Женские образы в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе (главы из книги)
Теория литературы
А. С. Пушкин. Рисунок и гравюра Т. Райта (1836 –1837 гг.)
Пушкин А. С. Основные даты жизни и творчества
Пушкин А. С. Капитанская дочка
О повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Емельян Пугачев. Неизвестный художник XVIII века
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Художник В. Боровиковский. 1794
Екатерина II в повести "Капитанская дочка"
Тест по повести "Капитанская дочка"
(на сайте "Литература для школьников")

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

АЛЕКСАНДР СЕГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 12-18

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля


Урок 12. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический роман

Урок 13. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя

Урок 14. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа

Урок 15. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: женские образы в романе

Урок 16. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения

Урок 17. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры романа

Урок 18. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Урок развития речи 2

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»:
НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ ПУШКИНА
В ОБРАЗЕ МАШИ МИРОНОВОЙ. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ
УРОК 15


Основное содержание урока
Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственная красота героини. Художественный смысл образа императрицы. Женские образы в романе. Фрагменты романа в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Устное рецензирование исполнения актёрами фрагментов романа (см. задания фонохрестоматии). Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана сравнительной характеристики героинь романа. Устная характеристика героинь романа и средств создания их образов.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Семья капитана Миронова

А н а л и т и ч е с к а я  б е с е д а:


— Каково первое впечатление Гринёва о семье капитана Миронова (глава III)?

— Почему автор изображает Белогорскую крепость, её обитателей, порядки в крепости с юмором? Можно ли доказать, что в этом изображении отразились принципы реализма? Прокомментируйте свой ответ.

— Какие черты Ивана Кузмича и Василисы Егоровны автор делает главными?

— Как характеризует Мироновых их отношение к окружающим?

— Почему Василиса Егоровна «управляла крепостию так точно, как и своим домом»? Приведите примеры её смелости и решительности.

— Почему Василиса Егоровна отказалась покинуть Белогорскую крепость, где ожидали пугачёвцев (глава VI)?

Практическая работа.
Анализ эпизодов
«Гибель капитана Миронова и его жены» со слов «Колокольный звон утих; настала глубокая тишина» до слов «…добрый поручик повис подле своего старого начальника»
и со слов «В эту минуту раздался женский крик»до конца главы VII:

— Какие события изображены в эпизодах, какова динамика событий?

— Как приняли смерть капитан Миронов и его жена?

— Какие нравственные качества героев проявились в сценах их гибели?

— Как взаимосвязаны герои и события эпизодов?

— *Какую роль играют в эпизодах образы художественного времени и пространства?

— Какое значение имеет минимальное употребление в эпизодах изобразительно-выразительных средств языка?

— Каков эмоциональный пафос эпизодов?

— В чём особенности мастерства Пушкина и его писательского стиля в изображении гибели героев?

— Каково место этих эпизодов в развитии сюжета и композиции романа?

— Какими способами выражена в эпизодах авторская позиция?

II. Маша Миронова. Нравственная красота героини. Фрагменты романа в актёрском исполнении

Групповая работа:

Группа 1. Главы III—IV.


Каково происхождение и социальное положение Маши Мироновой? Что нам известно о её прошлом?

С какой целью автор даёт первую характеристику Маши словами Швабрина?

Прокомментируйте первый портрет Маши. Как он связан с её внутренним состоянием?

*Почему Маша воспринимает слова матери о своём будущем со слезами:
стыдится быть бесприданницей;
очень хочет выйти замуж;
не хочет, чтобы эта информация звучала вслух в присутствии Гринёва,
по другим причинам?

Какую оценку даёт Маше Гринёв (глава IV)?

Как характеризует Машу её оценка, данная Швабрину?

Группа 2. Главы V—VI.

Каково отношение автора к искренности и естественности Маши?

Почему Маша не соглашается стать женой Гринёва без согласия его родителей (глава V)?

Как ведёт себя Маша в сцене прощания с Гринёвым (глава VI)?

*Как меняется и как характеризует Машу её речь?

Группа 3. Главы X, XII, XIII.

Как характеризует Машу её письмо к Гринёву (глава X)?

Прослушайте фрагмент главы «Сирота» в актёрском исполнении.

Ответ на вопрос 7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Прокомментируйте портрет Маши, находящейся в плену у Швабрина (глава XII). Как этот портрет соотносится с её внутренним состоянием?

Какова динамика портрета героини в главе XII? Какие черты героини проявляются в её разговоре с Гринёвым об отъезде к его родителям?

Какую оценку даёт Маше Савельич (глава XIII)?

Как изменяется, развивается характер Маши?

*Докажите, что образ Маши отвечает принципам реализма.

Группа 4. Глава XIV.

Как оценили Машу родители Гринёва?

Какие черты появляются в образе Маши в XIV главе?

Как её характеризует решение ехать в Петербург?

Прочитайте по ролям диалог Маши Мироновой с императрицей со слов «На другой день рано утром…» до слов «…исполненная радостной надежды».

Как характеризует Машу её разговор с Екатериной II?

В чём проявилась её решимость и цельность характера?

С какой целью автор делает конец истории Маши Мироновой счастливым?

*Докажите, что послесловие издателя к роману отвечает принципам реалистического произведения.

III. Художественный смысл образа императрицы

Практическая работа.


Используя примерный план анализа эпизода (см. урок 12), составьте план анализа эпизода «В императорском саду».

Примерный план анализа эпизода:


1. События, происходящие в эпизоде, поступки героинь, взаимосвязь героев и событий. *Смысловая роль художественного времени и пространства эпизода.

2. Значение пейзажа и портрета героинь для понимания смысла эпизода. Почему мы видим императрицу глазами Маши? *Способы описания внутреннего состояния героинь: детали портрета, интонации речи, авторские ремарки.

3. Основной конфликт диалога героинь, их речевые характеристики. *Подтекст диалога.

4. Эмоциональный пафос эпизода. *Мастерство автора в повествовании, описаниях и диалоге.

5. Место эпизода в развитии сюжета и композиции. *Героини эпизода в системе образов произведения, и «зеркальная» композиция.

6. Выражение в эпизоде авторской позиции, мировоззрения и идейно-эстетических взглядов писателя. *Черты реализма в эпизоде.

7. Значение эпизода для раскрытия идейного смысла романа.

8. Художественный смысл образа императрицы.

IV. Женские образы в романе

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:


Назовите все женские образы романа.
(Маша Миронова, Авдотья Васильевна Гринёва, Василиса Егоровна Миронова, Екатерина II, Акулина Памфиловна, Палашка, Анна Власьевна.)

По плану сравнительной характеристики героев (см. урок 14) сопоставьте героинь романа: Авдотью Васильевну и Василису Егоровну, Машу Миронову и императрицу Екатерину II, Акулину Памфиловну и Анну Власьевну.

Дайте характеристику Палашке. Кому из героев романа созвучен этот образ?

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Почему образ Маши Мироновой — это нравственный ориентир автора?

Домашнее задание

Составить план характеристики Маши Мироновой и письменно охарактеризовать героиню или письменно ответить на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).

Подготовить выборочный пересказ фрагментов романа, связанных с образом Пугачёва (главы II, VI, VII, VIII, IX, XI, XII, XIII, послесловие от издателя).

Индивидуальное задание.

Составить письменную сравнительную характеристику женских образов романа.

Следующий урок: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

 
 
Иллюстрации А.Бенуа к повести "Капитанская дочка"
(на сайте "Литература для школьников")
 
Словарь устаревших слов
к повести "Капитанская дочка"

(на сайте "Литература для школьников")
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz