Анализ рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор": герой и прототип. Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Куприн А.И. Основные даты жизни и творчества
А.И.Куприн. Фото, 1907-1908-е гг.
Куприн А.И. Чудесный доктор
Произведения А.И.Куприна (библиотека сайта)
Урок по рассказу А. И. Куприна «Куст сирени» в 8 классе
Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» (урок литературы в 11 классе)

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
(1870 – 1938)

Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор"


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 60. А.И.Куприн. "Чудесный доктор": герой и прототип

Урок 61. "Чудесный доктор" как рождественский рассказ


УРОК 60
А. И. КУПРИН. «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР»: ГЕРОЙ И ПРОТОТИП


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Иванович Куприн». Составление плана статьи.
Сообщения о биографии и творчестве писателя, об истории создания рассказа.
Восприятие и выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа, определение нравственной позиции писателя. Характеристика образов детей.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Рассказ учителя о писателе с использованием электронных и интернет-ресурсов и включением сообщений, подготовленных учащимися.

Что вы знаете о писателе А. И. Куприне?

Какие его произведения читали, можете кратко пересказать?

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Иванович Куприн». См. статью «Александр Иванович Куприн» ниже.
Составление плана статьи.

ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Александр Иванович Куприн»
Вопрос
Пункт плана
В чём литературовед О. Н. Михайлов видел главную особенность таланта Куприна?
«Добрый талант»
Какие трудности испытал будущий писатель в детстве?
Во вдовьем доме и сиротском пансионе
Где учился Куприн?
В кадетском корпусе и юнкерском училище
Какие душевные качества сохранил в себе Куприн в годы учёбы?
Сочувствие и человеколюбие — главные черты характера Куприна
Почему Куприна тяготила военная служба?
Служба в армии и скорая отставка
Какие профессии сменил Куприн? Какая из них помогла ему в писательской деятельности?
Выбор профессии журналиста
Как началась писательская жизнь Куприна?
Начало писательской деятельности
Какова история создания рассказа «Чудесный доктор»?
«Чудесный доктор» как рождественский рассказ

III. Краткие пересказы рождественских произведений
«Девочка со спичками» Х. К. Андерсена,
«Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского,
«Ванька» А. П. Чехова.

Почему эти произведения называются рождественскими?

IV. Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»

Реальная основа и содержание рассказа.

Предположите, почему рассказ А. И. Куприна называется «Чудесный доктор».

Групповая работа:

Группа 1.
Выразительное чтение фрагмента рассказа
с начала до слов «...отыскали ощупью свою дверь и отворили её».

Как можно озаглавить этот эпизод?

Какие чувства вызывает у мальчиков витрина гастрономического магазина и картина праздничного города?

Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Какое противоречие является основой этого фрагмента рассказа?

Группа 2.
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа
со слов «Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье...» до слов «...прочли друг у друга в глазах».

Как можно озаглавить этот эпизод?

Какие чувства вызывает описание жилища Мерцаловых?

Почему поручение, данное матерью, окончилось для мальчиков плачевно?

* Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 3.
Озаглавьте эпизод рассказа
со слов «В этот ужасный, роковой год...» до слов «...не лучше ли избрать более краткий путь».

Перескажите близко к тексту, какие несчастья «сыпались на Мерцалова».

Расскажите, что делали Мерцаловы, чтобы спасти себя и своих детей от нищеты и голода.

Прочитайте выразительно описание внутреннего состояния Мерцалова со слов «Выйдя на улицу, он пошёл бесцельно вперёд...» до слов «...не лучше ли избрать более краткий путь».

* Зачем автор рисует душевное состояние Мерцалова на фоне зимнего сада?

Как у героя родилась мысль о самоубийстве? Имел ли он право так поступить?

Группа 4.
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа
со слов «Он уже хотел встать...» до слов «Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но... поедемте!».

ƒОзаглавьте этот эпизод.

Каково было состояние Мерцалова в саду?

Почему на шаги старика он обернулся «с озлоблением»?

* Проследите по тексту, как менялось состояние Мерцалова при встрече со стариком. Что во внешнем виде и речи старика вызвало у него «прилив отчаянной злобы»?

Почему старик выслушал рассказ Мерцалова?

Группа 5.
Перескажите кратко сцену
посещения доктором жилища Мерцаловых.

Как можно озаглавить этот эпизод?

Что изменилось в семье Мерцаловых с приходом доктора?

Почему доктор не сказал Мерцаловым своего имени? Как это его характеризует?

* С какой целью автор использует в композиции «Чудесного доктора» приём «рассказ в рассказе»?

Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». См. задания из учебника ниже.

Какими изображены в рассказе Гриша и Володя Мерцаловы? Что в них привлекает?

Каково авторское отношение к мальчикам?

Как автор относится к героям и событиям рассказа?

Практическая работа.
Подбор цитатных примеров
, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Составление цитатной таблицы (работа может быть завершена дома).

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
"Формы выражения авторской позиции"
Формы выражения авторской позиции
Примеры
Название рассказа
 
Портреты героев
 
Интерьер (жилище Мерцаловых)
 
Пейзаж
 
Речь героев
 
Прямые авторские оценки
 

Образ главного героя
Составление устного рассказа о докторе
:

1. Возраст и социальное положение доктора.
2. Авторские приёмы создания образа доктора:
  а) Появление героя в рассказе.
  б) Портретная характеристика.
  в) Мир вещей, характеризующий доктора.
  г) Пейзаж и интерьер, связанные с доктором.
  д) Поступки доктора. Сюжетные ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
  е) Речь доктора, её особенности.
  ж) Оценка доктора другими персонажами.
3. Авторское отношение к доктору, способы его выражения.
4. Читательские оценки образа доктора и их аргументация.

Итоговые вопросы:

Какие мысли и чувства вызывает рассказ?

Какова нравственная позиция автора?

Докажите, что Куприн действительно имел добрый талант.

Домашнее задание

Подготовить краткий пересказ рождественской истории от лица мальчиков (от лица одного из родителей, от лица доктора).

Завершить заполнение таблицы.

Подготовить устный рассказ о докторе.

Составить письменную характеристику доктора
или письменно ответить на вопрос «Почему в заглавии рассказа доктор назван чудесным?» (по выбору).

Индивидуальное задание.

Подготовить краткое сообщение о Н. И. Пирогове. См. статью «Иван Иванович Пирогов» ниже.

Найти в словарях значение слова «чудесный».

Создать собственные иллюстрации к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.




УРОК 61
«ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР» КАК РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РАССКАЗ


Основное содержание урока
Герой и его прототип Н. И. Пирогов. Тема служения людям. Смысл названия рассказа. Понятие о рождественском рассказе.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Устный монологический рассказ о докторе и его прототипе. Нравственный смысл рассказа. Нравственная оценка его героев.
Выявление черт рождественского рассказа. Составление плана устного и письменного высказывания. Обсуждение иллюстраций к рассказу. Презентация и защита собственных иллюстраций.

I. Пересказы ключевых эпизодов рассказа от лица героев.

II. Устные рассказы о докторе Пирогове, герое рассказа Куприна.

Чтение и рецензирование составленных дома письменных характеристик доктора, героя рассказа А. И. Куприна.

Индивидуальное сообщение о медицинской, педагогической и общественной деятельности Н. И. Пирогова с использованием справочной литературы и интернет-ресурсов.

Тема служения людям

В чём заслуги доктора Пирогова в период Крымской войны?

Что сделал доктор Пирогов для отечественной медицины?

Докажите, что жизнь Н. И. Пирогова была образцом служения людям.

Почему умение служить людям всегда считалось высшей человеческой ценностью?

Вспомните литературных героев, которые отдали себя служению людям.

III. Смысл названия рассказа

Найдите в словарях значение слова «чудесный».

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова:
Чудесный, чудесная, чудесное; чудесен, чудесна, чудесно. 1. Только полн. формы. Являющийся чудом, заключающий в себе чудо, волшебный. 2. То же, что чудный.

Толковый словарь С. И. Ожегова:
Чудесный, -ая, -ое; -сен, -сна. 1. Являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный. Чудесное спасение. 2. Чудный, очень хороший. Ч. день. || сущ. чудесность, -и, ж.

Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова:
Чудесный, -ая, -ое; -сен, -сна, -сно. 1. Являющийся чудом (1 зн.), сверхъестественный, волшебный. 2. Проникнутый фантастикой, полный чудес; удивительный, необычный. 3. Чудный (2—3 зн.).

В каком значении употреблено это слово в названии рассказа?

Подберите синонимы к слову «чудесный».
(См. ссылку http://dic. academic.ru: бесподобный, божественный, великолепный, волшебный, восхитительный, всечудный, дивный, замечательный, знатный, золотой, изумительный, исключительный, кайфовый, магический, мистический, не знающий себе равных, не имеющий себе равных, небывалый, необычный, непостижимый, непревзойдённый, несравненный, нет слов, ни в сказке сказать, ни пером описать, ни с чем не сравнимый, ништяковый, ништячный, отличный, офигенный, офигительный, очаровательный, поразительный, потрясающий, превосходный, прекрасный, пречудесный, расчудесный, роскошный, сверхъестественный, сказочный, удивительный, умереть и не встать, упоительный, фантастический, феерический, фееричный, чарующий, чудный, чудодейственный, чудотворный, шикарный, экстазный.)

Какими из них можно заменить слово «чудесный» в названии рассказа? Почему?

IV. Чтение и рецензирование созданных дома письменных ответов на вопрос «Почему в заглавии рассказа доктор назван чудесным?».

Обобщающая беседа:

Какое чудо совершил доктор?

Почему его поведение и поступки автор представляет «чудесными»?

Дайте нравственную оценку поступкам доктора и других героев рассказа.

Почему рассказ так называется? В чём его нравственный смысл?

V. Выполнение задания из раздела учебника «Обогащайте свою речь».

VI. Практическая работа.
Поиск в тексте черт рождественского рассказа и подбор цитатных примеров, иллюстрирующих его жанровые особенности.


ƒКакие признаки рождественского рассказа указаны во вступительной статье учебника?

Традиция рождественского рассказа, как и всей календарной литературы в целом, берёт своё начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования — карнавальным религиозным представлением.

Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трёхуровневая организация пространства (ад — земля — рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.

Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и как счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше.

Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика.

На основании перечисленных признаков создаётся цитатная таблица и составляется план устного высказывания.

ТАБЛИЦА
"Признаки рождественского рассказа"
Признаки рождественского рассказа
Примеры
Трёхуровневая организация пространства рассказа (ад — земля — рай); атмосфера чудесного изменения мира или героя
Подвал Мерцаловых, их нищета, голод, болезни (ад);
праздничный город, зимний сад, встреча с доктором (земля);
Мерцалов-отец находит работу, Машутка выздоравливает, мальчики идут в гимназию, спустя годы Григорий Мерцалов занимает ответственный пост в одном из банков (рай)
Материальный и духовный кризис героев рассказа, для разрешения кризиса требуется чудо
 
Чудо — это не только вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение
 
Светлый и радостный финал рассказа
 
Социальная тематика рассказа
 

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

II. Устный ответ на вопрос «Почему рассказ „Чудесный доктор“ называют рождественским рассказом?».

III. Обсуждение иллюстраций к рассказу.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Домашнее задание

Завершить заполнение таблицы.

Письменно ответить на вопрос «Почему рассказ „Чудесный доктор“ называют рождественским рассказом?»
или письменный отзыв на один из рождественских рассказов (см. раздел учебника «Творческое задание»).

Индивидуальные задания.

Подобрать материалы о путешествиях Н. С. Гумилёва в Африку с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Следующие уроки: Урок 62. Стихотворение Н. С. Гумилёва «Жираф» >>>


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с. (вернуться)





АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
Из книги: Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной.

Биография А. И. Куприна

Мощь, мудрость и красота литературы открываются
во всей своей широте только перед человеком просвещённым и знающим.
К. Г. Паустовский


Литературовед О. Н. Михайлов, определяя главную особенность таланта писателя Александра Ивановича Куприна, писал: «При мысли о Куприне хочется сразу сказать: «добрый талант». Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому — к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу». А. И. Куприн особенно остро ощущал необходимость доброго отношения к людям, волею судьбы оказавшимся в тяжелейших жизненных условиях, поскольку сам он в детстве и юности в полной мере испытал нехватку доброго отношения, понимания, поддержки.

Будущий известный писатель родился в маленьком городке в Пензенской губернии. Отца своего, служившего чиновником в местной канцелярии, он не помнил, потому что тот умер, когда Саше было около года. Детство Куприна прошло в Москве. Сначала во вдовьем доме, благотворительном учреждении для вдов чиновников, право на проживание в котором с большим трудом получила мать писателя Любовь Алексеевна. Крайняя бедность вынудила Любовь Алексеевну отдать семилетнего сына в сиротский пансион. В десятилетнем возрасте Александр Куприн сдал экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая вскоре после этого была преобразована в кадетский корпус. Жёсткая, порою жестокая казарменная обстановка сиротского пансиона, кадетского корпуса, а позднее юнкерского училища не озлобила, не ожесточила сердце и характер Куприна, а воспитала в нём сочувствие, сострадание к человеку, униженному бедностью, несправедливостью, грубой силой, укрепила в нём человеколюбие.

После окончания юнкерского училища Куприн несколько лет служил младшим офицером в отдалённых гарнизонах. Армейская служба тяготила его, всё больше времени он отдавал литературному творчеству, первые опыты которого относятся ещё ко времени учёбы в кадетском корпусе. В 1894 году он уходит в отставку, после этого сменил множество профессий — служил репортёром в газетах, актёром в бродячих театральных труппах, пытался заниматься сельским хозяйством, работал грузчиком, изучал зубоврачебное дело.

Из всех перечисленных профессий наиболее важным для начинающего писателя была профессия журналиста, газетного репортёра. Газета учила писать кратко, точно, выхватывая из ряда событий и обстоятельств наиболее значимые детали, позволяющие передать суть событий и характеры людей, в них участвующих.

Один из ранних рассказов А. И. Куприна «Чудесный доктор» был впервые напечатан в рождественском номере (25 декабря) газеты «Киевское слово» в 1897 году. Этому произведению присущи основные признаки святочного или рождественского рассказа. Святки — праздничное время от Рождества Христова до Крещения (с 25 декабря до б января по старому стилю). В дни праздников святочные рассказы и сказки, действие которых, как правило, происходит накануне Рождества, такие, как «Девочка со спичками» X. К. Андерсена, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, «Ванька» А. П. Чехова, напоминали читателям о тех, кто беден и нуждается в сочувствии и помощи. Нередко в таких произведениях беднякам помогает волшебная чудесная сила (как в сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»). В рассказе А. И. Куприна тоже происходит чудо, но писатель подчёркивает, что описал совершенно достоверную историю (первоначально рассказ имел подзаголовок «Истинное происшествие»).
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ЗАДАНИЯ К РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА "ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР"
Из книги: Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной.

Размышляем о прочитанном

1. Какое впечатление произвела на вас история, рассказанная А. И. Куприным?

2. Как менялось ваше настроение, какие чувства вы испытывали по ходу чтения рассказа?

3. Как вы думаете, почему А. И. Куприн опубликовал рассказ с подзаголовком «Истинное происшествие»?

4. Какие признаки рождественского или святочного рассказа присущи произведению А. И. Куприна?

5. Почему писатель так подробно описывает витрины гастронома?
Какие другие примеры иной, недоступной героям рассказа жизни окружают их в предпраздничный вечер в центре города?

6. Перечитайте внимательно описание жилища Мерцаловых.
Какой художественный приём воздействия на читателя использует писатель, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых?

7. Какой факт биографии одного из сыновей Мерцалова свидетельствует о том, что известный врач и педагог Николай Иванович Пирогов стал для него примером для подражания на всю жизнь?

Совершенствуйте свою речь

Подготовьте пересказ содержания рассказа от лица одного из героев (Мерцалова, одного из его сыновей, Елизаветы Ивановны).

Обогащайте свою речь

Рассказ учит нас сострадать, сочувствовать. Как вы думаете каково значение приставки со в этих словах?
Приведите примеры других слов, в которых приставка со имеет то же значение.

Творческое задание

Найдите в фондах детской библиотеки или в ресурсах Интернета сборник рождественских (святочных) рассказов, подготовьте письменный отзыв на один из рассказов этого сборника.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ИВАН ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ
(1810 — 1881)
Великий хирург и ученый


Николай Иванович Пирогов родился 25 ноября 1810 года в Москве в небогатой семье, в которой было 14 детей. Одним из его первых детских воспоминаний стал запах свежей стружки и стук топоров. Не только дом Пироговых, но и вся Москва заново отстраивалась после пожара 1812 года. Город был сожжен при вторжении французского войска во время войны с императором Франции Наполеоном Бонапартом. Даже читать маленький Коля научился по наводнившим Москву после войны азбукам-карикатурам на французских солдат.

У отца Коли Пирогова были друзья-врачи; они заходили к ним в гости и иногда делали мальчику удивительные подарки. Однажды ему подарили справочник лекарственных растений, благодаря которому Коля научился собирать гербарии. В другой раз ему позволили посмотреть в настоящий микроскоп. Для ребенка открылся целый мир, в который он пытался проникнуть и который мечтал познать. С огромным интересом и восторгом мальчик тщательно разглядывал клеточки и жилки сорванного им у дороги красивого голубого цветка.

Однажды в семье Пироговых тяжело заболел старший сын, и родители для его лечения пригласили известного московского врача Ефрема Осиповича Мухина, близкого друга отца, который буквально "заразил" маленького Колю любовью к медицине. Мальчик начал во всем подражать выдающемуся лекарю: измерял у всех родных температуру, щупал пульс, задумчиво ходил по комнате и выписывал рецепты, нацепив на нос отцовские очки. Точь-в-точь как Мухин! Брат быстро пошел на поправку, а Коля принял для себя серьезное решение: в будущем он станет врачом!

Видя такое рвение мальчика, Ефрем Осипович всячески помогал ему: объяснял многие медицинские понятия и предоставил ему для чтения книги из своей огромной библиотеки. Коля часами просиживал за ними, и оторвать его от этого занятия было практически невозможно.

Когда Николаю Пирогову исполнилось 14 лет, отец потерял работу, дом был продан за долги, и семья оказалась в очень бедственном положении. Приходилось жить у приютивших родственников, порой даже голодать. Денег на обучение детей не хватало.

И опять на помощь пришел Ефрем Осипович Мухин. Именно по его рекомендациям Коля поступил на медицинский факультет Императорского Московского Университета (сейчас это Московский Государственный Университет). Николаю было всего лишь 14 лет, а на медицинский факультет принимали только с 16-ти. Пришлось пойти на небольшую хитрость. Отец поменял ему паспорт и прибавил два года. Благодаря хорошей подготовке, Пирогов блестяще выдержал экзамен и стал студентом. Никто из профессоров даже не догадался о его возрасте.

Для семьи наступило время тяжелой нужды и голода. Мать Пирогова бралась за любую работу, лишь бы любимый сын мог учиться. Николай вставал засветло, пил слабый спитой чай, а то и вовсе простую воду, с куском хлеба, и отправлялся на учебу в Университет. Денег на студенческую форму у Пироговых не было, и мать где-то купила старую шинель и перешила ее на Николая. Он сидел в ней на лекциях, делая вид, что мерзнет: так удавалось скрыть отсутствие мундира. Сапоги у него совсем порвались, ноги насквозь промокали, и Николай часто простужался. Дядя, в доме которого жила тогда семья Пироговых, заметил это и купил ему новые сапоги.

Несмотря на бытовые тяготы, Николай Пирогов почти сразу стал одним из лучших учеников на медицинском факультете и надеждой своей семьи. В Московском Университете тогда преподавали многие знаменитые профессора. Чего стоило только имя Христиана фон Лодера, благодаря которому вошли в моду физические упражнения на свежем воздухе и питье минеральных вод. Преподавал в университете и Матвей Яковлевич Мудров, великий создатель целой научной школы и известный тем, что лечил семью А.С. Пушкина.

По окончании факультета Николая Пирогова как лучшего ученика рекомендовали для поступления на профессорский факультет Университета в Дерпте (сейчас это город Тарту). В Дерпте Николай Иванович получил возможность самостоятельного проведения сложных операций и экспериментов.

Именно в тот период Пирогов очень заинтересовался строением мыщц и сосудов. Эта сфера медицины была еще мало изучена. Пирогов пригласил художников, которые зарисовывали самым тщательным образом все внутренние органы человека, а сам Николай Иванович делал к ним подробнейшие описания. Через десять лет работы появилась новая наука "топографическая анатомия", а доказательством стала книга с цветными рисунками, которую называют "Ледяная анатомия".

В 1853 году в России началась Крымская война. Военным врачам приходилось работать по 20 часов в сутки, нередко под свистом пуль, не имея нормальных условий, лекарств и необходимого количества инструментов для оказания помощи. Николай Пирогов в тяжелейших военных условиях продолжал свою врачебную деятельность и даже совершил дальнейшие открытия в области медицины.

Николай Иванович придумал свой принцип сортировки раненых по группам. Солдаты подлежали тщательному отбору уже на первом перевязочном пункте: в зависимости от тяжести ранений одни из них немедленно были оперированы в полевых условиях, с соблюдением всех возможных в тех условиях санитарных норм, а другие, с более легкими ранениями, отправлялись вглубь страны для лечения в военных госпиталях. Поэтому, Пирогов по справедливости считается основоположником специального направления в медицине, известного как военно-полевая хирургия.

На фронте Пирогов первым в России стал применять эфирный наркоз для обезболивания при операциях. Только за один год Пирогов, стоя часами на коленях и оперируя раненых прямо на самодельных скамьях, сделал на Кавказе около 300 операций с применением этого вещества.

Во время войны Пирогов с большим успехом применял йод, в то время еще не получивший широкого распространения, придумал гипсовые повязки.

В Одессе Пирогов проявил себя как замечательный педагог. Николай Иванович хотел, чтобы в лицеях и университетах могли учиться люди любых сословий и даже боролся за отмену телесных наказаний для учеников. Но добрые намерения Пирогова привели к конфликту с властями. Ученому пришлось оставить свой пост и уехать заграницу; ему предложили работу в Гейдельбергском Университете в Германии.

Вновь Пирогов не остался без дела. По роду своей деятельности он часто находился в разъездах. В какой бы город Европы он ни приезжал, всюду его встречали с большим вниманием и почестями. Пирогов делился опытом со своими зарубежными коллегами и вел активную общественную деятельность.

27 октября 1881 года Николай Иванович умер от продолжительной болезни.

Спустя годы, в Москве, на Девичьем поле, ему был поставлен памятник, созданный скульптором Владимиром Иосифовичем Шервудом.
По книге Е.Калмыковой «Николай Пирогов. Великий хирург». (вернуться к уроку)


Винокуров Б. К. Иллюстрация к рассказу А. И. Куприна "Чудесный доктор".
М.: Диафильм, 1954
 
 



 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz