Особенности содержания и структуры романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе (главы из книги)
Теория литературы
А. С. Пушкин. Рисунок и гравюра Т. Райта (1836 –1837 гг.)
Пушкин А. С. Основные даты жизни и творчества
Пушкин А. С. Капитанская дочка
О повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Пушкин А. С. История Пугачёва
Коровин В. И. Исторический труд А. С. Пушкина
Емельян Пугачев. Неизвестный художник XVIII века
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Художник В. Боровиковский. 1794
Екатерина II в повести "Капитанская дочка"
Тест по повести "Капитанская дочка"
(на сайте "Литература для школьников")

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

АЛЕКСАНДР СЕГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 12-18

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля


Урок 12. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический роман

Урок 13. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя

Урок 14. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа

Урок 15. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: женские образы в романе

Урок 16. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения

Урок 17. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры романа

Урок 18. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Урок развития речи 2

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»:
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ
И СТРУКТУРЫ РОМАНА
УРОК 17


Основное содержание урока
Историческая правда и художественный вымысел в романе. Особенности композиции романа. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва». Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Основные виды деятельности.
Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Соотнесение содержания романа с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Выявление черт фольклорной традиции в романе, определение в нём художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Обсуждение иллюстраций к роману и фрагментов его киноверсий.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Историческая правда и художественный вымысел в романе.
Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю


Обсуждение статьи учебника «Исторический труд А. С. Пушкина»
(тезисы статьи составлены учащимися дома самостоятельно):

1. В чём своеобразие восприятия Пушкиным истории и историзма его произведений?
(Пушкин воспринимал историю личностно, вписывая свою жизнь и историю своих предков в историю России, стремился постигать законы истории, чтобы быть активным участником исторического процесса. Личностное восприятие истории обусловило форму романа, где жанр семейных записок соединяется с историческим повествованием, рождая «семейную хронику».)

2. Прокомментируйте понятие пугачёвщина. В чём различие изображения крестьянской войны в «Истории Пугачёвского бунта» и в «Капитанской дочке»?
(В «Истории Пугачёвского бунта» Пушкина интересовало само восстание, отражение и оценка событий крестьянской войны в народном сознании. В романе «Капитанская дочка» автор показывает крестьянскую войну не «общим планом» (причины, характер, движущие силы), а «крупным планом», выделяя выразительные детали: реалистические (типические) портреты вдохновителей восстания, особенности взаимоотношений его участников. Швабрин перешёл на сторону восставших, но Пугачёв ценит в людях не политическую позицию, а человеческие качества, поэтому помогает Гринёву.)

3. В чём специфика изображения народного восстания в романе и в «Истории Пугачёвского бунта»? С какой целью автор включает в роман калмыцкую сказку об орле и вороне? Почему такая сказка невозможна в «Истории Пугачёвского бунта»?
(В «Истории Пугачёвского бунта» изображение взрыва возмущённой народной стихии передаётся в строгой форме исторического повествования; изображение восстания в аллегорической форме народной сказки невозможно по законам жанра. В романе автор прибегает к образному обобщению: народ стремится к вольной и яркой жизни («хоть раз напиться живой кровью»), но силы его стихийны, лишены чёткой политической сознательности; восставшими руководит социальный инстинкт, поэтому «воля народа» вырывается из границ разумного, становится разгулом, произволом, неуправляемой стихией («бураном в степи»), которая захватывает в свой круговорот даже самого Пугачёва, старающегося не думать о последствиях («а там что Бог даст»).)

4. Как сочетаются историческая правда и художественный вымысел в романе Пушкина? Почему в «Истории Пугачёвского бунта» невозможен художественный вымысел?
(В «Истории Пугачёвского бунта» представлен богатый исторический материал, собранный Пушкиным. В романе «Капитанская дочка» этот материал переосмыслен и обобщён по законам реализма. Автор отбирает только самое существенное, выразительное: рисует «золочёный дворец» Пугачёва, портреты мятежников (в романе более десятка эпитетов, описывающих глаза Пугачёва), индивидуализирует их речь, изображает реальные предметы быта, реальные детали поведения, погружаясь в историческую эпоху. Но вымышленные автором персонажи по общему историческому закону невольно включаются в ход истории, который заставляет действовать и делать выбор, встречаются с реальными историческими лицами и остаются верными кодексу чести (как Гринёв) или предают его (как Швабрин).
Судьба Шванвича, одного из прототипов Швабрина, как бы разделяется на двух героев, чтобы показать проблему нравственного выбора, а Гринёв становится воплощением чести лучшей части потомственного дворянства.)

II. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва»

5. В чём разница в изображении Пугачёва в «Истории Пугачёвского бунта» и в «Капитанской дочке»?
(В «Истории Пугачёвского бунта» Пугачёв показан автором как исторический персонаж, он часть крестьянского восстания. В «Капитанской дочке» создан живой, противоречивый реалистический образ человека, которому присущи как черты злодея, так и черты гуманиста.)

6. Какую гуманистическую проблему решал Пушкин в историческом труде и в романе?
(В «Истории Пугачёвского бунта» автор хотел указать на необходимость преобразований в России, а в «Капитанской дочке» — на условия достижения единства нации, примирения социальных противоречий между классом дворян и крестьянством. Основаниями для сближения дворянина Гринёва и мятежника Пугачёва, по мысли Пушкина, должны стать человечность, взаимопонимание, уважение к личности других людей, народная нравственность, проявление жалости к обездоленным и страдающим.)

7. Какие выводы можно сделать, сравнивая образ автора в «Истории Пугачёвского бунта» с образом автора в «Капитанской дочке»?
(В «Истории Пугачёвского бунта» Пушкин — добросовестный и проницательный историк; в «Капитанской дочке» — психолог, философ, гуманист, литератор, основоположник русской реалистической прозы.)

8. *Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Проверьте себя».

III. Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики «Капитанской дочки» и «Истории Пугачёвского бунта»
:

ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики «Капитанской дочки» и «Истории Пугачёвского бунта»
Основания для сопоставления
1. Своеобразие историзма Пушкина
         
         
2. Изображение крестьянской войны
         
         
3. Изображение народного восстания
         
         
4. Сочетание исторической правды и художественного вымысла
         
         
5. Изображение Пугачёва
         
         
6. Решение гуманистических и нравственных проблем
         
         
7. Образ автора
         
         
Выводы
         
         

Таблица заполняется на основе ответов на вопросы при обсуждении статьи учебника «Исторический труд А. С. Пушкина».

IV. Особенности композиции романа
Аналитическая беседа:


— Комментирование эпиграфов к четырнадцати главам романа «Капитанская дочка» по таблице «Структура романа “Капитанская дочка”» (см. урок 12):

краткие сведения об авторах и названиях произведений,
откуда взяты эпиграфы,
выявление пафоса эпиграфов (иносказание, созвучие, ирония и т. п.).

— Комментирование основных элементов сюжета романа: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки.

— Выявление «принципа зеркала» в построении романа:

поиск «зеркальных» образов (Пугачёв — Екатерина II, Гринёв — Швабрин, капитан Миронов — оренбургский генерал, родители Гринёва — родители Маши, Гринёв и Савельич — Маша и Палашка);
поиск «зеркальных» эпизодов («жалование» заячьего тулупа и полтины на водку Гринёвым Пугачёву — «жалование» «башкирской клячи», овчинного тулупа и «потерянной» полтины Пугачёвым Гринёву; «военный совет» Пугачёва и совет в Оренбурге и др.);
выявление смысла композиционных колец (кровавый сон о Пугачёве и сцены гибели защитников Белогорской крепости, встреча Гринёва с Зуриным в начале и в конце романа и т. п.).

— Какова композиционная роль портретов в романе? Какова динамика портретов Гринёва и Швабрина?

— Какую роль играют пейзажи в композиции романа: буран в степи, морозная ночь, императорский сад и др.?

— Каково значение интерьеров в романе для характеристики его героев (дом Гринёвых, дом Мироновых, дом оренбургского генерала, изба «золочёный дворец» Пугачёва и др.)?

V. Фольклорные мотивы в романе
Аналитическая беседа:


— Какие произведения фольклора использованы в эпиграфах?

— Какова смысловая роль народных песен, сказок, пословиц и поговорок, включённых в структуру романа?

— Какие принципы фольклора использованы в системе образов и сюжете романа?
(Чтобы соединиться с возлюбленной, герой Гринёв преодолевает испытания; герою Гринёву противостоит антигерой Швабрин; у героев есть верные помощники и слуги: Савельич у Гринёва, Палашка у Маши; в судьбах героев решающую роль играют случайные обстоятельства: встреча Гринёвым Зурина и вожатого, чудесное спасение Гринёва от виселицы и др.)

Выполнение заданий и ответы на вопросы из раздела «Поразмышляем над языком романа “Капитанская дочка”» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Выполнение задания из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

В чём различия в изображении истории России в «Истории Пугачёвского бунта» и в «Капитанской дочке»?

*Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Цицерон». Можно ли слова «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» отнести к Гринёву? Обоснуйте свой ответ.

При наличии времени на уроке может быть проведена интеллектуальная игра «Пушкин-историк».

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Подготовиться к контрольной работе по роману «Капитанская дочка», устно ответив на вопросы и выполнив задания из раздела учебника «Подведём итоги».

Индивидуальные задания.

Выполнить задания из раздела «Опыт литературоведческого исследования» (по выбору учащихся).

Прочитать фрагменты романа Пушкина «Арап Петра Великого» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…») и выполнить задания практикума (по выбору учителя).

Групповые задания.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Составление электронной презентации «Герои романа “Капитанская дочка“ и их прототипы» (или «Герои романа “Капитанская дочка“ в книжной графике и киноверсиях»).

Следующий урок: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Урок развития речи 2 >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)


ИСТОРИЧЕСКИЙ ТРУД  А. С. ПУШКИНА

Давно известно, что Пушкину в высшей степени присуще историческое чувство и историческое мышление. Историзм — одно из тех свойств художественного гения поэта, которое легло краеугольным камнем в основание его реализма.

Можно сказать, что историю, особенно русскую, Пушкин воспринимал исключительно лично, интимно, и это нисколько не мешало, наоборот, помогало ему видеть истинный, хотя подчас затаенный, отнюдь не лежащий на поверхности ее смысл. Свою жизнь Пушкин вписывал в историю России, которую. в свою очередь, просматривал и через призму своей судьбы человека и поэта. Это органическое слияние личного удела и исторического движения покоилось на убеждении Пушкина в неостановимости исторического процесса, который определяет вполне постигаемые чувством и разумом законы, побуждающие людей, участников исторического действа, выбирать ту или иную позицию, не оставаться пассивными и равнодушными зрителями.

В «Истории Пугачевского бунта» Пушкина интересовала прежде всего «пугачевщина», то есть само восстание, а не его инициаторы, вожди и вдохновители. Они обрисованы Пушкиным скупо, в отличие, например, от «Капитанской дочки», где столь выразительны портреты Пугачева, Хлопуши, Белобородова и даже рядовых участников крестьянской войны. В «Истории Пугачевского бунта» все повествование занял размах восстания и как бы «образ» восстания в народном сердце и в народной памяти.

Взрыв возмущенной народной стихии, по мысли Пушкина, лишен какой-либо четкой политической сознательности, хотя ее элементы проскальзывают в действиях восставших. В «Капитанской дочке» Пугачев рассказывает Гриневу притчу об орле и вороне. Смысл ее многозначен: с одной стороны, народ возжаждал вольной и яркой жизни, где его силы могли бы развернуться.

Однако, с другой стороны, смысл притчи оттеняет и политическую наивность народа, пользующегося моментом. Он действует импульсивно, словно в экстазе. Им руководит не сознание, а социальный инстинкт. Ощутив свободу, он превращает ее в разгул, и она сразу оборачивается своеволием и произволом. Мечта Пугачева, как признается он Гриневу, — «поцарствовать». Пушкинский герой в ответ на притчу Пугачева резонно замечает: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

Повесть Пушкина вобрала в себя богатый материал, освоенный и обобщенный в «Истории Пугачевского бунта». И это касается самых разнообразных деталей: золоченого «дворца» Пугачева, портретов мятежников, их реплик, характеристик персонажей, описаний Оренбурга и Казани, предметов быта и обихода, разговоров и поведения. За каждой строкой чувствуется полное погружение в эпоху, в психологию исторических лиц. Но главное все же в том, что вымышленные герои Пушкина включились в большое историческое движение, определившее их судьбы, заставившее их делать выбор. Они невольно оказываются причастными к истории, слушают ее, непосредственно извлекая нравственные уроки. И по воле Пушкина они переживают самые яркие, самые счастливые минуты, каких уже никогда, пожалуй, не будет в их жизни: чувство первой застенчивой любви, смертельные опасности, отчаяние, разлуки, тревоги. гибель родных, наветы, клевету, суд и наказание, неожиданные милости и прощения, — все им дано испытать и не запятнать чести, не потерять достоинства, закалить себя, укрепиться в любви и тихо, мирно, покойно окончить свои дни. Немногим выпадает на долю жить в поворотные, крутые моменты истории и быть в самой гуще ее роковых событий. Пушкинские герои общаются с главными ее участниками, с теми, кто ее творит. История прошла через их сердца. Они встречаются с Пугачевым и Екатериной II, воюют с восставшими и обращаются к ним за помощью.

Следуя исторической истине, Пушкин не привел Гринева в стан Пугачева. Его герой не признал самозванца Петром III. Пушкин знал, что ни один дворянин из «хороших» (то есть древних, потомственных) фамилий не служил Пугачеву. Лишь Шванвич (один из прототипов Швабрина) оказался изменником, да и то уклонялся от поручений и при первой возможности сбежал и явился с повинной. В повести Швабрин делается предателем по собственной воле из-за своей человеческой низости. На самом деле он попал в плен. Так что из общего закона, столь отчетливо выведенного Пушкиным, Шванвич не исключался. Как бы то ни было, Гринев Пугачеву не служит, но самозванец его помиловал и даже оказал помощь, вырвав Марью Ивановну из рук Швабрина.

Ясно, что в «Капитанской дочке» исторические события призваны оттенить человеческие качества героев. Это равно относится и к Гриневу, и к Пугачеву, и к второстепенным персонажам. Например, генерал Рейнсдорп в «Истории Пугачевского бунта» — нерешительный, глуповатый, лишенный военного таланта незадачливый полководец. В «Капитанской дочке» у Андрея Карловича Р. эти качества сохранены, но, кроме них, он еще и верен старой дружбе, и добр, и способен на сожаление.

Задачи, стоявшие перед Пушкиным в «Истории Пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке», обусловили отличающийся подход к изображению исторических фигур. Прежде всего это относится к Пугачеву.

Первый план исторического труда заняло крестьянское движение, а в «Капитанской дочке» — Пугачев. В «Истории Пугачевского бунта» последовательно описан ход восстания: противостояние лагерей, расслоение внутри каждого из них, действия бунтовщиков и правительственных начальников. Тут — сама история, как она реально совершалась.

Пугачев нарисован в «Капитанской дочке» куда более живо, чем в «Истории Пугачевского бунта». «Его видишь, его слышишь», — писал Вяземский. И надо сказать, что это имеет первостепенное значение для художественной мысли Пушкина. Если «Историей Пугачевского бунта» поэт преследовал практическую цель — указать на необходимость преобразований, то «Капитанской дочкой» он художественно решал более отдаленную, но не менее глубокую гуманистическую проблему: как достичь единства нации, как примирить противоречия и на какой основе это возможно. Оказалось, что почва для сближения «мужицкого царя», повстанца Пугачева, и дворянина Гринева есть, она еще не в настоящем, а в будущем. Пугачев и Гринев — в разных лагерях, но человечность, уважение к личности других людей, к их простым чувствам объединяют пушкинских героев. Пугачев, следуя народной нравственности, заступается за сироту, он как-то по-отечески сочувствует Гриневу и предлагает даже сыграть свадьбу и попировать. А Гринев, проявляя жалость к замерзающему мужику, предостерегая его от предвидимого печального конца, искренне желает Пугачеву добра, и тот это чувствует и ценит. Так дворянин и враг дворян находят общий язык, между ними на короткий срок устанавливается взаимопонимание, и Пушкину оно особенно дорого.

Человечность Вожатого в «Капитанской дочке» высвечена ярче, чем в «Истории Пугачевского бунта». Но не забудем, сколь многим в «Капитанской дочке» поэт был обязан добросовестному и проницательному историку, автору «Истории Пугачевского бунта».
В. Коровин
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (
вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем заключался историзм Пушкина? В чем разница подхода А. С. Пушкина к пугачевскому восстанию в «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочке»?

2. Внимательно прочитайте статью об историческом труде Пушкина и постарайтесь пересказать по содержание.

3. Сопоставьте главы из «Истории Пугачевского бунта» с текстом «Капитанской дочки». Найдите разницу и объясните ее.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

ЦИЦЕРОН
Ф. И. Тютчев.
[2]

Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал – и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»[3]
Так!.. Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты[4]
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..[5]

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие[6]
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
<1829>; начало 1830-х годов
Источник: Ф. И. Тютчев. Полное собрание сочинений и писем в шести томах. — М.: Издательский центр «Классика», 2002. — Т. 1. Стихотворения, 1813—1849. — С. 122. (вернуться к уроку)

2. Цицерон Дата создания стихотворения Ф. И. Тютчева: 1830. Впервые напечатано в альманахе «Денница» на 1831 г., стр. 40.
Цицерон (106-43 до нашей эры) — римский политический деятель, оратор и философ.(вернуться)

3. Тютчев имел в виду произведение Цицерона «Брут, или Диалоги о славных ораторах», где сказано: «Скорблю, что, выйдя в жизненный путь несколько позже, чем следовало бы, я, прежде чем закончил дорогу, впал в эту ночь республики». (вернуться)

4. Главный из семи холмов, на которых расположен Рим; здесь находилась цитадель города и центр его политической жизни. (вернуться)

5. Речь идет о гибели потопленной в крови гражданской войны 48—45 гг. до н. э. римской аристократической республики, идеологом которой был Цицерон. Результатом этой войны было установление диктатуры Юлия Цезаря. Мотив 2-й строфы ст-ния заимствован из ст-ния Шиллера «Боги Греции». (вернуться)

6. Мифологические божества древних. (вернуться)

 
Казненные пугачевцы.
Рис. карандашом и пером. 1878. ГТГ. Худ. В.Г.Перов
 
Иллюстрации А.Бенуа к повести "Капитанская дочка"
(на сайте "Литература для школьников")
 
Словарь устаревших слов
к повести "Капитанская дочка"

(на сайте "Литература для школьников")
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz