Уроки 3. Предания — поэтическая автобиография восточных славян. Уроки литературы в 7 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 7 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Предание: история и особенности жанра
Урок 1. Наука читать книги
Урок 2. Внеклассное чтение. Что ценнее: богатство, мудрость или доброта?
Урок 4. Внеклассное чтение. Легенды древней Британии
Уроки 5-6. Былины — героический эпос русского народа
Урок внеклассного чтения по повести Е.В.Мурашовой «Класс коррекции»

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПРЕДАНИЯ — ПОЭТИЧЕСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН


Уроки литературы в 7 классе[1]
Урок 3

Предполагается вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений,
исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.

Уроки раздела "Устное народное творчество" могут изучаться вариативно, так как учитель сам определяет, когда провести уроки внеклассного чтения и когда — уроки контроля знаний, если они необходимы. Количество часов на изучение той или иной темы также определяется учителем, исходя из конкретной ситуации в каждом классном коллективе: общей и читательской подготовки учащихся; полиэтнического или однородного состава коллектива; изучения тех или иных тем в 5—6 классах и в предыдущие годы. Материал уроков предполагает творческий подход учителя-словесника к его использованию и адаптации в конкретном классе.

Тот, кто духом не проникнет
В толщу трех тысячелетий,
К темноте, как крот, привыкнет,
Век живя на белом свете.
И. В. Гёте


Цели урока:
— познакомить учащихся с понятиями миф, легенда, предание, быличка и бывальщина;
— раскрыть перед семиклассниками специфику мифотворчества, идейно-художественные особенности древних мифов и легенд, показать их роль в жизни и культуре человека;
— вспомнить древние мифы и легенды, известные ученикам с раннего детства и из курса «Введение в историю» (3—4 классы)[2] и уроков по истории и литературе в 5—6 классах;
— закрепить знания учащихся об этнографических и художественных отличиях мифов народов мира, а также об общности восприятия картины Вселенной народами различных континентов;
— углубить представления семиклассников о национальном своеобразии и общечеловеческом значении мифов и легенд славянских народов.

Форма урока:
синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, географии, русскому языку и литературе, а также слово учителя, беседа, сообщения учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Слово учителя с элементами беседы

Знать историю и культуру государствообразующего этноса[3] — обязанность в первую очередь представителей данного этноса и народов, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего». Вы уже седьмой год учитесь в школе и, надеюсь, давно поняли, что каждый народ самобытен, неповторим. Самобытно и оригинально устное народное творчество разных народов, иначе говоря, фольклор.

Через столетия, а иногда и через многие тысячелетия дошли до нас благодаря фольклору сказания о Сотворении мира, ярко и образно отражающие взгляды древних народов на себя самих и окружающий мир. Начиная с XVIII столетия эти сказания стали записывать, а затем переводить на другие языки, потому что знаний о прошлом не хватало, потому что всем людям интересно знать, что и как происходило в далеком прошлом. Взгляды разных народов на Вселенную, прошлое и будущее порой удивительны и, безусловно, интересны, часто неповторимы. Неповторимы, так как они отражают психологию только одного конкретного народа, жившего в определенную эпоху и иногда жившего достаточно обособленно. (На доске можно написать трактовку термина психология[4],в сильных классах записать ее в тетрадях по литературе.)

Сказания о Сотворении мира разных народов неповторимы, потому что каждый человек, а следовательно, и народ смотрит на окружающее по-своему, исходя из своего жизненного опыта и фантазии, хотя внешне содержание устной народной поэзии у разных народов во многом сходно. Сходны темы, повторяются сюжеты, довольно близки между собой персонажи. А вот обычаи, которые описываются, образ мыслей, речь героев, их поступки, окружающая природа будут сильно различаться.

Точно так же различаются между собой и мифы разных народов, повествующие о Сотворении мира, о его Творце, о сложном и многообразном мире богов и о мире людей и др. Именно поэтому люди до сих пор бережно хранят эти мифы и легенды, различные произведения фольклора и передают своим потомкам, как кладезь народной премудрости, как народную память. Следовательно, можно записать в наши тетради по литературе такой термин:

Мифология (от греч. mythos — повествование, сказание) — это своеобразное отражение действительности в сознании людей, сочетающее в себе реальные вещи, явления природы и события с фантастическими образами, выдумкой и домыслами тех, кто создает миф.

Тогда возникают вопросы: как, в какой форме дошли до нас различные мифологические представления народов, живших много веков и даже тысячелетий назад? Что такое миф и чем он отличается от легенды?

Как правило, представления различных народов и племен на происхождение Вселенной постепенно складывались в целостную мировоззренческую систему определенного народа, закрепленную в веках и выраженную в повествовательных формах, передающихся из поколения в поколение, «из уст в уста». Такая система представлений народа о мироздании в науке о литературе называется мифом.

Миф — это попытка народа или человека понять, обобщить и объяснить различные явления природы, а также окружающего человека общества, выраженная в форме художественного повествования, устного или письменного.

Часто в книгах можно встретить такое определение: «Мифы — это фантастические истории, в которых древний человек пытался объяснить окружающий мир». Доля истины в этом определении, конечно же, есть: очень часто попытка того или иного народа осознать происхождение и строение Космоса представляет собой фантастическое отражение действительности, с течением веков сложившееся в единый эпос народа. Сегодня фантастическое отражение действительности мы можем встретить не только в научной фантастике, которую многие любят читать, но и в неомифе, как правило, представленном в книжном и кинематографическом мире жанром фэнтези. Итак, если миф — это система представлений об устройстве Вселенной, выраженная в поэтической форме, то пора разобраться в том, что же такое легенда и предание.

В древности реальное представление о мире, о том, каковы законы природы, какова история и география определенной местности, какова непридуманная история народа, рода и конкретной семьи, и мифологию, поэтическое осмысление этих законов, истории и географии, никто не разделял. Люди видели и понимали окружающий мир поэтически, не отделяли себя ни от живой природы, ни от мира богов, не просто верили в леших и домовых, а ощущали их постоянное присутствие. Такое мировосприятие находило свое воплощение не только в самой мифологии, но и в устном народном творчестве. Например, древние славяне считали, что все в мире едино: боги и природа, боги и люди, люди и природа — это разные стороны единого, называемого Вселенной. Сегодня мы с вами познакомились с понятием миф, но мифы бывают разными. Как любое явление действительности, факт науки или истории, мифы требуют своей классификации. Ученые разных стран пришли к выводу, что все мифы можно подразделить на следующие виды:

ВИДЫ МИФОВ
мифы о Сотворении мира
мифы о пантеоне[5] богов
календарные мифы
мифы о происхождении человека
мифы о животных

— Как вы думаете, чем мифы отличаются от легенд?

— Может быть, кто-то вспомнит название какой-либо древней легенды (например, легенды о Геракле или об Икаре или предание о граде Китеже)?

— Существует ли разница между преданием и легендой?

Ученые считают, что преда«ние — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предания сообщают сведения, представляющие интерес не для одного или нескольких людей, а для всей той общественной среды, в которой предание бытует. Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре- равно значению приставки пере-). К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Основание Киева», «Дань мечами» (о противостоянии русичей и хазар), «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега» и т. д.

Однако грань между преданием и легендой весьма тонкая, например, многие восточные и европейские хроники, так же как и русские летописи, повествуют о путешествиях апостола Андрея от Черного и Азовского морей до Балтики, о его проповедях христианства на побережье Черного моря и в диких лесах будущей Руси, о посещении острова Валаам. Но никто уже нам не скажет, что является правдой в этих повествованиях, что — вымыслом, а что — фантастикой. Существовал реальный человек — последователь учения Иисуса из Назарета, один из его учеников, принявший учение Богочеловека, а затем отправившийся с миссионерской[6] деятельностью по Европе и в страны Причерноморья. Считается, что апостол Андрей Первозванный первым принес на Русь учение Христа и обратил ее жителей в новую веру. Возможно, так оно и было на самом деле, хотя православие было принято на Руси лишь в 988 году при князе Владимире. А может быть, это всего лишь легенда, так как: легенда, как и предание, — созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, но в отличие от предания основным содержанием легенды является нечто необыкновенное. В легенде фантастика, чудесное лежит в центре повествования, определяет обычно его структуру, систему образов и изобразительных средств.

Вывод (записывается учителем на доске и учениками в тетрадях по литературе):
Миф — это повествование, включающее определенное видение мира тем или иным народом, его поэтическая картина Вселенной.
Предание и легенда — это устные рассказы о реальных исторических деятелях, героях и исторических событиях, о происхождении различных местностей или названий, переосмысленные и дофантазированные последующими поколениями рассказчиков.

II. Работа с учебником.

Учащимся предлагается открыть учебник «Литература. 7 класс» на с. 7—8[7]. Статья «Предания» должна быть прочитана вслух либо самим учителем, либо хорошо читающим учеником.

— Расскажите, что нового вы узнали о преданиях из статьи учебника.

— Прочитайте статью из учебника еще раз самостоятельно. В своих тетрадях запишите, какие большие циклы преданий выделяются в русском фольклоре.

— Кому или чему обычно посвящены циклы преданий? С чем это связано?

— Прочитайте после статьи вопрос 1 на с. 8 и подготовьте на него ответ (5 минут на подготовку).

— Вспомните, чем былички отличаются от преданий.

— Давайте заслушаем сообщения ваших одноклассников и часть информации запишем в тетради по литературе.

III. Сообщения учащихся (3—4 минуты).

Сообщение 1.
Устное предание.


Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):

Устное предание — это рассказ, в основе которого лежат реальные или вполне допустимые факты. Все предания возникли из рассказов очевидцев конкретных исторических событий, они как бы обращены в прошлое, в них отражается особый взгляд на прошлое с позиций более поздних времен.

Сообщение 2.
Легенда.


Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):

Легенда — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность. Однако основным содержанием легенды является не историческое событие, не жизнь реальных людей прошлого, а нечто необыкновенное, фантастическое.

IV. Работа с текстом произведения.

— Давайте послушаем один небольшой рассказ под названием «Расселение славян» из «Повести временных лет» и попытаемся его проанализировать (читает учитель)[8].

— Что это: миф или легенда? По каким признакам вы это определили? А может это повествование быть преданием?

— Как вы полагаете, о каких реальных исторических фактах повествует это предание? Можно ли на основе текста данного предания представить древнюю историю славян?

— Давайте заслушаем еще один отрывок из «Повести временных лет» — самой древней из сохранившихся русских летописей, он называется «Об убийстве Бориса и Глеба» — первых русских православных мучеников, канонизированных церковью (читает учитель)[9].

— Как вы полагаете, для чего наши предки передавали это повествование из поколения в поколение?

— Какова главная мысль этого повествования?

— Можно ли этот рассказ назвать легендой? Почему?

— Какие нормы морали мы можем сегодня почерпнуть из предания об убиении князей Бориса и Глеба?

— Почему Русская православная церковь причислила князей Бориса и Глеба к лику святых?

— Для чего, по-вашему, создатели древних мифов и легенд постоянно противопоставляют добро и зло, светлых богов и богов — носителей зла, положительных исторических деятелей — героев и отрицательных персонажей?

— Как вы думаете, это противостояние вечно? Для чего оно? Может ли мир быть иным?

— Давайте прочитаем небольшой рассказ «Воцарение Ивана Грозного», помещенный в учебнике на с. 8 (читает один ученик).

— К какому фольклорному жанру можно отнести это произведение: легенде или преданию? По каким признакам?

— Как вы думаете, почему возникла такая легенда? О чем люди хотели в ней рассказать своим потомкам?

— Можно ли по данной легенде восстановить реальный ход событий? Почему?

— Какова идея рассказа «Воцарение Иваного Грозного»?

V. Работа по карточкам.

Учитель к данному виду работы готовит карту: географическую или историческую — «Древняя Русь». Класс разбивается на 6 групп, каждая группа получает задание на карточке, после выполнения которого представители группы озвучивают и само задание, и текст, предложенный для анализа, и сам анализ прочитанного.

КАРТОЧКА 1 (Ответы на вопросы карточек см. ниже.)

1. Прочитайте текст из летописного свода «Повесть временных лет». Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Когда же поляне жили отдельно по горам этим[10], тут был путь из варяг в греки[11] и из грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское[12]. И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно прийти в Понт-море[13], в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса[14] и течет на юг. А Двина из того же леса течет и идет на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское[15]. Так из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалисы, а по Двине — в варяги, из варяг до Рима.

2. Подготовьте свободный пересказ текста.

3. Покажите на географической карте места расселения славян и путь «из варяг в греки».

КАРТОЧКА 2

1. Прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Когда Андрей учил в Синопе и пришел в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуни[16] находится устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и прошел в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру.
И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам:
— Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божья, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей.
Он взошел на горы эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и слез с горы этой, где впоследствии возник Киев, и пошел по Днепру вверх. Пришел к словенам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей: каков их обычай и как моются и хлещутся в банях — и удивился им.
И пошел в варяги, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и сказал им:
— Удивительное видел я в Словенской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, разожгут их докрасна, и разденутся донага, и обольются квасом кожевенным[17], и возьмут прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя бьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною и только так оживут. И творят это каждый день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье.
Те ж, слышав это, удивлялись. А Андрей, побыв в Риме, пошел в Синоп.

2. Вспомните, кем был Андрей, о котором идет речь в данном повествовании, расскажите о нем.

3*[18]. Как вы полагаете, почему Андрея так удивил русский обычай париться в бане?

КАРТОЧКА 3

1. Прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь[19]. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев[20], а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смышлены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

2. Подготовьте выразительное чтение данного текста.

3. Попытайтесь объяснить происхождение имен персонажей.

4*. Вспомните и расскажите, что такое язычество, как язычники дают своим детям имена.

КАРТОЧКА 4

1. Прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и никогда на него не садился. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников[21]:
— От чего мне умереть?
И сказал ему один кудесник:
— Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, от него тебе и умереть.
Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:
— Никогда не сяду на него и не увижу его больше.
И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков.
Когда вернулся Олег от Царьграда в Киев и прошло четыре года, на пятый год вспомнил он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старшего конюха и сказал:
— Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?
Тот же ответил:
— Умер!
Олег тогда засмеялся и укорил того кудесника, сказав:
— Неправду говорят волхвы. Все их речи — ложь: конь умер, а я жив.
И велел оседлать себе коня:
— Хочу видеть кости его.
И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал:
— От этого ли черепа смерть мне принять?
И ступил он ногою на череп, и выползла змея и ужалила его в ногу. И от этого разболелся и умер он.
И оплакивали его все люди плачем великим и понесли его и похоронили его на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать три.

2. Подготовьте выразительное чтение данного повествования по ролям.

3*. Подумайте над тем, как проявился характер князя Олега в этом эпизоде из его жизни. Как вы полагаете, почему этот рассказ был любим и сказителями, и летописцами?

4. Подготовьте словесный портрет героя на основе ваших представлений.

КАРТОЧКА 5

1. Выразительно прочитайте текст. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Ходил казак по роще и выбирал вербовое дерево на бударку[22]. Выбрал дерево и стал рубить его под корень. А на дереве том было гнездо вороново с детенышками. Слушай, какая притча-то вышла.
Только лишь принялся казак за работу, ворон и подлетел к казаку и так-то жалобно закаркал, индо[23] казак остановился, перестал это дерево рубить. Смотрит на ворона, а тот так и вьется около него, словно ласточка; то к ногам казака бросится, то сядет близ него на веточку и замотает головой, словно кланяется, а сам стонет. Казак жалостливый был, догадался, в чем дело, оставил дерево и подошел к другому — дерево было тоже хорошее — и стал его рубить. Ворон успокоился и сел на гнездо. Через малое время прилетел другой ворон, пара, значит, первому, прилетел с кормом для детей. Второй ворон был гораздо больше первого, значит, самец, да такой сизый, лелесовый, почти седой, значит, старый-престарый ворон. Перекликнулись ворон с вороном, покаркали промеж себя, значит, перемолвились по-своему. Вдруг самец спустился с дерева и прямо под ноги к казаку; остановился, посмотрел на казака и закивал в одну сторону головой, и пошагал от казака, туда пошагал, куда головой кивал. Шагает ворон, а сам беспрестанно оборачивается к казаку и дает головой знак, чтобы казак шел за ним. Но казак смотрит только на ворона и улыбается, думает: хитрит ворон, от гнезда отводит. Три раза ворочался ворон, три раза манил казака за собой. Напоследок вплоть подошел к казаку, схватил носом за шаровары и дергает, и тащит, словно ученая собака. Тут уж казак догадался. «Что-нибудь да не так», — думает казак и пошел за вороном. И привел ворон казака к одному старому вязу, и остановился под ним, и давай долдыкать носом в землю, под самым корнем. Казак, не будь дурень, тот же миг давай топором разрывать землю, где ворон носом колотил, и скоро, братец мой, докопался до дубовой шкатулки, железом окованной. Казак хвать по ней обухом, — она и рассыпалась: трухлява была — в земле, значит, долго лежала. И очутилась перед казаком порядочная кучка целковиков, старинных, царя Петра Первого Алексеевича!..

2. Как вы думаете, к какому историческому периоду относится это повествование? Аргументируйте свой ответ.

КАРТОЧКА 6

1. Выразительно прочитайте текст. Составьте связный рассказ о том, какое впечатление произвело на вас данное повествование.

2. Определите, к какому жанру устного народного творчества оно относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

В досюльные годы в Заонежье[24] жил старик, и померли у него оба сына. Остался он один со старухой, кормился охотой, и была у него собака, ей цены нет. И раз попался ему встречу хорошо убранный человек: «Продай, — говорит, — собаку и приходи ко мне на Мянь-гору завтра вечером за расчетом». Старик собаку отдал, а на другой день пошел на Мянь-гору. Идет себе да думает: «Здесь и дороги никогда не было». Как поднялся на верх горы, видит большой город, и показали ему дом хорошо убранного человека. Самого хозяина еще не было дома, но старика напоили, накормили, послали попариться во баенку и дали ему парильщиком доброго молодца. Как выпарил старика молодец в парной баенке, пал ему в ноги и говорит: «Не бери, дедушка, за собаку жалованья, а проси меня». — «Хорошо, — сказал, — дитятко!» Воротились они тут в палаты; хозяин уже дома и спрашивает старика: «Что тебе за собаку?» — «А не надо мне ни золота, ни серебра. Дай мне этого дородня добра молодца; детей у меня нетути; будет он мне на место сына». — «Много ты просишь, старичок, да делать нечего: надо дать». И велели молодцу надеть одежду самолучшую; отпустили его со стариком и на прощеньице дали пятьсот рублей на его житье. Как пришли они на фатеру, молодец и говорит ему: «Отдай, дедушка, деньги старухе, а у нас денег будет. Ступай ты в Новгород и отыщи на улице Рогатице такого-то купца». Старик пришел в Новгород, разыскал на Рогатице дом купца и после ужина стал старик купца спрашивать: «Было ли у тебя детей?» — «Был, — говорит, — сын, любимое детище, да мать в сердцах выговаривала ему: „Лембой те возьми“; лембой его и унес». — «А что дадите, я вам его ворочу?» — «Где тебе-ка-ва вернуть?» — «Так послушайте же: есть у вас в кладовой зеленый сундук, в сундуке с левой руки лежит на самом дне перстень, с ним и найдете сына». Взяли перстень и поехали в Заонежье. Признал купец дородня добра молодца за сына и хотел наградить старика несчетной казной. А сын ему говорит: «Старика нам отпустить не мочно: ты меня породил, а он мне второй отец, из лютой неволи высвободил». И тут они стали все вместе жить да быть.

3*. Как вы думаете, когда было создано это повествование?
(После правления царя Петра I, так как появляется искаженное иностранное слово «фатера».)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

КАРТОЧКА 1
1. Историческое предание. В повествовании рассказывается о местоположении государства; оно явно предназначалось для передачи из уст в уста последующим поколениям, соседям как достоверное свидетельство.
Название текста — «Географическое описание Руси».

КАРТОЧКА 2
1. Христианская легенда. Повествование посвящено миссионерской деятельности апостола Андрея.
2. Апостол Андрей был одним из двенадцати апостолов Христа (апостол — в пер. с греч. посланник, ученик, посланный в мир Мессией). Считается, что легенда о приходе апостола Андрея к Киевским горам не была придумана летописцем, а существовала много раньше написания «Повести временных лет». Благодаря этой легенде в XI—XII веках в Киевской Руси распространился культ апостола Андрея, прозванного Первозванным.
Название текста — «Легенда об апостоле Андрее».
3. В Древнем Риме, а затем в Византии в банях не парились, а мылись под струями воды — горячей и холодной, мылись в бассейнах, а затем делали массаж. Часто в банях и врачевали. Русичи такие бани называли мыльнями.

КАРТОЧКА 3
1. Легенда о происхождении города Киева — столицы Киевской Руси. Это попытка объяснить как само появление города в данной местности, так и специфические географические названия, не свойственные языку восточных славян, населявших земли вдоль реки Днепр.
Название текста — «Основание Киева».
3—4*. Язычество — комплекс первобытных верований и обрядов, предшествовавший возникновению мировых религий[25]. Большинство народов языческой веры давало детям имена либо по сходству с каким-либо животным (предметом, явлением), либо с желанием, чтобы у ребенка возникло такое сходство: девочка, отроковица, девушка — Лыбедь, Журавушка, Пеночка; Ива, Крушина, а также Ельца (у славян) и Эгле (у литовских племен) — Ель; Надёжа, Любава, Людмила (славянское — людям милая), Агния (греческое — непорочная) и т. п.; мальчик, отрок, юноша — Олень (Елень), Волкодав, Лис, Ворон, Кукша (Белка), Быстрая Стрела, Вольный Ветер, Артемий (греческое — здоровый), Валерий (латинское — бодрый, крепкий) и т. п. Детям давались имена и по родовому или территориальному признаку: Юлия — женщина из рода Юлиев, родоначальник — Юлий; Антония — из рода Антониев, родоначальник — Антоний; Лидия — женщина из рода, проживавшего в греческой колонии Лидия в Малой Азии; Ксения (греческое — странница, иностранка); Максим Грек, Марк Римлянин, Киевлянин, Варяг и т. п. Часто имена менялись с течением времени — одни в силу каких-либо перемен во внешности, характере или жизни человека: Крушина от Кручина (трагическая судьба); Лис от Страшко или Некрас (изменилась внешность); Кукша стал Русом, потом Георгием (переезд в другую местность, затем — крещение); Кассандра Лариса на Кассандра Аврелия (Кассандра из греческой области Лариса вышла замуж за Аврелия) и т. п.; другие для того, чтобы обмануть злых духов: враждебные духи «придут» за человеком под определенным именем, но он уже «умер» в силу совершенного над ним языческого обряда — возродился в ином качестве и под другим именем. В христианстве имя нарекают ребенку (или взрослому человеку) при крещении в честь святого или святых мучеников, кого церковь чествует в этот день или ближайшие три дня после рождения, а также взрослому человеку дают новое имя при пострижении в монашество, затем — в схиму[26].

КАРТОЧКА 4
1. Легенда о смерти князя Олега — любимый сюжет отечественного фольклора и русской литературы, например «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина.
Название текста — «Смерть Олега».

КАРТОЧКА 5
1. Суеверный рассказ, более точно бывальщина. О встрече с «нечистой силой» рассказывает повествователь, уже где-то от кого-то услышавший об этом случае, сам, естественно, при этом не присутствовавший.
Название текста — «Ворон указал клад».
2. Скорее всего, данная бывальщина появилась в конце XVIII — начале XIX века, так как о царствовании Петра I говорится как о «давних временах», а целковики «старинные».

КАРТОЧКА 6
2. Суеверный рассказ, больше похожий на легенду. О встрече с «нечистой силой» — Лембоем — рассказывает повествователь, а не сам старик — главный герой рассказа. Перед нами типичная бывальщина.
Название текста — «Возвращенный сын».
3. Это поздняя бывальщина — XIX века, так как появляется заимствованное слово фатера. В другом варианте бывальщины — шляпа пуховая. Язык произведения приближен к современному, хотя налицо просторечия и диалектизмы.

Вывод
(записывается на доске и в тетрадях по литературе):
Предания и легенды — это поэтическая автобиография восточных славян. (вернуться)

VI. Домашнее задание.

Для всего класса:

— прочитать в учебнике фольклорные произведения «Сороки-ведьмы» и «Петр и плотник»; определить жанр каждого из них, записать в тетрадях;
— подготовить устный пересказ одного из произведений (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания (для 3—4 учеников):
— подготовить связный рассказ с иллюстративным материалом по книге Б. Н. Путилова «Древняя Русь. Боги, герои, люди»[27] — главы «Авдотья Рязаночка», «Садко», «Микула Селянинович», «Илья Муромец».

Персональное задание для хорошо подготовленного ученика:
прочитать легенду «Авдотья Рязаночка» (адаптированный вариант — в пересказе для детей) и подготовить ее краткий пересказ.
(См. ниже вариант «Авдотьи Рязаночки» в пересказе Б.Шергина.)

Следующие уроки: Внеклассное чтение. Легенды древней Британии>>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2009.


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 7 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 7 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по детской литературе, в том числе и современной. Разрыв между изучаемой в школе литературой и кругом чтения современного читателя является порой опасным для авторитета школы: на уроках литературы обсуждаются проблемы ушедших поколений, методическая инерция поддерживает на плаву произведения, давно ушедшие в специальную историю литературы для профессионалов.
Нумерация уроков здесь и далее в тексте пособия дается по варианту 1Б поурочного планирования (см. с. 7—31). (вернуться)

2. См.: Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю: 3 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Дрофа, 1996, 2001 (и другие издания); Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю: 4 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. — М.: Дрофа, 2001 (и другие издания). (вернуться)

3. Этнос (от греч. « — народ, племя) — этническая общность, или народ; исторически возникшая устойчивая человеческая группа, представленная племенем, народностью, нацией (Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: Изд-во АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 967). (вернуться)

4. Психология (от греч. psyche — душа logos — учение) — наука, изучающая психическую деятельность человека. Психическая деятельность представляет собой процесс познания внутреннего мира человека или самонаблюдения, т. е. познания ощущений, восприятий, мыслей, представлений, чувств. (вернуться)

5. Пантеон (от греч. pantheon: pan — все theos — бог) — 1) в Древней Греции: храм, посвященный всем богам;
2) современное значение: монументальное здание с полусферическим куполом, в котором захоронены выдающиеся полководцы и государственные деятели. (вернуться)

6. Миссионерство (от фр. missionnaire, от лат. missio — посылка, поручение) — деятельность, направленная на распространение своего вероисповедания среди инаковерующих; наибольшее развитие получило в христианстве. (вернуться)

7. Здесь и далее ссылаемся на издание: Литература. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. В. Я. Коровина. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — С. 7—8 (с указанием страниц в тексте). (вернуться)

8. См. в кн.: Карпов А. Ю. Сказания русской летописи: Для семейного чтения. — М., 2001. — С. 9—10. (вернуться)

9. См. в кн.: Карпов А. Ю. Сказания русской летописи: Для семейного чтения. — М., 2001. — С. 72—73. (вернуться)

10. Летописец находился в одном из монастырей Киева и киевские возвышенности, холмы и крутые берега называл «горами этими». (вернуться)

11. Варяги — жители Скандинавии; под греками и в устных преданиях, и в летописях подразумевались византийцы. (вернуться)

12. Озеро Нево — Ладожское озеро; устье того озера — река Нева; Варяжское море — Балтийское море. (вернуться)

13. Царьград — Константинополь, столица Византии (ныне Стамбул); Понт-море — Черное море. (вернуться)

14. Оковский лес — находился на водоразделе Днепра и Волги, в районе Валдайской возвышенности. (вернуться)

15. Хвалисское , или Хвалынское,море — Каспийское море. (вернуться)

16. Синоп — один из крупнейших политических центров Византийской империи;
Корсунь — древнерусское название Херсонеса, греческого города в Крыму, находившегося на западной окраине теперешнего Севастополя. (вернуться)

17. Кожевенный квас — квас, употреблявшийся в кожевенном деле. Его применяли для дубления кожи. (вернуться)

18. * — значком * здесь и далее по всей книге отмечены вопросы повышенной сложности. (вернуться)

19. Лыбедь — название речки, впадающей в Днепр недалеко от Киева. (вернуться)

20. Боричев — Боричев подъем соединял главную часть города Киева, расположенную на горе, с его торговой частью — Подолом. (вернуться)

21. Волхвы — языческие жрецы. Считалось, что они обладают даром предвидения и колдовства;
кудесники — колдуны. (вернуться)

22. Бударка — трубка. (вернуться)

23. Индо — очень, даже. (вернуться)

24. Заонежье — обширные области за озером Оне€га, край обитания русских и угро-финских племен. Заонежье славится суровым климатом и не менее суровым бытом людей, сохранивших до сих пор многие мифы, легенды, предания и сказания своих далеких предков. (вернуться)

25. См.: Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. — М., 1994. — С. 545. (вернуться)

26. Схима — высшая ступень монашества, соединенная со строгими обетами самоотвержения (усиление поста, бдения, оставление внешних занятий и служений ради пребывания в непрестанной молитве о своей душе и обо всем мире).
Схимническое облачение — куколь — также называется схимой. (Молотков С.Е. Практическая энциклопедия православного христианина: Основы церковной жизни. — СПб.: САТИСЪ, 2000. — С. 182). (вернуться)

27. См.: Путилов Б. Н. Древняя Русь: Боги, герои, люди. — СПб., 1999. — С. 176—178; 169—173; 164—166; 145—151. (вернуться)




Б. Шергин
АВДОТЬЯ РЯЗАНОЧКА

Былины в пересказе Бориса Викторовича Шергина
М.: Детская литература, 1982.

Зачинается доброе слово
Про Авдотью-жёнку, Рязанку.
Дунули буйные ветры,
Цветы на Руси увяли,
Орлы на дубах закричали,
Змеи на горах засвистали.
Деялось[28] в стародавние годы.
Не от ветра плачет сине море,
Русская земля застонала.
Подымался царище татарский
Со своею Синею ордою[29],
С пожарами, со смертями.
Города у нас на дым пускает,
Пепел конским хвостом разметает,
Мёртвой головой по земле катит.
И Русь с Ордой соступилась[30],
И были великие сечи…
Кровавые реки пролилися,
Слёзные ручьи протекали.
Увы тебе, стольный Киев!
Увы, Москва со Рязанью!

В старой Рязани плач с рыданьем:
Носятся страшные вести.
И по тем вестям рязанцы успевают,
Город Рязань оберегают:
По стенам ставят крепкие караулы,
В наугольные башни — дозоры.
Тут приходит пора-кошенина[31].
Житьё-то бытьё править надо.
Стрелецкий голова[32] с женою толкует,
Жену Авдотью по сено сряжает:
— Охти мне, Дунюшка-голубка,
Одной тебе косить приведётся,
Не съездить тебе в три недели,
А мне нельзя от острога[33] отлучиться,
Ни брата твоего пустить с тобою,
Чтобы город Рязань не обезлюдить.

И Авдотья в путь собралася,
В лодочку-ветлянку[34] погрузилась.
Прощается с мужем, с братом,
Милого сына обнимает:
— Миленький мой голубочек,
Сизенький мой соколик,
Нельзя мне взять тебя с собою:
У меня работа будет денно-нощна,
Я на дело еду скороспешно.

После этого быванья[35]
Уплыла Авдотья Рязанка
За три леса тёмных,
За три поля великих.
Сказывать легко и скоро,
Дело править трудно и долго.
Скольку Авдотья сено ставит,
Умом-то плавает дома:
«Охти мне, мои светы,
Всё ли у вас по-здорову?»

А дни, как гуси, пролетают,
Тёмные ночи проходят.
Было в грозную ночку —
От сна Авдотья прохватилась,
В родимую сторонку взглянула:
Над стороной над Рязанской
Трепещут пожарные зори…

Тут Авдотья испугалась:
— Охти мне, мои светы!
Не наша ли улица сгорела? —
А ведь сена бросить не посмела:
Сухое-то кучами сгребала,
Сучьём суковатым пригнетала,
Чтобы ветры-погоды не задели.
День да ночь работу хватала,
Не спала, не пила, не ела.
Тогда в лодчонку упала,
День да ночь гребла, не отдыхала,
Весла из рук не выпускала.
Сама себе говорила:
— Не дрожите, белые руки,
Не спешите, горючие слёзы! —
Как рукам не трястися,
Как слезам горючим не литься?
Несёт река головни горелы,
Плывут человеческие трупы.
На горах-то нет города Рязани,
Нету улиц широких,
Нету домовного порядка.
Дымом горы повиты,
Пеплом дороги покрыты.

И на пеплышко Авдотья выбредала.
Среди городового пепелища
Сидят три старые бабы,
По мёртвым кричат да воют,
Клянут с горя небо и землю.

Увидели старухи Авдотью:
— Горе нам, жёнка Авдотья!
Были немилые гости,
Приходил царище татарский
Со своею Синею ордою,
Наливал нам горькую чашу.
Страшен был день тот и грозен.
Стрелы дождём шумели,
Гремели долгомерные[36] копья.
Крепко бились рязанцы,
А татар не могли отбити,
Города Рязани отстояти.
Убитых река уносила,
Живых Орда уводила.

Увы тебе, жёнка Авдотья,
Увы, горегорькая кукуша!
Твоё тёплое гнёздышко погибло,
Домишечко твоё раскатилось,
По камешку печь развалилась.
Твоего-то мужа и брата,
Твоего-то милого сына
В полон увели татары!

И в те поры Авдотья Рязанка
Зачала лицо своё бити,
Плачем лицо умывати,
Она три дня по пеплышку ходила,
Страшно, ужасно голосом водила,
В ладони Авдотьюшка плескала,
Мужа и брата кричала,
О сыне рыдала неутешно.
Выплакала все свои слёзы,
Высказала все причитанья.
И после этого быванья
Вздумала крепкую думу:
— Я пойду вслед Орды, вслед татарской.
Пойду по костям по горелым,
По дорогам пойду разорённым.
Дойду до Орды до проклятой,
Найду и мужа и брата,
Найду своего милого сына!

Говорят Авдотье старухи:
— Не дойти тебе Орды за три года.
Пропадёшь ты, жёнка, дорогой,
Кости твои зверь растащит,
Птицы разнесут по белу свету.

Говорит Авдотья старухам:
— То и хорошо, то и ладно!
Дожди мои косточки умоют,
Буйные ветры приобсушат,
Красное солнце обогреет.

Говорят Авдотье старухи:
— В Орде тебе голову отымут,
Кнутом тебе перебьют спину.

— Двум смертям не бывати,
А одной никому не миновати! —
И пошла Авдотья с Рязани:
Держанный на плечах зипунишко[37],
На ногах поношены обутки.
И поминок[38] добыла своим светам:
Пояса три да три рубахи.
— Найду их живых или мёртвых,
В чистые рубахи приодену.

Шла Авдотья с Рязани,
Суковатой клюкой подпиралась.
Шла она красное лето,
Брела она в грязную осень,
Подвигалась по снегу, по морозу.
Дожди её насекают[39],
Зимние погоды заносят.

Страшно дремучими лесами:
В лесах ни пути, ни дороги,
Тошно о лёд убиваться,
По голому льду подаваться.
Шла Авдотья с Рязани.
Шла к заре подвосточной,
Шла в полудённые страны,
Откуда солнце восходит,
Смену несла своим светам:
Три пояска да три рубахи.
Шла, дитя называла,
Мужа и брата поминала.
Тогда только их забывала,
Когда крепким сном засыпала.
Шла Авдотья близко году,
Ела гнилую колоду,
Пила болотную воду.
До песчаного моря доходила.

Идут песчаные реки,
Валится горючее каменье,
Не видать ни зверя, ни птицы;
Только лежат кости мёртвых,
Радуются вечному покою.
В тлящих[40] полуденных ветрах,
В лютых ночных морозах
Отнимаются руки и ноги,
Уста запекаются кровью.
И после этого быванья
Веют тихие ветры.
Весна красна благоухает,
Земля цветами расцветает.
Жёночка Авдотья Рязанка
На высокую гору восходит,
Берега небывалые видит:
Видит синее широкое море,
А у моря Орда кочевала.

За синими кудрявыми дымами
Скачут кони табунами,
Ходят мурзы-татаре[41],
Ладят свои таборы-улусы[42].
Тут-то Авдотью увидали,
Врассыпную от неё побежали:
— Алай-булай, яга-баба!
— Алай-булай, привиденье! —
Голосно Авдотья завопила:
— Не бегайте, мурзы-татаре!
Человек я русского роду.
Иду в Орду больше году,
Чтобы вашего царя видеть очи.—

И в ту пору, и в то время
Авдотью к царищу подводят.
Блестят шатры золотые,
Стоят мурзы на карачках
Виньгают в трубы и в набаты,
Жалостно в роги играют,
Своего царища потешают.
Сидит царище татарский
На трёх перинах пуховых,
На трёх подушках парчовых.
Брови у царища совины,
Глаза у него ястребины.
Усмотрел Авдотью Рязанку,
Заговорил царище, забаял:
— Человек ты или привиденье?
По обличью ты русского роду.
Ты одна-то как сюда попала?
Ты не рыбою ли реки проплывала,
Не птицей ли горы пролетала?
Какое тебе до меня дело? —
И жёнка Авдотья Рязанка
Его страшного лица не убоялась:
— Ты гой еси[43] царище татарский,
Человек я русского роду,
Шла к тебе больше году,
Сквозь дремучие леса продиралась,
О голые льды убивалась,
Голод и жажду терпела,
От великой нужды землю ела.
Я шла к тебе своей волей,
У меня к тебе обидное дело:
Приходил ты на Русь со смертями,
С пожарами, с грабежами,
Ты разинул пасть от земли до неба,
Ты Рязань обвёл мёртвою рукою,
Катил по Рязани головнёю,
Теперь ты на радости пируешь…

Ей на то царище рассмехнулся:
— Смело ты, жёнка, рассуждаешь,
Всего меня заругала!
Не слыхал я такого сроду.
А не будем с тобою браниться,
Давай, Рязанка, мириться.
Какое тебе до меня дело? —
Говорит Авдотья Рязанка:
— Ты увёл в полон моего мужа и брата,
Унёс моего милого сына.
Я ночью и днём их жалею,
Покажи их живых или мёртвых.
Я одену их в чистые рубахи,
Поясами их опояшу,
Покричу над ними, поплачу,
Про запас на них нагляжуся.

И царь на Авдотью дивится:
— Орда молодцов видала,
Такого образца не бывало!
Не князь, не посол, не воин —
Жёночка с Рязани, сиротинка,
Перешла леса и пустыни,
Толкучие горы перелезла,
Бесстрашно в Орду явилась…
Гой вы, мурзы-татаре,
Приведите полоняников рязанских,
Пущай Авдотья посмотрит,
Жив ли муж её с братом,
Тут ли её милое чадо!

И полон рязанский приводят,
И Авдотья видит мужа и брата.
Живого видит милого сына.
И не стрела с тугого лука спрянула,
Не волна о берег раскатилась,
С семьёй-то Авдотьюшка свидалась.
Напали друг другу на шею,
Глядят, и смеются, и плачут.
Говорит царище татарский:
— Жалую тебе, жёнка Авдотья,
За твоё годичное хожденье:
Из троих тебя жалую единым,
Одного с тобою на Русь отпущаю.
Хочешь, бери своего мужа,
Хочешь, бери себе сына,
А хочешь, отдам тебе брата.
Выбирай себе, Рязанка, любого.

И в ту пору и в то время
Бубны, набаты замолчали,
Роги и жалейки перестали.
А жёнка Авдотья Рязанка
Горше чайцы морской возопила:
— Тошно мне, мои светы!
Тесно мне отовсюду!
Как без камешка синее море,
Как без кустышка чистое поле!
Как я тут буду выбирати,
Кого на смерть оставляти?!
Мужа ли я покину?
Дитя ли своё позабуду?
Брата ли я отступлюся?..
Слушай моё рассужденье,
Не гляди на мои горькие слёзы:
Я в другой раз могу замуж выйти,
Значит, мужа другого добуду.
Я в другой раз могу дитя родити,
Значит, сына другого добуду.
Только брата мне не добыти,
Брата человеку негде взяти…
Челом тебе бью, царь татарский,
Отпусти на Русь со мною брата!
И в то время жёнка Рязанка
Умильно перед царищем стояла,
Рученьки к сердцу прижимала,
Не мигаючи царю в очи глядела,
Только слёзы до пят протекали.

Тут не на море волна прошумела,
Авдотью Орда пожалела,
Уму её подивилась.
И царище сидит тих и весел,
Ласково на Авдотью смотрит,
Говорит Авдотье умильно:
— Не плачь, Авдотья, не бойся,
Ладно ты сдумала думу,
Умела ты слово молвить.
Хвалю твоё рассужденье,
Славлю твоё умышленье.
Бери себе и брата и мужа,
Бери с собой и милого сына.
Воротися на Русь да хвастай,
Что в Орду не напрасно сходила,
На веках про Авдотью песню сложат,
Сказку про Рязанку расскажут…
А и мне, царищу, охота,
Чтобы и меня с Рязанкой похвалили,
Орду добром помянули.
Гей, рязанские мужи и жёны,
Что стоите, тоскою покрыты?
Что глядите на Авдотьину радость?
Я вас всех на Русь отпущаю.
Гей, жёнка Авдотья Рязанка!
Всю Рязань веди из полону,
И будь ты походу воевода.

И в те поры мурзы-татаре
Своего царища похваляют,
Виньгают в трубы и в роги,
Гудят в набаты, в бубны.
И тут полоняники-рязанцы
Как от тяжкого сна разбудились,
В пояс Орде поклонились,
Молвили ровным гласом:
— Мир тебе, ордынское сердце,
Мир вашим детям и внукам!

И не вешняя вода побежала,
Пошла Рязань из полону.
Понесли с собой невод и карбас[44]
Да сетей поплавных — перемётов,
Чем, в дороге идучи, питаться.
Впереди Авдотья Рязанка
С мужем, с братом и с сыном,
Наряжены в белые рубахи,
Опоясаны поясами.
После этого быванья
Воротилась Рязань из полону
На старое своё пепелище,
Житьё своё управляют,
Улицы ново поставляют.
Были люди, миновались,
Званье, величанье забывалось.

Про Авдотью память осталась,
Что жёнка Авдотья Рязанка
Соколом в Орду налетала,
Под крылом Рязань уносила.

Во времена татарщины русские матери и жёны не то что плакали, а в слезах плавали. Плачет и «рязанская баба» Авдотья, увидев вместо города пепелище. Однако плачет недолго. Она идёт в дальний поход, в Орду, чтобы вызволить взятых в плен мужа, сына и брата. Простая русская женщина, Авдотья, которая всю жизнь пряла, ткала, мыла и стирала, когда пришёл грозный час, показала великую силу души. Вот стоит она перед страшным царём татарским — маленькая, в лапотках, — а кругом Орда, мечи, копья. На устах её не страх, а грозное слово: «Я пришла с тобою, царь, судиться!» И царь татарский, поражённый мужеством Авдотьи, которая шла в Орду целый год одна-одинёшенька по страшной дороге, терпела голод и холод, отпускает с ней на Русь не только родных, но и весь рязанский полон.
Борис Викторович Шергин (1893—1973) — русский писатель, фольклорист, публицист и художник, известный главным образом историями из жизни поморов.
См. также главу «Авдотья Рязаночка» из книги Б. Н. Путилова «Древняя Русь. Боги, герои, люди». (вернуться к заданию)


28. Деялось — происходило. (вернуться)

29. Синяя орда — прозвище одного из татарские племён времён нашествия татар на Русь. (вернуться)

30. Соступилась — сошлась. (вернуться)

31. Кошенина — время покоса, когда заготовляют сено. (вернуться)

32. Стрелецкий голова — начальник над отрядом стрельцов, охраняющих город или крепость. (вернуться)

33. Острог — деревянная крепость в городе. (вернуться)

34. Ветлянка — лодка, прошитая корнями ветлы — ивы. Такое крепление было прочнее железного. (вернуться)

35. Быванье — происшествие, событие. (вернуться)

36. Долгомерный — долгий мерою, то есть длинный. (вернуться)

37. Зипун — кафтан крестьянского сукна с большим воротником. (вернуться)

38. Поминок — памятный подарок. (вернуться)

39. Насекают — секут, стегают. (вернуться)

40. Тлящий — растлевающий, разрушающий. (вернуться)

41. Мурзы, мурзы-татаре, мурзы-уланые — так называли русские татарских начальников. (вернуться)

42. Улусы — кочевые стойбища татар. (вернуться)

43. Гой еси — это словосочетание употребляется в былинах как заздравный клич. Гоить — жить, здравствовать. (вернуться)

44. Карбас — имеется в виду речной карбас — гребное, беспалубное, парусное судно. (вернуться)
 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz