1. Татьяна Николаевна
Лаппа (в первом браке Булгакова, во втором Крешкова, в третьем Кисельгоф; 1892–1982) – первая жена
писателя и драматурга М. А. Булгакова.
Основной прототип персонажа Анна Кирилловна в рассказе «Морфий». Оставила о Булгакове устные воспоминания, записанные рядом
исследователей булгаковского творчества. Летом 1916 года вместе с мужем поехала на фронт, где работала сестрой милосердия в
госпиталях в Каменец-Подольском и Черновцах. В сентябре 1916 года Лаппа переехала в село Никольское Сычевского уезда Смоленской
губернии, где Булгаков служил земским врачом. В апреле 1924 года Лаппа и Булгаков развелись. (
вернуться)
2. Любовь Евгеньевна Белозёрская (1895–1987) – вторая жена М. А. Булгакова (1925–1932 годы).
Л. Е. Белозёрская развелась со своим мужем, известным журналистом Ильей Марковичем Василевским, в конце 1923 года.
В начале января 1924 года на вечере, устроенном редакцией «Накануне» в честь писателя Алексея Николаевича Толстого,
Белозерская познакомилась с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Брак Булгакова и Белозерской был зарегистрирован 30 апреля
1925 года.
Л. Е. Белозёрская-Булгакова много помогала мужу. При ней был завершён и опубликован посвящённый ей роман «Белая гвардия».
Любови Евгеньевне были также посвящены повесть «Собачье сердце» и пьеса «Кабала святош» («Мольер»). Как полагают некоторые
исследователи, Любовь Евгеньевна подсказала Булгакову идею ввести в будущий роман «Мастер и Маргарита» образ главной героини,
чтобы уменьшить перевес мужских персонажей (что имело место в пьесах «Бег», «Дни Турбиных», «Адам и Ева»). Она стала одним из
прототипов Маргариты в ранних редакциях романа.
В начале 1929 года начались сложности в семейной жизни. закончившиеся разводом 3 октября 1932 года.
В 1970–1980-х годах Белозёрская написала книгу о жизни с Булгаковым («О, мёд воспоминаний»). (
вернуться)
3. Елена Сергеевна Шиловская (1893–1970) – третья жена
писателя и драматурга М. А. Булгакова. 3 октября 1932 года Булгаков развёлся со своей второй женой Л. Е. Белозерской, а 4 октября был заключён его брак с Еленой Сергеевной. Через год после заключения брака Елена Сергеевна по просьбе мужа начала дневник, который вела в течение 7 лет до последних дней жизни Булгакова.
Хранительница его литературного наследия. Основной прототип Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». Младшая сестра Ольги Сергеевны Бокшанской (1891–1948), сотрудницы МХАТ, личного секретаря Владимира Ивановича Немировича-Данченко. (
вернуться)
4. "Мёртвые души" – инсценировка инсценировка одноименной поэмы
(1842–1852) Николая Васильевича Гоголя (1809–1852). См.
поэму Гоголя на сайте "Литература для школьников".
Премьера во МХАТе состоялась 28 ноября 1932 г. При жизни Булгакова не публиковалась. Впервые: Булгаков М. Пьесы. М.: Советский писатель, 1986 г.
Работу над М. д. Булгаков начал вскоре после своего прихода во МХАТ режиссером-ассистентом 10 мая 1930 г. Первые наброски инсценировки были сделаны 17 мая 1930 г. Согласно булгаковскому замыслу, действие должно было начинаться в Риме.
В письме своему другу философу и литературоведу П. С. Попову 7 мая 1932 г. драматург утверждал: "Мертвые души" инсценировать нельзя. Примите это за аксиому от человека, который хорошо знает произведение. Мне сообщили, что существуют 160 инсценировок. Быть может, это и неточно, но во всяком случае играть "Мертвые души" нельзя..."
Как отмечал со слов писателя П. С. Попов в первой булгаковской биографии, написанной в 1940 г. для так и не вышедшего сборника пьес, "девяти лет Булгаков зачитывался Гоголем, писателем, которого он неизменно ставил себе за образец и наряду с Салтыковым-Щедриным любил наибольше из всех классиков русской литературы. Мальчиком Михаил Афанасьевич особенно увлекался "Мертвыми душами", которые "расценивались им как авантюрный роман".
Впоследствии Булгаков постиг философский смысл гоголевской поэмы, и Чичиков, герой еще его раннего фельетона
"Похождения Чичикова" в первой редакции "М. д." и особенно в киносценарии "Мертвые души" вырос до демонического персонажа, нависающего над Россией. В нем материализуются страхи чиновников и помещиков "Николаевской Руси" перед народным бунтом. (
вернуться)