему Геракл, выполняющий все поручения, отказался держать небесный свод?

Есть ли в мифе фантастические элементы? Чем он похож на сказку?

Выполнение задания 1 из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

III. Составление опорной схемы:

По каким направлениям проводились испытания Геракла?

• Борьба с дикими животными и птицами (лев, гидра, кабан, лань, птицы-людоеды).
• Борьба с домашними, но одичавшими животными (бык, кони, коровы).
• Сражения с великанами и чудовищами (Атлант, Кербер).
• Сражения с воинственными людьми (амазонки).
• Выполнение тяжёлых заданий, которые не могут быстро и легко выполнить люди (Авгиевы конюшни).

В ы в о д: Геракл совершал свои подвиги в разных условиях, с оружием и без него, проявлял героические качества характера, принимал помощь богов.

Зачем в мифах показывались такие испытания героев?
(Каждый греческий юноша, переходя в разряд мужей, должен был продемонстрировать качества, необходимые охотникам, скотоводам, земледельцам, воинам.)

IV. Отличие мифа от сказки

Прочитайте в учебнике определение понятия миф.

Найдите в словаре литературоведческих терминов определение понятия сказка.

Найдите общность и различие мифа и сказки.

V. Практическая работа.
Составление таблицы «Отличие мифа от сказки».


ТАБЛИЦА
«Отличие мифа от сказки»
Миф
Народная сказка
Общность:
• Являются произведениями фольклора.
• Содержат фантастические элементы.
• Изображают противостояние добра и зла.
• Существовали в устной форме, поэтому имеют варианты.
• Сюжеты и образы мифов и сказок отразились в позднейшей литературе и искусстве (живопись, музыка и др.)
Различие:
Изображают жизнь и подвиги богов и героев
Изображают жизнь и приключения людей и животных
Передают представления людей о мире и месте человека в нём
Являются устным повествованием о вымышленных событиях
Действительность отражается в виде конкретных персонажей, которые мыслятся как реальные
Содержат фантастические сюжеты, аллегорические истории об одушевлённых животных и смекалке человека
Имеют свободную композицию
Имеют устойчивый набор композиционных приёмов
Восхваление богов и героев и их подвигов
Занимательность и поучительность


Выполнение задания 2 из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

И т о г о в ы й  в о п р о с: за что греки почитали Геракла и сделали его бессмертным?

Домашнее задание

Составить план сочинения об одном из подвигов Геракла.

Письменно ответить на вопрос «Какой подвиг Геракла вы считаете самым значительным?».

Групповые задания.

Подобрать изображения живописных и скульптурных произведений на мифологические сюжеты и подготовить устные рассказы о них
(при выполнении задания можно использовать материалы пункта 2 из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство»).

Для ответа на вопросы викторины из практикума «Читаем, думаем, спорим...» прочитать мифы о Пандоре, Персее, Сизифе, Тантале, Европе, Зевсе и Тифоне, Посейдоне, Дафне, Гермесе, Афродите, Нарциссе, Деметре и Персефоне, Фаэтоне, Дионисе (по выбору).

Инсценировать несколько мифов и подготовить вопросы для литературной викторины.

Проект. Составить под руководством учителя электронный иллюстрированный альбом «Мифы Древней Греции» (или «Подвиги Геракла»).


УРОК 87
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ МИФЫ
(урок внеклассного чтения 10)


Основное содержание урока
Легенды и мифы Древней Греции. Переложение мифов разными авторами. Игровые виды деятельности.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение и пересказы мифов. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Сопоставление пересказов мифов разными авторами (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Игровые виды деятельности: конкурсы на лучшее чтение, пересказ и инсценирование мифов, электронный альбом, презентацию и защиту иллюстрации, знание сюжетов и героев древнегреческих мифов, ответы на вопросы викторины.

I. Легенды и мифы Древней Греции

Конкурс на лучший пересказ мифа, прочитанного самостоятельно.

Инсценирование мифов.

Устное рецензирование пересказов и актёрских работ одноклассников.

Какие представления древних греков о мире отразились в данных мифах?

II. Переложение мифов разными авторами

Чтение и обсуждение переложения мифа «Геракл спасает Гесиону» разными авторами (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). (См. текст ниже)

Ответы на вопросы 1—2 из раздела «Ответьте на вопросы» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

III. Игровые виды деятельности

Ответы на вопросы викторины, представленной в практикуме «Читаем, думаем, спорим...», и на вопросы, подготовленные учащимися.

Дополнительные вопросы о Геракле:

ƒКакой подвиг совершил Геракл в младенчестве?

ƒКто такая Мегара?

ƒПочему Геракл убил своих детей?

ƒПочему Геракл служил Эврисфею?

ƒКто указал Гераклу путь в сад Гесперид?

ƒКто помог Гераклу победить стимфалийских птиц?

ƒЧто придумал Геракл, чтобы победить лернейскую гидру?

ƒКакой предмет добыл Геракл для дочери Эврисфея Адметы?

ƒКак Геракл победил Кербера?

ƒКакая богиня простила Геракла за ранение керинейской лани?

ƒЧто похитил Геракл у Гериона?

ƒЗа что Геракл убил Диомеда?

ƒКак погиб Геракл?

Ответ на вопрос 1 из раздела «Литература и другие виды искусства»
(см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
(Викторину по изображениям на мифологические сюжеты могут представить учитель или специально подготовленные ученики.)

IV. Практическая работа.
Комментирование крылатых выражений, пришедших из мифологии. Указание на источник афоризма.


ТАБЛИЦА
Комментирование крылатых выражений, пришедших из мифологии
Крылатое выражение
Источник афоризма
Комментарий
Авгиевы конюшни
Миф «Скотный двор царя Авгия»
Очень грязное помещение или сильный беспорядок в делах
До Геркулесовых столпов
Миф «Коровы Гериона»
Дойти до предела, до крайней точки
Кануть в Лету
Гесиод. «Теогония»
Исчезнуть, быть забытым
Муки Тантала
Миф о Тантале
Невозможность достигнуть цели, несмотря на её близость
Панический страх
Мифы о Пане
Безотчётный, внезапный, сильный страх


Заполнение таблицы может быть продолжено дома. См. также "Фразеологический словарь" на сайте "Литература для школьников"

И т о г о в ы й  в о п р о с: что же такое мифы? Прокомментируйте каждый из ответов:

ƒИстория освоения человеком окружающей среды и себя.
ƒНародные представления о зависти богов.
ƒПротест против законов.
ƒОбъяснение природных катастроф.

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Какие мифологические сюжеты отражены в произведениях живописи, скульптуры и архитектуры?». (По 2—3 произведениям.)

Найти в Интернете краткие сведения о Геродоте и подготовить сообщения о нём (под руководством учителя).

Индивидуальное задание.

Прочитать «Легенду об Арионе» и составить к ней историко-культурный комментарий.

Следующие уроки: Урок 88. Геродот. "Легенда об Арионе" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.


МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Глубокое проникновение в культуру
прошлого и культуры других народов
сближает времена и страны.
Д. С. Лихачёв


Что такое мифы? Это произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира, явлениях природы, а также о деяниях древних богов и героев, которые воспринимались не вымышленными, а вполне реальными.

Само слово миф (mythos) — греческое и означает предание, сказание. В мифах выражены представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

В древности мифы складывали не для развлечения, а для объяснения, осмысления того, что происходило в мире.

Мифы появились задолго до возникновения письменности, они передавались из поколения в поколение и создавались не одним человеком; их творцом был народ, который изменял их, поправлял и совершенствовал. С течением веков мифы стали сокровищницей великолепных образов, прекрасными произведениями искусства.

У всех древних народов была своя мифология (мифоло́гия — совокупность мифов). Но, сравнивая мифы разных народов, можно обнаружить в них много общего. Это говорит о том, что представления древних о мире сходны, они прошли общий путь мифологического объяснения мира: рождение мира из стихий, властителями которых были великаны (титаны); затем появляются боги, победившие титанов. Боги утвердили порядок и гармонию в мире. Более поздние мифы рассказывают о подвигах великих людей — героев. Они проявляют сверхчеловеческую силу, ум, находчивость, героизм в походах и войнах. В их жизнь, а также жизнь людей постоянно вмешиваются боги, покровительствуя одним, препятствуя другим, определяют их судьбу.

Прошли тысячелетия. Люди, обогащённые научными знаниями, по-другому смотрят на мир, но древние мифы продолжают жить, оказывая огромное влияние на искусство, вдохновляя художников, скульпторов, композиторов, поэтов на создание новых произведений.

В хрестоматии вы познакомитесь с некоторыми мифами Древней Греции.Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Перескажите статью о мифах. Что нового вы узнали из неё?

2. Какие мифы вам известны?

3. Как вы понимаете выражение: «Мифы... создавались не одним человеком; их творцом был народ, который изменял их, поправлял и совершенствовал»?

4. Что же такое миф? Дайте определение мифу, воспользовавшись статьёй учебника и словарём.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ПОДВИГИ ГЕРАКЛА
В переложении Н. Куна


Геракл — в греческой мифологии — сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены. Став взрослым, Геракл поселился в городе Тиринфе и стал слугой слабого, трусливого царя Эврисфея. Эврисфей боялся могучего героя и не пускал его в Микены. Все приказания свои передавал он сыну Зевса в Тиринф через своего вестника Копрея. Выполняя эти приказания, Геракл совершил двенадцать знаменитых подвигов.

СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ
(шестой подвиг)


Вскоре Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия, царя Элиды, сына лучезарного Гелиоса. Бог солнца дал своему сыну неисчислимые богатства. Особенно многочисленны были стада Авгия. Среди его стад было триста быков с белыми, как снег, ногами, двести быков были красные, как сидонский пурпур, двенадцать быков, посвящённых богу Гелиосу, были белые, как лебеди, а один бык, отличавшийся необыкновенной красотой, сиял подобно звезде. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный скотный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился. Он считал, что невозможно выполнить такую работу в один день. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвёл в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены. Пришёл Геракл к Авгию требовать награды, но царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться Гераклу в Тиринф.

Страшно отомстил Геракл царю Элиды. Через несколько лет, уже освободившись от службы у Эврисфея, Геракл вторгся с большим войском в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю богатую добычу у города Писы, принёс жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры1, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвящёнными богине Афине Палладе.

Геракл отомстил и всем союзникам Авгия. Особенно же поплатился царь Пилоса Нелей. Геракл, придя с войском к Пилосу, взял город и убил Нелея и одиннадцать его сыновей. Не спасся и сын Нелея Периклимен, которому дал властитель моря Посейдон дар обращаться в льва, змею и пчелу. Геракл убил его, когда, обратившись в пчелу, Периклимен сел на одну из лошадей, запряжённых в колесницу Геракла. Один лишь сын Нелея — Нестор остался в живых. Впоследствии прославился Нестор среди греков своими подвигами и великой мудростью.

1. Олимпи́йские и́гры — важнейшее из общегреческих празднеств, во время которого объявлялся во всей Греции мир. За несколько месяцев до Игр по всей Греции и греческим колониям рассылали послов, приглашавших на Игры в Олимпию. Игры проводились раз в четыре года. На них происходили состязания в беге, борьбе, кулачном бою, бросании диска и копья, а также состязания колесниц. Победители на Играх получали в награду оливковый венок и пользовались великим почётом. Греки вели летосчисление по Олимпийским играм, считая первыми Игры, происходившие в 776 году до н. э. Существовали Олимпийские игры до 393 года н. э., затем они были запрещены императором Феодосием как несовместимые с христианством.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД
(двенадцатый подвиг)


Самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея был его последний, двенадцатый подвиг. Геракл должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов, за которыми смотрели дочери Атласа Геспериды, три золотых яблока. Яблоки эти росли на золотом дереве, выращенном богиней земли Геей в подарок Гере в день её свадьбы с Зевсом. Чтобы совершить этот подвиг, нужно было прежде всего узнать путь в сады Гесперид, охраняемые драконом, никогда не смыкавшим глаз.

Никто не знал пути к Гесперидам и Атласу. Долго блуждал Геракл по Азии и Европе, прошёл он все страны, которые проходил раньше по пути за коровами Гериона; всюду Геракл расспрашивал о пути в сады Гесперид. Пришёл Геракл на самый крайний север, к вечно катящей свои бурные, беспредельные воды реке Эридану. На берегах Эридана с почётом встретили сына Зевса прекрасные нимфы и дали ему совет, как узнать путь в сады Гесперид. Геракл должен был напасть врасплох на морского вещего старца Нерея, когда он выйдет на берег из морской пучины, и узнать у него путь к Гесперидам; кроме Нерея, никто не знал этого пути. Геракл долго искал Нерея. Наконец удалось ему найти старца на берегу моря. Геракл напал на морского бога. Трудна была борьба с ним. Чтобы освободиться от железных объятий Геракла, Нерей принимал всевозможные образы, но не выпускал его герой. Наконец он связал утомлённого Нерея, и морскому богу пришлось, чтобы получить свободу, открыть Гераклу тайну пути в сады Гесперид. Узнав эту тайну, сын Зевса отпустил морского старца и отправился в далёкий путь.

Опять пришлось ему идти через Ливию. Здесь встретил он великана Антея, сына Посейдона, бога морей, и богини земли Геи. Антей заставлял всех путников бороться с ним и всех, кого побеждал в борьбе, немилосердно убивал. Великан потребовал, чтобы и Геракл боролся с ним. Нельзя было победить Антея в единоборстве, не зная тайны, откуда великан получал во время борьбы всё новые и новые силы. Тайна же была такова: когда Антей чувствовал, что начинает ослабевать, он прикасался к земле, своей матери, и обновлялись его силы; он черпал их у матери, великой богини земли. Но стоило только оторвать Антея от земли и поднять его на воздух, как исчезали его силы. Долго боролся Геракл с Антеем, несколько раз он валил его на землю, но только прибавлялось силы у Антея. Вдруг во время борьбы поднял могучий Геракл Антея высоко на воздух; иссякли силы сына Геи, и Геракл задушил его.

Дальше пошёл Геракл и пришёл в Египет. Там, утомлённый длинным путём, уснул он в тени небольшой рощи на берегу Нила. Увидал спящего Геракла царь Египта Бусирис, сын Посейдона и дочери Эпафа Лисианассы, и велел связать спящего героя. Он хотел принести Геракла в жертву отцу его Зевсу. Девять лет был неурожай в Египте. Пришедший с Кипра прорицатель Фрасий предсказал, что прекратится неурожай только в том случае, если будет Бусирис ежегодно приносить в жертву Зевсу чужеземца. Бусирис велел схватить прорицателя Фра- сия и первым принёс его в жертву. С тех пор жестокий царь приносил в жертву громовержцу всех чужеземцев, которые приходили в Египет. Привели к жертвеннику и Геракла, но разорвал великий герой верёвки, которыми был связан, и убил у жертвенника самого Бусириса и сына его Амфидаманта. Так был наказан жестокий царь Египта.

Много ещё пришлось встретить Гераклу на пути своём опасностей, пока достиг он края земли, где стоял великий титан Атлас. С изумлением смотрел герой на могучего титана, державшего на своих широких плечах весь небесный свод.

— О, великий титан Атлас! — обратился к нему Геракл. — Я — сын Зевса, Геракл. Меня прислал к тебе Эврисфей, царь богатых золотом Микен. Эврисфей повелел мне достать у тебя три золотых яблока с золотого дерева в садах Гесперид.

— Я дам тебе три яблока, сын Зевса, — ответил Атлас, — ты же, пока я буду ходить за ними, должен встать на моё место и держать на плечах своих небесный свод.

Геракл согласился. Он встал на место Атласа. Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод. Страшно давила тяжесть на могучие плечи Геракла. Он согнулся под тяжестью неба, его мускулы вздулись, как горы, пот покрыл всё его тело от напряжения, но нечеловеческие силы и помощь богини Афины дали ему возможность держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас с тремя золотыми яблоками.

Вернувшись, Атлас сказал герою:

— Вот три яблока, Геракл: если хочешь, я сам отнесу их в Микены, а ты подержи до моего возвращения небесный свод; потом я встану опять на своё место.

Геракл понял хитрость Атласа, понял, что хочет титан совсем освободиться от своего тяжёлого труда, и против хитрости применил хитрость.

— Хорошо, Атлас, я согласен! — ответил Геракл. — Только позволь мне прежде сделать себе подушку, я положу её на плечи, чтобы не давил их так ужасно небесный свод.

Атлас встал опять на своё место и взвалил на плечи тяжесть неба. Геракл же поднял лук и колчан со стрелами, взял палицу и золотые яблоки и сказал:

— Прощай, Атлас! Я держал свод неба, пока ты ходил за яблоками Гесперид, вечно же нести на плечах своих всю тяжесть неба я не хочу.

С этими словами Геракл ушёл от титана, и снова пришлось Атласу держать, как и прежде, на могучих плечах небесный свод. Геракл же вернулся к Эврисфею и отдал ему золотые яблоки. Эврисфей подарил их Гераклу, а он подарил яблоки своей покровительнице, дочери Зевса Афине Палладе. Афина вернула яблоки Гесперидам, чтобы вечно оставались они в их садах.

После своего двенадцатого подвига Геракл освободился от службы у Эврисфея. Теперь он мог вернуться в семивратные Фивы. Но недолго оставался там сын Зевса. Ждали его новые подвиги. Он отдал жену свою Мегару в жены своему другу Иолаю, а сам ушёл опять в Тиринф.

Но не одни победы ждали его, были у Геракла и тяжкие беды, так как по-прежнему преследовала его богиня Гера.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


Задания к «Подвигам Геракла»
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ


1. Объясните смысл и происхождение следующих выражений: «авгиевы конюшни», «прикоснуться к земле, как Антей».

2. Когда и при каких обстоятельствах были учреждены Олимпийские игры? Как они проходили?

3. Почему 12-й подвиг был самым трудным подвигом Геракла? Какие опасности пришлось преодолеть Гераклу, прежде чем он достиг края земли, где стоял великий титан Атлас? Что помогло Гераклу держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас?
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ЧИТАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

1. Какой подвиг Геракла вы считаете самым значительным?

2. За что же почитали греки великого героя, почему он завоевал себе бессмертие?

3. Что означает имя Геракл?


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Напишите сочинение об одном из подвигов Геракла.


ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

1. Часто в речи употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Говорят о «титанической борьбе», «паническом страхе», «олимпийском спокойствии», «муках Тантала», «сизифовом труде». Прочитайте самостоятельно легенды и мифы «Борьба богов-олимпийцев с титанами», «Олимп», «Пан», «Мидас», «Пандора», «Сизиф», «Прометей», «Тантал», и вы поймёте значение этих и других образных выражений.

2. Названия многих планет Солнечной системы, звёзд и созвездий взяты из античной мифологии, например: Юпитер, Сатурн, Марс. Вспомните другие названия, с какими мифологическими персонажами они связаны?
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1. Рассмотрите иллюстрацию «Подвиги Геракла», на которой изображены все 12 подвигов героя. Расскажите, какие эпизоды выбраны художником.

2. Древнегреческая мифология питала творчество поэтов и художников многих народов мира. Русские писатели, поэты, скульпторы, художники и композиторы тоже обращались к этому источнику. Выдающийся русский скульптор Ф. П. Толстой создал скульптуру «Сон Морфея», К. П. Брюллов написал некоторые картины на сюжеты античной мифологии («Встреча Аполлона и Дианы», «Сатурн и Нептун на Олимпе»), В. А. Серов написал картину «Похищение Европы».
Скульптурными группами и отдельными статуями на сюжеты древнегреческой мифологии украшены многие здания в Москве и Санкт-Петербурге: Большой театр в Москве; Адмиралтейство, Государственный Эрмитаж, аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге; дворцы, дома и сады подмосковных дворянских усадеб XVIII века — Кусково, Останкино, Архангельское и другие.
Вспомните, какие произведения изобразительного искусства на сюжеты древнегреческой мифологии вы видели. Чем они вам запомнились?
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ГРЕЧЕСКАЯ ПЕСНЬ
В.К. Кюхельбекер
[2]

Века шагают к славной цели;
Я вижу их: они идут!
Уставы власти устарели;
Проснулись, смотрят и встают
Доселе спавшие народы.
О радость! грянул час, веселый час Свободы!

Друзья! нас ждут сыны Эллады![3]
Кто даст нам крылья? полетим!
Сокройтесь горы, реки, грады!
Они нас ждут: скорее к ним!
Судьба, услышь мои молитвы,
Пошли, пошли и мне минуту первой битвы!

И пусть я, первою стрелою
Сражен, всю кровь свою пролью:
Счастлив, кто с жизнью молодою
Простился в пламенном бою,
Кто убежал от уз и скуки
И славу мог купить за миг короткий муки!

Ничто, ничто не утопает
В реке катящихся веков:
Душа героев вылетает
Из позабытых их гробов
И наполняет бардов струны
И на тиранов шлет народные перуны![4]
1821
Источник: А.А.Дельвиг. В.К. Кюхельбекер. - М.: Правда, 1987. (вернуться к уроку)


ЭЛЛАДА
В.Брюсов
[5]

Мощь разума распространялась в мире –
Египет креп, как строгое звено,
Но было людям жизнь понять дано
И в радости: в резце, в палитре, в лире.

Влилась в века Эллада, как вино, –
В дворцовой фреске, в мраморном кумире,
В живом стихе, в обточенном сапфире,
Явя, что было, есть и суждено.

Но, строя храмы, вознося колонны,
Могла ль она забыть зов потаенный,
Что край Осириса ей повторил?

Шел Эллин к знанью по пути мистерий, –
Но дух народа блеск давал и вере,
Прекрасен, светел, венчан, златокрыл.
1918
Источник: Русский сонет: XVIII — начало XX века / Послесловие и примеч. В. С. Совалина; Сост. В. С. Совалина и Л. О. Великановой — М.: Московский рабочий, 1986. (вернуться к уроку)


ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА И БОГОВ

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).

В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил вечный Мрак — Эреб и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран — Небо — воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов — было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь Океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце — Гелиоса, Луну — Селену и румяную Зарю — розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов — циклопов с одним глазом во лбу и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов — сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон1, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств: Таната — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, Кер — уничтожение, Гипнос — сон с роем мрачных тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду — отмщение за преступления — и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастие внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

1. Крон — всепоглощающее время (Хронос — время).
Источник: Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954. (вернуться к уроку)


РОЖДЕНИЕ ЗЕВСА1

Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера, по «Илиаде» и «Одиссее», прославляющих родоплеменную аристократию и возглавлявших ее басилевсов как лучших из людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса. Бог Зевс тот же басилевс, правящий, опираясь на аристократию богов, всей землей и небом. Посейдон — такой же идеализированный басилевс, как Зевс. Он правит морем, окруженный аристократией морских богов. Следовательно, среди богов, как и среди людей, мы видим басилевсов, правивших каждый своей областью. Зевс правит небом и землей, Посейдон — морем, а Аид — подземным царством. Классовый характер ярко выражен в религии Греции.

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию2, Деметру2, Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона3.

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, и там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить, вместо сына, длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные Куреты5 ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

1. Зевс — римский Юпитер.
2. Гестия — богиня жертвенного огня и огня домашнего очага, покровительница городов и государства. В Риме впоследствии с Гестией была отождествлена Веста, богиня домашнего очага.
3. Деметра — великая богиня плодородия земли, дающая рост всему, что произрастает на земле, дающая плодородие нивам, благословляющая труд земледельца. Римляне назвали богиню Деметру именем своей древней богини плодородной нивы, Цереры.
4. Посейдон — у римлян им соответствовали Юнона, Плутон и Нептун.
5. Куреты — полубоги, охранители и защитники Зевса. Позднее куретами называли на Крите жрецов Зевса и Реи.
Источник: Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954. (вернуться к уроку)


ГЕРАКЛ СПАСАЕТ ГЕСИОНУ, ДОЧЬ ЛАОМЕДОНТА

На обратном пути в Тиринф из страны амазонок Геракл прибыл на кораблях со своим войском к Трое. Тяжелое зрелище предстало пред глазами героев, когда они причалили к берегу недалеко от Трои. Они увидели прекрасную дочь царя Трои Лаомедонта, Гесиону, прикованную к скале у самого берега моря. Она была обречена, подобно Андромеде, на растерзание чудовищу, выходившему из моря. Это чудовище послал в наказание Лаомедонту Посейдон за отказ уплатить ему и Аполлону плату за постройку стен Трои. Гордый царь, которому, по приговору Зевса, должны были служить оба бога, грозил даже обрезать им уши, если они будут требовать платы. Тогда, разгневанный Аполлон наслал на все владения Лаомедонта ужасный мор, а Посейдон - чудовище, которое опустошало, никого не щадя, окрестности Трои. Только пожертвовав жизнью дочери, мог Лаомедонт спасти свою страну от ужасного бедствия. Против воли пришлось ему приковать к скале у моря свою дочь Гесиону.

Увидав несчастную девушку, Геракл вызвался спасти ее, а за спасение Гесионы потребовал он у Лаомедонта в награду тех коней, которых дал царю Трои громовержец Зевс как выкуп за его сына Ганимеда. Его некогда похитил орел Зевса и унес на Олимп. Лаомедонт согласился на требования Геракла. Великий герой велел троянцам насыпать на берегу моря вал и спрятался за ним. Едва Геракл укрылся за валом, как из моря выплыло чудовище и, разинув громадную пасть, бросилось на Гесиону. С громким криком выбежал из-за вала Геракл, бросился на чудовище и вонзил ему глубоко в грудь свой обоюдоострый меч. Геракл спас Гесиону.

Когда же сын Зевса потребовал у Лаомедонта обещанную награду, то жалко стало царю расстаться с дивными конями, он не отдал их Гераклу и даже прогнал его с угрозами из Трои. Покинул Геракл владения Лаомедонта, затаив глубоко в сердце свой гнев. Сейчас он не мог отомстить обманувшему его царю, так как слишком малочисленно было его войско и герой не мог надеяться скоро овладеть неприступной Троей. Остаться же долго под Троей великий сын Зевса не мог - он должен был спешить с поясом Ипполиты в Микены.
Источник: Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.

ВАРИАНТЫ:

Гесиона (др.-греч. Ἡσιόνη) — в греческом эпосе дочь царя Трои Лаомедонта и Стримо, сестра Подарка (Приама).

По оракулу Аполлона отец привязал её к скалам на съедение морскому чудовищу. Её спас Геракл, забравшись внутрь чудовища и разрубив его на части. Когда Геракла проглотило чудовище, его голова облысела. Позднее в Аргосе чтили Зевса Плешивого. По версии, Гесиона была последней из девушек, других чудовище пожирало. По изложению Валерия Флакка, оракул был послан Аммоном, спасение имело место во время похода аргонавтов, чудовище убили вместе Геракл и Теламон.

По Диодору, Геракл получил щедрые дары, в том числе кобылиц. По более распространенной версии, за спасение своей дочери царь Лаомедонт должен был отдать Гераклу волшебных коней, подарок Зевса — выкуп за сына царя, Ганимеда, взятого на Олимп. Но царь Трои не сдержал своего обещания, и впоследствии Геракл отомстил Лаомедонту: Троя была взята, а сам царь и почти все его сыновья были убиты Гераклом. В живых остался только Подарк, младший сын Лаомедонта. Пощадил его Геракл, только в плен был взят Подарк.

Гесиону отдал Геракл своему другу Теламону, герою с Саламина, отличившемуся при взятии Трои. Дали право Гесионе освободить одного из пленных, и она выбрала своего брата, и в качестве выкупа отдала она покрывало с головы. С тех пор Подарка стали называть Приамом (то есть купленным). Гесиона стала матерью Тевкра.

Гесиона — действующее лицо трагедии Невия «Гесиона». Ликофрон называет её дятлом, а Геракла — скорпионом. Действующее лицо сатировской драмы Деметрия «Гесиона» и комедии Алексида «Гесиона».
(вернуться к уроку)


ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

ТАНТАЛОВЫ МУКИ


Танталовы муки – (книжн.) – страдания, вызываемые видом желаемого и пониманием, что его невозможно достичь.
Из древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии (иногда его наливают царем Лидии), был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких почестей и был за это наказан. Как пишет Гомер в «Одиссее», его наказание состояло в том, что он, будучи низвергнут в ад или, согласно поэту, в Тартар (отсюда русское выражение «полететь в тартарары»), был обречен вечно испытывать муки голода и жажды. При этом он стоял по горло в воде, а над ним висели ветви с разнообразными плодами. Но только он наклонится к воде, чтобы напиться, как она отступает, только протянет руки к ветвям — они поднимаются вверх.

ЯЩИК ПАНДОРЫ

Ящик Пандоры – (книжн.) – источник бед, несчастий.
Из поэмы «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода (VIII—VII вв. до н. э.). В ней приводится миф о Пандоре (с греч.: «всем одаренная»), прекрасной женщине, которую Зевс послал на землю, чтобы наказать и Прометея, укравшего для смертных огонь с Олимпа, и всех людей, которые осмелились пользоваться этим ворованным даром.
Пандоре перед отправлением на землю подарки вручили все боги-олимпийцы, а Зевс ей преподнес особый дар — красиво украшенный ларец, но тут же предупредил, что она никогда не должна заглядывать в него. Зная женскую психологию, Зевс был уверен, что его месть состоится: Пандора, движимая любопытством, обязательно откроет ларец, и оттуда вырвутся на волю все человеческие пороки, беды и несчастья, которые Зевс приготовил в «подарок» человечеству.
Красавица Пандора сумела понравиться брату Прометея — простодушному Эпиметею, который женился на ней. При этом он забыл строгий наказ Прометея не принимать от Зевса ничего и никого. Пандора, не в силах противостоять любопытству, открыла ларец. Так люди были наказаны Зевсом. Единственное, что осталось на дне ящика, — Надежда.

ОГОНЬ ПРОМЕТЕЯ

Огонь Прометея – (книжн.) – священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе.
Прометей в греческой мифологии – один из титанов; он похитил огонь и научил людей пользоваться им, чем подорвал веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс повелел Гефесту (богу огня и кузнечного искусства) приковать Прометея к скале; ежедневно прилетавший орел терзал печень прикованного титана (Гесиод. Теогония; Эсхил. Скованный Прометей). Образ Прометея является символом человеческого достоинства, величия.

АВГИЕВЫ КОНЮШНИ

Авгиевы конюшни – (книжн.) –
1) о сильно загрязненном, захламленном, засоренном месте (в результате длительного небрежения), помещении, где царит полный беспорядок;
2) о каком-либо учреждении, организации и т. п., где царит беспорядок и хаос, полная неразбериха в ведении дел;
3) о сильно запущенных делах, беспорядочном скоплении бумаг, документов.
Происхождение оборота связано с древнегреческой легендой о шестом из двенадцати подвигов Геракла. Герой смог очистить скотный двор царя Авгия, где содержались быки, подаренные Авгию отцом. Этот двор не убирался в течение многих лет. Геракл же разрушил с двух сторон стену, окружавшую двор, и отвел туда воду двух полноводных рек – Алфея и Пенея. Вода унесла весь навоз за один день.
«Скотный двор» царя Авгия при калькировании на русский язык был неточно переведен словом конюшни.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797–1846) — русский поэт, писатель и общественный деятель, издатель альманаха "Мнемозина", декабрист. Товарищ Пушкина по Лицею, ближайший его друг. См. подробнее: В.Г.Кюхельбекер. Стихотворение «Греческая песнь» написано в связи с греческим восстанием 1821 года против турецкого владычества.(вернуться)

3. Элла́да — самоназвание греками своей страны. (вернуться)

4. Перу́н — бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. Имя Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)».
Здесь: в значении "молнии и громы". (вернуться)

5. Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов (1873 — 1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. См. также страницу "Брюсов В.Я. Основные даты жизни и творчества".
Из цикла "Светоч мысли. Венок сонетов". (вернуться)


 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz