Волошин М.А. Основные даты жизни и творчества
Главная
Портрет М.А.Волошина работы Б.М.Кустодиева, 1924
 

Волошин[1] Максимилиан Александрович(1877–1932)
Основные даты жизни и творчества
 

1877, 16 мая – родился в Киеве, в семье коллежского советника, члена Киевской палаты уголовного и гражданского права Александра Максимовича Кириенко-Волошина и его жены Елены Оттобальдовны, в девичестве Глазер.

1879 – разрыв отношений между родителями. Мать с сыном переезжают в Севастополь.

1881, декабрь – переезд в Москву.

1888 – перешёл из частной гимназии Л. И. Поливанова во 2-й класс 1-й Московской казённой гимназии.
Октябрь – ноябрь – первые самостоятельные стихи.

1893, 31 января – первое публичное выступление Волошина: на литературно-музыкальном вечере в гимназии он читает стихотворение Пушкина «Клеветникам России».
3 июня – отъезд с матерью в Крым.
Июнь – перевод в Феодосийскую гимназию.
Декабрь – сближение с А. М. Пешковским[2].

1894, весна – начало дружеских отношений с А. М. Петровой[3]. Увлечение рисованием.
Осень – в печати появляется первое стихотворение, опубликованное в сборнике памяти директора гимназии В. К. Виноградова.
Декабрь – знакомство с художницей Е. Ф. Юнге.

1897, 6 июня – получает аттестат зрелости.
1 августа – зачислен на юридический факультет Московского университета.
Октябрь – попадает под надзор полиции.

1899 – исключён из Московского университета и выслан в Феодосию со свидетельством о неблагонадёжности.
Конец февраля – посещает в Ялте А. П. Чехова.
29 августа – первое заграничное путешествие (Австрия, Италия, Швейцария).
Декабрь – в качестве вольнослушателя посещает лекции в Берлинском университете.

1900 , февраль – восстановлен на втором курсе юридического факультета Московского университета. Изучает историю искусства. 20 мая – выходит первая статья – «В защиту Гауптмана» («Русская мысль», № 5).
26 мая – заграничное путешествие с В. Ишеевым, Л. Кандауровым и А. Смирновым (Австрия, Германия, Италия, Греция).
21 августа – подвергнут аресту в Судаке. Выслан из Москвы.
Начало сентября – с инженером В. О. Вяземским отправляется в Среднюю Азию на изыскания трассы Ташкентско-Оренбургской железной дороги.
Декабрь – увлечение сочинениями Ф. Ницше и Вл. Соловьёва.

1901, 20 марта – приезд в Париж.
Середина апреля – знакомство с художницей Е. С. Кругликовой и коллекционером С. И. Щукиным.
24 мая – начало путешествия по Испании с художниками Е. Н. Давиденко, А. А. Киселёвым, Е. С. Кругликовой.
Ноябрь–декабрь – посещение лекций в Сорбонне и в Высшей русской школе в Париже. Знакомство с историком, правоведом М. М. Ковалевским.

1902, январь – в Высшей русской школе читает доклад о Н. А. Некрасове и А. К. Толстом.
Март – принимает решение целиком посвятить себя искусству и литературе.
Май – начало занятий живописью.
Конец августа – путешествие по Италии.
Конец сентября – знакомство с К. Д. Бальмонтом.
Лучшие стихотворения года: «Как мне близок и понятен…», «Небо запуталось звёздными крыльями…».

1903, январь – приезд в Петербург. Знакомство с А. Н. Бенуа, A. А. Блоком, В. Я. Брюсовым, В. А. Серовым, К. А. Сомовым, B. В. Розановым и др.
Февраль – приезд в Москву. Знакомство с А. Белым.
11 февраля – знакомство с будущей женой М. В. Сабашниковой[4].
Лето – начало строительства дома в Коктебеле[5]. Работа над переводами стихотворений Э. Верхарна[6].
18 ноября – знакомство с А. Р. Минцловой.[7]

1904, 10 января – в редакции парижского журнала «Плюм» знакомится с Э. Верхарном, О. Мирбо, О. Роденом и др.
Конец июня – знакомство с Айседорой Дункан, А. С. Голубкиной.
Первая половина августа – знакомство в Женеве с Вяч. Ивановым.

1905, 9 января – приезд в Петербург.
Середина сентября – увлечение антропософией Р. Штейнера[8].

1906, 2 марта – стихотворение «Ангел Мщенья».
12 апреля – бракосочетание с М. В. Сабашниковой в Москве.
Сентябрь – Петербург. Знакомство в «Башне» Вяч. Иванова с М. А. Кузминым и С. М. Городецким.
6 октября – чтение лекции «Пророки и мстители» в Литературно-художественном кружке.
10 октября – Волошины поселяются в «Башне», этажом ниже Вяч. Иванова.

1907, 27 февраля – читает в Литературно-художественном кружке лекцию «Пути Эроса».

1909, 3 марта – читает лекцию «Аполлон и мышь».
4 марта – знакомство с И. Ф. Анненским.
9 марта – участие в постановке пьесы Ф. Сологуба «Ночные пляски» в Литейном театре.
30 мая – приезд в Коктебель Е. И. Дмитриевой и Н. С. Гумилёва.
Сентябрь–октябрь – работа в «Аполлоне».
Начало ноября – литературная мистификация: Черубина де Габриак[9].
22 ноября – дуэль с Н. С. Гумилёвым.

1910, конец февраля – в московском издательстве «Гриф» выходит первая поэтическая книга «Стихотворения. 1900–1910». (см. несколько стихотворений из этого сборника)
Август – работа над венком сонетов «Corona Astralis».
Декабрь – знакомство с М. И. Цветаевой.

1911, 18 января – читает лекцию в Литературно-художественном кружке «Новые течения во французском экзотизме».
Конец апреля – отъезд в Крым.
5 мая – в Коктебель приезжает М. И. Цветаева.
Сентябрь–октябрь – пишет статьи по литературе и искусству для «Московской газеты».

1912, 12 февраля – участие в диспуте, организованном «Бубновым валетом»[10] в Политехническом музее в Москве.
25 февраля – участие во втором диспуте «Бубнового валета».
Июль – расписывает стены коктебельского кафе «Бубны» с В. П. Белкиным, А. В. Лентуловым и А. Н. Толстым.
Лето – переводит книгу Сен-Виктора «Боги и люди».

1913, 12 и 24 февраля – участие в диспутах о картине И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», изрезанной А. Балашовым. Конец февраля — Выпускает брошюру «О Репине».
Март – лекционное турне: Смоленск, Витебск, Вильно. Читает лекцию «Жестокость в жизни и ужасы в искусстве».
Лето – работает над книгой о готике. Занимается живописью. Конец ноября — В московском издательстве М. и С. Сабашниковых выходит книга П. де Сен-Виктора «Боги и люди» в переводе М. Волошина.
Декабрь – в Петербурге выходит книга статей «Лики творчества».

1914, середина февраля – в Москве выходит книга «Маркиз д’Амеркёр» Анри де Ренье в переводе Волошина.
Начало июля – накануне Первой мировой войны отъезд из Коктебеля в Швейцарию.
Июль–август – Дорнах. Принимает участие в строительстве антропософского храма («Гётеанума») под руководством Р. Штейнера.

1915, 2 января – отъезд из Дорнаха в Париж.
Октябрь – велосипедная экскурсия по Испании.

1916, февраль – в Москве выходит книга стихов «Anno Mundi Ardentis. 1915».
25 марта – навсегда покидает Европу.
Лето – пишет монографию о Сурикове. Выступает на поэтических вечерах в Коктебеле и Феодосии.

1917, январь – четыре акварели М.Волошина представлены в «Мире искусства»[11].
1 февраля – читает лекцию «Судьба Верхарна» в Драматическом театре.
8 марта – подписывает заявление об охране памятников искусства вместе с И. Э. Грабарём, Б. К. Зайцевым, К. В. Кандауровым, В. Ф. Ходасевичем и др. (опубликованное в газете «Утро России»).
Весна – в Коктебеле составляет сборник своих переводов стихотворений Э. Верхарна, готовит третью книгу своих стихов «Иверни».
Лето – программные стихотворения «Подмастерье» и «Материнство».
12 августа–12 сентября – в Коктебеле гостит М. Горький.
10–25 ноября – Коктебеле гостит М. И. Цветаева.
Конец ноября – программные произведения «Святая Русь», «Две ступени», «Мир», «Москва».
Декабрь – стихотворения «Петроград», «Стенькин суд», «Dmetrius-lmperator», «Демоны глухонемые», сонеты из цикла «Термидор».

1918, апрель–май – Стихотворение «Европа» и поэма «Протопоп Аввакум».
Май – выход в свет сборника «Иверни».
Ноябрь–декабрь – лекционное турне: Ялта, Севастополь, Симферополь. Севастополь.

1919, январь – в Харькове выходит четвёртый сборник стихов Волошина «Демоны глухонемые».
Около 19 января — приезд в Одессу.
Февраль–март – выступает на литературных собраниях. Общение с Э. Г. Багрицким, Л. П. Гроссманом, В. М. Инбер, В. П. Катаевым, Ю. П. Олешей, А. Н. Толстым, Н. А. Тэффи и др.
Апрель – участвует в работе союзов искусств. Переводит А. де Ренье.
Весна – в издательстве «Творчество» выходит книга Волошина: «Верхарн (Судьба. Творчество. Переводы)».

1920, конец июля – стихотворение «Северовосток».
9 мая – вступает во Всероссийский Союз поэтов.
Конец июня – преподаёт в Институте народного образования.
28 июля – выдана охранная грамота Дому Поэта в Коктебеле от Крымсовнаркома.

1923, февраль – в берлинском журнале «Новая русская книга» (1923, № 2), выходит поэтический цикл «Стихи о терроре».
Сентябрь – переиздание в берлинском русском издательстве книги «Демоны глухонемые».
Ноябрь – выход статьи Б. Таля «Поэтическая контрреволюция в стихах М. Волошина» в журнале «На посту» (1923, № 4).

1924, январь – завершение работы над поэмой «Россия».
Март – чтение стихов на «Никитинских субботниках» и в Кремле. Встречи с А. Белым, В. Я. Брюсовым, В. В. Вересаевым, А. К. Воронским, С. А. Клычковым, А. М. Пешковским и др.
31 марта – получает от А. В. Луначарского удостоверение на право создания в Коктебеле на базе Дома Поэта бесплатного дома отдыха для писателей.
6 апреля – приезд в Ленинград.
20 апреля – читает стихи в Комитете современной литературы при Институте истории искусств.
Лето – в Коктебеле впервые – А. Белый и В. Я. Брюсов.

1925, 29 января – постановлением КрымЦИКа за Волошиным закреплены дом и участок земли в Коктебеле.
Начало мая – избран почётным членом Российского общества по изучению Крыма (РОПИК) в Москве.
12 июня – приезд в Коктебель М. А. Булгакова.
Июнь – акварели Волошина демонстрируются на «Крымской выставке» в Москве.
17 августа – в день именин Волошина отмечается 30-летие его литературной деятельности. Представление «Поэты — поэту».

1926, 25 декабря – стихотворение «Дом Поэта».
1927, январь – 173 акварели отправлены в Москву – в Государственную Академию художественных наук (ГАХН).
26 февраля – открытие выставки работ Волошина в ГАХН.
14 апреля – открытие выставки картин Волошина в Ленинграде. Выступление со стихами в Литературно-художественном обществе.

1928, апрель – вступает в члены Всероссийского Союза писателей.

1929, март – участие в выставке акварелистов в Ленинграде.
26 марта – стихотворение «Владимирская Богоматерь».
Апрель – акварели Волошина представлены на выставке «Графика и искусство в СССР» в Голландии.
Ноябрь – подписывает договор на перевод произведений Флобера[12] для Государственного литературного издательства.

1930, январь – переводит «Юлиана Странноприимца» Флобера.
Май – акварели Волошина представлены на выставках в Риге и Лондоне.
Осень – пишет «О самом себе». Севастопольский музей приобретает акварели Волошина.

1931, январь – ухудшение здоровья и душевного состояния.
Февраль – решение передать Дом Союзу писателей.
2 марта – поэту выписан членский билет Всероссийского Союза писателей.
21 ноября – М. Волошину, А. Белому, Г. Чулкову назначается персональная пожизненная пенсия.
Середина декабря – обострение астмы.

1932, Март-апрель – работа над воспоминаниями.
11 августа – в 11 часов на 56-м году жизни поэт Максимилиан Волошин ушёл из жизни.
12 августа – погребение на горе Кучук-Енишар в Коктебеле.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000; Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 147-151.



Волошин (фамилия при рождении – Кирие́нко-Воло́шин) – русский поэт, переводчик, литературный критик, искусствовед, художник-пейзажист. Как поэт он начал печататься в символистском журнале "Весы". Для его лирики характерны историко-философские мотивы. (вернуться)

2. Пешко́вский – Александр Матвеевич Пешко́вский (1878 – 1933) – российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса.
Познакомился в юности с Максимилианом Волошиным (с которым учился в одном классе гимназии) и дружил с ним многие годы. (вернуться)

3. Петрова Александра Михайловна – А.М.Петрова преподавала в начальном женском училище, когда Волошин семнадцатилетним юношей поселился в их доме в Феодосии. Волошин квартировал у Петровых с осени 1894 по весну 1896 года, в последующие годы не однажды у них останавливался, приезжая в Феодосию из Коктебеля, Парижа или Петербурга. «Вся принадлежит людям, книгам, картинам», — писала о Петровой А.И Цветаева.
Из воспоминаний М. А. Волошина: «Еще в тот год, когда мы с Пешковским не жили у Петровых, мы привыкли встречать, подходя к гимназии на Итальянской, барышню, всегда в один и тот же час, с очень серьезным, озабоченным и суровым лицом. Сразу было видно, что она спешит по делу к определенному сроку. У нее был тип Афины Паллады: опущенный спереди лоб, правильные черты продолговатого лица, на котором угадывался шлем, темные волосы, серьезные губы. Мы знали, что это Александра Михайловна Петрова, учительница Александровского училища, и что она спешит на свои уроки. Наружность располагала и обещала серьезные и интересные беседы. И это было немалой приманкой для меня при выборе квартиры». (вернуться)

4. Маргарита Васильевна Сабашникова – в замужестве Волошина (1882–1973) – русская художница и писательница. В 1903 году познакомилась с М. Волошиным в Москве, на выставке картин у С. И. Щукина. 12 апреля 1906 году Маргарита Сабашникова вышла замуж за Максимильяна Волошина, обвенчавшись с ним в Москве, в церкви Св. Власия. В 1906–1907 гг. и в 1913 г. приезжала в дом мужа в Коктебель. В 1907 г. Сабашникова и Волошин расстались, сохранив дружеские отношения на всю жизнь. (вернуться)

5. Коктебе́ль – посёлок городского типа на востоке Крыма. Расположен на побережье Чёрного моря, в 20 км к юго-западу от Феодосии, на берегу Коктебельского залива, у подножия вулканического массива Карадаг. Впервые Волошин приехал в Крым в Коктебель с матерью в 1893 г., куда они переехали из Москвы. (вернуться)

6. Эмиль Верха́рн (нидерл. Emile Verhaeren, 1855–1916) – бельгийский франкоязычный поэт и драматург, один из основателей символизма.
Первые опубликованные русские переводы из Верхарна (1906) принадлежат В. Я. Брюсову. До Октябрьской революции над переводами Верхарна работали А. А. Блок, Н. А. Васильев, М. А. Волошин, Эллис. (вернуться)

7. Анна Рудольфовна Минцлова (1865 – исчезла в августе 1910) – переводчица, оккультист, деятель теософского общества. Дочь публициста, адвоката и библиофила Минцлова, Рудольфа Рудольфовича, сестра русского писателя, историка и библиофила Сергея Минцлова.
В течение нескольких лет оказывала значительное влияние на Вяч. Иванова, часто бывала «на башне» (в доме на углу Таврической и Тверской) в то время, когда квартира стала самым заметным символистским салоном в Петербурге. Большую роль, по словам Марии Волошиной, А.Р.Минцлова играла в жизни Максимилиана Волошина. (вернуться)

8. Антропософия (от греч. человек и мудрость) – религиозно-мистическое, оккультное учение, выделившееся из теософии, основанное в 1912 Рудольфом Штейнером с целью открыть широкому кругу методы саморазвития.
Рудо́льф Ште́йнер (также Штайнер; нем. Rudolf Joseph Lonz Steiner, 1861–1925) – австрийский философ, учёный, оккультист, эзотерик, социальный реформатор, архитектор, ясновидящий и мистик XX века. (вернуться)

9. Черубина де Габриак – Елизавета Ивановна Дмитриева (в замужестве Васильева; 1887–1928) – русская поэтесса, более известная под литературным псевдонимом-мистификацией Черуби́на де Габриа́к.
Училась в Сорбонне, где познакомилась с Н. Гумилёвым. В Петербурге преподавала русскую словесность в Петровской женской гимназии, печатала в теософских журналах переводы из испанской поэзии (Святая Тереса и др.), посещала вечера на «башне» Вяч. Иванова, где завязалась её близкая дружба с М. Волошиным.
Лето 1909 года Е. Дмитриева провела в Коктебеле, на даче у Волошина, где родилась совместная идея литературной мистификации, был придуман звучный псевдоним и литературная маска таинственной красавицы-католички. С 1909 стихи Черубины де Габриак печатаются в журнале «Аполлон», её успех головокружителен, её творчество получает высокую оценку И. Анненского и Вяч. Иванова. Разоблачение Черубины состоялось в конце 1909: правду узнал М. Кузмин, выведавший номер телефона Дмитриевой. Таким образом, в конце 1910 в «Аполлоне» появилась ещё одна подборка стихов Черубины, с заключительным стихотворением «Встреча», подписанным подлинным именем поэтессы. Разоблачение явилось причиной разрыва с Гумилёвым и Волошиным и дуэли между двумя поэтами. (вернуться)

10. «Бубновый валет» – первоначально такое название получила выставка художников (декабрь 1910 – январь 1911), впоследствии вошедших в одноимённое творческое объединение, с 1911 – Общество художников «Бубновый валет».
Вначале объединение включало преимущественно московских живописцев, впоследствии в него входили петербургские художники и представители других городов, в выставках участвовали многие художники из Западной Европы (французы и немцы). Существовало до декабря 1917 года. Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П. Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма.
В марте 1927 года в Третьяковской галерее состоялась ретроспективная выставка произведений художников группы «Бубновый валет». (вернуться)

11. "Мир искусства" (1898–1924) – художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы.
Объединение громко о себе заявило, организовав «Выставку русских и финляндских художников» в 1898 году в Музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. В 1915–1917 гг. выставки проходили в Художественном бюро Н. Е. Добычиной, которое с ноября 1914 г. находилось в доме Адамини (Марсово поле, 7; 2-й этаж).
Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника. (вернуться)

12. Гюста́в Флобе́р (фр. Gustave Flaubert; 1821–1880) – французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века.
В XIII веке создаются сборники «Золотая легенда» Якова де Ворагине и «Историческое зерцало» Винсента де Бове; в это же время были созданы витражи Руанского собора, фиксирующие легенду о Святом Юлиане Госпитальере (Странноприимце, Странноприимнике, Гостеприимном, Госпиталите); затем, в 1832 году, появился «Исторический и описательный опыт о живописи на стекле и самых замечательных витражах» Э. Г. Ланглуа. Всё это послужило базой для написания Гюставом Флобером в 1877 году новеллы – стилизации житийной истории «La Légende de Saint Julien I’Hospitalier».
В 1877 году Флобер публикует в журнале повесть «Легенда о святом Юлиане Милостивом», написанную в перерывах между работой над последним романом «Бувар и Пекюше», оставшимся неоконченным. «Легенда» раскрывает земной путь Юлиана: рожденный в благочестивой семье мальчик, который обуян страстью к кровавым и бессмысленным убийствам животных, со временем становится главой шайки разбойников, родственником императора, убивает собственных родителей, принимает полную аскезу, посвящает себя служению людям и обретает высшую духовную награду.
Легенда учит тому, что никогда не поздно перемениться, что на пути к светлому перерождению нет преград, что наши страсти обуздываемы, что руководящие нами силы благоносны, что деятельная аскеза творит истинные чудеса, что искупление ждет каждого, что прийти к нему можно через осознание собственной греховности и отрицание греха и встреча с истиной ждет нас внутри нас самих.
Переводы на русский язык: в 1877 году – Иван Тургенев «Легенда о Святом Юлиане Милостивом» (неоднократно переиздавался); в 1883 году – анонимный перевод, вероятно, В. И. Губина (второе издание – в 1899 г.); в 1898 году – перевод И. Ясинского; в 1908 году – перевод Н. Соболевского (2-е издание – 1908 г., 3-е – 1911 г.); в 1908 году – перевод Ин. Анненского (переиздание – 1911 г.); в 1914 году – перевод Александра Блока (1-е издание – 1994 г.); в 1930 году – перевод Максимилиана Волошина «Легенда о Святом Юлиане Гостеприимце» (1-е издание – 1934 г.). (вернуться)

 
 


Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz