Особенности композиции поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова. Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе (главы из книги)
Теория литературы
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
Портреты М.Ю.Лермонтова
Лермонтов М.Ю. Основные даты жизни и творчества
Лермонтов в воспоминаниях современников
Картины, акварели и рисунки Лермонтова
Лермонтов М.Ю. Мцыри
Статья учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов»
Статья учебника «Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” в оценке русской критики»
Лермонтов в Петербурге (из книги ''По лермонтовским местам'')
Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино". Уроки литературы в 5 классе
ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета). Уроки литературы в 8 классе

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 — 1841)

«МЦЫРИ»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 22-25



Урок 22. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма

Урок 23. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя

Урок 24. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы

Урок 25. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Урок развития речи 3

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«МЦЫРИ»: ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ
УРОК 24


Основное содержание урока
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения к нему.

Основные виды деятельности.
Выявление в поэме признаков лирики и эпоса. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Анализ портрета Мцыри, кавказского пейзажа и речевых особенностей героя. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Особенности композиции поэмы «Мцыри»

Актуализация имеющихся теоретико-литературных знаний:


— Что такое композиция литературного произведения?

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio — составление, соединение, сложение) — построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора.

— Какова роль таких элементов композиции, как портрет и пейзаж?

ПОРТРЕТ (portrait — портрет, изображение) — одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики.

ПЕЙЗАЖ (от фр. — ландшафт) — изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства в словесно-художественном произведении, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому.

— Какими чертами обладает лироэпический жанр литературы?

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР — жанр, в котором сочетаются черты эпического и лирического родов литературы: лиро-эпическое произведение — сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках и переживаниях героев, написанное в стихотворной форме.

Аналитическая беседа:

— Сколько рассказчиков в поэме «Мцыри»? *С какой целью автор главные события жизни Мцыри передаёт от лица самого героя?

— Какую роль в понимании смысла поэмы играют вступительные главы (1-я и 2-я)? *Случайно ли, что поэма заканчивается длинным монологом Мцыри, а не авторским повествованием? Обоснуйте своё мнение.

— Какие образы и картины являются главными в композиции поэмы?

— Выделите в поэме черты эпоса (объективное изображение действительности, авторское описание событий, развёртывающихся в пространстве и во времени, наличие автора-повествователя или рассказчика, отделяющих себя от изображаемого.

ЭПОС (от греч. — слово, повествование, рассказ) — термин, употребляющийся в двух значениях. 1) Один из трех литературных родов (наряду с лирикой и драмой), представленный такими жанрами, как эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, эпическая поэма, отдельные виды очерка, сказка, предание и т. п.

— Определите в поэме главные элементы сюжета. Какое место в сюжете поэмы занимает песня золотой рыбки? *Можно ли считать её внесюжетным элементом поэмы? Обоснуйте своё мнение.

— Выделите в поэме черты лирики (субъективность изображения действительности, наличие образа-переживания, способность передавать единичное чувство, состояние как всеобщее, ритмически организованная речь или стихотворная форма.

ЛИРИКА — это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются.

— Какие образы поэмы указывают на её принадлежность к романтизму?

II. Исповедь героя как композиционный центр поэмы

Аналитическая беседа
(продолжение):

— Прокомментируйте лексическое значение слова исповедь.

ИСПОВЕДЬ — 1. Признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние.
2. Откровенное признание в чём-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. (С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.)

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какое место занимает исповедь героя в композиции поэмы «Мцыри»? *Почему повествование Мцыри о трёх днях на воле сам герой называет исповедью, а не просто рассказом?

— Какие сокровенные мысли и чувства высказывает Мцыри в исповеди? Докажите, что монолог Мцыри — это действительно исповедь. В каком значении употребляется это слово в поэме «Мцыри»?

— В каких «грехах» признаётся Мцыри священнику?

— Почему исповедь Мцыри — это композиционный центр поэмы?

— Какой художественный приём лежит в основе композиции поэмы? (Антитеза или контраст.)

III. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления

Групповая работа.

Сопоставительный анализ образов монастыря и окружающей природы:

Группа 1. Главы 1, 3, 5.

Группа 2. Главы 6—8.

Группа 3. Главы 11, 20—21.

Группа 4. Главы 22—23, 26.

