Шаховской Александр Александрович[1]
(1777–1831)

         Сатира первая[2]  

Мольер! Твой дар, ни с чьим на свете не сравненный,
В отчаянье меня приводит всякий раз,
Как, страстью сочинять, к несчастью, ослепленный,
Я за тобой хочу взобраться на Парнас[3].
Комедию пишу, тружусь, соображаю,
По правилам твоим мой план располагаю,
Характер, драмы ход, развязку, разговор –
Все, все обдумаю и сам собой доволен:
Мне кажется, мой слог приятен, чист и волен,
Смешного множество, прелестный шуток сбор,
И, словом, все в моей комедии мне мило.
Но на столе моем, как будто на беду,
Нечаянно твои творения найду,
Невольно разверну, прочту, вздохну уныло,
Новорожденное дитя мое беру,
Бешусь, кляну его и в лоскутки деру.

Так, ты один, Мольер, без злобы и без шутства,
Смеяся над людьми, умел людей смешить!
Твой быстрый взгляд проник в умы, в сердца и в чувства,
Чтоб, забавляя нас, нас разуму учить.
Твой дар божественный дал душу, жизнь и силу
Искусству Талии; ты тайны в нем открыл,
Которых до тебя никто не находил.
Но ты ж, к беде моей, их взял с собой в могилу.

Проснись, Мольер! Восстань и ум мой просвети,
Скажи, как мне писать? Мой дух горит желаньем
Полезным сделаться порока осмеяньем.
Хочу я чудаков на разум навести.
Что делать? – Не могу я видеть без досады
Пороки, слабости и странности людей!
Одни довольны всем, всему на свете рады.
Несчастие гнетет их ближних и друзей,
Беды со всех сторон, родные их в обиде,
В гоненьи, в гибели, да им в том нужды нет –
Но трогай их одних; гори огнем весь свет –
Им это фейерверк, в большом лишь только виде.

Другие все бранят, все в свете не по них,
Что хочешь делай ты, ничто им не в угоду,
Сердиты на мороз, на жаркую погоду,
Изволят гневаться на малых, на больших,
Нет спуску никому, друзья и супостаты,
И мертвый, и живой, и умный, и глупец,
Коль к речи им придут, разруганы вконец,
И, словом, без вины у них все виноваты.

Мне скажут, пусть их врут, какая в том беда?
Все знают, что они за то на свет озлились,
Что сами ни к чему на свете не годились.
Согласен, не было б в их болтовне вреда,
Когда бы люди все о всем судили сами
И не ленились бы своими жить умами,
Иль если б родились глупцы без языка;
А то, к несчастию, что зависть вымышляет,
То леность слушает, а глупость разглашает.
Увидев вестовщик меня издалека,
Спешит, бежит ко мне и машет мне руками,
Кричит, толкает всех, боится опоздать.
Бедняк! задохся он, пот льет с него ручьями!
А для чего? – Чтоб ложь чужую перелгать.
Он по три четверни переменяет в сутки,
Чтоб побывать везде, наслушаться вестей
И к вечеру, собрав чужие толки, шутки,
Их выдать за свои между своих гостей.
Имея пылкий ум, рассказа он чужого,
Как эхо, как скворец, не любит повторять,
Услышит слова два – прибавит к ним три слова,
А в добрый час и сплошь изволит сочинять.

Вот мой сосед идет. С готовою улыбкой
Для всех, кто встретится немного познатней,
Как кланяется им, какой хребет прегибкий!
Спина его совсем как будто без костей!
Он знатным рад служить и честью и душою,
Все хвалит, такает, лишь только б угодить
Тому, кто иногда изволит брать с собою
Его по улицам от скуки походить
И на вечер в свой дом изредка приглашает.
А в нем весь свет большой за картами сидит,
Или под музыку охотничью зевает,
Иль в вальсе бешеном себя как вихрь кружит.
Хоть карт наш такальщик[4] не брал ни разу в руки,
Не любит музыки, для танцев не рожден,
Но, радуясь, что в дом презнатный приглашен,
Он нюхает табак, чтоб не уснуть от скуки...
И счастлив!.. но едва ль не счастливей его,
Там шпорами бренча, хват такту бьет ногою!
Затянут, вытянут, любуяся собою,
Кобенясь, ни во что не ставит никого,
Лишь дай здоровья бог его четверке чалой,
Тарасу кучеру да пристяжной удалой,
А в прочем дела нет ему ни до чего.

Близ хвата франт сидит, с премодным воспитаньем[5],
С ухваткой дамскою, с сорочьим щебетаньем,
Головку искривя, так нежен, так уныл,
И молча говорит: смотрите, как я мил! –
Как милым и не быть? легко ли? три аббата
На разных языках учили молодца
И, выпуская в свет, уверили отца,
Что редкость сын его, что в нем ума палата.
И правда! затвердил он имена всех книг.
Парижский двор, театр он вам опишет вмиг,
Хотя не ведает, кто был Ермак, Пожарский,
Олег и Ярослав[6]. Да и не хочет знать:
Их шутки никакой нельзя пересказать –
Они же русские, а он – сынок боярский.
Кто может описать всех наших чудаков?
Чья муза от труда такого не устанет?
И как ни плодовит, как ни живуч Вралев[7],
А даже и его на это недостанет.

Их столько развелось – за наши все грехи, –
Заморских и своих, что тесно жить приходит,
И всяк из них на свой обычай колобродит.
Один ударился писать на все стихи[8]
И душит ими всех, хоть грамоты не знает.
Другой политик стал, мудрит и рассуждает,
В очках, нахмуря бровь, над картою сидит
И, будто как на смех, впопад не скажет слова.
Тот захозяйничал и в деревнях мудрит:
Из иностранных книг и с образца чужого
Без толку, без пути он сеет русский хлеб;
Да на чужой манер хлеб русский не родится[9].
Иной, забыв, что он и стар и чуть не слеп,
Задумал всех пленять и в щегольство пуститься.
А этот выдает себя за мудреца,
Всклокатил голову, в чернилах замарался,
Хоть много книг прочел, ума не начитался.
Всем странностям людским нет счету, ни конца!

И я, смотря на них, сержусь, бешусь всечасно;
Хочу исправить всех, пороки осмеять;
Начну комедию, но, ах! тружусь напрасно,
Умею чувствовать, но не могу писать.
Почто, Мольер, почто в наш век ты не родился?
Здесь твоему перу труда довольно есть.
Или когда б со мной умом ты поделился,
Я б пользу сделал всем, себе – бессмертну честь.

1807

Князь А.А.Шаховской, режиссер и драматург. Гравюра. 1820-е гг.

1. Александр Александрович Шаховской – автор  многочисленных комедий в стихах, популярнейший драматург начала  XIX века, театральный деятель. Его живые, очень сценичные комедии  были  предшественницами  "Горя  от ума" Грибоедова. 
Родился в Смоленской  губернии  в  небогатой  семье,  мальчиком  был записан в военную службу.  Первую  пьесу написал  в 1795 году. С 1802-го он служит в Дирекции петербургских  театров. 
Комедии  его  начали  ставиться  с  1804  года. Его излюбленной  темой стали насмешки над преклонением перед  всем иностранным, лицемерием и  ложной чувствительностью. С этого же времени он втянулся  в   литературную   борьбу  ранних   романтиков   с  архаистами (последователей  Карамзина с окружением  Шишкова),  что  особенно  ярко отразилось  в  его  пьесах "Новый Стерн" и "Липецкие воды".  Он  писал также трагедии, водевили, оперы, стихотворные сатиры. Много переводил, переделывал, инсценировал.
С течением времени Шаховской всё более сходился  с Жуковским, Пушкиным, Вяземским. Пушкин, в молодости нападавший в эпиграммах  на  Шаховского,  впоследствии  подружился  с  ним  и признал его талант: "Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой", – напишет он в "Евгении Онегине". (вернуться)

2. Сатира  первая – впервые напечатана в «Драматическом вестнике», 1808, № 18, стр. 145, подпись: А. Написана в начале 1807 г.
В первой сатире дана верная картина «света», обрисована страсть к сплетням, угодничание перед власть имущими («такание»), низкопоклонство перед знатью, презрение к нижестоящим, духовная пустота. Очень правдив портрет франта «с премодным воспитаньем». Конечно, этот образ светского хлыща, презирающего все русское, является не только данью обличению петиметров, характерному для русской сатирической литературы XVIII века, но явлением, типичным для дворянского общества и начала XIX века. Здесь как бы намечены очертания Ольгина в комедии «Урок кокеткам».(вернуться)

3. Первая сатира, написанная в начале 1807 года, свидетельствует о том, что стремление ориентироваться на Мольера было в это время осознано Шаховским как часть его творческой программы.
В качестве высшего художественного образца, которому Шаховской хотел бы следовать, он называет Жана-Батиста Мольера (1622–1673). Намечая в своей сатире объекты осмеяния – вестовщика, франта, хвата и др., Шаховской подразумевал определенных лиц. С. П. Жихарев указывает в «Записках современника»: «Шаховской очень живо очертил несколько оригиналов современного общества, выхваченных, как говорят, из салона А. Л. Нарышкина. Крылов утверждает, что портреты очень сходны». Мемуарист, к сожалению, не назвал фамилий тех лиц, чьи портреты зарисовал Шаховской, но указал в трех случаях их инициалы. Характеры комических чудаков, о которых идет речь в сатире, носят в такой степени общий характер, что далеко не всегда можно точно расшифровать имена оригиналов. (вернуться)

4. ...наш такальщик... – характеристика такальщика сопровождается у Жихарева пометкой: «Ну а это не живой ли Б. К.». Возможно, что речь идет о чиновнике В. Н. Бантыш-Каменском (1778–1829), брате историка, всегдашнем спутнике А. Л. Нарышкина в его утренних прогулках, человеке льстивом и низкопоклонном. (вернуться)

5. ...франт сидит, с премодным воспитаньем... – франт, обозначенный Жихаревым буквой С., по-видимому, граф Александр Иванович Соллогуб, отец писателя, племянник А. Л. Нарышкина. Подобно герою сатиры Шаховского, А. Соллогуб получил образование у аббатов и, по свидетельству сына, «чуждый надеждам, скорбям, недостаткам и доблестям... своей родины, не связанный ни с почвою, ни с преданиями, создающими гражданство, он невольно увлекся жизнью поверхностною, светскою, бесцельною. Он с молодых лет славился необыкновенным, образцовым щегольством... Пел приятно в салонах и так превосходно танцевал мазурку, что зрители сбегались им любоваться» (В. А. Соллогуб. Воспоминания. М.–Л., 1931, стр. 139). Образ франта предвосхищает фигуру графа Ольгина в «Уроке кокеткам» А. А. Шаховского, хотя и писанную с другого лица. Характерно, что актер И. И. Сосницкий в роли Ольгина копировал внешность и манеры графа А. Соллогуба. (вернуться)

6. ...кто был Ермак, Пожарский, Олег и Ярослав.Ермак Тимофеевич (ум. 1584) – уральский казак, освободивший Сибирь от власти хана Кучума и тем самым осуществивший соединение этого края с Россией (1582).
Пожарский Дмитрий Михайлович (1578 – ок. 1641) – князь, начальник второго ополчения, освободившего Москву от польских захватчиков (1612).
Олег Вещий (IX в.) – князь Киевский, прославленный полководец.
Ярослав Владимирович Мудрый (978–1054) – великий князь Киевский, известен как законодатель. (вернуться)

7. ...как ни живуч Вралев... – по-видимому, Вралев это Д. И. Хвостов (1757–1835), поэт-графоман, отличавшийся удивительной плодовитостью. Под именем Вралева Хвостов выведен в эпиграммах и басне А. Е. Измайлова «Львица и свинья». (вернуться)

8. Один ударился писать на всё стихи. – вероятно, имеется в виду бездарный поэт и прозаик Гаврила Васильевич Гераков (1775–1838), бывший постоянным посетителем салона А. Л. Нарышкина, где он выполнял роль шута. Определить прототипы остальных персонажей сатиры затруднительно. (вернуться)

9. Без толку, без пути он сеет русский хлеб — / Да на чужой манер хлеб русский не родится. – в сатире выведен бессмысленный прожектер, пытающийся хозяйничать в своей деревне, следуя чужеземным книгам.
Последний стих, сочувственно приведенный в «Барышне-крестьянке» Пушкина и намечающий тему комедии Шаховского «Пустодомы», давал повод для многих неверных толкований. Писателя обвиняли в слепом неприятии всего прогрессивного, в преклонении перед безграмотным практицизмом. Это не вполне справедливо. Помещик Шаховского не столько использует рациональные методы ведения хозяйства, сколько «без толку, без пути» портит русский хлеб; именно против этого выступает автор сатиры. И в этом Шаховской оказывается близок Крылову, который в басне «Огородник и философ», написанной в 1811 году, противопоставил крестьянина, по старине выращивающего на своих грядах огурцы, недоученному философу и краснобаю, «который лишь из книг болтал про огороды». (вернуться)

 
 




Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz