Мы знаем, что Гоголя мало удовлетворяли постановки его пьес, хотя в лице Щепкина он и обрел наиболее совершенного для того времени воплотителя своей драматургии, могучего единомышленника на путях развития нового, реалистического искусства. Даже испытывая глубочайший духовный кризис, отрешившись от всего, чем он жил и страдал, Гоголь не мог предать забвению театр и вынашивал мысли о его улучшении.
15 октября 1851 года Николай Васильевич был с Аксаковыми на спектакле "Ревизор" в Малом. "Посмотрите, какие толпы хлынули на его комедию, посмотрите, какая давка у театра, какое ожидание на лицах!.." – писал в 1836 году московский журнал "Молва". Много воды утекло с тех пор. Хлестакова играл Шумский. Гоголь, забившись в темный угол ложи, слушал внимательно и раз или два хлопнул. После этого спектакля он укрепился в решении личным чтением разъяснить текст пьесы для ее исполнителей.
|
Н.В. Гоголь читает "Ревизора" 5 ноября 1851 на квартире в доме Талызина в Москве на Никитском бульваре (слева направо: Г.П. Данилевский, И.С. Тургенев, С.В. Шумский, П.М. Садовский, М.С. Щепкин, С.Т. Аксаков, И.С. Аксаков). Офорт В. Даниловой и О. Дмитриева, 1951 |
Долгожданное чтение состоялось 5 ноября "во второй комнате квартиры гр. А.П.Толстого, влево от прихожей, – указывает Данилевский. – Стол, вокруг которого на креслах и стульях уселись слушатели, стоял направо от двери, у дивана, против окон во двор. Гоголь читал, сидя на диване." В числе собравшихся мемуарист называет И.С.Аксакова, С.П.Шевырева,
И.С.Тургенева, Н.В.Берга и других писателей, актеров М.С.Щепкина, П.М.Садовского, С.В.Шумского. Это чтение стало последним публичным выступлением Гоголя, и он готовился к нему очень сосредоточенно.
На удивление Тургенева, "далеко не все актеры, участвовавшие в "Ревизоре", явились на приглашение Гоголя; им показалось обидным, что их словно хотят учить! Ни одной актрисы также не приехало. Сколько я мог заметить, Гоголя огорчил этот неохотный и слабый отзыв на его предложение... Известно, до какой степени он скупился на подобные милости".
Однако увлекшись чтением, Николай Васильевич вошел во вкус и произвел на слушателей потрясающее впечатление "чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой и словно дела нет – есть ли тут слушатели и что они думают. Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет, для него самого новый, и как бы вернее передать собственное впечатление. Эффект выходил необычайный... С каким недоумением, с каким изумлением Гоголь произнес знаменитую фразу Городничего о двух крысах... "Пришли, понюхали и пошли прочь!" – Он даже медленно оглянул нас, как бы спрашивая объяснения такого удивительного происшествия. Я только тут понял, как вообще неверно, поверхностно, с каким желанием только поскорей насмешить – обыкновенно разыгрывается на сцене "Ревизор".
Тем же восхищением проникнут и рассказ Данилевского о неподражаемом гоголевском исполнении монологов Хлестакова, Ляпкина-Тяпкина и особенно сцены между Бобчинским и Добчинским. "У вас зуб со свистом", – произнес серьезно и внушительно Гоголь, грозя кому-то глазами и даже пришептывая при этом, будто у него свистел зуб. Неудержимый смех слушателей изредка прерывал его... Чтение под конец очень утомило Гоголя..."
|
|
|
Портрет М.С. Щепкина, 1862. Художник Неврев Н.В. |
Гоголь за кулисами во время репетиции комедии "Ревизор" в Александринском театре в Петербурге. Акварель актера П.А.Каратыгина 1836 |
И.И.Сосницкий – первый исполнитель роли городничего в комедии "Ревизор" в Александринском театре |
Из книги: Осипов Ю. Мезонин поэта. Музейные эскизы. – М.: "Молодая гвардия ", 1986.
Гоголь Н.В. Ревизор
|