ХОДАСЕВИЧ ВЛАДИСЛАВ ФЕЛИЦИАНОВИЧ
(1886 – 1939)
НЕ ОПУБЛИКОВАННОЕ
ПРИ ЖИЗНИ И НЕОКОНЧЕННОЕ[1] |
|
* * *
Я угасну... Я угасну...[2]
Всё равно... Умру, уйду.
Я скитаюсь здесь напрасно.
Путь далек мне. Я пойду.
Небо низко. Ветер злобен.
Травы вялы. Пал туман.
Призрак счастья тускл и дробен.
Жизнь — томительный обман.
Вы — останьтесь. Вам за мною
Не идти. Туман — глубок.
Я уйду, закроюсь мглою...
Путь неведом и далек...
30 октября 1904
* * *
Что-то нужно. Что-то нужно...[3]
Я не знаю — что.
В темноте прижаться дружно?
Нет, не то, не то.
Знаю, там, за тесным кругом,
Что-то ждет меня.
Дух мой, дух мой, будь мне другом,
Дай огня, огня!
Где мы? Где мы? Мрак горячий
Мне спалил лицо...
Я ль, бессильный, я ль, незрячий,
Разомкну кольцо.
Я стою, во мраке скован.
Разорвите мглу!..
Я упал к своим оковам
На сыром полу.
4 ноября 1904
БАЛ
Г. Ярхо[4]
Я шел по скользкому паркету,
Вдыхал искусственность духов,
Искал «ее». Вон ту? Вот эту?
Не знаю. Думал, что цветов!
Искал — ее. Хотел — желанья.
Ненужной ласки. Новизны.
Быть может — муки ожиданья?
Не знаю сам. То были сны.
Я так устал, все были близки
И так доступны. Я устал.
Мои желанья были низки?
Не знаю. Пусть. Ведь это — бал.
9 ноября 190
ПРОКЛЯТЫЙ[5]
Проклятый кем-то, взрос я в зыбях
Мечты не знающей души.
В моих глазах, свинцово-рыбьих,
Залег туман речной глуши.
Смотрю без радости и гнева,
Не вижу я добра и зла,
Не слышу стройного напева,
Не ведаю — где свет, где мгла.
Когда смотрю в чужие очи, —
Боюсь огня сверкнувших дум...
И я бегу к покрову ночи...
Испуганный, дрожит мой ум.
16 ноября 1904
ПОСЛЕДНИЙ ГИМН[6]
Живу последние мгновенья.
Безмирный сон, последний сон.
Пою предсмертные моленья,
В душе растет победный звон.
Дрожа и плача, торжествуя,
Дошел до дальнего конца...
И умер я, и вновь живу я...
Прошел пустыни. Жду венца.
Развею стяг, мне данный Богом
Еще тогда, в неясный час,
Когда по облачным дорогам
Я шел и слышал вещий глас.
Я белый стяг окрасил кровью
И вот — принес его на Суд.
Крещенный злобой и любовью,
Я ввысь иду. Утес мой крут.
Взойду на кручи. Подо мною —
Клубится пена облаков.
Я над безвольностью земною
Восстану, просветлен и нов.
Тогда свершится Суд Последний...
На стяг прольются вновь лучи...
Вспою мой гимн еще победней,
Заблещут ангелов мечи.
И Он сойдет, и скажет слово,
И приобщит к Себе меня.
И всепрощения благого
Прольется песнь, светло звеня.
Мои скитанья и томленья
Потонут в низинах земли.
Свершится чудо Воскресенья...
Мой светлый дух! Живи! Внемли!
28 ноября 1904
ЧАСОВНЯ[7]
В высокой башне — темных окон ряд.
В передрассветной мгле, туманным зимним утром,
Теряются верхушка и орел...
И лишь внизу, в окне, светло горят
В часовне, переливным перламутром,
Огни свечей — лучистый ореол.
Кругом, впотьмах, в чуть брезжущем рассвете,
Ползут немые тени, гаснут фонари...
В домах зажглись огни; дрожат и тухнут.
Зеванье слышно в утреннем привете...
Так медленны движенья... ждут зари.
И стены призрачны. Как будто скоро рухнут.
Невнятный стук дверей издалека —
И из домов выходят люди. Взор кидают
Вокруг, на небо. Крестятся. Бредут.
Сегодня будет им работа нелегка...
Сегодня, завтра, — день за днем. Не знают,
Когда избавятся от неразрывных пут.
Идут к часовне. Торопливо ставят
Свечу свою пред почерневшим ликом.
Глаза святые смотрят грустно, строго,
Как будто видят, кто душой лукавит,
Как будто вспоминают о великом
Грехе того, кто принял чин от Бога, —
Монаха, что в Святой четверг, в ночной тиши,
Вблизи от них, в уединенной келье,
Убил того, с кем смертный грех творил...
Ты, богомолец! Свет свечей туши.
Не место здесь смиренному веселью:
Он каждый камень кровью обагрил.
Всё тихо здесь. А дух былой минуты
Беззвучно плачет. Но невидим он.
А ты стоишь смиренно на коленях
И плачешься, что дни твои так круты,
Что за стеной часовни — вечный стон,
Что нищие там дрогнут на ступенях...
Не плачь! Иди! Здесь стены знают страх!
Там скрытый Ужас призрачно таится,
Где человек переступил за грань!
Ты ропщешь там в открытых всем слезах,
Где даже свет — испуганно струится!
Ты здесь не нужен. Не молись и встань!
4 декабря 1904
ПОЗДНО[8]
Я задумался. Очнулся.
Колокольный звон!
В церковь, к свечкам, к темным ликам
Грустно манит он.
Поздно, поздно. В церкви пусто.
То последний звон.
Сердцу хочется больного,
Сердцу внятен стон.
Слишком поздно. Свечи гаснут.
Кто всегда — один,
Тот забыл, что в церкви — радость,
Он — как блудный сын.
Я хочу назад вернуться,
На колени пасть!
Боже, Боже! Дом Твой кроток, —
Надо мною — власть!
Я в тюрьме своих исканий.
Призраки плывут,
И грозят, и манят, манят,
Паутину ткут!
Слишком поздно. В темной бездне
Я ослеп и сгнил...
Будет стыдно выйти к свету —
И не хватит сил.
5 декабря 1904
ОБМАН[9]
Может быть, играет Дьявол
Страшную игру,
Учит вере: «Здесь побуду
И потом умру».
Шепчет смутно бледным, слабым,
Что не им — искать,
Что лишь маска жизни — правда
И на ней — печать.
Этот шепот — в свисте ветра,
В шелесте ветвей...
Он трусливых заставляет
Дверь закрыть плотней,
Укрываться за стенами
В мертвенный покой
И забыть, что там, за дверью, —
Неизбежный бой.
Каждый слабый рано ль, поздно ль,
Иль в ином миру
Крикнет: «Горе. Я обманут!
За обман — умру».
6 декабря 1904
ЗВЕЗДЕ[10]
Пусть стены круты, башни стройны
И ослепительны огни;
Пусть льют потоки крови войны;
Пусть переменны наши дни;
Пускай кипят, звенят, трепещут,
Грохочут гулко города;
Пусть время неумолчно плещет, —
Ты надо всем горишь, звезда!
Прости мне, свет иной основы,
Неизменяемых начал, —
Что я тебя в борьбе суровой
Так безрассудно забывал.
15 декабря 1904
Петербург
МАРИНОЧКЕ[11]
Я стройна и красива. Ты знаешь?
Как люблю я себя целовать!
Как люблю я, когда ты ласкаешь,
Обольщаться собой и мечтать!
И мечтать, и сплетать вереницы
Так неясно несущихся грез...
Я — царица, и я — в колеснице...
Я — в дремотности дышащих роз...
Милый, милый! Как странно красиво...
Я в свою красоту влюблена!
Я люблю тебя много, но лживо:
От себя, от себя я пьяна!
Как прекрасно и ласково тело!
Эту ласку тебе отдаю.
Не отгонишь... Целую я смело...
Как тебя... Как себя я люблю...
2 января 1905
Лидино
* * *[12]
Я опьянялся цветами мирскими,
Воздух и блески я жадно внимал,
Жил воедино с волнами морскими,
Вместе с людьми ликовал и страдал.
О, колебанья несметных случайностей!
Был я натянут послушной струной,
Отдал я дань обольщению крайностей,
Был я игрушкой... Но стал я — иной.
Я не ищу обольщений обманных.
Я задыхаюсь в тумане, в бреду!..
Я от измен, как убийцы — нежданных,
Тихо, беззвучно, светло отойду.
Снова и снова, к далекому, милому,
К нежно-неясному путь поведет.
И подойду я так близко к незримому.
Перед глазами туманность падет.
Знаю — увижу я Вечные Грани,
Знаю — пойму я Предвечный Закон.
Муку печальную прежних скитаний
Вспомню я грустно. И путь мой свершен.
13-14 января 1905
Москва
ИНАЯ КРАСОТА[13]
М. Рындиной
Быть может, истина не с нами.
Майков
Я не знаю. Я не знаю.
Но меня томит мечта:
Может быть, — от нас сокрыта —
Есть Иная Красота, —
Выше всех красот открытых.
Я ее, любя, боюсь...
Может быть, — в ней — смерть, убийство,
Но я к Ней иду, несусь!
14 января 1905
* * *[14]
Я не знаю худшего мучения —
Как не знать мученья никогда.
Только в злейших муках — обновление,
Лишь за мглой губительной — звезда.
Если бы всегда — одни приятности,
Если б каждый день нам нес цветы, —
Мы б не знали вовсе о превратности,
Мы б не знали сладости мечты.
Мы не поняли бы радости хотения,
Если бы всегда нам отвечали: «Да».
Я не знаю худшего мучения —
Как не знать мученья никогда.
14 января 190
Источник: Ходасевич В. Собрание сочинений в 8 т. – М.: Русский путь, 2009. Том 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ходасевич В. Ф. Фото, 1910-е гг. |
|
|
|
|
|
|
1. Из не опубликованных при жизни стихотворений – из стихотворений, обнаруженных в фондах Ходасевича и его
знакомых (главным образом РГАЛИ).
При жизни В. Ф. Ходасевича вышло пять книг его стихотворений (три из них – двумя-тремя изданиями). Каждая книга представляла собой
определенный этап поэтического творчества, соответствовавший духовной эволюции поэта. В 1927 г. Ходасевич издал «Собрание стихов», оказавшееся его последней
поэтической книгой, вышедшей при жизни. В нее вошли только три цикла: «Путем зерна», «Тяжелая лира» и «Европейская ночь». (вернуться)
2. «Я угасну... Я угасну...» – беловой автограф (ЗК), с датой: 30 октября 1904.
Первое стихотворение, записанное Ходасевичем в записной книжке, куда он заносил автографы стихов 1904–1906 гг.
ЗК – Записная книжка В.Ф. Ходасевича 1904-1908 гг. с беловыми автографами стихотворений (РГАЛИ. Ф. 537. On. 1. Ед. хр. 17). (вернуться)
3. «Что-то нужно. Что-то нужно...» – беловой автограф (ЗК), с датой: 4 ноября 1904.
(вернуться)
4. Бал – беловой автограф (ЗК), с датой: 9 ноября 1904.
Ярхо Григорий Исаакович (1886–1954) – переводчик; видимо, учился вместе с Ходасевичем в гимназии. (вернуться)
5. Проклятый – беловой автограф (ЗК), с датой: 16 ноября 1904. (вернуться)
6. Последний гимн – беловой автограф (ЗК), с датой: 28 ноября 1904. (вернуться)
7. Часовня – беловой автограф (ЗК), с датой: 4 декабря 1904. (вернуться)
8. Поздно – беловой автограф (ЗК), с датой: 5 декабря 1904. (вернуться)
9. Обман – беловой автограф (ЗК), с датой: 6 декабря 1904. (вернуться)
10. Звезде – беловой автограф (ЗК), с датой: 15 декабря 1904. Петербург. (вернуться)
10. Мариночке – беловой автограф (ЗК),с датой: 2 января 1905. Лидино.
Мариночке – Марине Эрастовне Рындиной (1887–1973), первой жене Ходасевича. Они обвенчались 24 апреля 1905 г., посаженым отцом был В. Я. Брюсов.
Ходасевич расстался с Рындиной в самом конце 1907 г., в конце 1910 г. официально расторг брак, после чего Рындина вышла замуж за С. К. Маковского.
(вернуться)
12. «Я опьянялся цветами мирскими...» – беловой автограф (ЗК), с датой: 13-14 января 1905.
Москва. (вернуться)
13. Иная красота – беловой автограф (ЗК), с датой: 14 января 1905.
Марина Эрастовна Рындина (1887–1973), первая жена Ходасевича. Они обвенчались 24 апреля 1905 г., посаженым отцом был В. Я. Брюсов.
Ходасевич расстался с Рындиной в самом конце 1907 г., в конце 1910 г. официально расторг брак, после чего Рындина вышла замуж за С. К. Маковского.
Эпиграф взят из монолога Сенеки в поэме А.Н. Майкова «Три смерти. Лирическая драма» (1851). (вернуться)
14. «Я не знаю худшего мучения...» – беловой автограф (ЗК), с датой: 14 января 1905.
(вернуться)
|
|