Нравственное величие русской женщины в повести В. Распутина «Последний срок». Уроки по творчеству В.Распутина в 11 классе
Главная
Портрет В. Г. Распутина
работы И. Глазунова, 1987.
 
Распутин Валентин Григорьевич
(1937 – 2015)

Уроки по творчеству В.Г.Распутина в 11 классе
[1]
 
Урок 1. Нравственное величие русской женщины в повести В. Распутина «Последний срок»

Вариант урока 1. Актуальные и вечные проблемы в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»

Уроки 3-4. Сочинение по произведениям «деревенской прозы»

Урок 1.
Нравственное величие русской женщины в повести В. Распутина «Последний срок»


Цели урока: дать краткий обзор творчества В. Г. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель; совершенствовать навыки анализа текста.

Оборудование: портрет В. Распутина

Методические приемы: аналитическая беседа.

Ход урока.

I. Слово учителя

Валентин Григорьевич Распутин (1937) — один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем.

Тема катастрофичности разрыва человека со своими корнями — в повести 1976 года «Прощание с Матерой».

В повести «Пожар» (1985) Распутин выявляет причину вопиющего безразличия людей-«архаровцев», у которых в душе нет чувства привязанности к родной земле, а значит, и ответственности за то, что на ней происходит.

Проблема ответственности, проблема человечности и в повести 1970 года «Последний срок».

II. Аналитическая беседа

— Как организовано повествование в этом произведении?

— Почему автор рассказывает о детях Анны, их жизни и проблемах отстраненно?

— В чем видит автор корни душевной черствости, душевной скудости? Как автор объясняет причины этого в повести?

— Какой образ противостоит образам бесчувственных детей Анны?

— Что за человек Анна? Как она относится к жизни? Какое значение имеет этот образ?

— Как автор показывает ее внутренний мир?


Распутин рассказывал: «Меня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого».

— Назовите такие образы из произведений Распутина.

— Можно ли утверждать, что образ Анны для Распутина является воплощением нравственного идеала?


Критик И. Дедков считает, что «главный смысл повествования заключен все-таки в самой Анне, в ее расставании с миром, в этой умудренной и страдающей душе старой русской крестьянки, замершей на самом краю зияния и не ведающей перед тем зиянием страха».

Согласны ли вы с тем, что главный смысл повествования заключен в образе Анны?
Какие еще «смыслы» вы видите в повести?
Каковы, по-вашему, литературные корни образа Анны?


Критик А. Бочаров пишет: «За что же так трогательно и любовно поэтизируется нравственная неподвижность Анны, отсутствие у нее потребности самостоятельно принимать жизненные решения?»

Какие основания были у критика для такой постановки вопроса?
Согласны ли вы с тем, что Анне присуща «нравственная неподвижность»? Обоснуйте свое мнение.


Критик И. Дедков считает, что в «Последнем сроке» «выразилось убеждение, что нравственный урок, содержащийся в судьбе старухи Анны, нельзя забывать, отстранять, нельзя игнорировать, как нечто уходящее, отсталое, несущественное. Такое устранение с дороги, из круга мыслей и памяти было бы, наверное, кощунственным, потому что без таких судеб народная судьба непредставима».

— Какие черты Анны вам кажутся особенно привлекательными, ценными, необходимыми и в наше время?
— В чем вы видите нравственный урок повести?


III. Заключительное слово учителя

Роль писателя, считает Распутин, в том, чтобы «не молчать в тряпочку», а ставить вопросы и пытаться привлечь к ним внимание народа: «Что с нами, дорогие односельчане? Куда мы правим? Куда мы этаким образом придем?! На то он и совесть народная».

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению.

Вариант урока 1.
Актуальные и вечные проблемы в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»


Цели урока: дать краткий обзор творчества В. Г. Распутина, обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за ее судьбу.

Оборудование урока: портрет В. Распутина

Методические приемы: лекция учителя; аналитическая беседа.

I. Слово учителя

Валентин Григорьевич Распутин (1937) — один из признанных мастеров «деревенской прозы» один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Распутин исследует конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и не мудрым, суетливым, бездумным существованием.

В его повестях «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1975), «Прощание с Матерой» (1976), «Пожар» (1985) слышится тревога за судьбу родины. Пути решения проблем писатель ищет в лучших чертах русского национального характера, в патриархальности. Поэтизируя прошлое, писатель остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывает к их сохранению. В его произведениях боль за свою страну, за то, что с ней происходит.

В повести «Прощание с Матерой» Распутин идет от автобиографического факта: село Усть-Уда Иркутской области, где он родился, впоследствии попало в зону затопления и исчезло. В повести писатель отразил общие тенденции, опасные прежде всего с точки зрения нравственного здоровья нации

II. Аналитическая беседа

— Какие проблемы ставит Распутин в повести «Прощание с Матерой»?
(Это проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будто последствия научно-технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведет ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями (не только В. Распутиным), исследуются учеными, принимаются во внимание практиками.
Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества — сохранить жизнь на земле. Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами «экологии души». Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим у от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести Распутина ставятся и проблемы противоречий между городским и деревенским укладами, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.)

— В чем смысл конфликта повести Распутина?
(Конфликт в повести «Прощание с Матерой» относится к категории вечных: это конфликт старого и нового. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или беря то лучшее, что есть в старом, преобразуя его?
«Новое в повести поставило цель пополам переломить старое вековые устои жизни. Начало этого перелома было положено еще в годы революции. Революция дала права людям, которые за устремленностью к новой жизни не хотели и не могли оценить то, что было создано до них. Наследники» революции, прежде всего, разрушают, творят несправедливость, выказывают свою недальновидность и недалекость. По специальному постановлению у людей отнимают дома, построенные их предками, добро, нажитое трудом, отнимают саму возможность работать на земле. Здесь извечный русский вопрос о земле решается просто. Он состоит не в том, кому должна принадлежать земля, а в том, что эта земля попросту выводится из хозяйственного оборота, уничтожается. Таким образом конфликт приобретает социально-исторический смысл.)

— Как развивается конфликт в повести? Какие образы противопоставлены?
(Главная героиня повести — старая Дарья Пинигина, патриарх деревни, обладающая «строгим и справедливым» характером. К ней тянутся «слабые и страдательные», она олицетворяет народную правду, она носитель народных традиций, памяти предков. Ее дом является последним оплотом «обжитого» мира в противоположность «недуми, нежити», которые несут с собой мужики со стороны. Мужики присланы, чтобы сжечь дома, из которых уже выселены люди, уничтожить деревья, порешить кладбище. Им, чужим людям, не жаль то, что дорого для Дарьи. Эти люди — лишь тупое орудие, без жалости рубящее по живому. Таков же председатель бывшего «сельсовета, а теперь поссовета в новом поселке» Воронцов. Он представитель власти, а значит, несет ответственность за происходящее. Однако ответственность перекладывается на вышестоящие органы, которые действуют в масштабах всей страны. Благая цель — промышленное развитие края, строительство электростанции — достигается ценой, которую платить безнравственно. Уничтожение деревни лицемерно прикрывается словами о благе народа.)

— В чем драматизм конфликта?
(Драматизм конфликта в том, что Дарье, ее любовному, бережному отношению к Матере, противопоставлены и ее собственные сын и внук — Павел и Андрей. Они перебираются в город, отходят от крестьянского образа жизни, косвенно участвуют в разрушении родной деревни: Андрей собирается работать на электростанции.)

— В чем видит Дарья причины происходящего?
(Причины происходящего, по мнению Дарьи, с болью наблюдающей за уничтожением Матеры, заключаются в душе человека: человек «запутался, вконец заигрался», мнит себя царем природы, думает, что перестал быть «маленьким», «христовеньким», слишком возомнил о себе. Рассуждения Дарьи лишь с виду наивны. Они выражены простыми словами, но, по сути, очень глубоки. Она считает, что Бог молчит, «устав спрашивать с людей», и на земле воцарилась нечистая сила». Люди, размышляет Дарья, потеряли совесть, а ведь главный завет прадедов — «совесть иметь и от совести не терпеть».)

— Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?
(Дарья — воплощение совести, народной нравственности, ее хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере, до тех пор, «покуль могилки» не перенесут. Она хочет забрать «могилки... изродные» на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилы, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат ее слова: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».)

— Как показана нравственная красота Дарьи?
(Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой «не стоит село» (вспомним героиню Солженицына из рассказа «Матренин двор»).)

— Через что раскрывается образ Дарьи?
(Раскрывается глубина образа Дарьи и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственный русскому человеку пантеизм, осознание неразрывной, органичной связи человека и природы.)

— Какова роль речи Дарьи?
(Речевая характеристика героини занимает большое место в повести. Это и размышления Дарьи, и ее монологи, и диалоги, которые постепенно складываются в простую, но стройную систему взглядов народа на жизнь, представлений о жизни и месте человека в ней.)

— Читаем и комментируем ключевые сцены, раскрывающие образ Дарьи:
сцена на кладбище, спор с Андреем (глава 14), сцена прощания с избой, с Домом.

III. Слово учителя.

«Меня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого» — так писал о своих героинях Распутин. Сила характеров любимых героев писателя — в мудрости, в народном миропонимании, народной нравственности. Такие люди задают тон, накал духовной жизни народа.

— Как проявляется философский план конфликта в повести?
(Частный конфликт — уничтожение деревни и попытка отстоять, спасти родное, возвышается до философского — противостояние жизни и смерти, добра и зла. Это придает особую напряженность действию. Жизнь отчаянно сопротивляется попыткам убить ее: поля и луга приносят обильный урожай, они полны живых звуков — смеха, песен, стрекота косилок. Запахи, звуки, краски становятся ярче, отражают внутренний подъем героев. Давно уехавшие из родной деревни люди снова ощущают себя дома, в тутошней жизни».)

— Какие символы помогают понять авторский замысел?
(Распутин использует один из традиционных символов жизни — дерево. Старая лиственница — «царский листвень» — является символом мощи природы. Ни огонь, ни топор, ни современное орудие — бензопила — не могут справиться с ним.
В повести много традиционных символов. Однако иногда они приобретают новое звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение («опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки»), а последнюю вспышку жизни, конец «нескончаемого ряда дней Матеры — ведь совсем скоро Ангара по воле строителей электростанции затопит землю водой.
Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым, чувствующим. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами: белит, моет, вешает чистые занавески, топит печь, убирает углы ветками пихты, молится всю ночь, «виновато смиренно прощаясь с избой». С этим образом связан и образ Хозяина — духа, домового Матеры. Накануне затопления слышится его прощальный голос. Трагическим завершением повествования является ощущение конца света: герои оставшиеся последними на острове, чувствуют себя «неживыми», брошенными в разверстой пустоте». Ощущение потусторонности усиливает образ тумана, в котором скрывается остров: Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана».
Главный же символ является читателю уже в заглавии. «Матера» — это и название деревни, и острова, на котором она стоит (этот образ ассоциируется и со Всемирным потопом, и с Атлантидой), и образ матери-земли, а метафорическое название России, родной страны, где «от края до края... хватало... и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре».)

IV. Заслушиваем сообщения по индивидуальным заданиям (даются заранее):
образ огня (пожара) — главы 8, 18, 22;
образ «лиственя» — глава 19;
образ «Хозяина» — глава 6;
образ воды

V. Итог урока

— Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную им в «Прощании с Матерой»?

Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования: «К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом...» Но надежда все же преобладает: «Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине...» Жизнеутверждающим представляется символический образ зерна, прорастающего сквозь мякину, «почерневшую солому». Человеку, считает Распутин, «озлиться нельзя», он «на острие многовекового клина», которому «нет конца». Народ, как показывает писатель, требует «все нетерпеливей и яростней» от каждого нового поколения, чтобы оно не «оставило без надежды и будущего» все «племя» людей. Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

Дополнительные вопросы:

Распутина, когда он отнюдь не великую широту взглядов своих героев тоже возводит в достоинство. Ведь им трудно увидеть человека в человеке, живущем даже не за тридевять земель, а всего лишь на другом берегу Ангары... А Дарья, хотя у нее есть и дети и внуки, думает только об умерших и считает с неожиданным для героев В. Распутина эгоизмом, что на ней жизнь обрывается... Те, кто принимает переезд на новое место, изображаются как люди по своей натуре пустые, безнравственные… истины, которые открылись Дарье перед «концом света», достаточно тривиальны и являются не народной мудростью, а ее имитацией».

1. Согласны ли вы с мнением критика? В чем он, по-вашему, прав, а с чем вы готовы поспорить? Обоснуйте свой ответ.

2. Какую роль играют в повести смысловые антитезы: Матера — новый поселок на правом берегу Ангары; старики и старухи — люди-«обсевки». Продолжите ряд противопоставлений.

3. Какова роль пейзажа в повести?

4. Какими средствами создается в повести образ Дома? В каких произведениях русской литературы встречается этот образ?

5. Что общего вы видите в названиях распутинских произведений? Какое значение имеют заголовки его повестей?

Уроки 3-4.
Сочинение по произведениям «деревенской прозы»


Темы сочинений

1. «Исповедность дара» Виктора Астафьева.
2. Смысл названий повестей Валентина Распутина.
3. Нравственные проблемы в произведениях современных писателей (Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Распутин).
4. Природа и человек в произведениях современных писателей.

Тезисный план сочинения на тему:
Природа и человек в произведениях современных писателей

I. Введение
Традиции русской литературы в изображении родной природы:
Тургенев, Толстой, Бунин, Есенин и др. Актуальность постановки проблемы «природа и человек

II. Основная часть
1. Трагические взаимоотношения человека и природы:
— последствия человеческой слепоты и самоуверенности («Царь-рыба» В. Астафьева);
— неспособность противостоять силам, истребляющим природу («Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Плаха» Ч. Айтматова);
— невосполнимость духовных потерь вследствие разрыва вековых связей природы и человека («Прощание с Матерой» В. Распутина).
2. Художественные особенности произведений, посвященных теме «природа и человек»:
— публицистичность (направленность произведений к каждому человеку, пафос тревоги, предсказание катастрофических последствий неразумных действий человека);
— поэтика натурализма (жизнь показывается без прикрас, как она есть);
— философичность (рассуждения о биологическом и духовном выживании людей);
— усиление мифологических и евангельских мотивов («Царь-рыба» В. Астафьева, «Плаха» Ч. Айтматова).
3. Проблемы моральной ответственности людей за свою землю; поиски нравственного и физического спасения человечества.

III. Заключение
Обострение проблемы «природа и человек» на рубеже третьего тысячелетия. Гражданское мужество писателей, призывающих общество обратить внимание на самые животрепещущие вопросы бытия человека.

1. Источник: Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, II полугодие. – 3-е изд., исп. и доп. ВАКО, 2004. – 368 с. (вернуться)





 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz