|
|
Толстой Алексей Николаевич (1883 – 1945) |
|
Творчество А. Н. Толстого
Уроки по творчеству А.Н.Толстого в 11 классе[ 1] |
|
Урок 1. Тема русской истории в творчестве А. Н. Толстого
Урок 2. Панорама русской жизни в романе «Петр Первый»
Урок 3. Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Урок 1.
Тема русской истории в творчестве А. Н. Толстого
Цели урока: познакомить учеников с биографией писателя, раскрыть причины, побудившие А. Н. Толстого написать роман о Петре I.
Методические приемы: разбор сочинений, рассказ учителя, использование межпредметных связей с историей.
Оборудование: портрет А. Н. Толстого
Эпиграф на доске:
«Чтобы понять тайну русского народа,
его величие, нужно хорошо и глубоко узнать
его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее,
трагические и творческие эпохи, в которых
завязывается русский характер»
А. Н. Толстой
Ход урока.
I. Чтение и анализ 2—3 сочинений (См. предыдущий урок "Сочинение по творчеству М. А. Булгакова")
II. Слово учителя об А. Н. Толстом
Тема памяти, в том числе исторической памяти, которая у Булгакова была реализована
прежде всего в романе «Мастер и Маргарита», всегда интересовала и талантливого русского писателя Алексея Николаевича Толстого.
Ранние годы Толстого прошли в усадьбе Сосновка, недалеко от Самары. О своем
безмятежном детстве он написал уже в эмиграции, в 1920 году. «Детство Никиты» — одно из
лучших произведений русской литературы на эту тему. Кроме автобиографической основы, в
произведении передано ощущение русской природы, неповторимость уходящего уклада жизни.
Память детства сопрягалась с чувством истории в работе над романом «Петр Первый»: «Картины
старой Москвы звучали во мне глубокими детскими воспоминаниями. И отсюда появлялось ощущение эпохи, ее вещественность».
Учился Толстой в реальных училищах Сызрани и Самары, затем на механическом
отделении петербургского Технологического института. Основательная инженерная подготовка
скажется при написании им фантастических произведений — романов «Аэлита» (1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925).
Талант Толстого, его феноменальная фантазия и наблюдательность проявились довольно
рано. В предреволюционную эпоху он перепробовал себя в самых разных жанрах и направлениях литературы.
В 1919 году, не принявший революцию писатель оказывается в эмиграции, в Париже. Но
слишком сильна была тяга к родным местам, к отечеству. Эта тяга ярко проявляется в творчестве
писателя, в рассказах и повестях эмигрантской поры, в замысле романа «Хождение по мукам».
В 1922 году Толстой порывает с эмигрантскими кругами в возвращается на родину:
«Совесть меня зовет не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, но
вколотить в истрепанный бурями русский корабль. По примеру Петра». В этих строчках из
открытого письма Н. В. Чайковскому писатель обращается к образу Петра, героя его будущего
романа. «На Петра я нацеливался давно. Я видел все пятна на его камзоле, но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане», — писал Толстой.
В начале 30-х годов, рассказывая о работе над «Петром Первым», Толстой подчеркивал
злободневность своего исторического повествования: «Я не мог пройти равнодушно мимо
творческого энтузиазма, которым охвачена вся наша страна, но писать о современности, побывав
раз-другой на наших новостройках, я не мог... Я решил откликнуться на нашу эпоху так, как
сумел. И снова обратился к прошлому, чтобы на этот раз рассказать о победе над стихией,
косностью и азиатчиной», И далее: «Меня увлекло ощущение полноты «непричесанной» и
творческой силы той жизни, когда с особенной яркостью раскрывался русский характер».
III. Беседа с комментариями учителя
— Что вы помните о царствовании Петра I? Охарактеризуйте русскую жизнь конца ХVII — начала ХVIII века.
(На рубеже ХVII-ХVIII веков созрели предпосылки для решительных перемен. В странах
Европы быстро развивалась промышленность. Важнейшей исторической задачей для России
было завоевание выхода к Черному и Балтийскому морям. Назрела острая необходимость в
создании регулярной армии и военно-морского флота. Система государственных учреждений нуждалась в реформах.)
Петр I, сын царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, правил с 1682 во 1725 гг.
Самостоятельное правление началось в 1689 году, когда ему удалось устранить свою старшую
сестру Софью от управления государством. Еще в отроческие годы по приказу Петра были
сформированы «потешные войска», которые в дальнейшем стали основой его регулярной армии.
Деятельность Петра продолжала политику Алексея Михайловича и Софьи, но Петр действовал более жестко и решительно.
К концу правления Петра Россия представляла собой крупнейшую державу с сильной
армией и отличным флотом. Петр учредил Правительствующий сенат вместо Боярской Думы,
ввел коллегии вместо приказов, упразднил воеводства и учредил губернии. Реорганизация
системы управления привела к установлению абсолютизма. Петр поставил под контроль
государства церковь, отменив в 1721 году патриаршество и учредив Священный синод. Реформы в
области культуры: новый календарь, начало русской печатной периодики, открытие школ разного
профиля – медицинских, военных, инженерных, ремесленных; открытие Академии наук (1724).
Петр был волевым, любознательным, работоспособным человеком. Врагов карал
безжалостно. Преданных ему людей ценил за инициативность, исполнительность, стремление к
преобразованиям. Правой рукой Петра на протяжении всего царствования был А. Д. Меньшиков,
происходивший из низших слоев. Соратники Петра: Никита Зотов, Франц Лефорт, Патрик Гордон, Федор Головин, Прокопий Возницын.
— Как развивался образ Петра в русской литературе?
(В ХVIII веке, в эпоху классицизма, господствовала героически-одическая тональность:
поэма Ломоносова «Петр Великий», стихи, прославляющие царствование Петра (Тредиаковский,
Сумароков, Херасков, Державин).
В ХIХ веке оценки деятельности Петра разделились. Пушкин
воспринимал деяния царя как подвиг, хотя уже в «Медном всаднике» противопоставил Петру как
символу силы и величия маленького человека. Лев Толстой, начав писать роман об эпохе Петра,
отбросил работу, так как возненавидел личность царя, «благочестивейшего разбойника, убийцы».
Отрицательной оценки придерживались и символисты, в частности Д. Мережковский в романе «Петр и Алексей».)
— В чем состоит специфика исторического романа в сравнении с романом о современности?
(В основе исторического романа лежат факты, отделенные от момента создания более
или менее значительной временной дистанцией. Поэтому исторический романист лишен
возможности воссоздавать события и характеры на основании своих прямых впечатлений. Он
может воспользоваться лишь документами, воспоминаниями, историческими трудами.)
Работая над романом «Петр Первый», Алексей Толстой использовал обширный материал,
множество разнообразных источников: исследования историков, записки современников Петра,
русских и иностранцев, дневники, письма, указы того времени, литературные памятники (в
частности произведения Пушкина, хотя они оценивают крутые реформы царя негативно, а эпоха
правления царя имеет мрачный колорит).
В конспекте одного из своих выступлений по поводу работы над романом «Петр Первый»
А. Толстой писал: «Первое десятилетие ХVIII века являет собой удивительную картину взрыва
творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая
совсем не того, в умилении и страхе глядит на возникающую Россию... Несмотря на различие
целей, эпоха Петра и наша эпоха перекликаются именно каким-то буйством сил, взрывами
человеческой энергии и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».
— Как вы считаете, сопоставимы ли эпоха Петра и время, в которое создавался роман?
(Роман создавался в Советской России в обстановке ломки вековых устоев,
индустриализации и коллективизации, в годы, когда закладывался культ личности Сталина.
Вдохновленный ощущением «творческой силы жизни эпохи Петра, А. Толстой возвращается к
пушкинской, оптимистической традиции в оценке деятельности Петра I.)
— Какие реальные исторические персонажи введены А. Толстым в роман?
— Какие реальные исторические события изображены в романе?
Домашнее задание
Перечитать роман, сделать обзор содержания.
Урок 2.
Панорама русской жизни в романе «Петр Первый»
Цели урока: соотнести реальное время и пространство России первой четверти ХVIII века
с художественным временем и пространством романа А. Н. Толстого; привлечь внимание к
главной проблеме романа — изображению творческого труда народа, созидающего новую
культуру; ощутить патриотический пафос романа, глубину изображения социальных противоречий эпохи.
Методические приемы: отработка умений выделять главное в тексте, подбирать эпизоды
для иллюстрации основных идей, определять позицию автора.
Ход урока
I. Слово учителя
По сложившейся в литературе традиции решающие события, «большая история» служили
лишь фоном для «малой истории», истории частных человеческих судеб. Вспомним роман-эпопею
Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
— Каким образом передает автор события романа? Какое место он отводит выдающимся историческим личностям?
(События романа переданы через восприятие вымышленных лиц, главными и любимыми
героями Толстого стали Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Платон Каратаев.
Исторические личности: Кутузов, Наполеон, Багратион, Александр I — отодвинуты на второй
план. Движущей силой романа (и истории, по Льву Толстому) является народ. Роль личности
определяется способностью проникнуться желаниями и чаяниями народа. Фигура Наполеона,
возомнившего себя вершителем человеческих судеб, истории, часто карикатурна.)
Алексей Николаевич Толстой героем своего произведения делает именно «большую
историю» и выдающуюся историческую личность Петра.
Фигура царя-преобразователя становится стержнем всего романа, а вымышленные
персонажи заполняют исторический фон. Деяния Петра даны на фоне широкой панорамы русской
жизни. Обзор романа поможет представить эту панораму в самом общем виде и сопоставить реальное и художественное время и пространство.
II. Реализация домашнего задания:
план обзора романа
Книга первая. Московская Русь. Юность Петра
1. Вековая отсталость Московской Руси.
Широта охвата действительности,
многоярусность социальных слоев и бытовых укладов, стремительность и пестрота
сменяющих друг друга картин как основной способ изображения Московской Руси
(глава первая:
«прокисшая» изба Бровкиных,
боярская изба Волкова,
«узкие навозные» улицы Москвы,
низкие своды царских палат,
грязный кабак,
заполненная народом
Кремлевская площадь,
покои Софьи,
первое описание Петра-ребенка).
Три плана изображения:
— царевна Софья, управляющая страной (глава первая, ч. 15; глава вторая, ч. 6);
— юный Петр, постепенно вырастающий в единоличного правителя страны (глава
вторая, ч. 3; глава третья, ч. 5; глава 4, ч. 5, 18, 23);
— тяжелая жизнь народа (глава первая, ч. 1; глава четвертая, ч. 8, 22).
Ненависть Петра к заскорузлой отсталости и скуке Москвы.
2. Изображение борьбы между Софьей и Петром.
Царевна Софья, став правительницей,
расправляется со стрельцами, приказывает боярину Василию Голицыну «воевать
Крым». Умный Голицын понимает, что воевать нельзя («войска доброго нет», «денег
нет»), но «говорить, убеждать, сопротивляться все равно было без пользы». Крымские
походы окончились бесславно. Народ доведен до нищеты.
3. В Преображенском потешном батальоне Петр под руководством иноземцев постигает
военную науку.
Через несколько лет у него уже три сильных полка: Преображенский,
Семеновский, полк Гордона. В Переяславле Петр строит верфь, первые корабли.
Знатные бояре Борис Голицын, Федор Ромодановский — поддерживают деятельность Петра.
4. Софья пытается использовать недовольство народа, вызванное неудачами крымских
походов, против Петра; замышляется убийство Петра (глава четвертая, ч. 12, 13).
«Всем надоело скорее бы кто-нибудь кого-нибудь сожрал? Софья ли Петра, Петр ли Софью... Лишь бы что-нибудь утвердилось...»
5. Петр, узнав о заговоре, бежит в Троицкую лавру, туда же переезжает весь
Преображенский двор; Софье не удается поднять стрельцов; подавление Петром
заговора: приказ Софье ждать в Кремле решения своей судьбы, ссылка Василия
Голицына, казнь зачинщиков бунта; возвращение Петра в Кремль (глава четвертая, ч. 23).
6. Первые реформы Петра после победы над Софьей (строительство флота, закладка
Архангельской верфи).
После смерти матери и брата Ивана Петр становится единоличным правителем страны.
7. Первый Азовский поход; неудача; взятие Азова (глава шестая); взятие Азова (глава седьмая, ч. 1).
8. Петр за границей учится кораблестроению (глава седьмая).
9. Заговор Софьи; стрелецкий бунт (глава седьмая, ч. 12).
10. Возвращение Петра в Москву (глава седьмая, ч. 17). Жестокая массовая казнь
стрельцов (глава седьмая, ч. 21).
«Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась
византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».
Вторая и третья книги.
Изображение творческого труда русского народа, созидающего новую культуру.
Пафос борьбы за родину с внешними врагами.
Книга вторая
1. Преобразовательная деятельность Петра всколыхнула все, что на Руси было сильного и
здорового. Опора Петра на купцов, помещиков, народ: купцы. Баженовы пожалованы
царской грамотой; Иван Бровкин, крупный торговец, Демидовы на Урале, валдайские
кузнецы братья Воробьевы честно служат Петру; Алексашка Меншиков, братья
Бровкины — первые люди при Петре; кузнец Жемов, художник Андрей Голиков — помощники Петра.
2. Борьба Петра с боярами за новые формы быта; боярыня Волкова (Санька Бровкина,
глава первая, ч. 3, глава вторая, ч. 3).
3. Сопротивление консервативной раскольнической среды; само сожжение раскольников
(глава первая, ч. 9).
4. Вступление России в союз с Польшей и Литвой против шведов (глава третья, ч. 2).
5. 1700 год; новое летоисчисление; поход на Нарву; разгром русской армии (глава
четвертая, ч. 3, 4).
6. Тайная кладовая в Кремле.
7. Борис Петрович Шереметьев, первый русский генерал-фельдмаршал, разбивает
шведского генерала Шлиппенбаха.
8. Шереметьев берет крепость Мариенбург (глава пятая, ч. 2).
9. Архангельский флот; взятие крепости Нотебург; героизм русских солдат и офицеров
(глава пятая, ч. 4).
«Кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт». Открытое море отсюда было рукой подать».
Книга третья
1. Запустение Москвы. Царевна Наталья Алексеевна заводит театр (глава первая, ч. 3).
2. Заговор против Петра: нити заговора ведут к царевне Софье (глава первая, ч. 4, 5).
3. Строительство Петербурга. Братья Бровкины. Домик Петра и дворец Меньшикова в
Петербурге (глава вторая).
4. Второй Нарвский поход; Петр под Нарвой (главы третья и четвертая); русские
захватили шведского короля; «машкерадный» бой, в котором русские уничтожили
треть нарвского гарнизона; русские под командованием Петра берут Юрьев и готовятся
к штурму Нарвы; героизм русских солдат и офицеров во время штурма Нарвы (глава шестая, ч. 7).
«Дело было европейское: шутка ли — штурмом взять одну и неприступнейших крепостей в свете».
III. Оформление тетрадей: выводы
Многоплановость композиции, контрастность глав, меняющаяся авторская тональность
создают мозаичную панораму эпохи. Движение эпохи, ряд ее узловых событий на протяжении с
1682 по 1704 год образует каркас повествования. Нарастает патриотическое звучание.
Третья книга создавалась в обстановке героического подъема Великой Отечественной войны. В ней на
первый план выходит тема воинских подвигов русского солдата, русского человека
раскрывающихся в описании штурма Нарвы.
А. Толстой понимал композицию как «установление цели, центральной фигуры, и затем
установление основных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры
располагаются». Произведение у Толстого организуется не столько сюжетом, сколько системой персонажей.
Роль главной фигуры выполняет Петр. Его фигура предстает масштабной, он
раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре — великодушный и жестокий,
отважный и беспощадный к врагам государственный деятель, гениальный реформатор. Вокруг
него группируются остальные персонажи. Чем ниже ступень лестницы, на которой «стоит»
персонаж, тем «пунктирнее» его линия в романе, тем менее ощутима его связь с романным целым.
Домашнее задание
1. Образ Петра в романе.
2. Подготовиться учебному практикуму по роману А. Н. Толстого.
Урок 3.
Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
Цели урока: выявить идейно-художественную задачу А. Н. Толстого — показать Петра I
как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью; дать представление о методе писателя.
Оборудование урока: если возможно, показать отрывки из художественного фильма «Петр Первый».
Методические приемы: проверка домашнего задания: выборочный пересказ, анализ
текста; углубление знаний по теории литературы.
Ход урока
I. Слово учителя
В работе над романом Толстой использовал обширный исторический материал —
мемуары современников Петра, письма и дневники частных лиц, официальные документы и
исследования ученых. Эти материалы должны были способствовать достоверности и
объективности изображения. Однако писатель оставил без внимания мнение виднейшего
историографа В. О. Ключевского, который писал о Петре: «Вводя все насильственно, даже
общественную самодеятельность вызывая принуждением, он строил правомерный порядок на
общем бесправии, и потому в его правомерном государстве рядом с властью и законом не
оказалось всеоживляющего элемента, свободного лица, гражданина».
— Как вы думаете, почему высказывание Ключевского не вписалось в концепцию Толстого?
(Роман создавался в годы активного строительства социализма, начало работы над ним
совпало с началом выполнения пятилетнего плана. Высказывание Ключевского о бесправии, об
отсутствии свободы, о принуждении неизбежно вызывает ассоциации с укреплявшимся в стране
культом личности Сталина, с порядками, утвердившимися в стране.)
Литература социалистического реализма, «единственно верного», «марксистского»
направления, призвана была «дать правдивое, исторически конкретное изображение
действительности в ее революционном развитии». Движущей силой истории объявлялась
классовая борьба, сама история осознавалась как движение к заранее известной цели — к светлым
идеалам коммунизма. Величием цели оправдывались любые жертвы на пути к ней. В эту
концепцию вполне укладывался образ, создаваемый Толстым: «Личность является функцией
эпохи, она вырастает как дерево на плодородной почве, но в свою очередь крупная, большая
личность начинает двигать события эпохи». В образе Петра воплощен тип положительного героя,
главными чертами которого являются ясность и прямота, с которой он видит цель и к ней устремляется.
— Каким образом Толстой создает такой характер?
(Уже с первых строк романа различными художественными средствами утверждается
необходимость преобразований в стране (описание нищеты семьи Бровкиных, убогого жилья
дворянина Волкова, узаконенное пьянство — сцена у кабака, низкие своды царских палат, где
умирает царь Федор Алексеевич и решается вопрос, кого же «кричать на царство»). Ребенок Петр «горяч умом, крепок телесно», как признает Василий Голицын,
влиятельный человек при дворе. «Быть царем Петру», — это его слова.)
II. Реализация домашнего задания: анализ образа Петра в романе
Слово учителя
А. Толстой признавался: «В моем романе центром является фигур Петра I. Остальные
фигуры, сопутствующие ему, но мере важности описываются со все меньшим количеством
деталей и со все меньшей ясностью...»
— Какие, по вашему мнению, есть свидетельства тому, что «романе центром является фигура Петра»?
(Создавая образ Петра, Толстой прослеживает процесс становления личности,
формирования его характера. Подчеркивается своенравность, жажда деятельности,
выносливость, активность юного царя: «Не по его — так и убьет, — проговорила Наталья
Кирилловна, — в кого только нрав у него горячий? (глава вторая, ч. 3). В портретной
характеристике явно внешнее сходство с людьми «подлой породы»: «все бегает, как простой»,
«весь в пыли, земле, потный, как мужичок», долговязый, неуклюжий, с косолапыми ступнями.)
Подчеркивается стремление Петра к самостоятельности, отсутствие высокомерия с
«простыми» сверстниками, готовность учиться — от протаскивания иголки через щеку до
строительства кораблей. Тяга ко всему новому соседствует с неприязнью и даже ненавистью к
старому, отжившему: «Скука старозаветная!» — думает Петр о размеренной жизни в Москве — и
занимается постройкой кораблей на верфи Переяславского озера (глава четвертая, ч. 5). Толстой
показал постепенное формирование личности Петра, превращение «волчонка», нескладного
подростка с выдающимися задатками в государственного деятеля.
— Когда приходит к Петру мысль о необходимости преобразований?
(После раскрытия заговора и заточения Софьи в монастырь, когда Петр стал уже
полновластным правителем (глава четвертая), государственные дела еще не занимают его.
Только увидев в Архангельске иноземные корабли (глава пятая, ч. 15), почувствовал стыд за
убожество русских карбасов: «Стыдно! Все это почувствовали... Смешно... Стыдно... И
немедленно решил закладывать в Архангельске верфь: «Сам буду плотничать, бояр моих
заставлю гвозди вбивать…».)
В разговоре с Лефортом оформляется стратегия всей жизни царя — планы по выходу к
Черному, Азовскому и Балтийскому морям, планы будущей неизбежной войны со шведами:
«Замахивайся на большее, а по малому — только кулак отшибешь...»
— Как вы считаете, в чем заключается закономерность петровских преобразований? Как
эта закономерность показана в романе?
— Какое значение для формирования Петра имела неудача Азовского похода?
(После бесславного Азовского похода (глава 6) Петр не падает духом, а напротив, полон
решимости взять реванш: «В молодом царе не ошиблись: он оказывался именно таким человеком,
какого ждали.)
«От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными
удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали — другой человек, зол, упрям, деловит» (глава
седьмая, ч. 1). «В два года должны флот построить, из дураков стать умными», — беспрекословно
заявляет Петр. Он человек не только слова, но и дела. Флот был построен. Азов был взят. «В
первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву».
— Петр видит нищету, убожество, темноту страны: «Отчего сие? Сидим на великих
просторах и — нищие...». В чем он видит выход?
(Выход — в развитии промышленности, торговли, завоевания берегов Балтики. Такие же
планы у Ромодановского, Василия Голицына.)
— В чем видит автор расхождение позиций Голицына и Петра?
(Голицын противопоставлен Петру. Семь лет он правил страной, понимая
необходимость преобразований. Без славы окончился крымский поход под его
предводительством: «Кто пойдет против руки господней? Сказано: человек, смири гордыню, ибо
смертен есть» (глава третья, ч. 1). В крымском походе во время боя Василий Васильевич пеший
метался по обозу, бил плетью пушкарей, хватался за колеса, вырывал фитили». Петр же в
аналогичной ситуации «засучил рукава, взял банник у пушкаря, сильным движением прочистил
закопченное дуло, подкинул на руках пудовый круглый снаряд, вкатил в дуло...». Действия
Голицына суетливы, действия Петра уверенны и решительны. Василий Голицын выступил на
стороне стрельцов и Софьи, чем предрешил свою судьбу. Ему не хватало настойчивости,
решимости, силы воли, активности — тех черт, которые присущи Петру.)
— Как образ Петра раскрывается в противопоставлении с Карлом ХII?
(Образ шведского короля Карла ХII контрастно противопоставлен образу Петра.
Шведский король горяч, дерзок, решителен — эти черты объединяют его с русским царем. Карл
— авантюрист, ветреник, «испорченный юноша». Карл рожден королем, а Петр завоевал право
на престол.)
— Какие действия Петра имеют историческое значение?
(Не менее воинских побед важны победы Петра над косностью, консерватизмом старого.
Петр пробуждает национальные силы, поддерживает людей дела: дает деньги тульскому кузнецу
Демидову, решившему «поднять Урал», помогает братьям Баженовым, самостоятельно
построившим водяную пильную мельницу, предоставляет три корабля первому навигатору»
Ивану Жигулину для развития торговли с другими странами. Петр беспощадно борется с
боярством, с раскольничеством, жестоко подавляет стрелецкий мятеж. Борется с невежеством и
темнотой, учреждает школы, «дубиной» гонит в науку дворянских детей, дает возможность
реализоваться людям из народа, ценит человека не зачин, а за ум («за ум графами жаловать».)
III. Оформление тетрадей: выводы
Деятельность Петра пробуждает к жизни скрытые силы народа. Петр не нарушает хода
исторического процесса, а властно направляет его. Его преобразования — не самодержавный
произвол, а осознанная историческая необходимость, реализация потребностей экономического
развития страны. Образ Петра как государственного деятеля и как человека раскрывается в
постоянной и напряженной борьбе. Действия Петра направлены на благо страны. В этом
патриотический пафос романа.
IV. Практикум.
Задания практикума раздаются по группам (если ответ устный) или по вариантам (в
случае письменного ответа). Материал — см. Приложение к уроку.
Домашнее задание
Написать сочинение по роману «Петр Первый» по одной из следующих тем:
1. Мастерство Толстого в обрисовке характеров героев.
2. Петр и его сподвижники в романе.
3. Женские образы в романе.
Приложение к уроку
Практикум по роману А. Н. Толстого «Петр Первый»
1. Алексей Толстой писал по поводу работы над романом «Петр Первый» (1931—1933):
«Первое десятилетие ХVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил,
энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем того, в
умилении и страхе глядит на возникающую Россию... Несмотря на различие целей, эпоха Петра и
наша эпоха именно каким-то буйством сил, взрывами человеческой энергии и волей,
направленной на освобождение от иноземной зависимости».
— Сопоставимы ли эпоха Петра и время, в которое создавался роман? В чем они сходятся и чем отличаются?
— Как и кем представлен в романе «старый мир»? Что указывает его разрушение?
2. Алексей Толстой говорил: «В моем романе центром является фигура Петра I.
Остальные фигуры, сопутствующие ему, по мере их важности, описываются со все меньшим
количеством деталей и со все меньшей ясностью. Есть фигуры, которые нарочно мелькают какимнибудь жестом или словом».
— Приведите примеры того, что в «романе центром является фигура Петра I»?
— Проранжируйте персонажей первой книги «по мере важности». Есть ли в ней фигуры,
которые «…мелькают каким-нибудь жестом или словом»? В чем смысл этого «мелькания»?
3. Литературовед А. П. Налдеев пишет: «Роман «Петр Первый» — книга
оптимистическая, жизнеутверждающая. Именно в нем видно, что А. Толстой понял
закономерность петровских преобразований, прогрессивную роль Петра в истории русского народа».
— В чем заключается «закономерность петровских преобразований»? Как она реализована в романе?
— Докажите, что «Петр Первый» — книга оптимистическая, жизнеутверждающая.
4. Толстой писал: «На Петра я «нацеливался» давно. Я видел все пятна на его камзоле, я
слышал его голос, но Петр оставался для меня загадкой в историческом тумане... Работа над
«Петром» для меня прежде всего — вхождение в историю через современность...»
— Как оценивает деятельность Петра I Толстой в романе? Расскажите подробнее о «пятнах на его камзоле».
— Можете ли вы привести примеры того, что можно назвать «историческим туманом»?
Есть ли в образе Петра что-либо необъяснимое и таинственное?
5. Критик А. Дерман писал (1940) о формировании образа Петра в романе Толстого: «Это
все равно, как если бы, например, средствами замедленного кино мы воочию наблюдали, как из
желудя вырастает могучий дуб. Все резкости, искривления, угловатости, все пороки, но и все
гениальные черты Петра растут на наших глазах!»
— Какие «резкости, искривления, угловатости» вы заметили в образе Петра I?
Действительно ли писатель показывает «все пороки» своего героя? Что вы можете о них
рассказать?
— Согласны ли вы с тем, что в образе Петра Толстой показывает «гениальные черты»?
Какие свидетельства гениальности героя вы обнаружили?
— Объясните, что имел в виду критик, говоря о средствах «замедленного кино» и желуде,
из которого «вырастает могучий дуб». Действительно ли личность Петра I формировалась таким
образом?
6. А. Дерман писал, что «одновременно с тем, как процесс «складывания» Петра
обусловливается историческим процессом развития Московского государства, — с полной
естественностью показано и обратное: влияние этой исполненной противоречивой фигуры на исторический ход вещей...».
— Действительно ли «процесс «складывания» Петра» обусловливается в романе
«процессом развития Московского государства»? В чем проявляется зависимость одного процесса от другого?
— Как показано в романе влияние Петра I «на исторический ход вещей»? Приведите примеры.
7. Критик М. Левидов писал в 1935 г.: «Петр-человек как бы принесен в жертву Петру —
государственному деятелю».
— Как показан в романе Петр-человек? Какие черты Петра — государственного деятеля подчеркивает писатель?
— Действительно ли Петр-человек «принесен в жертву» Петру — государственному
деятелю? В чем это проявляется?
8. Литературовед А. В. Алпатов писал: «Дать личное и государственное в Петре в
слитности, в единстве было особенно важно, ибо писатель изображал крупного исторического
деятеля, государственного мужа, богатство личности которого, его страсти и мысли прежде всего
проявлялись в его широкой государственной деятельности. Ведь для Петра жизнь его страны,
осуществление его государственных замыслов означали собственную жизнь».
— Обоснуйте мысль критика о том, что «личное и государственное» дается в облике
Петра Толстым «в слитности, в единстве».
— Согласны ли вы с утверждением, что «осуществление государственных замыслов»
Петра означает для него собственную жизнь? Как это показано в романе и как сам Петр
утверждает эту мысль?
9. В заметках А. С. Пушкина о Петре есть такая запись: «Достойна удивления разность
между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть
плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки,
своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые для вечности или по крайней мере для будущего,
вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика».
— Присутствует ли в романе «разность», о которой писал Пушкин? Как она показана в
книге?
— Приведите примеры того, что А. Толстой видел в деяниях Петра и те, которые «для
вечности или по крайней мере для будущего», и те, которые «вырвались у нетерпеливого
самовластного помещика».
10. Критик М. Б. Чарный писал: «По-своему содержателен и образ Софьи. Толстой пишет
ее почти одной краской. Это женщина большого ума, властная и преступно дерзкая. Она является
инициатором заговоров и интриг».
— В чем «содержательность» образа Софьи в романе? Докажите, что «Толстой пишет ее
почти одной краской».
— Охарактеризуйте Софью самостоятельно. Согласны ли вы с критиком?
— Какова роль Софьи в композиционном построении романа Только ли эта роль в том,
что «она является инициатором заговоров и интриг»?
11. «Интересно, что борьба Софьи с Петром дана в романе не как непосредственное
выражение борьбы старой Руси с подымающейся новой, хотя такое противопоставление удобно
укладывалось бы в общую схему книги. И не только потому, что Петр еще молод и к началу
борьбы неясно было, по какому пути он пойдет, а Софья не была нужда «европеизации»: она даже
занималась переводами из Мольера» (М. Б. Чарный).
— Дайте характеристику борьбы Петра I и Софьи.
— Есть ли в романе доказательства того, что «Софья не была чужда «европеизации»? Как
это показано в романе и какие это свидетельства?
12. Критик С. Серов писал: «Если рассматривать развитие личности Петра Первого на
протяжении всей книги, то основной чертой его характера, все ярче проявляющейся от первых
глав к последним, будет бунт против господствовавшего в Древней Руси принципа: «Не человек
владеет историей, а история владеет человеком».
— В чем в романе проявляется принцип, господствовавший в Древней Руси?
— Удается ли Петру I опровергнуть этот принцип?
13. «Каким образом А. Толстой достигает единства авторского языка и языка персонажей?
Авторский язык представляет собой несобственную прямую речь, то есть такую, где слышатся
слова, мысли и интонации персонажей... (А. Л. Налдеев).
— Согласны ли вы с тем, что в романе «Петр Первый» Толстой «достигает единства
авторского языка и языка персонажей»?
— Что дает автору использование несобственно прямой речи? Приведите примеры того,
когда благодаря ей в романе «слышатся слова, мысли и интонации персонажей».
14. В. Р. Щербина писал о языке Толстого в романе «Петр Пер вый»: «Он свободно
обходится живым, общедоступным языком современной литературы. Вместе с тем иногда он
несколько отходит от обычных языковых норм, чтобы выразить дистанцию времени. Писатель
строго соблюдает художественную меру. Он прибегает к старинным словам и оборотам, когда в
современном лексиконе нельзя найти точно совпадающее по значению слово или выражение.
Ясная и доступная всем речь приобретает, таким образом, историческую тональность».
— Как часто в романе Толстой «прибегает к старинным словам и оборотам»? Насколько
оправданно используются эти слова и обороты? Всегда ли их смысл ясен современному читателю?
— Действительно ли такое использование старинных оборотов придает языку писателя
«историческую тональность»? Приведите примеры из текста.
15. «...А. Толстой широко использовал при написании романа фольклорный материал.
Поскольку в «Петре Первом» А. Толстой старался полнее показать народ, народную жизнь в ее
широком разливе, поскольку он, естественно, обращался к фольклору, в котором столь ярко
запечатлелся самый склад, богатый внутренний мир русского человека. Фольклорные образы в
повествовании Толстого органически входят в основную художественную ткань, образуя с ней
неразрывное целое» (А. Алпатов).
— Действительно ли в «Петре Первом» Толстой «старался полнее показать народ»? В чем
это проявляется?
— Какие фольклорные образы вы нашли в романе? Какова их роль в повествовании?
16. В. Р. Щербина писал о «Петре Первом»: «В первых двух книгах автор еще прибегает к
символизации, обнаженно-публицистическим высказываниям. Здесь в художественной ткани
романа еще проглядывают выдержки из исторических источников, отрывки из записок со
временников, эпистолярных материалов, следственных дел и всякого рода других официальных
документов. В третьей книге нет вставок, связок и пояснений историко-справочного характера».
— Какую роль играют в первых двух книгах «обнаженно-публицистические»
высказывания, «выдержки из исторических источников, отрывки из записок современников...»?
— С чем связано то, что в третьей книге романа «нет вставок, связок и пояснений
историко-справочного характера»? Что теряет и что приобретает повествование романа от этого?
17. Писатель А. С. Макаренко так отзывался о «Петре Первом»:
«Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, что в особенности увлекает
читателя, это живое движение живых людей, это здоровое и всегда жизнерадостное движение
русского народа».
— В чем проявляется в романе Толстого «живое движение живых людей»?
— Приведите примеры того, что в «Петре Первом» показаны «здоровые и всегда жизнерадостные движения русского народа»?
|
|
1. Источник: Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, II полугодие. – 3-е изд., исп. и доп.
ВАКО, 2004. – 368 с. – (В помощь школьному учителю). (вернуться)
|
|
|
|
|
|
|