Пушкин А. С. Узник. Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Уроки 1-2. Введение. Художественное произведение, автор, герои
Урок 10. А.С.Пушкин. "И.И.Пущину"
А.С.Пушкин. Основные даты
жизни и творчества
А. С. Пушкин. Рисунок и гравюра
Т. Райта (1836 –1837 гг.)
Портреты Пушкина
Пушкинская эпоха. Село Михайловское
Друзья и современники А.С.Пушкина
Пушкин А. С. Узник
Тест "Жанры лирики А.С.Пушкина"

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)


Уроки литературы в 6 классе[1]
Урок 11

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


УРОК 11
А. С. ПУШКИН.
«УЗНИК»


Основное содержание урока:
«Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Антитезы в стихотворении. Народно-поэтический колорит стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности:
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза». Составление плана анализа стихотворения. Устный анализ стихотворения.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

Прослушивание звукозаписи народной песни «Узник» на стихи А. С. Пушкина или романса А. Рубинштейна в исполнении Ф. И. Шаляпина.


Какие чувства вызывает песня?

Почему стихи Пушкина стали основой народной песни?

II. Сообщение учителя об истории создания стихотворения.

Интересную статью о стихотворении «Узник» см. по адресу:
https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200500413

Автор статьи В. Влащенко пишет: «Так ли уж „затемнена“ „исходная ситуация стихотворения“ и является ли „ухищрением“ биографический комментарий Д. Благого, который в своей ранней монографии о творчестве Пушкина пишет: „Стихотворение „Узник“ внушено поэту, несомненно, вполне реальным и конкретным жизненным впечатлением. В бытность в Кишинёве Пушкин, видимо, не раз посещал тамошнюю тюрьму. Так, в кишинёвском дневнике Пушкина под 26 мая 1821 года сейчас же вслед за известной нам записью о визите к нему Пестеля(1) читаем: „Потом был я в здешнем остроге“. Во дворе острога, как это нередко бывало на юге, по-видимому, находился прикованный орёл“(2). Это предположение — „по-видимому“ — в следующей монографии учёного сменяется уверенным утверждением: „...Такой орёл действительно находился на дворе тюрьмы в Кишинёве“».

1. Запись из дневника Пушкина: «26 мая. Поутру был у меня Алексеев. Обедал у Инзова. После обеда приехали ко мне Пущин, Алексеев и Пестель, потом был я в здешнем остроге. NB. Тарас Кирилов. Вечер у Крупинских» (Пушкин А. Дневники. Автобиографическая проза. — М., 1989. — С. 34).

2. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1813–1826). — М.; Л., 1950. — С. 287.


В. Кошелев категорически возражает: «Но никаких документальных подтверждений о „прикованном“ во дворе кишинёвского острога орле (ни даже об „обычае“, принятом в южных тюрьмах) нам отыскать не удалось“.

Влащенко резюмирует: «На наш взгляд, отсутствие документальных подтверждений конкретного „факта“ не перечеркивает возможность принятой традиционной трактовки стихотворения. Поэт мог опираться на легенды, не дошедшие до нас народные песни, сказочные сюжеты или своим воображением создать этот образ — гордой птицы с неистребимым инстинктом свободы, воли».

Важно ли нам сегодня, находились орлы в кишинёвском остроге или это плод фантазии Пушкина? Докажите свою точку зрения.

III. Выразительное чтение стихотворения.

Беседа по вопросам 2, 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Антитезы в стихотворении. Народно-поэтический колорит стихотворения
Групповая работа:

Группа 1.


Вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Чем близок колорит стихотворения устному народному творчеству?

Группа 2.

Прочитайте в словаре литературоведческих терминов статью «Антитеза».

Найдите в стихотворении лексические, образные и композиционные антитезы и объясните их смысловую роль.

Группа 3.

* Выполните задание 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 4.

* Сопоставьте текст стихотворения с его черновым вариантом (см. рекомендации практикума «Читаем, думаем, спорим...»).

V. Стихотворение в актёрском исполнении

Прослушивание стихотворения «Узник» в актёрском исполнении и ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Практическая работа.
Письменный ответ на вопрос «Какую роль играют в стихотворении „Узник“ фольклорные образы?».

И т о г о в ы й  в о п р о с: какое чувство выражено в стихотворении сильнее — грусть или надежда?

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «И. И. Пущину» и подготовить его выразительное чтение.

Составить план анализа стихотворения и подготовить устный анализ стихотворения по плану.

Завершить письменный ответ на один из вопросов.

Индивидуальное задание.

Создать иллюстрации к стихотворению «Узник» и подготовиться к их защите.

Следующий урок: Стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.



1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)



УЗНИК
А.С.ПУШКИН
[3]

Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай, улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»
1822
(вернуться к уроку)

Стихотворение, опубликованное в 1832 году, написано в кишинёвской ссылке. Всё стихотворение пронизано стремлением к свободе, к воле. Узник жаждет не только освободиться из темницы, но и вырваться на простор безграничной воли.

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Когда и в связи с чем написано стихотворение?

2. Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишённого свободы?

3. Почему поэт подчёркивает, что «орёл молодой» «вскормлённый в неволе»? Как вы это понимаете? Можно ли смириться с неволей, привыкнуть к ней?

4. Какие художественные средства (эпитеты, обращения, повторы) помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения?

5. Продумайте, почему в первых двух четверостишиях при насыщенности глаголами и глагольными формами («махая», «клюёт», «бросает», «зовёт», «вымолвить хочет») остаётся впечатление замкнутости, скованности, отсутствия движения, а в последнем четверостишии, где глаголы обозначают интенсивность цвета («белеет», «синеют») и всего один глагол движения («гуляем»), создаётся ощущение стремительного полёта, парения над бескрайним, движущимся миром. Каково изображаемое пространство в начале стихотворения? Каково оно в финале?

6. Какое чувство выражено в стихотворении сильнее — грусть или надежда?

7. Как вы думаете, почему стихотворение «Узник» стало популярной народной песней?
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться)

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
«Узник»


1. Как актёру вслед за поэтом удаётся раздвинуть тесные стены темницы? Какими средствами выразительного чтения актёр передал движение к бескрайним просторам свободы?

2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь при этом противопоставить чувству угнетённости и обречённости (в первой части произведения) ощущение простора, света и свободы (в финале стихотворения).
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться)

 
 
 


 
 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz