|
|
|
Ф.А.Абрамов. Фото, лето 1976 |
|
Ф.А.Абрамов. Фото, лето 1975. Веркола. "Строили баню вдохновенно, радостно..." |
|
|
|
|
|
|
Абрамов Федор Александрович (1920 – 1983)
Ф. А. АБРАМОВ.
«О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ»
Уроки литературы в 7 классе[1]
Уроки 78-79
|
|
...Исследуются не просто деревенские, но
проблемы нашего национального развития,
наших исторических судеб.
Ф. Абрамов
Цели уроков:
— знакомство учащихся с творчеством Ф. А. Абрамова;
— повторение и закрепление теоретико-литературных понятий;
— обучение анализу произведения «вслед за автором»;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы.
Форма урока:
синтетический урок, включающий в себя слово учителя, сообщения учащихся
(при условии сдвоенного урока), чтение произведения, беседу о прочитанном.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Слово учителя с элементами беседы (презентация при условии расширенной подачи биографического материала).
Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним писателем-прозаиком — Фёдором Александровичем
Абрамовым. Прожил он немного — всего 63 года, но успел сделать за это время немало.
Федор Абрамов, родившийся и выросший в северной деревне Веркола в 1920 году, поступил в Ленинградский университет, на филологический факультет.
Для деревенского паренька конца 1930-х годов дело это было неслыханное: мальчишки тогда увлекались
техникой, грезили либо танками, либо самолетами, а о книжках как о своей будущей специальности и не
помышляли — книжки тогда просто читали, читали практически все и всё, что печаталось или «завалялось» в библиотеках, государственных и частных,
семейных. К тому же самостоятельно подготовиться к поступлению в университет было сложно, особенно живя в деревне; Федор Абрамов смог.
Ф. А. Абрамов воевал, прошел всю Великую Отечественную войну, был ранен и вернулся после
этого в университет — надо было иметь мужество все начать сначала. Он не только вернулся к своей
любимой профессии — мечтал быть учителем литературы, но и защитил кандидатскую диссертацию,
стал вузовским преподавателем и затем заведующим кафедрой. Однако две темы не давали ему спокойно жить — тема войны и тема деревни, ее
прошлого и будущего; постепенно Абрамов стал писать художественные произведения.
Писателей середины XX столетия, пишущих о деревне и ее проблемах, критики этого же исторического периода назвали деревенщиками, хотя
не все произведения того же Ф. А. Абрамова были посвящены теме деревни. Писатели-«деревенщики» пристально изучали современную провинцию,
с болью писали о судьбах крестьянской России в первые два десятилетия XX в., во время Гражданской и Великой Отечественной войн. Все они
задавались одним вопросом: куда идет современная деревня и выживет ли она к концу XX века?
Федор Абрамов сразу же стал поднимать и другие немаловажные вопросы: что было и остается нравственной основой настоящего крестьянства?
Почему гибнет деревня — укрупняются колхозы[2] и совхозы[3], соответственно уничтожаются целые поселения,
людей сгоняют с их исконных земель? Для чего убивают душу простого человека, превращая его в машину по производству сельхозпродукции?
Естественно, что писатель стал активно подвергаться критике, а его произведения — цензуре, некоторые выходили в свет значительно «отредактированные»
цензорами и сокращенные автором, другие просто не печатались. Федор Абрамов всегда и везде
говорил о достоинстве человека земли; в условиях социализма, где все люди рассматривались как «винтики в механизме государства», которые легко
можно было заменить, такая позиция не приветствовалась, может быть, поэтому, сгорая в спорах с оппонентами, писатель рано ушел из жизни.
Были, конечно, и объективные статьи о прозе Ф. А. Абрамова, и его литературоведческие статьи в защиту как «деревенского» направления в
советской литературе, так и своего творчества, например «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе»[4].
Но в целом в колхозном романе приветствовалась мифологизация реальной действительности, пропаганда советского образа жизни и идеалов, а
по такому пути Абрамов пойти не смог.
До конца своей жизни, наряду с другими произведениями, Федор Абрамов пишет тетралогию «Братья и сёстры» («Пряслины») — произведение
о родной архангельской деревне, ее жителях и тех нравственных основах бытия, которые нельзя терять ни в какие кризисные для страны времена.
II. Работа с учебником.
Чтение статьи учебника «Федор Александрович Абрамов» (с. 159—160).
Беседа по вопросу, помещенному после статьи на с. 160: «Какова главная тема произведений Абрамова?»
III. Чтение произведения.
Чтение рассказа Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» (с. 160—167 учебника).
IV. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Понравился ли вам рассказ Федора Абрамова «О чем плачут лошади»? Чем именно? Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.
— Расскажите, о чем это произведение.
— От чьего имени ведется повествование? Как вы думаете, сколько лет герою-рассказчику?
— Почему автор учебника дает сноску: «Автор пишет о конце 30-х годов, когда основной рабочей
силой на селе стал уже не конь, а трактор и о лошадях стали меньше заботиться»? На что обращает наше внимание эта сноска?
(Во времена коллективизации стали обрабатывать поля трактором, грузы перевозили на машинах, и лошади стали почти не нужны в хозяйстве. Лошадь вызывает
у автора острое чувство жалости. Потому что это не бездушный механизм, каким является трактор. Человек приручил лошадь, она тысячелетиями была верным
другом и помощником человека, и вот теперь лошади оставлены без ухода. Получается, что человек предал существа, которые он сам же приручил.)
— Что в самом тексте рассказа указывает на то, что действие происходит в период коллективизации?
(Все лошади пасутся вместе, на них — один пастух, который к ним редко приходит и по домам не разводит; лошадей по очереди отправляют на
работы, и не хозяева их забирают, следовательно, лошади общие, коллективные, а не хозяйские, частные. В то же время «редкая старушонка, редкая
баба, оказавшись на лугу, проходила мимо безучастно».)
— Почему герой-рассказчик так подружился с лошадьми? Откуда у него такая тяга к ним?
— Как автор описывает любимицу главного героя — лошадь Рыжуху, в колхозе прозванную Кларой (видимо, в честь Клары Цеткин — немецкой
революционерки[5])?
(Не просто как живое существо, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо. Мы понимаем, что кобыла Рыжуха и другие лошади и есть главные
действующие лица рассказа. «Особо-лошадиная красота луга» даётся в резком контрасте с тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды…», что вызывает
у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к животным.)
— Что «рассказала» Рыжуха человеку? В чем заключалось ее горе?
— Перескажите фрагмент Рыжухиного повествования.
— О чем задумался герой-рассказчик?
— Что мы узнаем о роли коня в крестьянской жизни? Знакомы ли вам эти факты? Почему в рассказе Абрамова они вдруг так затрагивают душу?
— О ком вспомнил пришедший с войны солдат? Почему?
— Как вы понимаете слова конюха-сторожа: «На лесном фронте Богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали? Нет, лошади тоже победу ковали,
да еще как...»?
(История гибели Карька «на лесном фронте» подчёркивает единство судьбы человека и окружающей его природы, которая продолжает нести ему помощь и поддержку.)
— Почему бывший фронтовик, сильный и мужественный человек, ищет останки «своего коня», ставшего колхозной «тягловой силой»? Что влекло
человека к месту гибели животного? Почему? Обоснуйте свой ответ.
— Как вы поняли слова: «В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег»?
(Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам.)
— Почему герой-рассказчик не сказал лошадям правды? Что его остановило?
— Почему рассказчика охватило чувство непоправимости содеянного? Что же он совершил?
— Найдите фрагмент текста, где повествование плавно переходит от героя-рассказчика, молодого
человека, к рассказчику взрослому — автору произведения. Как вы определили границы этого перехода? Зачитайте этот фрагмент.
— Можем ли мы сказать, что у данного рассказа два рассказчика? Или один рассказчик, но в разные периоды своей жизни? Аргументируйте свой ответ.
— Автобиографично ли произведение Ф. А. Абрамова? Докажите это.
— Так о каком времени ведется повествование? Сколько здесь временных пластов? Назовите их. Найдите и отметьте в тексте.
— Какова доля фантастического в данном рассказе? Воспринимается ли произведение как сказка или фэнтези? Свой ответ аргументируйте.
(Смысл использования фантастики (разговор с лошадью) в рассказе: «очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен
дать им самостоятельную оценку, отличаясь, например, от Миколки, который жестокость по отношению к лошадям – а значит, старому крестьянскому укладу жизни
– не осознаёт трагичность происходящих потерь.)
— Какова идея произведения? Как вы полагаете, для чего оно было написано?
(Название «О чём плачут лошади» привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые
были им приручены на протяжении многих тысячелетий.)
— Где еще мы встречались с похожей главной мыслью рассказа?
(Л. Андреев. «Кусака».)
— Что объединяет эти произведения?
(Мысль об ответственности человека за тех, кого приручил.)
V. Домашнее задание.
Для всего класса:
— перечитать рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади»;
— подготовить краткий пересказ произведения;
— написать мини-сочинение на тему «Хорошее отношение к животным — это...».
Следующий урок: Е.И.Носов "Кукла" >>>
|
|
1. Источник: Кутейникова Н. Е.
Уроки литературы в 7 классе. — М.: Просвещение, 2009. — 400 с. (вернуться)
2. Колхоз — сокращенное от коллективное хозяйство — форма ведения крестьянского хозяйства,
когда земля и орудия производства принадлежат всем членам коллектива, а руководит
деятельностью этого коллектива правление во главе с председателем. (вернуться)
3. Совхоз — совместное (или советское) хозяйство. (вернуться)
4. Абрамов Ф. Люди колхозной деревни в послевоенной прозе // Новый мир. — 1954. — № 4.
(вернуться)
5. Клара — через описание внешнего вида Рыжухи и истории лошадиной жизни в русской деревне автор показывает
несостоятельность новых убеждений. В период коллективизации клички давались идеологизированные. Таким образом стремились запечатлеть образ новой, небывалой жизни.
Также в первые годы после революции нередко детям давали «революционные» имена: Вилор – Владимир Ильич Ленин Организатор Революции;
Октябрина – в честь октября – месяца, в котором совершилась революция»; Стали́на – в честь Ста́лина; Тракторина – в честь появления трактора в колхозе;
Гертруда – герой труда.
Новые клички выражали устремления народа в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни
в деревне, естественного течения жизни человека в окружающем его мире. Разрушая этот мир, человек приносил страдание и самому себе и всему живому вокруг
себя.
Кла́ра Це́ткин (нем. Clara Zetkin, урождённая Айснер (нем. Eißner); 5 июля 1857, Видерау, Германия — 20 июня 1933, Архангельское, Московская
область, СССР) — немецкий политический деятель, участница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основателей Коммунистической партии
Германии, активистка борьбы за права женщин. (вернуться)
|
|
|
|
|
|
|