Басня И. А. Крылова «Обоз». Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе (главы из книги)
Теория литературы
Портрет И. А. Крылова работы художника И.Е.Эггинка, 1834
Портреты И. А. Крылова
Крылов И. А. Основные даты жизни и творчества
Басни И. А. Крылова об Отечественной войне 1812 года
Произведения И. А. Крылова (библиотека сайта)
Крылов И. А. Обоз
Художники-иллюстраторы басен И. А. Крылова
(на сайте "Литература для школьников")

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
(1769 – 1844)

«ОБОЗ»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 9

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля


И. А. КРЫЛОВ.
«ОБОЗ» — БАСНЯ О ВОЙНЕ 1812 ГОДА
УРОК 9


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе: поэт и мудрец; язвительный сатирик и баснописец. Многогранность его личности: талант журналиста, музыканта, писателя, философа. Историческая основа басни «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Развитие представлений о басне, её морали, аллегории. Басня в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Устный рассказ о писателе и истории создания басни. Восприятие и выразительное чтение басни (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для басен тем, образов и приёмов изображения человека. Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика сюжета басни, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Выявление в басне признаков эпического произведения.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе: поэт и мудрец; язвительный сатирик и баснописец.
Многогранность его личности: талант журналиста, музыканта, писателя, философа


— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Проверьте себя».

Рассказ учителя о Крылове с показом иллюстративных материалов и включением сообщений учащихся.

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

II. Чтение статьи учебника «Иван Андреевич Крылов» и составление её тезисов (см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Иван Андреевич Крылов»
Вопрос
Тезис
Какую роль в жизни Крылова сыграло самообразование?
         
Почему в молодом Крылове современники видели преемника Фонвизина?
         
С каким историческим периодом в жизни России совпал дебют Крылова-баснописца?
    
Какова историческая основа басни «Обоз»?
    
Как складывались отношения Фонвизина с графом Н. И. Паниным и императрицей Екатериной II?
    
Что изменилось в общественных и литературных взглядах Крылова в начале XIX в.?
    
Каковы были взгляды Крылова на историческое развитие общества?
    


— Рассмотрите репродукцию с картины художника Б. Лебедева (см. иллюстрацию ниже):

Ответьте на вопрос из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

III. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства

Выразительное чтение учителем и обсуждение басни «Обоз».

Групповая работа:

Группа 1. Комментаторы.


Прокомментируйте следующие слова и выражения: на крестце; лепится, как рак; понатужа; напроказишь.

Выберите из текста басни устаревшие словоформы и выражения. Подберите к ним соответствия из современного языка, заполнив таблицу:

ТАБЛИЦА
Устаревшие словоформы, выражения и их соответствия в современном языке
надобно
        
оставя
        
то-то диво
        
гляди-тко нас
        
не бойсь
        
напроказишь
        

Группа 2. Литературоведы.

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какой иносказательный смысл имеют в басне образы коня, молодой лошади, крутой горы, обоза?

Прочитайте выразительно «монолог» молодой лошади. Какую роль играют в нём многочисленные восклицательные конструкции?

Какими способами (поэтическая лексика и синтаксис, фразеологизмы, разностопность, стихотворные переносы, несобственно прямая речь, неожиданность и др.) передаётся динамика картин в финале басни (последние 6 строк перед моралью)?

Прокомментируйте мораль басни.

IV. Историческая основа басни «Обоз».
Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года

Группа 3. Историки.


Прочитайте статью учебника «О басне “Обоз”» (см. статью ниже):

Прокомментируйте историко-культурные реалии и охарактеризуйте исторических деятелей: Отечественная война 1812 года, Александр I, сдача Москвы Наполеону, принц Вюртембергский, Аустерлицкое сражение.

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

V. Развитие представлений о басне, её морали, аллегории

Группа 4. Искусствоведы.


Рассмотрите иллюстрацию художника А. Лаптева к басне «Обоз».

Сравните её с иллюстрацией художника А. К. Жаба (см. иллюстрации ниже):

В чём сходство и различие иллюстраций?

Какие слова басни могли бы стать подписями к этим иллюстрациям?

Ответ на вопрос из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Практическая работа.
Составление плана басни, в том числе цитатного.


Анализ различных форм выражения авторской позиции. Заполнение аналитической таблицы:

ТАБЛИЦА
«Основные правила классицизма в драме»
Пункты плана
Цитатный план
Формы выражения авторской позиции»
1. Спуск первого воза с горы
«Хозяин стал сводить легонько первый воз»
Эпитет: конь добрый
2. Обличительный «монолог» молодой лошади
«А лошадь сверху, молодая,/ругает бедного коня за каждый шаг»
Авторская ирония по отношению к молодой лошади, экспрессивные восклицательные интонации
3. Спуск с возом молодой лошадки
«Пустился конь со всех четырёх ног/На славу/ По камням, рытвинам»
Несобственно прямая речь, риторические восклицания, иронические обращения
4. Мораль
«А примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже»
Отождествление образов животных и людских пороков, раскрытие аллегории автором


О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:

Что нового о жанре басни вы узнали, изучая басню «Обоз»?

Дайте краткую характеристику жанру басни.

Как использован в басне «Обоз» приём аллегории?

*Найдите в «Словаре литературоведческих терминов» понятия олицетворение, овеществление, персонификация. Найдите эти приёмы в басне «Обоз».

Как понять мораль басни? Почему в ней автор смеётся над царями?

VI. Басня в актёрском исполнении

Прослушивание и рецензирование басни «Обоз» в актёрском исполнении.

Ответы на вопросы 2—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

И т о г о в ы е   в о п р о с ы:

Какие пороки осуждает Крылов в басне «Обоз»?

*Как проявились в басне «Обоз» философские взгляды Крылова на общественное развитие?

Домашнее задание

Ответить на вопрос 3 из раздела учебника «Проверьте себя».

Подготовить выразительное чтение басни наизусть.

Письменно ответить на вопрос «Как в басне “Обоз” отразились исторические события войны 1812 года?»
или выполнить творческое задание учебника.

Групповые задания.

Составить тезисы статьи «Поэт и Мудрец» и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Подготовить коллективный учебный проект.

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение о К.Ф. Рылееве и истории создания думы «Смерть Ермака» с использованием ресурсов Интернета.

Подготовить выразительное чтение стихотворений Рылеева (см. следующий урок).

Выбрать для работы в течение учебного года тему реферата или доклада с последующим рецензированием и обсуждением наиболее интересных работ в классе
(см. темы докладов и рефератов в Приложении).

Проект. Подготовка литературного вечера и электронного сборника «Баснописцы народов мира» с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Следующие уроки: К. Ф. Рылеев. "Смерть Ермака" как романтическое произведение >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.



ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
(1769 – 1844)


И. А. Крылов вступил в самостоятельную жизнь с широким кругом интересов, разносторонними знаниями, с удивительной начитанностью в истории, философии, словесности. Ему были ведомы западноевропейская и русская культура.

В 1780-х — начале 1790-х годов он стал известен как сатирик. С первых дней литературной деятельности и до 1810-х годов на сценах домашних и профессиональных столичных театров с успехом шли его комедии «Подщипа», «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам» и комическая опера «Илья-богатырь». Современники по праву видели в Крылове преемника Д. И. Фонвизина.

Дебют [1] Крылова в жанре басни, если не считать первых басен, созданных в конце XVIII века, совпал с патриотическим воодушевлением, охватившим русское общество в первые годы XIX столетия.

1. Дебют — здесь: начало басенного творчества.

В басне «Обоз» Крылов коснулся стратегии и тактики Кутузова. Известно, что великий полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I, выговоры от которого следовали один за другим.

Басни Крылова об Отечественной войне 1812 года «превращались в живую историю», донося до простых солдат и всех русских людей истинный смысл событий.

Тогда же происходило постепенное изменение в общественных и литературных взглядах Крылова, которое состояло в том, что, отбросив абстрактные представления о добре и зле, бедности и богатстве, писатель обратился к реальным отношениям людей в обществе и высказал суждения о них, исходя из конкретных нравственных оценок. Тем самым поэт во многом по-новому взглянул на действительность.

Крылов по-прежнему не принимал существующий порядок, но теперь полагал, что исторически сложившийся общественный строй изживёт себя также исторически. Иначе говоря, он стоял за постепенное ненасильственное развитие общества. Этот взгляд отразился во многих его баснях. Баснописец отвергал мнение тех, кто не учитывал народного жизненного опыта, кто исходил только из представлений своего ума, как, например, в басне «Лягушки, просящие царя».

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца?

2. Что вам известно о Крылове (вспомните уроки в предыдущих классах)? Как прошло его детство? Какие басни вы знаете? О чём они?

3. Используя ресурсы Интернета и книгу В. И. Коровина «Поэт и мудрец», подготовьте устное сообщение о жизни и творчестве И. А. Крылова.

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
вернуться к уроку

ОБОЗ
И. А. Крылов
[2]

               С горшками шел Обоз,
          И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
      Катиться возу не давая;
     А лошадь сверху, молодая.
Ругает бедного коня за каждый шаг:
     "Ай, конь хваленый, то́-то диво!
     Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
         Какой осел! Добро бы было в гору,
              Или в ночную пору;
     А то и под-гору, и днём!
     Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
     Гляди-тко нас, как мы махнем!
     Не бойсь, минуты не потратим,
   И возик свой мы не свезем, а скатим!"
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
   Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под-гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
   Пустился конь со всех четырех ног
            На-славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
            Скачки,
   Левей, левей, и с возом – бух в канаву!
        Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:
    Всё кажется в другом ошибкой нам:
       А примешься за дело сам,
       Так напроказишь вдвое хуже.[3]
октябрь 1812
Источник: И. А. Крылов. Сочинения в трех томах. Том 3. — М.: ГИХЛ, 1946.
вернуться к уроку

О БАСНЕ «ОБОЗ»

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи её Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие». Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьё Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого истинными.

Тем самым под образом «коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обратим внимание, что слова: «А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже» — прозрачный намёк на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.

В. Коровин

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
вернуться к уроку

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. О чём рассказывает басня «Обоз»? Какую картину она рисует?

2. В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, которого упрекал император за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Какова мораль басни Крылова и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима? Подготовьте небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью этой басни.

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
И. А. Крылов. «Обоз»


1. Чему посвящена басня? Вспомните или перечитайте статью В. И. Коровина в учебнике «О басне ,,Обоз“». Кого высмеивает басня?

2. Какова мораль басни? Как актриса Алина Покровская передаёт характеры незадачливого «критика» и «умельца»? Какие интонации помогают исполнительнице сделать басню смешной и поучительной?

3. В какой степени басня напоминает историческую ситуацию с Кутузовым?

4. К каким жизненным обстоятельствам можно применить мораль этой басни?

5. Какой тон придаёт музыка всей басне и особенно концовке, морали басни?

6. Выучите басню наизусть и прочитайте её выразительно в классе.

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. Обоз — В августе 1812 года были опубликованы две басни И.А.Крылова: "Кот и Повар" и "Раздел". Так начался цикл басен об Отечественной войне 1812 года.
Басня "Обоз" впервые напечатана в "Сыне отечества", 1812 г., ч. II, ноябрь, № 7, стр. 46–47; написана не позднее октября 1812 г.
Крылов оправдывает здесь осторожную тактику Кутузова и кажущуюся медленность его действий, вызывавших неудовольствие со стороны Александра I, требовавшего более решительных мероприятий. В рескрипте на имя главнокомандующего, полученном Кутузовым за несколько дней до Тарутинского сражения, Александр I указывал, что Кутузов мог бы "с выгодою атаковать неприятеля... и истребить оного", при этом подчеркивалось, что Кутузов должен показать "решительность и деятельность" (М. Богданович, "История Отечественной войны 1812 г.", т. II, стр. 487). Однако мудрая и осмотрительная тактика Кутузова вскоре оправдала себя. (вернуться)

3. "А примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже" — cлова в заключительном нравоучении "А примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже", вероятно, являлись злым намеком на Александра I, который, командуя армией в войне с Наполеоном в 1805–1807 г., благодаря своей непредусмотрительности и поспешности потерпел ряд поражений. (вернуться)

 
«И. А. Крылов, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский
на вечере у В. Ф. Одоевского». Художник Б. Лебедев. 1947
(вернуться к уроку)
 
Иллюстрация к басне «Обоз». Художник А. Лаптев
 
Иллюстрация к басне «Обоз». Художник А. К. Жаба
 
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz