|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН
(1850 – 1894)
Уроки литературы в 5 классе[1]
|
|
УРОК 87
Р. Л. СТИВЕНСОН. «ВЕРЕСКОВЫЙ МЁД»:
ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ ПРЕДКОВ
Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Бережное отношение к традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций.
Развитие понятия о балладе. Её драматический характер.
Основные виды деятельности учащихся.
Презентация и защита собственных иллюстраций. Рассказ о Р. Л. Стивенсоне с показом галереи его портретов, изображений Шотландии, старинных кораблей, морских пейзажей.
Выразительное чтение статьи учебника о Стивенсоне и составление её плана. Восприятие и выразительное чтение баллады. Составление цитатного плана
баллады и определение её стихотворного размера. Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Участие в коллективном диалоге. Составление плана
письменной характеристики героев баллады. Рассказ о балладе по плану анализа лирики. Устное иллюстрирование. Работа со словарём литературоведческих
терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие б а л л а д а. Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильма «Вересковый мёд». Участие в дискуссии
на тему «Жизнь или тайна изготовления верескового меда?».
Практическая работа. Заполнение таблицы «Черты жанра баллады в стихотворении „Вересковый мёд“».
Самостоятельная работа. Создание собственных иллюстраций к балладе и написание отзыва на мультфильм «Вересковый мёд». Чтение и
пересказ фрагментов романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» в пересказе К. И. Чуковского. Поиск в Интернете портретов Д. Дефо, истории матроса Александра
Селкирка, изображений кораблей и морских пейзажей.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о писателе
1. Чтение вслух фрагментов из романов Стивенсона
«Остров сокровищ» или «Чёрная стрела».
2. Вступительная беседа:
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Какой из романов Стивенсона вы уже читали?
В какое историческое время происходит действие романов?
Что можно сказать об авторе, которого интересовали такие сюжеты и герои?
3. Рассказ учителя о Р. Л. Стивенсоне
с показом галереи его портретов, изображений Шотландии, старинных кораблей, морских пейзажей.
4. Выразительное чтение статьи учебника о Стивенсоне
и составление её плана,
в котором акцентируются такие факты биографии писателя, которые отразились в его творчестве:
ПЛАН
статьи учебника о Р. Л. Стивенсоне |
Факты биографии |
Факты творчества |
Родители писателя — строители маяков, мечта юноши
стать спасателем кораблей |
Романы о морских странствиях, о коварных пиратах |
Мальчик рос болезненным, физически слабым |
Его герои сильны и благородны, это бесстрашные рыцари,
борцы за справедливость |
Часто болезнь надолго приковывала его к постели |
Невозможность покидать свой дом обострила воображение будущего писателя |
Мечта о путешествиях привела его к письменному столу |
Писатель стал создавать сюжеты о путешествиях и приключениях, писал романы, рассказы,
очерки, путевые заметки |
Любовь к Шотландии, её истории |
Создание исторических романов, стихотворений, баллад |
|
II. Бережное отношение к традициям предков.
Подвиг героя во имя сохранения традиций
Выразительное чтение учителем баллады «Вересковый мёд».
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Исследовательская работа
(в группах):
Г р у п п а 1.
Перечитайте балладу про себя и разделите её на смысловые части.
Озаглавьте каждую часть или составьте цитатный план баллады.
(1—4-я строфы: «Пришёл король шотландский»;
5—8-я строфы: «Некому готовить вересковый мёд»;
9—12-я строфы: «...последних медоваров, оставшихся в живых»;
13—19-я строфы: «...жизнь я изменой куплю»;
20—23-я строфы: «...пусть со мною умрёт моя святая тайна»).
Г р у п п а 2.
Определите стихотворный размер баллады.
Проследите, как изменяется её ритм по ходу текста.
Подумайте, с чем связано появление нового ритма в 5, 10, 23-й строфах. Почему в строфе 10 изменяется стихотворный размер? Каким он
становится? Что передаёт новый ритм?
Г р у п п а 3.
Выберите цитаты, в которых рисуется образ старого медовара
(внешность, физическая слабость: старый горбатый карлик, голосок, голос его воробьиный; хитрость: жизнь я изменой куплю, тайну давно бы я выдал, если бы сын не
мешал, я научу шотландцев готовить старинный мёд; мужество, верность долгу: пускай его крепко
свяжут и бросят в пучину вод, от сына я ждал беды; презрение к смерти: а мне костёр не страшен, пусть со мною умрёт моя святая тайна).
Каким вы представляете себе этого героя?
Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
III. Развитие понятия о балладе.
Её драматический характер
Г р у п п а 4.
Проанализируйте особенности жанра баллады (см. урок 21), выберите те, которые особенно ярко проявились в
балладе «Вересковый мёд».
Заполните таблицу примерами, доказывающими, что «Вересковый мёд» — баллада.
ТАБЛИЦА
Примеры, доказывающие, что «Вересковый мёд» — баллада |
Черты жанра баллады |
Примеры из баллады «Вересковый мёд» |
Песня или стихотворение небольшого
объёма с динамичным развитием сюжета |
|
Историческая основа сюжета или поэтический пересказ легенды, предания |
|
Основой сюжета является необычайный случай |
|
Острый и напряжённый сюжет, часто с трагическим финалом |
|
Наличие фантастических, сказочных, загадочных элементов |
|
Присутствие в балладе необъяснимого, недоговорённого, трагически неразрешимого |
|
|
IV. Просмотр фрагментов мультфильма «Вересковый мёд»
и обсуждение итоговых вопросов:
Почему старый медовар заплатил за тайну верескового мёда жизнью собственного сына?
Почему для карлика верность традициям предков была дороже жизни и сильнее смерти?
V. Проведение диспута на тему
«Жизнь или тайна изготовления верескового мёда?».
Класс разделяется на сторонников и противников этой позиции. Выбирается жюри,
которое по количеству и убедительности аргументов выдвигает победившую команду.
При этом необходимо акцентировать тот факт, что в литературном произведении
нравственное решение невозможно без учёта законов и морали определённой исторической эпохи.
Домашнее задание
Выполнить задание из раздела учебника «Учимся читать выразительно».
Прочитать фрагмент романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» в пересказе К. И. Чуковского (главы 1—10).
Подготовить краткий пересказ глав 1—6.
Групповые задания.
Подготовить подробный пересказ глав 8—10 (по трём группам).
Индивидуальные задания.
Нарисовать иллюстрации к балладе.
Написать отзыв на мультфильм «Вересковый мёд».
Найти в Интернете портреты писателя Д. Дефо, историю матроса Александра Селкирка, изображения кораблей и морских пейзажей.
Следующие уроки: Уроки 88-90. Роман Д.Дефо "Робинзон Крузо" >>>
Роберт Льюис
СТИВЕНСОН
1850-1894
Роберт Льюис Стивенсон — английский писатель, из семьи шотландских инженеров, строителей маяков. Мальчик рос болезненным, часто болезнь надолго приковывала его к
постели. «Детство моё, по правде сказать, — писал он впоследствии, — было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи».
Мечта стать спасателем кораблей, бороться со стихией, путешествовать привела его к письменному столу.
Стивенсон писал романы, рассказы, очерки, путевые заметки. Наибольшим успехом у читателей пользовались его приключенческие романы о морских странствиях, о
коварных пиратах, о благородных рыцарях, о бесстрашных героях, борцах за справедливость. Наиболее любимы юными читателями нашей страны романы Стивенсона
«Остров сокровищ» и «Чёрная стрела». Романы писателя увлекают стремительно развивающимся сюжетом, сценами сражений, поединков, они учат ненавидеть зло и
предательство, а в главных героях этих книг читатель видит пример честности, верности и отваги.
К истории горячо любимой родины, Шотландии, писатель обращается не только в романах, но и в стихотворных произведениях, в исторических балладах. «Вересковый мёд»
— одна из таких баллад. Познакомьтесь с ней в переводе Самуила Яковлевича Маршака.
(вернуться к уроку)
ЗАДАНИЯ
Размышляем о прочитанном
1. Что вы читали о Стивенсоне и какие его произведения знакомы вам по самостоятельному чтению? (вернуться к уроку)
2. О каких событиях рассказала вам баллада «Вересковый мёд»? Понравилась ли она вам? О чём заставила вас задуматься?
3. Какие черты характера героя прославляются автором?
4. Какой смысл вкладывается автором в две последние строфы?
— Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне костёр не страшен.
Пускай со мною умрёт
Моя святая тайна —
Мой вересковый мёд!
5. Какие признаки жанра баллады вы можете найти в «Вересковом мёде» Р. Л. Стивенсона?
(вернуться к уроку)
Учимся читать выразительно
Подготовьте выразительное чтение баллады.
Постарайтесь при чтении передать черты непростого характера старого медовара (мужественность, хитрость, верность долгу, презрение к смерти).
|
|
1. Источник: Беляева Н.В.
Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с. (вернуться)
|
|
|
Вилла Ваилима Роберта Льюиса Стивенсона на Самоа |
|
|
|
|
|
|