Урок развития речи по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе (главы из книги)
Теория литературы
А. С. Пушкин. Рисунок и гравюра Т. Райта (1836 –1837 гг.)
Пушкин А. С. Основные даты жизни и творчества
Пушкин А. С. Капитанская дочка
О повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Пушкин А. С. История Пугачёва
Коровин В. И. Исторический труд А. С. Пушкина
Емельян Пугачев. Неизвестный художник XVIII века
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Художник В. Боровиковский. 1794
Екатерина II в повести "Капитанская дочка"
Тест по повести "Капитанская дочка"
(на сайте "Литература для школьников")

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

АЛЕКСАНДР СЕГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 12-18

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля


Урок 12. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический роман

Урок 13. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя

Урок 14. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа

Урок 15. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: женские образы в романе

Урок 16. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения

Урок 17. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры романа

Урок 18. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Урок развития речи 2

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».
Урок развития речи 2
УРОК 18


Основное содержание урока
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности.
Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов


1) Выполнение заданий из раздела «Викторина» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

2) Составление планов письменных ответов на проблемные вопросы:

Что повлияло на формирование характера Петра Гринёва?

1. Детство Петра Гринёва в родительском доме. Нравственное влияние отца.
2. Первые шаги в самостоятельной жизни: ошибки молодости.
3. Влияние на Гринёва семьи капитана Миронова.
4. Общение со Швабриным: первые нравственные оценки.
5. Гринёв и Пугачёв: проблемы чести, долга и нравственного выбора.
6. Гринёв и Савельич: проблемы народной нравственности.
7. Любовь как стимул к самосовершенствованию.
8. Способность Гринёва к преодолению обстоятельств жизни.
9. Высокие нравственные качества и внутренняя свобода Гринёва как отличительные черты его характера.

Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом Пушкина?

1. Воспитание Маши Мироновой: влияние семьи.
2. Внешность Маши как отражение её внутренней сущности.
3. Отношение юной Маши к военным действиям.
4. Цельность характера и нравственная чистота героини:
— отказ выйти замуж за Швабрина;
— уход за раненым Гринёвым;
— невозможность выйти замуж за Гринёва без согласия его родителей;
— нравственная стойкость героини в плену у Швабрина;
— твёрдость духа и безропотное принятие ударов судьбы.
5. Любовь и самопожертвование как нравственный принцип героини.
6. Развитие способностей героини к принятию важных решений (отъезд в семью Гринёвых, посещение императрицы).
7. Чувство собственного достоинства, скромность, честность, самоотверженность, верность семейным ценностям как главные черты Маши Мироновой.
8. Маша как обладательница вечных нравственных ценностей, пушкинский идеал женщины.

Какова авторская позиция в оценке Пугачёва и народного восстания?

1. Противоречивость личности Пугачёва.
2. Авторская оценка положительных черт личности героя:
— глаза Пугачёва как отражение его незаурядной личности;
— народные истоки речи Пугачёва;
— способность Пугачёва помнить добро, платить добром за добро;
— сочувствие обиженным и обездоленным (сиротство Маши);
— понимание Пугачёвым безнравственности собственных поступков.
3. Авторская оценка отрицательных черт личности Пугачёва:
— осуждение героя за отсутствие у него чувства долга, чести и ответственности;
— авторская ирония по отношению к желанию «поцарствовать» (выдать себя за царя, одеться по-царски, «позолотить» свой «дворец»);
— критика рабской психологии Пугачёва, его внутренней несвободы (неумение воспротивиться разгулу низменных черт участников восстания);
— отрицание бессмысленной жестокости героя.
4. Безоговорочное отрицание автором кровавой крестьянской войны («русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).
5. Призыв к будущему единству нации на основе человечности, народной нравственности, уважения к личности других людей.

II. Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.
(Работа над сочинением может быть завершена дома.)

Домашнее задание

Завершить работу над письменными ответами на проблемные вопросы.

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения «Пушкин и лицеисты», «Пушкин и декабристы» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Следующий урок: А. С. Пушкин. «19 октября», «Туча» >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)


ИСТОРИЧЕСКИЙ ТРУД  А. С. ПУШКИНА

Давно известно, что Пушкину в высшей степени присуще историческое чувство и историческое мышление. Историзм — одно из тех свойств художественного гения поэта, которое легло краеугольным камнем в основание его реализма.

Можно сказать, что историю, особенно русскую, Пушкин воспринимал исключительно лично, интимно, и это нисколько не мешало, наоборот, помогало ему видеть истинный, хотя подчас затаенный, отнюдь не лежащий на поверхности ее смысл. Свою жизнь Пушкин вписывал в историю России, которую. в свою очередь, просматривал и через призму своей судьбы человека и поэта. Это органическое слияние личного удела и исторического движения покоилось на убеждении Пушкина в неостановимости исторического процесса, который определяет вполне постигаемые чувством и разумом законы, побуждающие людей, участников исторического действа, выбирать ту или иную позицию, не оставаться пассивными и равнодушными зрителями.

В «Истории Пугачевского бунта» Пушкина интересовала прежде всего «пугачевщина», то есть само восстание, а не его инициаторы, вожди и вдохновители. Они обрисованы Пушкиным скупо, в отличие, например, от «Капитанской дочки», где столь выразительны портреты Пугачева, Хлопуши, Белобородова и даже рядовых участников крестьянской войны. В «Истории Пугачевского бунта» все повествование занял размах восстания и как бы «образ» восстания в народном сердце и в народной памяти.

Взрыв возмущенной народной стихии, по мысли Пушкина, лишен какой-либо четкой политической сознательности, хотя ее элементы проскальзывают в действиях восставших. В «Капитанской дочке» Пугачев рассказывает Гриневу притчу об орле и вороне. Смысл ее многозначен: с одной стороны, народ возжаждал вольной и яркой жизни, где его силы могли бы развернуться.

Однако, с другой стороны, смысл притчи оттеняет и политическую наивность народа, пользующегося моментом. Он действует импульсивно, словно в экстазе. Им руководит не сознание, а социальный инстинкт. Ощутив свободу, он превращает ее в разгул, и она сразу оборачивается своеволием и произволом. Мечта Пугачева, как признается он Гриневу, — «поцарствовать». Пушкинский герой в ответ на притчу Пугачева резонно замечает: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

Повесть Пушкина вобрала в себя богатый материал, освоенный и обобщенный в «Истории Пугачевского бунта». И это касается самых разнообразных деталей: золоченого «дворца» Пугачева, портретов мятежников, их реплик, характеристик персонажей, описаний Оренбурга и Казани, предметов быта и обихода, разговоров и поведения. За каждой строкой чувствуется полное погружение в эпоху, в психологию исторических лиц. Но главное все же в том, что вымышленные герои Пушкина включились в большое историческое движение, определившее их судьбы, заставившее их делать выбор. Они невольно оказываются причастными к истории, слушают ее, непосредственно извлекая нравственные уроки. И по воле Пушкина они переживают самые яркие, самые счастливые минуты, каких уже никогда, пожалуй, не будет в их жизни: чувство первой застенчивой любви, смертельные опасности, отчаяние, разлуки, тревоги. гибель родных, наветы, клевету, суд и наказание, неожиданные милости и прощения, — все им дано испытать и не запятнать чести, не потерять достоинства, закалить себя, укрепиться в любви и тихо, мирно, покойно окончить свои дни. Немногим выпадает на долю жить в поворотные, крутые моменты истории и быть в самой гуще ее роковых событий. Пушкинские герои общаются с главными ее участниками, с теми, кто ее творит. История прошла через их сердца. Они встречаются с Пугачевым и Екатериной II, воюют с восставшими и обращаются к ним за помощью.

Следуя исторической истине, Пушкин не привел Гринева в стан Пугачева. Его герой не признал самозванца Петром III. Пушкин знал, что ни один дворянин из «хороших» (то есть древних, потомственных) фамилий не служил Пугачеву. Лишь Шванвич (один из прототипов Швабрина) оказался изменником, да и то уклонялся от поручений и при первой возможности сбежал и явился с повинной. В повести Швабрин делается предателем по собственной воле из-за своей человеческой низости. На самом деле он попал в плен. Так что из общего закона, столь отчетливо выведенного Пушкиным, Шванвич не исключался. Как бы то ни было, Гринев Пугачеву не служит, но самозванец его помиловал и даже оказал помощь, вырвав Марью Ивановну из рук Швабрина.

Ясно, что в «Капитанской дочке» исторические события призваны оттенить человеческие качества героев. Это равно относится и к Гриневу, и к Пугачеву, и к второстепенным персонажам. Например, генерал Рейнсдорп в «Истории Пугачевского бунта» — нерешительный, глуповатый, лишенный военного таланта незадачливый полководец. В «Капитанской дочке» у Андрея Карловича Р. эти качества сохранены, но, кроме них, он еще и верен старой дружбе, и добр, и способен на сожаление.

Задачи, стоявшие перед Пушкиным в «Истории Пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке», обусловили отличающийся подход к изображению исторических фигур. Прежде всего это относится к Пугачеву.

Первый план исторического труда заняло крестьянское движение, а в «Капитанской дочке» — Пугачев. В «Истории Пугачевского бунта» последовательно описан ход восстания: противостояние лагерей, расслоение внутри каждого из них, действия бунтовщиков и правительственных начальников. Тут — сама история, как она реально совершалась.

Пугачев нарисован в «Капитанской дочке» куда более живо, чем в «Истории Пугачевского бунта». «Его видишь, его слышишь», — писал Вяземский. И надо сказать, что это имеет первостепенное значение для художественной мысли Пушкина. Если «Историей Пугачевского бунта» поэт преследовал практическую цель — указать на необходимость преобразований, то «Капитанской дочкой» он художественно решал более отдаленную, но не менее глубокую гуманистическую проблему: как достичь единства нации, как примирить противоречия и на какой основе это возможно. Оказалось, что почва для сближения «мужицкого царя», повстанца Пугачева, и дворянина Гринева есть, она еще не в настоящем, а в будущем. Пугачев и Гринев — в разных лагерях, но человечность, уважение к личности других людей, к их простым чувствам объединяют пушкинских героев. Пугачев, следуя народной нравственности, заступается за сироту, он как-то по-отечески сочувствует Гриневу и предлагает даже сыграть свадьбу и попировать. А Гринев, проявляя жалость к замерзающему мужику, предостерегая его от предвидимого печального конца, искренне желает Пугачеву добра, и тот это чувствует и ценит. Так дворянин и враг дворян находят общий язык, между ними на короткий срок устанавливается взаимопонимание, и Пушкину оно особенно дорого.

Человечность Вожатого в «Капитанской дочке» высвечена ярче, чем в «Истории Пугачевского бунта». Но не забудем, сколь многим в «Капитанской дочке» поэт был обязан добросовестному и проницательному историку, автору «Истории Пугачевского бунта».
В. Коровин
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
 
Казненные пугачевцы.
Рис. карандашом и пером. 1878. ГТГ. Худ. В.Г.Перов
 
Иллюстрации А.Бенуа к повести "Капитанская дочка"
(на сайте "Литература для школьников")
 
Словарь устаревших слов
к повести "Капитанская дочка"

(на сайте "Литература для школьников")
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz