Урок 96. Ф.Шиллер. "Перчатка": проблема благородства, достоинства и чести. Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Фридрих Шиллер.
Портрет работы Антона Графа. 1790. Муниципальная галерея Дрездена
Баллада "Перчатка" в переводах В.Жуковского и М.Лермонтова
Баллада: история и особенности жанра
Зарубежная литература. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")

ИОГАНН ФРИДРИХ ШИЛЛЕР
(1759 – 1805)

Баллада Ф.Шиллера "Перчатка"


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


УРОК 96
Ф. ШИЛЛЕР. «ПЕРЧАТКА»: ПРОБЛЕМЫ БЛАГОРОДСТВА,
ДОСТОИНСТВА И ЧЕСТИ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Образ рыцаря, защищающего личное достоинство и честь. Баллада в актёрском исполнении. Переводы баллады. Понятие о рыцарской балладе.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Иоганн Фридрих Шиллер» и составление её плана. Восприятие и выразительное чтение баллады. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Обсуждение иллюстраций к балладе.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ учителя о И. Ф. Шиллере (cм. материал ниже) с включением сообщений учащихся и показом портретов и памятников писателю, мест в Германии, связанных с его именем (см. материалы Википедии).

II. Чтение статьи учебника «Иоганн Фридрих Шиллер» (cм. статью ниже).
Составление плана статьи учебника
.

ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Иоганн Фридрих Шиллер»
Вопрос
Пункт плана
Какие убеждения сформировались у Шиллера в годы учёбы?
Годы учёбы: ненависть к деспотизму и любовь к свободе
Какие препятствия преодолевал Шиллер в начале литературной деятельности?
Постановка пьесы «Разбойники» и побег из герцогства Вюртембергского. Годы скитаний
Против чего направлены ранние произведения Шиллера?
Протест против произвола и тирании
Чем ознаменовался веймарский период в жизни и творчестве Шиллера?
Самообразование и преподавание в университете
Какое творческое наследие оставил Шиллер?
Стихи, баллады и пьесы


ƒПод влиянием каких факторов в характере писателя сформировались свободолюбивые черты личности, бесстрашие и стремление к справедливости?

III. Повествование о феодальных нравах

Рассказ учителя о феодальных нравах: рыцарской чести, культе прекрасной дамы, подвигах во имя неё и т. п. (cм. см. материал ниже).

IV. Показ иллюстраций, изображающих рыцарей.

Выявление особенностей их одежды, оружия, отношения к любви и нравственны х норм.
(См.: http://www.fujo.ru/mirsrednevekovia/sr или см. "Костюм Италии эпохи Возрождения (14-16 века)" на сайте "Литература для школьников")

V. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз.
Образ рыцаря, защищающего личное достоинство и честь

Сообщение учителя

о юном М. Ю. Лермонтове, который перевёл балладу Ф. Шиллера «Перчатка» в 15 лет,
и опытном переводчике В. А. Жуковском. В 1831 году — он известный автор стихов и баллад, многие из которых имели немецкие первоисточники.

VI. Чтение и обсуждение баллады «Перчатка» (перевод М. Ю. Лермонтова) (см. текст на странице Баллада "Перчатка" в переводах В.Жуковского и М.Лермонтова):

В чём конфликт произведения?

Какими изображены король, рыцарь, красавица, звери?

Какие детали указывают на черты их характера и поведения?

В чём неожиданность финала?

VII. Баллада в актёрском исполнении

Прослушивание и рецензирование актёрского исполнения баллады Жуковского.

ƒ Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

VIII. Обсуждение содержания переводов:

ƒОтветы на вопросы 1 и 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

ƒСвязано ли название баллады с ритуалом вызова на дуэль — бросанием перчатки? Обоснуйте своё мнение.

ƒОхарактеризуйте рыцаря и его даму. Объясните мотивы их поступков.

ƒНа чьей стороне автор? Аргументируйте свою позицию.

ƒРазделите текст на смысловые части. Озаглавьте каждую часть.
(Король со свитой.
Выход льва.
Выход тигра.
Падение перчатки.
Подвиг рыцаря.)

IX. Переводы баллады
Практическая работа. Сопоставление переводов баллады.

(Особенно интересна эта работа в классе с углублённым изучением немецкого языка. Как вариант может быть использован русский подстрочник.)

План сопоставительного анализа частей:

• Кто действует в эпизоде?
• Какие изобразительно-выразительные средства используют переводчики?
• Как проявляется в эпизоде позиция автора? В каких словах и выражениях она подчёркивается?
• В чём сходство и различие частей в разных переводах?
• * Сравните интонации, паузы, логические ударения, необходимые при чтении каждой части. Объясните свою позицию.

Составление цитатной таблицы.

ТАБЛИЦА
Сопоставительный анализ частей баллады "Перчатка"
Группы учащихся
Текст на немецком языке
Русский подстрочник
Перевод Лермонтова
Перевод Жуковского
1. Король со свитой
  
  
Ст. 1—6
Ст. 1—8
2. Выход льва
  
  
Ст. 7—16
Ст. 9—20
3. Выход тигра
  
  
Ст. 17—30
Ст. 20—36
4. Падение перчатки
  
  
Ст. 31—40
Ст. 37—46
5. Подвиг рыцаря
  
  
Ст. 41—55
Ст. 47—60


X. Понятие о рыцарской балладе
Выявление жанра «Перчатки»:


ƒНайдите в словаре литературоведческих терминов определение понятий баллада, рассказ, повесть.

Каковы характерные признаки этих жанров? В чём их сходство и различие?

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Черты какого жанра сильнее выражены в «Перчатке»? Обоснуйте свою позицию.

Обсуждение помещённой в учебнике иллюстрации художника Б. Дехтерева, а также других иллюстраций к балладе.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение баллады наизусть.

Подобрать материалы о П. Мериме, портреты писателя и иллюстрации к новелле «Маттео Фальконе» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Прочитать новеллу «Маттео Фальконе».

Индивидуальные задания.

Прочитать новеллы Мериме «Таманго», «Венера Илльская», «Коломбо», «Арсена Гийо», «Кармен», «Голубая комната», «Локис» и подготовить пересказы отрывков из них (по выбору).

Следующие уроки: Уроки 97-98. Новелла П. Мериме "Маттео Фальконе" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2016.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)



БИОГРАФИЯ И. Ф. ШИЛЛЕРА
1759 – 1805

Из книги: Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя

Иоганн Фридрих Шиллер: судьба писателя
Желательно иметь на доске политическую карту Европы. Еще лучше — подробную карту Германии.

— Герои многих произведений М. Ю. Лермонтова — это герои-одиночки, протестующие против общепринятого порядка, против произвола и деспотизма. Одним из любимых писателей молодого поэта был Иоганн Фридрих Шиллер, который родился на 55 лет раньше Лермонтова в Германии. Какие ассоциации вызывает в вашем сознании название Германия?

Сейчас все мы знаем, что Германия — развитая европейская страна. Однако во времена Ф. Шиллера, т. е. двести пятьдесят лет назад, картина была совершенно иной. Представьте себе, что территория, занятая современной Германией, не была единым государством. Германия была разделена на 39 самостоятельных государств, в каждом из которых имелся свой правитель (король, как, например, в Прусском или Саксонском королевствах; герцог, как в Вюртемберге; курфюрст, как в Баварии; ландграф, как в Тюрингии). В каждом из 39 государств правитель устанавливал свои законы, свои единицы меры и веса, чеканил собственные монеты, строил и украшал собственный дворец, содержал своих придворных. Чтобы его маленькое государство не завоевал сильный сосед или не разорили, объединившись, мелкие соседи, правитель должен был иметь свою армию с достаточным количеством вооружения, чтобы охранять границы.

Как вы догадываетесь, для того чтобы содержать армию и двор, вести войны и переговоры, правителю требовались деньги. Их можно было взять, только собирая налоги со своих подданных. Вся тяжесть содержания маленьких государств ложилась на плечи немецких крестьян (промышленность в Германии 250 лет назад была развита слабо). Правители многих государств становились деспотами, они стремились стать сильнее соседей, хотели властвовать над своими подданными безоговорочно.

В одном из таких маленьких государств — в герцогстве Вюртембергском — в 1759 году родился Иоганн Фридрих Шиллер, сын полкового лекаря.

Посмотрите на карту Германии: герцогство Вюртемберг со столицей Штутгарт находилось на юго-западе Германии, его границы близко подходили к границам Швейцарии. С запада его окружали земли маркграфства Баден с крупным городом Мангеймом, с востока — земли богатого курфюршества Бавария со столицей Мюнхеном.

Чтобы держать своих подданных в повиновении, герцог Вюртембергский старался ограничивать круг их общения.

Ф. Шиллера в детстве отдали в Военную академию — закрытое учебное заведение, т. е. такое место, где дети не только учились, но и жили. Порядки там были строгие, жизнь была организована по-военному. Молодой Шиллер ненавидит деспотизм и пишет пьесу «Разбойники», в которой рассказывает, как молодые люди становятся разбойниками в знак протеста против существующих порядков.

После академии Ф. Шиллер назначается врачом в военный гарнизон. Свою пьесу он посылает в город Мангейм, который можно назвать культурной столицей Бадена. Мангеймский театр принимает пьесу к постановке...

Комментарий к фактам, приведенным в статье учебника:

«За нарушение устава гарнизонной службы Шиллер две недели отсидел в заключении» — его не только арестовали, но и запретили ему писать.

«В ранний период своего творчества Шиллер создает произведения, наполненные протестом против произвола и тирании» — в 70—80-е годы Ф. Шиллер входит в литературное движение Германии, получившее название «Буря и натиск». Представители этого движения (И. Г. Гердер, И. В. Гёте и другие) отвергали эстетику классицизма, отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, создавали в своих произведениях характеры, не сломленные деспотическим режимом.

«Летом 1799 года странствия писателя заканчиваются: он переезжает на постоянное жительство в Веймар...»: Веймар во времена Шиллера — главный город герцогства Саксен-Веймар-Эйзенах (сейчас — земля Тюрингия). Герцог Веймарский оказывал покровительство литературе и искусству и превратил свой город в крупнейший центр немецкого Просвещения. В Веймаре жил И. В. Гёте (1775—1832). Ф. Шиллер жил там в 1799—1805. Сейчас в этом городе сохраняются дворцы и дома XVI—XVIII веков, старинные парки, работают музеи И. В. Гёте, Ф. Шиллера и композитора Ф. Листа.

В годы странствий Ф. Шиллера в соседней с Германией Франции произошла Великая французская революция (1792—1794), которая провозгласила: «Свобода, равенство, братство!» Шиллер внимательно следил за событиями во Франции, глубоко сочувствовал идеям революции, хотя осуждал некоторые ее проявления (диктатуру якобинцев). Конвент (высший законодательный и исполнительный орган первой Французской Республики) присвоил ему звание почетного гражданина Французской Республики. (вернуться к уроку)



БИОГРАФИЯ И. Ф. ШИЛЛЕРА
1759 – 1805

Из книги: Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной.

Шиллер родился в семье полкового лекаря. В детстве его отдали в закрытое учебное заведение — Военную академию, основанную герцогом Вюртембергским. Целью Академии было воспитание покорных служителей трону. Много лет провёл Шиллер на этой «плантации рабов». Отсюда он вынес жгучую ненависть к деспотизму и любовь к свободе. По окончании Академии, где он изучал медицину, Шиллер вынужден был принять должность врача в военном гарнизоне, но не оставлял мечты посвятить себя литературе. Написанную ещё в Академии пьесу «Разбойники» в 1782 году приняли для постановки в известном в то время Мангеймском театре. Шиллеру очень хотелось побывать на премьере своей пьесы, но он заранее знал, что в отпуске ему откажут, и поэтому тайно отправился в Мангейм, который был неподвластен герцогу Вюртембергскому. За нарушение устава гарнизонной службы Шиллер отсидел две недели в заключении. Здесь он принял окончательное решение в отношении своей дальнейшей судьбы. В осеннюю ночь 1782 года он тайно покидает герцогство, чтобы никогда туда более не возвращаться. С этого времени начинаются годы скитаний, лишений, нужды, но в то же время годы, наполненные упорным литературным трудом. В ранний период своего творчества Шиллер создаёт произведения, наполненные протестом против произвола и тирании.

Летом 1799 года странствия писателя заканчиваются: он переезжает на постоянное жительство в Веймар, ставший крупнейшим культурным центром Германии. В Веймаре Шиллер усиленно занимается историей, философией, эстетикой, пополняя знания, которых, как он чувствовал, ему не хватало. Со временем Шиллер становится одним из образованнейших людей своей эпохи и в течение долгого времени даже преподаёт историю в одном из крупнейших немецких университетов.

Шиллер оставил богатое творческое наследие. Это и лирические, и философские стихотворения, и баллады, которые особенно высоко ценили Пушкин и Лермонтов. Но, безусловно, самое главное дело его жизни — это драматургия. Ранние драмы «Разбойники» и «Коварство и любовь» (1784) сразу завоевали любовь зрителей. А исторические драмы «Дон Карлос» (1787), «Мария Стюарт» (1801), «Орлеанская дева» (1801), «Вильгельм Телль» (1804) принесли ему европейскую славу.

Балладу «Перчатка» Шиллер назвал рассказом, потому что она написан не в балладной форме, а в форме повествования. Жуковский включил её в число повестей, критик В. Г. Белинский не сомневался в том, что это баллада.

«Перчатка» была переведена Лермонтовым в 1829 году (напечатана в 1860 году), Жуковским — в 1831 году.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)



РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Итак, перед вами баллада Шиллера «Перчатка». Мы предлагаем вам прочитать и сравнить два перевода, сделанные В. Жуковским и М. Лермонтовым. Какой из переводов легче читается? В каком из них ярче раскрыты характеры героев?

2. Чего хотела красавица? Почему так оскорблён ею рыцарь?

3. Как видим, по-разному определялся жанр этого произведения. Как бы вы назвали «Перчатку» — балладой, повестью, рассказом? Повторите определения этих жанров по словарю литературоведческих терминов.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Подготовьте выразительное чтение переводов Жуковского и Лермонтова, постарайтесь при чтении передать особенности ритма каждого из переводов.



ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
И. Ф. Шиллер. «Перчатка»
(перевод В. А. Жуковского)


1. На восприятие каких событий настраивает музыкальное вступление?

2. Почему актёр так старательно воспроизводит характер поведения косматого льва, смелого тигра, двух барсов?

3. Какие черты характера передал актёр, читая слова героини, обращённые к рыцарю?

4. Подготовьте выразительное чтение баллады. Постарайтесь в своём чтении воспроизвести картину пышности и величия королевского дворца, внешний вид, характер, поведение диких зверей, характеры красавицы и рыцаря.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)



РЫЦАРИ
Из Предисловия


Рыцарские времена — одни из самых ярких, живописных страниц истории человечества. И самых драматичных, противоречивых. Строчка за строчкой вписаны на эти страницы великое множество жестоких кровопролитных битв, фанатичные крестовые походы, растянувшиеся на века и перевернувшие весь средневековый мир от холодных морей, омывающих окраины Европы, до раскаленных песков Ближнего Востока. Ожесточенные распри, борьба за власть и богатые земли, вероломство, коварство...

Но эти же жестокие времена породили романтические понятия о рыцарской чести и достоинстве, верности слову и долгу. О преданной беззаветной любви, культе Прекрасной Дамы. Эти времена дали мировой литературе такие шедевры, как героическая «Песнь о Роланде», романы о благородном короле Артуре и подвигах его рыцарей Круглого Стола, тонкие поэтические творения менестрелей и трубадуров.

Рыцарские времена породили и свое искусство. На полотнах, фресках, книжных миниатюрах, гравюрах, в скульптуре запечатлевались герои-рыцари и эпизоды великих сражений. И для нас сегодня это искусство имеет не только художественную ценность, но и познавательную. Осталась от тех времен и своя, особая архитектура. Прошла она немалый путь — от грубых, неуклюжих замков-убежищ раннего средневековья до все более утонченного, изящного стиля замков-дворцов. По счастью, многие из них дошли до наших дней; и словно бы оживает на их башнях, под сводами залов, во дворах, мощеных булыжником, далекое романтическое прошлое. Вот-вот, кажется, выедет из ворот замка отряд всадников в сверкающих на солнце доспехах, со щитами, украшенными причудливыми гербами, с высоко поднятыми копьями, на кончиках которых ветер развернул длинные пестрые флажки...

КАК ВОСПИТЫВАЛИ БУДУЩИХ РЫЦАРЕЙ

Рано начиналось воспитание будущего рыцаря. Барон, граф, герцог обычно не радовался, когда в семье появлялась девочка: за ней, будущей невестой, надо было давать приданое в виде части земель. Мальчик же был наследником, будущим рыцарем. Сеньор, у которого родился сын, собирал всех своих вассалов и торжественно объявлял примерно следующее: «Радуйтесь и будьте отныне покойны. Родился ваш будущий сеньор, тот, кому вы будете обязаны вашими ленами, тот, кому вы будете верно служить».

До семи лет мальчик обычно оставался на попечении женщин, потом начиналось суровое военное воспитание. По целым дням он пропадал в лесах, окружавших отцовский замок, учился сражаться на мечах, копьях, биться на палках, стрелять, ездить на коне, плавать, переносить походные тяготы.

Учили его и охотничьим навыкам — обращаться с соколом, носить его на руке, напускать на птицу, охотиться с собаками. Охота была любимым развлечением рыцарства в свободное время.

Однако о развитии ума, обучении каким-либо наукам заботились мало. Редко кто из рыцарей, чего греха таить, умел читать и писать. Грамота считалась, скорее, «женским делом» — девочка училась ей у домашнего священника и потом с удовольствием читала молитвенник или героические баллады.

Мальчику оставалось лишь слушать песни бродячих жонглеров, забредших в отцовский замок, восхищаться подвигами их героев и давать себе обещания подражать им в течение всей жизни.

С ранних лет будущий рыцарь укреплялся в беззаветной вере своих отцов в учение Христа, в христианских заповедях. Но и христианство воспринималось упрощенно, лишь в соответствии с рыцарским духом, поскольку оно как бы оправдывало воинские устремления.

Заповеди любви и всепрощения обычно мало затрагивали сердца, зато воодушевляли на месть за страдания и смерть Христа и желание огнем и мечом распространить на Земле царство Божие. Иисус Христос становился для будущего рыцаря как бы бы верховным сеньором, изменить которому было величайшим позором, и которого надо было защищать до последней капли крови.

К 12-13 годам начальное воспитание завершалось, мальчик вступал в новое качество. Отец отвозил его в замок сеньора или какого-либо знатного рыцаря, своего друга, где он становился оруженосцем. Забот у него было немало.

В мирное время оруженосец ухаживал за лошадьми и собаками сеньора, встречал его гостей, помогал им сойти с коня, накрывал столы, прислуживал за обедом, подавал вино, разрезал мясо.

Во время походов он неотступно следовал за своим рыцарем, возил его доспехи, копья и мечи. В сражении он был в двух шагах от господина, подавал ему оружие на смену, если была в этом необходимость.

В эти же годы оруженосец усваивал «кодекс» рыцарства, те идеалы, которым должен был следовать каждый воин после посвящения в рыцари. О том, какими они были, сегодня можно судить и по историческим источникам, и по «рыцарской литературе» литературным памятникам времен средневековья — балладам, песням.

КАКИМИ БЫЛИ РЫЦАРСКИЕ ИДЕАЛЫ

Рыцарь прежде всего должен быть христианином. Нельзя было стать рыцарем, не получив святого крещения.

«Это времена горячей веры, — писал один из просвещенных современников, — когда у людей нет сомнений. Они представляют себе вселенную обширным театром, где разыгрывается бесконечная драма, полная слез и радостей, действующие лица которой рассеяны между небом, землей и адом; драма, развязка которой предопределена, действиями которой управляет сам Бог, но которая в каждой сцене представляет большие и разнообразные сплетения. Божественные личности, ангелы и святые присоединяются ежеминутно к человечеству, чтобы направлять его, в то время как сатана и его темные легионы соблазняют и смущают его без конца. Человек, влекомый небесной милостью и адскими соблазнами в две противоположные стороны, свободен волей и господин своей судьбы. Он имеет земную жизнь для выбора между двумя влечениями и, смотря по тому, уступает ли он первому или второму, его душа отлетает по смерти тела в места счастливые, где царит вечная радость, или низвергается в бездны — убежище отчаяния».

Величайшим несчастьем человека по этим представлениям был грех; надо было или избежать его, или очиститься от него. Но вместе с тем считалось, что нет непростительных грехов, нет злодеяний, которых не могло бы искупить искреннее раскаяние и богоугодные поступки.

Рыцарь должен быть не только христианином, но и бойцом за христианскую Церковь. Ему предписывалось охранять и защищать ее. В одной из французских баллад об этом говорится прямо: «Мы — клирики, — молвит служитель Церкви, архиепископ, — и наш долг служить Богу, которому мы молимся за наших друзей. А вы, рыцари, не забывайте, что Бог создал вас для защиты Церкви».

Защищая Церковь, рыцарь был обязан оказывать помощь и всем тем, кто находился под ее покровительством — вдовам, сиротам, слабым. И надо сказать, находятся, особенно в литературных памятниках, замечательные примеры тому, как рыцари следовали этому закону. Вот лишь один из них...

Чувствуя приближение смерти, Карл Великий завещал своему сыну не отнимать у сирот их ленов, а у вдов их последних денег. Однако его сын, король Людовик, быстро забыл заветы отца и предложил графу Гильому во владение лен одного из своих вассалов, погибшего маркиза Беранже.

Но Гильом, зная, что у маркиза остался сын, пришел в бешенство от гнева. В присутствии всех вассалов, он отчитал своего короля: "Благородные рыцари, слушайте меня! Смотрите, как Людовик, наш законный сеньор, вознаграждает своих лучших слуг. Во время битвы с сарацинами, турками и славянами король был сбит с коня. Маркиз Беранже помчался к нему, опустив поводья, с блестящим мечом в руке. Им он прорубил просеку вокруг короля, словно кабан между собак. Потом соскочил с коня, чтобы помочь своему сеньору. Он держал ему стремя. А король сел в седло и умчался, как трусливый пес. Маркиз же Беранже остался, и мы видели, как его убили и разрубили на куски. Мы же, увы, не могли придти к нему на помощь.

Он оставил после себя наследника, которому имя — малютка Беранже. Чтобы предать этого ребенка, надо быть, клянусь Богом, хуже труса и изменника. Если кто осмелится взять землю малютки Беранже, тот вот этот самый меч снесет ему голову".

На подобных балладах и формировалась нравственность будущего рыцаря. Кстати, можно по этой балладе судить и о том, как мало считались на заре рыцарства феодалы со своими королями.

Рыцари должны были служить защитниками права и добра против зла. В борьбе с врагами рыцаря воодушевляла любовь к родине, к которой он был крепко привязан. Свою страну рыцарь считал лучшей страной на свете.

Вот как трогательно прощается тот же литературный герой, граф Гильом, со своей страной Францией, надолго ее покидая: «Он обернулся в сторону милой Франции, и ветер оттуда пахнул ему в лицо; он открыл свою грудь, чтобы дать воздуху больше доступа. Встав против ветра, он опустился на колени: „О, нежное дыхание, веющее из Франции. В ней все те, кого я люблю. Я вручаю тебя в десницу Господа, потому что я сам не надеюсь тебя видеть более“. Из его прекрасных глаз полились слезы. Они льются ручьями по его лицу и обильно смачивают одежду».

Рыцари, защитники Церкви и слабых, должны были служить примерами мужества и проявлять это мужество особенно в борьбе с неверными. Физическим же идеалом рыцаря был сильный и смелый воин, который «одним ударом меча разрубает воина на коне и в доспехах от макушки до низу вместе с лошадью», который «без труда за раз разгибает четыре подковы», «поднимает до головы рыцаря в доспехах, который стоит на его руке», и наконец... съедает за обедом четверть барана или целого гуся.

Рыцарь дорожит своим именем: «Лучше умереть, чем быть названным трусом». Для рыцаря честь дороже жизни.

«По-рыцарски» надлежало обходиться и с побежденным противником, равным по рангу. Рыцарь должен был обращаться со своим пленником, как с самым почетным гостем, даже если тот был ему смертельным врагом. Пленники, как правило, предлагали за свое освобождение выкуп, а так же дорогие доспехи и боевого коня. Рыцарь не мог напасть на другого рыцаря без объявления войны.

Рыцари должны были быть беззаветно преданы своему сеньору, сохранять нерушимой клятву вассальной верности. Рыцарь должен был быть верен своему слову. Давая какое-нибудь обещание, он клялся Богом, «который никогда не лжет». И наконец рыцари должны были быть, согласно своему кодексу, щедры...

КАК ПРОИЗОШЕЛ ОБРЯД ПОСВЯЩЕНИЯ В РЫЦАРИ

Приходило время, и оруженосец, мастерски научившийся владеть мечом и копьем, с малых лет привыкший к тяжести доспехов (для обучения специально изготавливалось детское вооружение), переносить походные лишения, впитавший в себя «кодекс рыцарства», готовился к посвящению в рыцари.

В ранние рыцарские времена этот обряд происходил обычно в пятнадцатилетнем возрасте. К XIII веку, времени расцвета рыцарства, оруженосец посвящался в рыцари позже — в 21 год. Случалось так, что иные небогатые бароны и вовсе оставались непосвященными, потому что обряд влек за собой слишком большие расходы. В ранние же времена, напротив, в рыцари мог быть посвящен за особые заслуги каждый — даже крепостной крестьянин или простолюдин. Но с течением времени рыцари становились все более замкнутой, элитной кастой.

В рыцари вчерашнего оруженосца мог посвятить не только его сеньор, но и любой другой рыцарь, причем не обязательно в храме, с полным соблюдением церковного обряда. Нередко в рыцари посвящали прямо на поле боя. Такой эпизод есть, например, в знаменитом романе Роберта Льюиса Стивенсона «Черная стрела». Героя его, Ричарда Шелтона, посвящает в рыцари после битвы герцог Глостер, будущий король Англии Ричард III.

Сам же обряд посвящения ведет свое происхождение от далеких, еще до рыцарских времен.

Схожий обычай был у древних германцев, предков немцев и французов. В торжественном собрании глава племени, или отец, или близкий родственник, опоясывал юношу, достигшего совершеннолетия, мечом и вручал ему копье. С тех пор юный воин получал право носить оружие и считался полноправным членом общины.

Христианская Церковь видоизменила древний обряд, дополнив его благословением оружия, чтобы внушить посвящаемому в рыцари мысль, что он должен быть христианским воином и защитником Церкви. Благословляя рыцарский меч, епископ или священнослужитель иного ранга, произносил: «Благослови, Господь, меч сей, дабы раб твой был отныне защитником церквей, вдов, сирот и всех, служащих Тебе, против злобы еретиков и неверных. Пользуйся этим мечом для защиты себя и Святой Церкви Господа и для поражения врагов креста Христова и веры христианской. Иди и помни, что святые завоевали царства не мечом, а верой».

РАСЦВЕТ РЫЦАРСТВА

Были, однако, у рыцарства и совсем другие времена: невиданный расцвет идеалов, неукоснительное следование рыцарскому кодексу чести, культ беззаветной любви и поклонения Прекрасной Даме. И конечно были для того свои причины.

Первые среди них — это крестовые походы на Восток для освобождения Гроба Господня из-под власти неверных, начавшиеся в конце XI века, это укрепление королевских династий на тронах западноевропейских стран и, как следствие, ограничение своеволия и независимости баронов, это развитие светской культуры.

Крестовые походы, растянувшиеся на века (читателей ждет о них отдельный рассказ), объединили рыцарское сословие. Феодал, прежде лишь изредка встречавшийся с соседями и гордившийся своей независимостью, стал чувствовать себя членом единого крепкого братства, пусть и говорящего на разных языках и разбросанного по разным уголкам Европы, но долгое время сражавшегося с общим врагом.

Походы, жизнь на Востоке, изменили сама мировоззрение рыцаря. Это были кровавые войны, но вместе с тем — увлекательное образовательное путешествие.

Перед безграмотным рыцарем-солдатом, прежде знакомым лишь с окрестностями своего замка, да замков соседей и сеньора, неприхотливым в быту, предстал незнакомый мир, похожий на волшебную сказку. Уже один только город Константинополь, где обычно собирались рыцарские отряды перед тем, как переправиться в Малую Азию, производил на рыцарей ошеломляющей впечатление.

На городских площадях и улицах были установлены бронзовые статуи конных императоров, в лавках менял лежали целые груды золота, дорогие ковры устилали полы богатых домов, местные жители носили наряды из шелка, пурпура и бархата, на рынках в изобилии были тонкие вина, диковинные фрукты, сахар, корица, имбирь.

А на Востоке, арене жестоких сражений крестоносцев с неверными сарацинами, жизнь была еще роскошнее. Причем рыцаря ошеломляла не только ее внешняя сторона. Несравненно выше, чем на его родине, на Востоке были развиты науки, искусства, литература. Невежественный европеец получал здесь новые сведения о мире, пополнял знания, обогащал ум, учился — иначе нельзя было — восточным языкам, перенимал привычки жителей Востока.

При близком знакомстве с сарацинами — ведь кроме войн случались и долгие перемирия — слабела и фанатичная ненависть к «неверным», с какой христиане отправлялись в крестовые походы. Прежде сарацины представлялись рыцарю жестокими и коварными, а на деле оказались человечнее самих христиан, с заботой относились к своим неимущим и больным единоверцам. Рыцарь, чтивший свой кодекс чести, не мог не восхищаться и великодушием, отвагой сарацинских воинов.

И когда бесславно закончились крестовые походы, вся Европа была уже совсем не той, чем до их начала, переняв лучшее в восточной культуре и науках, вдохнув утонченность литературы, привыкнув к восточной роскоши в быту, и перенеся все это на родную почву.

А вдобавок ко всему многие из своевольных и строптивых сеньоров погибли на востоке, многие знатные роды вымерли, и благодаря этому окрепла королевская власть. К XIII веку в Европе затихают междоусобные распри, прекращаются и внешние войны, наступает время относительного покоя.

Под влиянием долгой мирной жизни, у феодалов развиваются совершенно новые потребности, теперь они совсем не чужды культуре, знаниям. К дворам герцогов, графов потянулись певцы, музыканты, художники — у богатых сеньоров вошло в моду покровительствовать искусствам. Изменились и сами замки, их покои полны позаимствованной на востоке роскоши — новая мебель, восточные ковры на полах, гобелены на стенах. Замки всегда полны рыцарей-гостей; случалось, те из них, что были победнее, месяцами жили при богатых дворах, принимая участие в турнирах, пирах, светских беседах, а потом переезжали в гости к другому богатому и гостеприимному сеньору.

Совсем иным стал идеал рыцаря — теперь это не только воин, мастерски владеющий оружием и способный одолеть на поединке противника, но вместе с тем галантный кавалер, умеющий сложить стих, знакомый с игрой на музыкальном инструменте, следящий за быстро меняющейся модой.

КУЛЬТ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ

С расцветом рыцарства связан и расцвет культа Прекрасной Дамы, одно из самых знаменитых и возвышенных проявлений рыцарства. Дело в том, что и женщина стала совсем другой; разительно изменилась сама ее роль в обществе.

В раннюю эпоху рыцарства, до крестовых походов, даже в самых знатных родах она занимала починенное, достаточно униженное положение. Барону-феодалу было, как правило, все равно, на ком жениться, лишь бы за невестой дали много земель. Сеньоры нередко выдавали своих дочерей замуж насильно — за тех, кто был им особенно полезен.

Короли тоже охотно раздавали свободные лены вместе с их богатыми наследницами тем баронам, что им верно служили. Церковь мало вмешивалась в семейные отношения, потому что на женщину смотрела, как на орудие дьявола, соблазнительницу рода человеческого, смирялась с браком, как с неизбежным злом, и ставила безбрачие много выше брака.

Жены баронов коротали свое время в особых женских покоях за рукоделием да чтение и появлялись перед посторонними мужчинами лишь в редких торжественных случаях.

Законы того времени гласили, что женщина не могла ни выступать в суде, защищая свои интересы, ни заключать никаких сделок без ведома и согласия своего супруга. Муж же считался ее полновластным повелителем, и в законах были даже определены случаи, когда барон имел полное право бить жену за какие-нибудь провинности.

Однако два века спустя положение женщины переменилось в корне. Из прежних, скромных и незаметных хозяек и рукодельниц женщины стали царицами общества, госпожами, руководительницами и законодательницами новой придворной жизни.

От женщины, Прекрасной Дамы, теперь требовались вкус к изящному, обходительность в обращении, умение занять гостей, интерес к поэзии, чуткость, отзывчивость. Женщина оказалась восприимчивее к новой культуре, чем мужчина, и сама стала причиной ее дальнейшего развития, увлекая за собой все светское общество.

КАК РЫЦАРИ СЛУЖИЛИ ПРЕКРАСНЫМ ДАМАМ

Зародился культ Прекрасной Дамы в южной Франции, в графстве Прованс, и оттуда быстро распространился по всей Западной Европе.

В одном из старинных источников можно найти такие слова: «Рыцари имеют многообразные достоинства: одни — хорошие воины, другие отличаются гостеприимством и щедростью; одни служат дамам, другие блистают костюмом и вооружением; одни смелы в рыцарских предприятиях, другие приятны при дворе».

Что касается провансальских рыцарей, то они особенно блистали щедростью, гостеприимством, костюмами, да самозабвенно служили дамам и при дворе чувствовали себя лучше, чем на поле битвы.

Прованс был богат, просвещен, здесь процветали торговля и ремесла, развивалась литература. И положение дамы в Провансе тоже было несравненно более высоким, чем в каких-либо других графствах, герцогствах и королевствах. Она могла сама распоряжаться своим имуществом, была абсолютно равна во всех правах с мужчиной.

Культ Прекрасной Дамы зарождался с особого поклонения Деве Марии. В ее честь возносились горячие молитвы, слагались стихи. Она именовалась «кроткой Дамой небес», «небесной королевой», ее изображения на иконах стали облекаться в драгоценные одежды, увенчиваться короной.

Такое поклонение Богородице возвеличивало в свою очередь и земную женщину. Земная любовь к ней получала все более возвышенный, более духовный характер и окрашивалась особыми поэтическими тонами. Окружая почитанием какую-либо «даму сердца», рыцарь, в сущности, служил не ей, а какому-то отвлеченному идеалу красоты и непорочности, который он создавал в своей душе.

По установившимся взглядам того времени, рыцарь и не должен был стремиться к разделенной любви, дама сердца должна быть для него недосягаемой, недоступной. Такая любовь, как считалось, становилась источником всяческой добродетели и входила в состав рыцарских заповедей. «Редкие достигают высшей добродетели, храбрости и доброй славы, — гласило одно из поучений, — если они не были влюблены».

Идеальный рыцарь теперь — честен, умен, скромен, щедр, набожен, смел, вежлив и непременно влюблен.

Служение Прекрасной Даме сделалось всеобщим обычаем, никто из рыцарского сословия не мог от него уклониться. Каждый после посвящения в рыцари должен был избрать себе даму, знатную или незнатную, замужнюю или нет, и добиться у нее дозволения служить ей.

Само же служение заключалось в постоянном ношении цветов ее герба, сражениях в ее честь на войне или на турнире, прославлении ее имени и готовности исполнить малейшую ее прихоть.

При этом выборе, однако, рыцарь далеко не всегда руководствовался истинной любовью и привязанностью. Часто он лишь следовал принятому обычаю или тешил свое самолюбие, стараясь добиться расположения какой-либо знатной дамы или знаменитой красавицы.

От верного служения Прекрасной Даме рыцаря не избавляли даже семейные узы; при этом, любопытно, собственная супруга почти никогда не выбиралась повелительницей и предметом обожания.

Но добиться расположения выбранной дамы было, как правило, нелегко. Нужно было совершить ряд подвигов во славу избранницы, одержать громкие победы на турнирах, и только тогда, когда подвигов по ее мнению набиралось достаточно, приходило время особого обряда: дама принимала воздыхателя в свои рыцари.

Обряд почти в точности повторял вассальную присягу сеньору. И основным условием тоже была верность избраннице. Но дама не брала на себя никаких обязательств; обещались только благоволение и милость. Эта духовная связь рыцаря со своей Прекрасной Дамой должна была оставаться тайной для всех, однако ее, как правило, совсем не скрывали. Нередко рыцарь служил знатной даме с прямого согласия ее мужа.

Правила поклонения и служения становились все более утонченными. Провансальские поэты обозначили здесь даже целый ряд ступеней. На первой стоит робкий рыцарь, который уже носит в сердце тайную любовь, однако не смеет еще открыться своей избраннице. Когда он решается на признание, то поднимается на вторую ступень и называется «молящим». Если же дама наконец допускает его к служению себе, рыцарь становится «услышанным», ну и так далее...

Однако красавицы, избалованные всеобщим почитанием, привыкли играть чувствами и нередко оказывались очень капризными. От служащих им рыцарей они требовали самых невероятных порой подвигов в свою честь. Приказ немедленно отправиться на Восток — на подмогу продолжающим сражаться с неверными крестоносцам, — был еще не самым трудным заданием. Недаром провансальский поэт XII века высмеивал капризы Прекрасных Дам такими строками: «То я должен достать красавице из огня саламандру, то выстроить на море дом из слоновой кости, то перенести сюда из Галилеи гору, на которой сидел Адам... Одна надежда осталась у меня: если гора растает, как снег, тогда ответит она мне любовью...»

А много позже, уже в XIX веке, образ капризной красавицы рыцарских времен нарисовал Василий Андреевич Жуковский в знаменитой балладе «Перчатка». Наверное, не сыскать человека, который бы не знал ее. Помните? На арену со львами и тиграми красавица бросила перчатку и приказала своему рыцарю Делоржу принести ее обратно. Не говоря ни слова, рыцарь спустился на арену, поднял перчатку и кинул ее даме в лицо со словами: «Не требую награды».

Источник: Владимир Малов. Рыцари: Детская энциклопедия. Астрель, 2004. (вернуться к уроку)

 
Иллюстрация Б. Дехтерева к балладе Ф.Шиллера "Перчатка"
 
Рыцарь в доспехах и плаще и женщина в верхнем платье из узорчатой парчи.
Источник: Блейз А. И., Чалтыкьян Д. А. - М.: Олма-Пресс, 2001.
См. "Костюм Италии эпохи Возрождения (14-16 века)" на сайте "Литература для школьников"
 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz