Повесть Н.В.Гоголя "Шинель". Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Гоголь Н.В. Основные даты жизни и творчества
Н. В. Гоголь. Портрет работы художника Ф. Моллера
Гоголь в Петербурге
Иллюстрации Кукрыниксов к повести "Шинель"
Иллюстрации С.Бродского к повести "Шинель"
Гоголь Н.В. Шинель
Уроки по комедии
Н.В.Гоголя "Ревизор" в 8 классе
Уроки по творчеству
Н.В.Гоголя в 7 классе

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 — 1852)

ШИНЕЛЬ


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 31-33

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля

Урок 31. Н.В.Гоголь. "Шинель": своеобразие реализации темы маленького человека

Урок 32. Н.В.Гоголь. "Шинель" как "петербургский текст"

Урок 33. Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя

Н. В. ГОГОЛЬ. «ШИНЕЛЬ»:
СВОЕОБРАЗИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»
УРОК 31


Основное содержание урока
Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение повести. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление характерных для повести первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека. Устная характеристика героя и средств создания его образа.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного)
Вступительная беседа:


— Какой тип литературного героя получил название «маленького человека»?

— Кто из русских писателей впервые обратился к изображению «маленького человека»? В каком произведении?

— Какими чертами «маленького человека» обладал Самсон Вырин («Станционный смотритель» А. С. Пушкина)?

— Проанализируйте определение «маленького человека», данное в интернет-энциклопедии:

«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» — это «ряд разнообразных персонажей в русской литературе XIX в., объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль — жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе “значительного лица”. Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило не приводящим к изменению сложившейся ситуации». (См.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/5130/%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9.)

Выделите черты «маленького человека», данные в этом определении.

II. Рассказ учителя о сложностях службы Н. В. Гоголя в Петербурге, его знании жизни и быта мелких чиновников.

В рассказе учителя следует сообщить об истории создании книги, которая выросла в цикл «Петербургские повести», перечислить повести, входящие в него.[2]

III. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие)
Групповая работа:

Группа 1.


Анализ фрагмента повести с начала до слов «…моргнувши усом и испустивши какой-то особый голос»:

— Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: департамент, должностное сословие, всуе, натрунились, кума, квартальный офицер, вицмундир, фаворит, стремешка, серпянка, получил отпускную.

— Прочитайте выразительно отрывок со слов «Итак, в одном департаменте служил один чиновник…» до слов «…в том человеке, которого свет признаёт благородным и честным».
Найдите в отрывке описание портрета Акакия Акакиевича. Можно ли предположить, что автор лишает портрет героя индивидуальных черт и собственного лица? Обоснуйте своё
*Докажите, что имя и фамилия героя «не принадлежали» ему, были не его собственными, а заимствованными.
*Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишён «лица» от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.).

— Как понять слова автора о герое: «Я брат твой»?
Какая позиция автора по отношению к герою выражается в этих словах?
Докажите, что Башмачкин служил в департаменте «с любовью». Какие слова и выражения использует автор, чтобы показать, какое наслаждение приносило Башмачкину переписывание бумаг?

— *Сочувствует автор герою или осуждает его? Комичен ли образ Башмачкина? Докажите своё мнение.

— Озаглавьте этот фрагмент и составьте его план.

Группа 2.

Анализ фрагмента повести со слов «Взбираясь по лестнице, ведшей к Петровичу…» до слов «…посмотреть ещё раз на свою шинель с другой стороны, то есть прямо в лицо»:

— Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: ветошь, фалды, худой гардероб, канунешняя суббота, гривенничек, демикотоновый халат, казистей, стеганье, драпировать.

— Прочитайте по ролям отрывок «Башмачкин у Петровича» со слов «Петрович прищурил на него очень пристально свой единственный глаз…» до слов «…да и портного искусства тоже не выдал». С какой целью автор указывает на косноязычие Башмачкина?
*Какой смысл выявляет тот факт, что Петрович был одноглазый?
Что подчёркивает такая повторяющаяся деталь на табакерке Петровича: «Место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки»?

— Какие изменения произошли в характере Башмачкина, когда он «поставил себе цель»?
Какие мысли Башмачкина о будущей шинели и его действия автор описывает комически?
Юмор или иронию[3] использует автор, описывая новую шинель?

— *Докажите, что повествование ведётся от лица рассказчика, который имеет собственное лицо и не совпадает с автором.
Приведите примеры.
В чём смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести?

— Озаглавьте этот фрагмент и составьте его план.

Группа 3.

Анализ фрагмента повести со слов «Между тем Акакий Акакиевич шёл в самом праздничном расположении всех чувств» до слов «…и начинал даже со своей стороны сам испытывать страх»:

— Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: вспрыснуть новую шинель, ваньки, кареты с убранными козлами, надзиратель, складчина, значительное лицо.

— Перескажите близко к тексту эпизод «Ужин у помощника столоначальника» со слов «Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти кое-какие пустынные улицы…» до слов «…кто может сколько-нибудь представить себе положение другого».

Найдите в эпизоде описание мыслей и действий Башмачкина, которые ранее были для него не характерны. Что было причиной такого образа мыслей и поведения?

— С какой целью Гоголь описывает прошлое и характер значительного лица, к которому отправился Башмачкин?
Прочитайте по ролям диалог Башмачкина и значительного лица.
Какие детали показывают бездушие общества, в котором живёт герой?

— *Сравните эпизод «Башмачкин у значительного лица» со сценой «Чиновник Червяков у генерала» из рассказа Чехова «Смерть чиновника». По каким основаниям можно сопоставить эти эпизоды?

— Озаглавьте этот фрагмент и составьте его план.

Группа 4.

Анализ фрагмента повести со слов «Как сошёл с лестницы, как вышел на улицу…» до конца повести:

— Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: распеканье, десть (ДЕСТЬ, дести, род. мн. дестей, жен. (перс. dasta — рука, горсть). Единица счёта писчей бумаги. Русская десть (равная 24 листам, употреблявшаяся до введения метрической дести). Метрическая десть (равная 50 листам).), коломенский будочник, фризовая шинель, экстренности.

— Почему умер Башмачкин: простудился, не получил медицинской помощи, не мог больше жить в чиновничьем мире, потерял своё лицо, поднявшись над самим собой? Обоснуйте свой ответ.
Прочитайте краткое лирическое отступление, включённое в повествование после смерти Башмачкина (со слов «Исчезло и скрылось существо…» до слов «…на царей и повелителей мира»).
Каким чувством оно проникнуто?
*Почему в этом отступлении бедный чиновник сравнивается с царями и повелителями мира?

— Прочитайте выразительно фантастический эпизод со слов «Но так случилось, и бедная история наша…» до слов «…наводя немалый страх на всех робких людей».
Какие фантастические события происходят после смерти Башмачкина?
С какой целью в повесть вводится мотив возмездия? Почему это возмездие совершается в фантастических обстоятельствах?

— *Докажите, что образ Акакия Акакиевича «живёт» в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной.
Почему именно попытка героя обрести своё «лицо» приводит его к гибели? Можно ли доказать, что Башмачкин — это реалистический герой? Обоснуйте своё мнение. — Озаглавьте этот фрагмент и составьте его план.

IV. Практическая работа.

1. Составление плана (в том числе цитатного) характеристики Башмачкина с использованием примерного плана характеристики образа литературного героя (см. урок 13).

2. Устный рассказ о Башмачкине по некоторым пунктам плана (по выбору учителя).

3. *Заполнение цитатной таблицы «Отношение рассказчика к Башмачкину»:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Отношение рассказчика к Башмачкину»
Сочувствие герою
Осуждение героя
  
  
  
  

4. Заполнение цитатной таблицы «Черты “маленького человека” в образе Башмачкина»:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Черты “маленького человека” в образе Башмачкина»
Черты «маленького человека»
Примеры из повести «Шинель»
Низкое положение в социальной иерархии
  
Бедность, незащищённость
  
Жертва социальной несправедливости и бездушного государственного механизма
  
Страх перед жизнью, приниженность, кротость
  
Ощущение несправедливости существующего порядка вещей
  
Уязвлённая гордость и кратковременный бунтарский порыв, не приводящий к изменению сложившейся ситуации
  


5. Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после повести «Шинель»).

Почему образ Башмачкина показан в повести противоречивым?

Каковы причины авторского сочувствия и иронии по отношению к герою?

IV. Домашнее задание

Составить письменную характеристику Башмачкина или письменный ответ на проблемный вопрос «Как в повести “Шинель” продолжается тема “маленького человека” в русской литературе?» (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.
Выявить сходство и различия образа Акакия Акакиевича Башмачкина и Самсона Вырина («Станционный смотритель» А. С. Пушкина).
Найти в Интернете иллюстрации к повести «Шинель» и подготовиться к их презентации в классе.

Н. В. ГОГОЛЬ.
«ШИНЕЛЬ» КАК «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ»
УРОК 32

Основное содержание урока

Мечта и реальность в повести «Шинель». Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль фантастики в художественном произведении

Основные виды деятельности.
Выявление признаков реалистического и фантастического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия символ и фантастический реализм. Обсуждение иллюстраций и киноверсии повести.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Мечта и реальность в повести «Шинель»
Рассказ о замысле и истории создания повести «Шинель».


Мемуарист П. В. Анненков вспоминает, что первоначальный замысел повести возник у Гоголя в 1836 году, ещё до отъезда за границу:
«…Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200 (ассигнациями). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное своё ружьё перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как взглянув на нос, не увидел своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и больше не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии, возвращён он был к жизни, но о страшном событии он уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице. ‹…› Все смеялись анекдоту, имеющему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который слушал его задумчиво и опустив голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести “Шинель”, и она заронилась в душу его в тот же самый вечер».

Какой конфликт между мечтой и реальностью заключён в анекдоте о купленном и утраченном ружье? Как он разрешается в анекдоте и в повести «Шинель»?

II. Аналитическая беседа:

— Найдите в повести цитаты, рассказывающие, о чём мечтал Башмачкин. Какова динамика развития этого мотива?

— Нет мечты: «Когда все стремятся развлечься, — Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению… Что-то Бог пошлёт переписывать завтра».

— Сопротивление мечте: «Тут-то увидел Акакий Акакиевич, что без новой шинели нельзя обойтись, и поник совершенно духом».

— Рождение мечты: «…он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели… Самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился».

— Путь к мечте изменил героя: «…он сделался твёрже характером… С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение».

— Осуществление мечты: «День самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича».
Проследите, как чувствовал себя Башмачкин в новой шинели и как к ней относился.

В ы в о д: мечта и деятельное стремление к ней возвышают человека.

— Найдите цитаты, рисующие реальность жизни Башмачкина.
Какова динамика развития этого мотива?

Предчувствие реальности: «…предчувствовал, что будет титулярный советник».
Повседневная реальность: «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения… В… переписывании ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир… <…> Не предавался никакому развлечению… Ел всё это с мухами… Умел быть довольным своим жребием…»
Реальность города: «Враг этот не кто другой, как наш северный мороз… Худой гардероб… Пустынные улицы с тощим освещением… Сняли с него шинель, дали ему пинка коленом… Частный принял как-то чрезвычайно странно рассказ о грабительстве шинели… В жизнь свою он не был ещё так сильно распечён генералом… Сильная горячка… Доктор ничего не нашёлся сделать… Бедный Акакий Акакиевич испустил дух».


В ы в о д: холодный и равнодушный город и его чиновничья верхушка унижают человека и ведут его к гибели.

III. Обобщающая беседа

— Какие черты реализма можно обнаружить в повести «Шинель»?

— Как проявился в повести принцип воплощения «типического характера в типических обстоятельствах»?

— Какова связь героя, среды и времени, в котором он живёт? Какие черты эпохи уловил и отобрал автор?

— Как появился в повести историзм мышления Гоголя?

IV. Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты
Актуализация имеющихся знаний учащихся об образе Петербурга в русской литературе.


1. Каким изображался Петербург в произведениях, изученных ранее («Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Размышления у парадного подъезда» Некрасова, вступление к «Медному всаднику» Пушкина)?

2. Комментарии учителя к понятию петербургский текст.
(Учитель может воспользоваться статьёй Н. Е. Меднис «Петербургский текст в русской литературе»)

V. Аналитическая беседа:

— Каким предстаёт в повести Петербург? Какое настроение вызывают картины города?

— Найдите и прокомментируйте картины городского пейзажа и интерьеры петербургских домов.

— Проследите, как автор воплощает в повести мотив холода: холода природы и холода людей.

— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Найдите цитаты, указывающие, как воплощён в повести мотив шинели.
Подумайте, почему Гоголь отказался от первоначального названия произведения — «Повесть о чиновнике, крадущем шинели».

— Запишите причины, по которым мечта о шинели оказалась для героя тщетной. Могла ли быть воплощена какая-либо другая мечта Башмачкина?
*Почему в жестокой, но неизменной реальности герой чувствует себя счастливым, а изменения во внешнем и внутреннем мире героя приводят его к гибели?

— В литературоведении о Гоголе есть мнение, что шинель стала для героя последней надеждой согреться в холодном мире.
Подтвердите или опровергните эту точку зрения, приведя необходимые аргументы.

— Кто виноват в гибели Башмачкина: холодный Петербург, человеческое равнодушие, он сам? Обоснуйте свой ответ или найдите другие причины смерти героя.

— *В русском и зарубежном литературоведении нередко отмечали сходство сюжета «Шинели» с текстом жития святого Акакия. Какие черты житийной литературы можно заметить в повести Гоголя?

— *Литературовед О. Г. Дилакторская пишет:
«Гоголю удалось слить взаимоисключающие жанровые структуры — анекдота, жития, сакральной пародии (т. е. антижития) — в неразложимый художественный синтез, породивший стилевую многослойность, неодномерность художественных образов, двойной — комический и трагический пафос повести».

— Докажите примерами, что в повести переплетаются комический и трагический аспекты.

VI. Презентация и обсуждение иллюстраций русских художников к повести «Шинель» (см. иллюстрации С. Бродского, Б. Кустодиева и др.

Интерес для учителя может представлять статья Ю. Герчука «Гоголь. Иллюстраторы и интерпретаторы. От А. Агина до М. Шагала».

Каким видят Петербург и героя повести художники-иллюстраторы?

VII. Роль фантастики в художественном произведении

Назовите черты фантастического произведения
(высокая степень условности повествования; нарушение норм, логических связей и законов реальности, установка на вымысел; создание вымышленных, «чудесных» миров).

Какие признаки фантастики есть в повести «Шинель»? Приведите примеры.

VIII. Практическая работа. Составление плана анализа финала повести.

Используя примерный план анализа эпизода эпического произведения (см. урок 12), составьте план анализа финала повести «Шинель» (со слов «Итак, значительное лицо сошёл с лестницы…» до конца повести).

ТАБЛИЦА
План анализа финала повести «Шинель»
Вопрос
Пункт плана
Какой речевой строй использует автор в эпизоде? Как связаны герои и события в повествовании финала?
Взаимосвязь героев и событий в финале повести
*Каковы художественное время и пространство финала повести? *Можно ли считать время и пространство в эпизоде условными?
Противопоставление обезличенной действительности в жизни героя и бесконечной и вечной Вселенной
Какова роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде?
Роль гротеска и риторических восклицаний[4]
Какова авторская позиция по отношению к героям эпизода?
Просьба о милосердии, возмездие или протест?
Какие события и образы повторяются в повести и в финальном эпизоде и с какой целью?
Роль повторяющихся событий и образов в повести и финальном эпизоде
Как связана месть чиновника-мертвеца с темой повести в целом?
Возможна ли месть «маленького человека»?
Какую символическую роль играет в эпизоде образ разгулявшейся стихии, ветра, метели?
Символический смысл картин городского пейзажа в финале повести
Каково место финального эпизода в развитии сюжета и композиции повести?
Развязка или эпилог?
*Каковы предшественники и последователи Башмачкина в русской литературе?
Герой «Шинели» в галерее образов «маленького человека»
Каково значение финального эпизода для раскрытия идейного смысла произведения?
Идейный смысл финала

При раскрытии последнего пункта плана можно познакомить учащихся с оценками финала «Шинели» крупнейшими литературоведами:

В. В. Набоков писал, что «в финале Гоголь прикрывает необыкновенный свой трюк — потоком ненужных и не относящихся к делу подробностей мешает читателю понять одно важное обстоятельство, а именно что тот, кого принимают за призрак ограбленного Акакия, и есть на самом деле вор, его ограбивший».

И. Анненский утверждал, что финал — это «торжество правды». Финал в советском гоголеведении — это изображение посмертного бунта Башмачкина против «значительных лиц», т. е. грозная возможность бунта, а не её реализация. Позднее тема бунта в эпилоге повести была осмыслена как борьба не героя, а автора против деспотизма сильных мира, как выражение и мести, и возмездия слабых, т. е. как ещё одна смысловая грань темы бунта.

Ю. Н. Тынянов считал, что образ Башмачкина-мертвеца только гротескная маска, необходимая для пародийных целей Гоголя, а фантастическая ситуация финала только игровая ситуация.

Ю. В. Манн в финале увидел контрастную смену социально-бытовой истории о титулярном советнике фантастическим окончанием как особое намерение Гоголя оставить содержание «Шинели» неразрешимым «на уровне проблематическом».

Г. А. Гуковский считал, что финал нужен для показа «взбунтовавшегося» Башмачкина.

Н. В. Фридман утверждал, что Башмачкин в финале «олицетворяет возмездие, выполнив свою роль мстителя», — он «не успокаивается до тех пор, пока не снимет шинель со значительного лица».

Господствующая точка зрения сводится к тому, что финал нужен для показа «протеста», «возмездия», «бунта», «мщения» обидчику-генералу — «значительному лицу», а фантастика нужна для проявления этой крамольной идеи.

Какие точки зрения кажутся вам наиболее убедительными?

Обоснуйте своё мнение и дайте своё толкование финала «Шинели».

Итоговый вопрос:

Против чего направлена повесть «Шинель» и как в ней раскрывается тема возмездия?

Домашнее задание

Письменно проанализировать финал повести или ответить на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).

Подготовиться к контрольной работе по творчеству М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.

Индивидуальные задания.

Выполнить задания из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования».

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.
Проект. Составление электронного альбома «Петербург начала XIX века и его обитатели в повести „Шинель“».

УРОК 33
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА И Н. В. ГОГОЛЯ


Основное содержание урока.
Письменный анализ (или сопоставительный анализ) эпизода лиро-эпического (драматического) произведения, письменный ответ на проблемный вопрос. Выполнение тестов.

Основные виды деятельности.
Письменный сопоставительный анализ лирики и фрагментов эпических (драматических) произведений. Выполнение тестов в формате ГИА и ЕГЭ по литературе.

Вариант 1

I. Соотнесите названия литературоведческих терминов поэма, комедия, сатира с их определениями.

1. Вид комического, способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.
2. Лироэпический жанр, крупное или среднее по объёму стихотворное произведение, основными чертами которого является наличие сюжета и образ лирического героя.
3. Жанр драмы, драматическое произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного или человеческого несовершенства.
Ответ: 1 — сатира; 2 — поэма; 3 — комедия.

II. Установите соответствие между героями повести Н. В. Гоголя «Шинель» и их портретами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ: А—2; Б—4; В—1.

III. Используя примерный план анализа эпизода литературного произведения (см. урок 12), проанализируйте фрагмент поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (часть 11, со слов «Кругом меня цвёл Божий сад…» до слов «И жаждой я томиться стал»). Сопоставьте фрагмент поэмы со стихотворением Лермонтова «Ангел».

— В чём сходство и различие описаний природы в стихотворении и фрагменте поэмы?
Какие общие черты романтических произведений отразились в стихотворении и фрагменте поэмы?

IV. Дайте письменный ответ на вопрос:
— Почему Хлестаков оказывается в роли ревизора?

Вариант 2

I. Соотнесите названия литературоведческих терминов романтизм, юмор, ремарка с их определениями.

1. Пояснение автора к тексту пьесы, в котором сообщается о месте и времени действия, обстановке, прошлом героев, их психологическом состоянии, темпе речи, жестах, интонации и т. п.
2. Вид комического, способ проявления комического в искусстве, заключающийся в добродушной насмешке.
3. Направление в искусстве и литературе, характеризующееся субъективной позицией писателя по отношению к изображаемому, стремлением показать высокое назначение человека в ярких образах, выдвижением в качестве героя исключительной личности, действующей в исключительных обстоятельствах, показом разлада героя с действительностью, ведущего к трагическому двоемирию.
Ответ: 1 — ремарка; 2 — юмор; 3 — романтизм.

II. Прочитайте строки из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»:

Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованные поэтом в этой цитате:
1) анафора;
2) юмор;
3) сравнение;
4) олицетворение;
5) аллегория.
Ответ: 1, 3, 4.

III. Используя примерный план анализа эпизода литературного произведения (см. урок 12), проанализируйте диалог Хлестакова и Осипа из пьесы Гоголя «Ревизор» (действие второе, явление II).

Сопоставьте этот фрагмент комедии с эпизодом разговора Савельича с Гринёвым из повести «Капитанская дочка» (глава I со слов «Савельич встретил нас на крыльце» до слов «Деньги были доставлены Зурину»).

— В чём сходство и различие происходящих событий, героев, их поступков в повести и в пьесе? Как характеризует персонажей их речь в эпизодах из повести и из пьесы?

IV. Дайте письменный ответ на вопрос:
— В чём двойственность авторского отношения к Акакию Акакиевичу в повести Гоголя «Шинель»?

Домашнее задание

Прочитать рассказ И. С. Тургенева «Певцы» и подготовить его художественный пересказ.

Индивидуальные задания.

Подготовить краткие сообщения об И. С. Тургеневе как пропагандисте русской литературы в Европе, его сборнике «Записки охотника» и истории создания рассказа «Певцы» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (см.: http://www.rvb.ru/turgenev/02comm/0139.htm).

Групповые задания.

Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям рассказа (см. следующий урок).
Подготовить инсценирование фрагментов, экскурсию по галерее иллюстраций, литературную викторину по рассказу «Певцы».

Следующие уроки: И.С.Тургенев "Певцы" >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. «Петербургские повести» – общее название ряда повестей, написанных Н.В.Гоголем, и название сборника, из них составленного. Объединены общим местом действия – Санкт-Петербургом 1830–1840-х годов. «Петербургские повести» («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего») – третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом.
Во всех повестях рассматривается проблема «маленького человека» и через все повести проходит образ столицы русского государства. Гоголь работал над «петербургскими повестями» с 1835 по 1842 год. (вернуться)

3. Ю́мор – это вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.
Иро́ния – употребление слова или выражения в смысле, обратном действительному, с осознанной целью открытой насмешки. Ироническое отношение, как правило, предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку, как бы скрытые, но по сути определяющие собой стиль художественного произведения. (вернуться)

4. Гроте́ск (фр. grotesque, буквально — «причудливый», «комичный»; итал. grottesco — «причудливый», итал. grotta — «грот», «пещера») — художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных, резких контрастов; изображение чего-л. в фантастическом, уродливо-комическом виде.
Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно. (вернуться)
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz