|
Иллюстрации А.Д.Рейпольского*
к сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" |
|
|
|
|
|
|
Рейпо́льский
Алексей Дми́триевич (род. 14 января 1945, Ленинград) – советский и российский художник-иллюстратор.
Работал в издательствах «Детгиз» и «Художник РСФСР» художественным редактором. С 1978 года является членом Союза художников РФ,
а с середины 80-х гг. картины художника выставляются на различных выставках.
А. Д. Рейпольским исполнено более 100 работ маслом в области станковой и монументальной живописи, ряд иконописных произведений;
большое число эстампов во всех разновидностях печатной графики; множество акварелей, пастелей и темперных работ; оформил
и проиллюстрировал более 70 книжных изданий. |
|
Из статьи А.Максимовой о художнике:
Художник Алексей Дмитриевич Рейпольский (р. 1945 г.) знаком читателям волшебных сказок, приключенческих историй,
жизнеописаний выдающихся людей, русской классической прозы и поэзии. Он окончил графический факультет Института живописи,
скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина по мастерской М.А. Таранова в 1969 году, и за истекшие годы создал оформление и
иллюстрации почти к трем десяткам книг, много раз участвовал в ленинградских и республиканских выставках.
Творчество Рейпольского не ограничивается книжной графикой: его станковые эстампы и акварели, живописные портреты и
композиции на сказочные темы стали известны ленинградцам благодаря персональным выставкам в магазине-салоне «Ленинград»
(1983) и в книжной лавке писателей (1986). И все же книга – главное в работе художника.
Несколько лет работы отдал А.Д. Рейпольский волшебным сказкам Шарля Перро, и французские сказки XVII века пришли к новому
поколению детей в запоминающихся образах, в тонкой, временами изысканной интерпретации сказочных событий и реалий. Хрупкий
мир чудес воссоздан в иллюстрациях к «Золушке» в утонченной технике офорта, легко раскрашенного акварелью. Оформляя «Спящую
красавицу», художник обратился к сочетанию цветного карандаша и акварели. «Синяя Борода» и «Мальчик-с-Пальчик» побудили
Рейпольского полностью отдать предпочтение цветным карандашам, и, действительно, их плотные и определенные тона представляются
более соответствующими жестоким сюжетам этих сказок, чем прозрачность акварели. «Красная Шапочка» – книжка-раскраска, но даже
в таком «упрощенном» издании, сам тип которого диктует отказ от цвета и некоторую вялость штриха, Рейпольскому удалось
сохранить образную выразительность персонажей и композиционную занимательность «картинок». Не только полосные иллюстрации,
но и заставки, концовки, многочисленные орнаментальные элементы оформления помогают маленькому читателю ощутить эстетическую
и эмоциональную ткань старых сказок. В книжках «работает» все – и украшенный изысканными растительными и архитектурными мотивами
титульный лист «Золушки», и огромность потайных переходов замка Синей Бороды (они не уместились в одной полосе и потребовали
целого разворота!), и страшный облик Людоеда в «Мальчике-с-Пальчик». Впрочем, художник никогда не показывает жестоких кровавых
эпизодов, он подчеркивает и возвышает гуманистический смысл сказок. Историческая точность в изображении костюмов и предметов
быта ни в коей мере не подернута «музейной пылью», но лишь дает художнику свободу в обращении с реалиями отдаленной эпохи.
Новая книга, оформленная Рейпольским, объединила две темы, утвердившиеся в его творчестве,– сказку и Петербург. «Черная
курица» Антония Погорельского увидела свет в 1829 году. Она до сих пор остается самым читаемым произведением писателя
пушкинской поры Алексея Алексеевича Перовского, печатавшего свои литературные произведения под псевдонимом Погорельский
(от названия сельца Погорельцы). А.А. Перовский сочинил сказку для своего маленького племянника – будущего писателя,
поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого. Герою сказки он дал имя племянника
и поселил Алешу в Петербурге конца 1780-х годов.
«Черная курица» – петербургская сказка, ее образная природа может существовать только в коротком свете петербургской
зимы. Реальность лишена здесь приземленности, а вымысел – гротеска; волшебное возникает на ускользающей грани действительного
и воображаемого. Сказка эта о том, как чернят душу неблагодарность, заносчивость, незаслуженный успех, но она и о том,
что спасенная от ножа кухарки черная курица может обернуться министром милого маленького народа, что попросить лапку у
серой кошки – значит вызвать целую цепь странно связанных между собою действий, что дырочки в заборе сделала, наверное,
добрая волшебница... Сказочное сплетается и вырастает из знакомого или известного Алеше и обладает убедительностью
взаправдашней истории, рассказанной зимним вечером при свете свечи.
Эти нюансы удалось уловить художнику. Он ясно ощутил, как важна в книжке историческая конкретность Васильевского
острова, приметы ушедшего в прошлое быта. Узнаются знакомые силуэты и характерные приметы архитектуры, костюмы и
мебель дают точный временной адрес. Портретная индивидуальность придана лицам, житейская обоснованность — жестам.
Но помимо топографической определенности присутствует образ зимнего города, помимо бытовой ясности – Алешино
восприятие взрослого мира, в котором так истово готовятся к визиту начальника и так просто говорят о намерении
зарезать Чернушку. Изображение фантастического мира подземных жителей обстоятельно и убедительно, словно речь
идет о столь же хорошо известном художнику предмете, как Россия XVIII века.
Иллюстрации Рейпольского выполнены акварелью, лишь кое-где в фактуру акварельной живописи органично введен
перовой штрих. В них заметно следование приемам станкового искусства (в частности, внимательное построение
перспективы), но это отнюдь не нарушает их книжной природы и лишь усиливает ощущение достоверности происходящего.
Художнику удается сохранить зыбкую осязаемость волшебства, в которой таится секрет очарования «Черной курицы».
Прочитана книга, рассмотрены картинки. Рассыпались пустые рыцарские латы. Но сказка не кончена: тихим зимним
вечером летит по Петербургу карета, унося Алешу из детства, из мудрых сказок, навсегда поселяющих в душе высокие
представления о доброте и чести.
Источник: Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.
Худ. А. Рейпольский. – Л.: Художник РСФСР, 1989.
|
|
Антоний Погорельский
( 1787–1836) – Алексей Алексеевич Перовский, русский писатель, член Российской
академии (1829). Брат государственных деятелей графов Л. А. и В. А. Перовских, дядя Алексея
Толстого и братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых.
В 1829 году Погорельский опубликовал прославившую его сказку (волшебную повесть для детей) «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для
племянника Алёши – первую в истории русской литературы книгу о детстве. |
|
|
|
|
|
|
|