Вариант составления цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
Сопоставительный анализ образов монастыря и окружающей природы
Место в поэме
Образ природы
Образ монастыря
Глава 1
«…Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры»
(вечное)
«Столбы обрушенных ворот, не слышно пенье, не курится… кадильниц благовонный дым, старик седой… сметает пыль с могильных плит» (настоящее уныло, всё в прошлом)
Глава 3
«В тучах прячутся скалы…» (свобода, высота)
«От келий душных и молитв» (замкнутое пространство, плен, отсутствие свободы)
Глава 5
«При виде солнца и полей, голубь молодой, испуганный грозой» (природные стихии, открытое пространство)
«С высокой башни угловой, в глубокой скважине стены» («тюрьма», ограниченность передвижения)
Главы 6—8
«Пышные поля, холмы; груды тёмных скал; горные хребты, их выси в небе голубом; в снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ…» (прекрасная и неувядающая природа, бессмертие и бесконечность мира)
«В час ночной, ужасный час, когда гроза пугала вас, столпясь при алтаре, вы ниц лежали на земле» (ограниченный мир человеческих страданий, упование на Бога в монастырской жизни)
Главы 11, 20
«Божий сад, следы небесных слёз, небесный свод так чист, что ангела полёт прилежный взор следить бы мог…» (вся природа — Божий храм и совершенное творенье, место наслаждения)
«Вернулся я к тюрьме моей, дальний колокола звон раздался снова в тишине, будто кто-нибудь железом ударял мне в грудь» (монастырь — место боли и страдания)
Главы 21, 22
«Иссохший лист, венцом терновым, в лицо огнём сама земля дышала мне, мир Божий спал отчаянья тяжёлым сном» (болезненные ощущения героя после возвращения назад)
«Цветок темничный, в тюрьме воспитанный цветок» (аллегорический образ роковой обречённости и жизненных страданий)
Глава 23
«В воде привольное житьё и холод и покой» (образ природы становится ирреальным, воображаемым, зыбким, утрачивает вечность и неизменность)
«Вдали чернели две горы. Наш монастырь из-за одной сверкал зубчатою стеной» (символом вечности становится монастырская стена, которую нельзя преодолеть)
Глава 26
«Пускай в Раю, в святом заоблачном краю мой дух найдёт себе приют… Увы! — за несколько минут между крутых и тёмных скал, где я в ребячестве играл, я б Рай и вечность променял» (образ природы теряет ощутимую конкретность)
«Наш сад… где цвели акаций белых два куста, оттуда виден и Кавказ» (перед смертью монастырская природа не отталкивает Мцыри; не утратив мечты о родине, он всетаки примиряется с действительностью — «и никого не прокляну»)
Выводы
Природа, венец творения, символ свободы, красоты, вечности, высоты и незыблемости, изображается в поэме в восприятии Мцыри:
вначале он ищет в природе созвучие своим чувствам, а перед смертью героя образ природы становится ирреальным, воображаемым, зыбким, утрачивает вечность и неизменность
Монастырь тоже изображается в восприятии Мцыри, но оно меняется.
Вначале мир монастыря, символизирующий несвободу, ненавистен герою, но перед смертью он примиряется с действительностью: символом вечности становится для героя монастырская стена, а символом красоты и покоя — монастырский сад



— Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения к нему

Аналитическая беседа:


— Найдите в поэме элементы портрета Мцыри.

Заполните по образцу цитатную таблицу:


Элементы портрета Мцыри в поэме «Мцыри»
Глава
Черты портрета
Авторское отношение
Цитатные примеры
2
Портрет пленного ребёнка. Портрет умирающего, принесённого в монастырь после трёх дней скитаний
Герой слаб телом, но силён духом
         
8—9
Фантастический портрет Мцыри во время грозы и ожидания погони
Герой слился с природой
         
15
Портрет Мцыри, который потерял дорогу на родину
Герой был горд и чужд людям даже в минуты отчаяния
         
18
Портрет Мцыри, сражающегося с барсом
Мцыри — естественная часть природы, близок животным и растениям
         


— Найдите в поэме обороты, характерные для речи Мцыри.

Заполните цитатную таблицу:

Обороты, характерные для речи Мцыри
Особенности речи Мцыри
Цитатные примеры
Риторические вопросы
         
Риторические восклицания и обращения
         
Стихотворные переносы
         
Экспрессивная лексика
         
Образные сравнения
         
Метафоры и олицетворения
         
Описания своего психологического состояния
         
В ы в о д ы.
Речь Мцыри, воспитанного в монастыре, — это образная речь образованного человека, чувствующего природу и анализирующего свои душевные состояния. В монологе Мцыри отразились особенности речи автора


О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Как в портрете Мцыри отражается авторское отношение к нему?

Как и почему меняется этот портрет?

Как в речи Мцыри отразилось авторское отношение к нему?

Какие обороты речи наиболее характерны для героя?

*Практическая работа.
Составление плана на тему «Двуплановость композиции поэмы “Мцыри”»
.

Примерный вариант плана:

1. Изображение в поэме двух миров:

— двуплановый внешний мир (замкнутый мир монастыря-тюрьмы и открытый мир кавказской природы);
— двойственность внутреннего мира героя (тоска по родине в стенах монастыря и свободная мечта о возвращении в родимую страну).

2. Двуплановость художественного времени в поэме:

— мир настоящего (развалины монастыря и старик, сметающий пыль с могильных плит);
— мир прошлого (жизнь Мцыри в монастыре — глава 2; три дня на воле — главы 3—23);
— смысл нарушения хронологической последовательности событий:
поэма начинается с конца (глава 1);
события главы 1 происходят в настоящем времени;
события главы 2 происходили в прошлом, когда Мцыри ребёнком оказался в монастыре;
события глав 3—5 и 24—26 происходили вскоре после возвращения Мцыри в монастырь, а все события жизни Мцыри вне монастыря происходили раньше: в главе 7 описано детство Мцыри в родном горном ауле, а главы 6, 8—23 описывают три дня, проведённые Мцыри на воле.

3. Наличие в поэме двух рассказчиков со своими оценками происходящих событий: автора (главы 1—2) и Мцыри (главы 3—26).

4. Динамика портрета Мцыри:

— герой физически слаб в монастыре: в детстве (глава 2), после побега (главы 24—26) — статический портрет;
— герой силён, ловок и находчив в родной среде кавказской природы (главы 12—18) — динамический портрет;
— сочетание физической слабости героя и силы его духа в период жизни в монастыре — психологический портрет.

5. Двуплановость картин природы:

отсутствие цветовых образов, бледный, тусклый колорит в описании монастыря;
наличие слов со значением цвета в описании природы Кавказа и родины Мцыри.

6. Двуплановость поэтической структуры поэмы:

— сюжет поэмы выражает внешнюю обусловленность судьбы Мцыри;
— стих поэмы — чёткий и напряжённый (с мужскими окончаниями строк, частыми переносами и отрывистым синтаксисом) — выражает внутренний мир Мцыри.

7 . В ы в о д ы. Двуплановость композиции поэмы «Мцыри» подчёркивает её принадлежность к литературе романтизма. Ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Каковы особенности композиции поэмы «Мцыри»?

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «В чём проявилась двуплановость композиции поэмы „Мцыри“?»
или на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проекты.

Составить электронный альбом «Кавказские пейзажи в рисунках Лермонтова и в поэме „Мцыри“
или заочную экскурсию по музею Лермонтова в Москве (см. раздел учебника «Литературные места России»).


М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «МЦЫРИ»
Урок развития речи 3
УРОК 25


Основное содержание урока
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности.
Чтение статьи учебника «Поэма М. Ю. Лермонтова „Мцыри“ в оценке русской критики» и сопоставление позиций критиков. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов


Чтение статьи учебника «Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” в оценке русской критики» (см. статью ниже) и сопоставление позиций критиков.

Образец заполнения цитатной таблицы:

Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” в оценке русской критики
(сопоставление позиций критиков)
ФИО критика
Сущность оценки в критике
В. Г. Белинский
Эмоциональная оценка поэмы:
«Вся природа сама несла и подавала» поэту материалы, «когда писал он эту поэму…». «Какое разнообразие картин, образов и чувств!» «Картины природы обличают кисть великого мастера…»
Д. Е. Максимов
Рациональная оценка содержания и формы поэмы:
«Воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы» доведены в поэме «до остроты», «до… могучего напряжения». Мцыри — «естественный человек» и «мятежный герой», стремящийся из плена монастыря на родину… «Стиховые формы “Мцыри” оказались влиятельными»
В. И. Коровин
Логически аргументированная оценка образа Мцыри:
«Могущество внутреннего духа и слабость тела — вот характерное противоречие Мцыри». «Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего мира». «Мцыри поставлен в один ряд с природой»


Ответы на вопросы 4—6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Заполнение цитатной таблицы примерами может быть завершено дома.

II. Составление плана ответа на проблемный вопрос с использованием материалов предыдущих уроков:

1. Какова роль эпизода «Бой с барсом» («Встреча с грузинкой» и др.) в поэме «Мцыри»? (См. план анализа эпизода в уроке 12.)

2. Какие черты романтических героев присущи Мцыри? (См. план анализа образа Мцыри как романтического героя в уроке 23.)

3. Какова композиционная роль картин кавказской природы в поэме «Мцыри»? (См. цитаты и комментарии в уроке 24.)

4. *Зачем историю Мцыри автор излагает в форме исповеди героя? (См. вопросы в уроке 24.)

5. *Какой смысл имеет финал поэмы «Мцыри»? (См. вопросы в уроке 23.)

III. Письменный ответ на один из проблемных вопросов (работа может быть завершена дома).

Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатных таблиц и письменно ответить на один из проблемных вопросов.

Прочитать комедию Н. В. Гоголя «Ревизор».

Индивидуальные задания.

Подготовить устный рассказ о Н. В. Гоголе и истории создания комедии «Ревизор», местах в Москве, связанных с именем Гоголя, портретах писателя и памятниках ему с использованием сведений из раздела учебника «Литературные места России», справочной литературы и ресурсов Интернета.

Групповое задание.

Подготовить чтение по ролям действия первого пьесы «Ревизор» (по группам).

Следующий урок: Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия >>>



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 — 1841)


На позиции художественного историзма в литературе вслед за Пушкиным переходит и Лермонтов. Поэт понимает историзм как совокупность признаков, определяющих национальное своеобразие. К таким признакам он относит климат, верования, язык, обычаи. Под их влиянием складывается характер народа и характер человека.

В начале своего творчества Лермонтов убежден, что история представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла. Однако такой взгляд на историю во второй половине 1830-х годов утрачивает для поэта свою притягательность. Он проникается мыслью, что личное вольнолюбие и личное стремление к свободе при всей их ценности терпят крушение и что причиной катастрофы выступают не личные убеждения и пороки гордых и смело вступающих в борьбу с деспотизмом и его проявлениями героев, а стоящая над ними власть обстоятельств. Она мыслится сначала роковой предначертанностью событий, Божьей волей.

Мцыри чувствует свою зависимость не только от того, что, рожденный в естественной среде, он воспитывался в неволе монастыря, которая оставила неизгладимый «след» в его душе и повлияла на его судьбу, помешав обрести волю, но и зависимость своей участи от высших сил. Лермонтов дает понять, что движение истории зависит не только от усилий личности, но и от пока еще неясных, таинственных обстоятельств, которые управляют самой личностью.

От произведения к произведению историзм Лермонтова становился все более глубоким. Так, уже в «Песне про царя Ивана Васильевича... и удалого купца Калашникова» сам конфликт и характеры героев — Ивана Васильевича, Кирибеевича и Калашникова — определены укладом жизни в Древней Руси, ее обычаями, ее психологией и духовным строем, ее нравственными понятиями, образом жизни русских людей. Купец Калашников, его жена, его братья держатся старых патриархальных порядков. В их доме царит размеренный, веками укоренившийся быт. Таковы и отношения в семье: муж — защитник жены и младших братьев, которые ему подчиняются беспрекословно. В случае смерти или гибели мужа и старшего брата младшие занимают его место, берут на себя его долю ответственности и все заботы о семье. Поэтому они обещают Калашникову, если он будет побит в бою с Кирибеевичем, снова вступить в схватку с обидчиком. Но патриархальный быт уже терпит крушение. Его устои нарушают, с одной стороны, деспотический царь, который не подчиняется вековым обычаям, хотя сам же должен их соблюдать, и, с другой стороны, его слуга Кирибеевич, противопоставляющий общим народным установлениям личную волю, личный произвол. Царь тем самым ставит себя над народом, Кирибеевич не желает считаться с народной моралью. Конфликт в поэме перерастает семейно-бытовые рамки и превращается в исторический. В поэме Лермонтова, наполненной широким эпическим содержанием, повествуется о важном переломе в русской жизни, в русской истории.

В этой поэме Лермонтов на стороне купца Калашникова, который был выразителем вековой народной нравственности. Недаром о нем не забывает народ, сохранивший его имя в песнях и в своей памяти. По мысли поэта, единство с народом придает величие и бессмертие отдельному человеку.

Та же мысль, но с противоположным знаком присутствует и в поэме «Беглец». В отличие от купца Калашникова горец Гарун изменил обычаям, образу жизни своего народа и был обречен на одиночество и забвение.

С течением времени Лермонтов перестал изображать, как это было в начале 1830-х годов, своих героев, взятых из истории, носителями современного ему сознания. Он уже не переносил исторические, социальные, психологические понятия, свойственные его времени, в прошедшие исторические эпохи. Герои Лермонтова думали и говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали. Это особенно хорошо видно в стихотворении «Бородино», где передано патриотическое чувство русских людей, в том числе старого солдата-артиллериста, рассказывающего своим языком с присущими ему живыми интонациями о сражении при Бородине. С глубоким сожалением Лермонтов передает и свое ощущение: нынешнее племя стало мельче, в нем нет богатырей, подобных старым русским воинам, победившим в Отечественную войну 1812 года. Это досадное переживание сменялось, однако, более светлым, в котором сквозила надежда.

Через три года Лермонтов написал знаменитую «Родину», где вновь сказал о богатырстве в России и о любви к ней. Теперь родина представилась ему страной, как бы предназначенной для жизни богатырей: бесконечные степи, огромные просторы, широкие, подобные морям реки. Но поэт увидел и другую сторону: печаль, бедность, скромный быт. В этих противоречиях открылась поэту Россия, и, признаваясь в любви к ней, он искренне радовался нехитрому довольству крестьянской жизни, если ему удавалось его заметить. В таком понимании России Лермонтову помог подлинный историзм. Он стал складываться в его творчестве по мере постижения жизни народа в прошлом и настоящем.
В. Коровин
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«МЦЫРИ»
В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ


В. Г. Белинский:
Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, — что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму,.. Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!.. Многие положения изумляют своею верностию: таково место, где Мцыри описывает свое замирание подле монастыря, когда грудь его пылала предсмертным огнем, когда над усталою головою уже веяли успокоительные сны смерти и носились ее фантастические видения. Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грандиозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа.

Д. Е. Максимов:
Поэма «Мцыри» — одно из самых поразительных поэтических созданий Лермонтова. В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля и свобода, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы — «мира восторг беспредельный» — были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме.

Мцыри — «естественный человек» в большей степени, чем другие близкие ему персонажи Лермонтова. Мцыри — высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви...

Мцыри не только «естественный человек», сохранивший в себе духовные сокровища своей родины. Помимо того, он пострадавший от цивилизации, заточенный ею в монастырь, и этот факт не безразличен для его характеристики.

...В личности Мцыри живо и убедительно сочетаются черты силы и слабости. В этом «двуначалии» и заключается основной принцип индивидуализации его образа. Огненная страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонная воля Мцыри — явления «могучего духа» «его отцов» — неотделимы в нем от его физической хилости и болезненности — наследства монастырского режима...

Поэма «Мцыри», в которой рассказывается об уединенных переживаниях кавказского юноши, не является прямым отражением действительности 30-х годов. Тем не менее явленная в «Мцыри» действительность Кавказа, в целом отнюдь не условная, подлинная, просвечивает скрывающейся за нею русской действительностью, но и ею исчерпывается...

Живой и конкретный образ монастырского послушника, помимо своих ярких локальных черт, близок самому Лермонтову и передовым людям его эпохи — страдающим, непокорным, рвущимся к свободе. Вольные и невольные сопоставления Мцыри с лирическим героем Лермонтова и другими персонажами его творчества и произведений современных ему авторов подтверждают это заключение...

Стиховые формы «Мцыри» (четырехстопный ямб со смежными мужскими рифмами, частыми переносами и отрывистым синтаксисом) оказались влиятельными. Инерция их явно ощущается в поэмах «Разговор» Тургенева, «На Волге» Некрасова.

Личность Мцыри не исчерпывается волей, гордостью, страстью. В ней есть что-то еще: горячее, нежное, трепетное...

Но в душе Мцыри преобладают, определяя его поведение, упругие, мужественные силы. Он полон решимости приблизиться к прекрасному миру. Мцыри — действенный герой, чуждый обезволивающей мировой скорби и презрения к людям как таковым...

В. И. Коровин:
Поэма «Мцыри» начинается кратким эпическим зачином, в котором дана предыстория героя. Действие поэмы отнесено в прошлое. Трагическая и мятежная судьба начинается с того, что Мцыри взят в плен ребенком. Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя — он «пуглив и дик», «слаб и гибок», но «в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух / Его отцов». Могущество внутреннего духа и слабость тела — вот характерное противоречие Мцыри, объясняемое оторванностью от родных мест и неясной тоской по родине. Могучий дух возрос в чужой ему искусственной среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизни.

Двуплановость образа Мцыри отражена в двуплановости внешнего мира, в монастырской тюрьме и в кавказской природе, в двуплановости поэтической структуры, где стих выражает внутренний мир Мцыри, а сюжет — внешнюю обусловленность его судьбы.

Мцыри поставлен в один ряд с природой, временами он чувствует себя диким и вольным зверем. Именно здесь, в столкновении с природой, слабый телом юноша ощутил необыкновенный прилив сил, гармонию телесного и духовного. Природа напрягает душевные силы юноши, дает ему отдых, утоляет жажду, приносит счастье любви. Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность. Чувство Мцыри остается томлением, тоской, оно овеяно печалью и грустью.

Природа открывает Мцыри свои душевные и предметные богатства, но как только юноша вступает в непосредственное соприкосновение с ее дарами, его посещает тоска.

Мцыри предлагается один путь — на волю, в действительность. Лермонтов отстаивал героическое деяние, путь борьбы, мужества, жизненной стойкости. Но каковы реальные пути к светлой цели, «лермонтовский человек» еще не знает и над этим почти не задумывается. Он ищет пути, предлагаемые самой жизнью.

Доверие к жизни и к внутренним силам личности провозглашает и поэтизирует Лермонтов в «Мцыри».
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

РОМАНТИЧЕСКИ-УСЛОВНЫЙ
ИСТОРИЗМ ЛЕРМОНТОВА


В творчестве Лермонтова русская и мировая история представлена широко и разнообразно. Поэт обращается и к прошлому человечества, и к настоящему. Прошлое являлось поэту через фольклор («Песня про купца Калашникова...»), через предания, устные рассказы («Бородино»), настоящее выражалось в запомнившихся и лично пережитых событиях. При этом историзм Лермонтова приобретает сугубо индивидуальную, личную окраску и в этом отношении становится романтически-условным. Так, история Мцыри является эпизодом русско-кавказских отношений (генерал привозит пленного ребенка в монастырь). В дальнейшем эта история отходит на второй план, и судьба Мцыри осмыслена в исключительно личном и романтически-условном ключе, где повествование об исторических событиях уже не играет решающей роли. Такой же романтически-условный и целиком личный характер носит история в поэме «Песня про купца Калашникова...» и в стихотворении «Бородино». Конкретные исторические детали служат для прояснения личного восприятия истории.

ПОРАЗМЫШЛЯЕМ НАД ПРОЧИТАННЫМ...

1. Чем отличается интонация повествования об истории героя от исповеди Мцыри? Что значит слово «исповедь»? Что отстаивает в своей исповеди Мцыри?

2. Каковы история судьбы Мцыри и его характер? Что делал, что видел и о чем вспоминал герой на воле? О чем тоскует он и печалится? Почему не желал Мцыри «помощи людской»? Какова его битва с барсом и как бы вы оценили Мцыри-борца? Как вы понимаете сравнение «...В тюрьме воспитанный цветок» о и в чем смысл этого сравнения? На что надеется Мцыри? О чем просит Мцыри в конце исповеди?

В чем смысл сравнении Мцыри жизни в монастыре и на воле?

3. Какую роль играют в поэме картины кавказской природы и какие литературные приемы помогли автору показать их?

4. Литературоведы считают, что в поэме «Мцыри» поэт провозглашает и поэтизирует доверие к жизни и внутренним силам личности. Как вы понимаете это утверждение, согласны ли вы с ним? Можете ли показать это на примерах из текста?

5. Совпало ли ваше впечатление в процессе чтения поэмы «Мцыри» с впечатлениями В. Г. Белинского?

Известны ли вам иллюстрации к поэме? Так ли представлялись зрительно герои и эпизоды из произведения?

6. Какие мысли литературоведов во взгляде на лермонтовского героя близки друг другу? Что вам показалось особенно важным для создания характеристики Мцыри в их высказываниях?

7. Рассмотрите иллюстрацию к поэме. Удалось ли художнику И. Тоидзе передать пафос поэмы «Мцыри»?

СОВЕРШЕНСТВУЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

1. Составьте план и подготовьте характеристику Мцыри, включите в нее цитаты из текста и высказываний литературоведов для подтверждения своих суждений о герое.

2. Выберите текст из поэмы для заучивания наизусть (исповедь героя, описание битвы с барсом, начало поэмы — на выбор) и подготовьте его для выразительного чтения в классе.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

 
В. Г. Бехтеев. Бой с барсом.
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
 
Л. П. Зусман. Бой с барсом.
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
 
И. С. Глазунов. Мцыри в монастыре. 1964 год.
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
 
 
 


 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz