|
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 — 1895)
Сказ Н. С. Лескова «Левша»
Уроки литературы в 6 классе[1]
|
Январь 1881 года. Иван Аксаков, самый знаменитый славянофил, единственный
славянофил-деятель, только что открывший в Москве газету "Русь", просит у Лескова что-нибудь беллетристическое. Понимает риск (у Лескова –
опасная репутация). Но просит. Две реплики из их переписки в сущности начинают наш сюжет.
Аксаков – Лескову, 4 января 1881 года, из Москвы в Петербург: "...Я не очень жалую глумления. Выругать серьезно, разгромить подлость и мерзость –
это не имеет того растлевающего душу действия, как хихиканье... Надо бить дубьем, а не угощать щелчком... Поняли?"
Лесков – Аксакову, 7 января 1881 года, из Петербурга в Москву: "Понял"... Но я не совсем с Вами согласен насчет "хихиканья"... Хихикал Гоголь...
и то же совершал несчастный Чернышевский... Почему так гадка и вредна в Ваших глазах тихая, но язвительная шутка, в которой "хихиканье" не является
бесшабашным, а бережет идеал?.. Вы говорите: "их надо дубьем"... А они дубья-то Вашего и не боятся, а от моих шпилек морщатся".[2]
|
|
|
Урок 1. Сказ Н. С. Лескова «Левша»
Урок 2. Образы русских умельцев
Урок 3. Авторская позиция в сказе «Левша»
Урок 4. Урок внеклассного чтения по рассказу Н. С. Лескова «Человек на часах»
УРОК 1
СКАЗ Н. С. ЛЕСКОВА «ЛЕВША»
Задачи:
ознакомить шестиклассников с отдельными фактами биографии и творчества Н. С. Лескова;
обогатить представления учащихся об особенностях сказовой манеры повествования
Основные виды деятельности:
чтение статьи учебника; рассмотрение иллюстраций к сказу и презентации; беседа по вопросам учебника; просмотр фрагментов кинофильма.
Термин:
сказ.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Рассказ о биографии и творчестве Н. С. Лескова.
Знакомство с биографическим материалом возможно на основе чтения статьи учебника, которое желательно дополнить
презентацией портретов писателя. Важно обратить внимание на то, что жизненный опыт Лескова, его любовь к
России, переживание отношений власти и человека — основа творчества писателя.
На уроках необходимо, используя имеющиеся знания учащихся о сказе, познакомить их с особенностями сказовой манеры
Н. С. Лескова, а также подготовить школьников к разговору о русском национальном характере, проблеме взаимоотношения народа и власти.
Особое значение приобретает на этом вступительном занятии исторический комментарий и специальная работа с необычной лексикой
сказа. Стоит сказать и о том, что сам Лесков был левшой.
II. Повторение сведений о сказе
Вопрос 13 учебника поможет учащимся настроиться на сказовую манеру лесковского повествования.
Возможные вопросы и задание
1. С каким произведением, созданным в традиции сказа, вы познакомились в прошлом году?
2. Что такое сказ? В чём отличие сказа от сказки? (см. ниже таблицу «Сопоставление понятий "сказка" и
"сказ"»)
3. Объясните, почему произведение Н. С. Лескова «Левша» относят к сказам.
Нужно напомнить учащимся, что сказ относится к эпическому роду литературы, опирается на народные предания
и легенды, сочетает в себе описание народного быта и нравов, реальные события и сказочно-фольклорный элемент.
Сказ отличает особая манера повествователя. Кроме того, для сказа обязателен образ повествователя.
Чтение комментария к сказу «Левша» может быть дополнено сообщением о том, что существовала такая прибаутка: «Англичане из стали
блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». Она стала, по-видимому, основой сюжета сказа Н. С. Лескова.
III. Работа с лексикой сказа
Работа может вестись по главам путём объяснения не только значения слов, их этимологии, но и художественной функции.
Учащимся следует указать на особую роль лексики в создании комического, обличительного эффекта в сказе, сказать о задачах
использования словесной игры, отметить, что в сказе встречаются необычные, придуманные автором слова. Можно ввести понятия
«этимология» и «народная этимология», говоря о происхождении отдельных слов.
IV. Комментированное чтение первых глав и беседа по вопросам учебника (вопросы 1, 2, 3).
Здесь возможно обращение к портретам атамана Платова, Александра I, Николая I, просмотр фрагмента художественного фильма
«Левша» по мотивам сказа Н. С. Лескова (режиссёр С. Овчаров, 1986).
V. Исторический комментарий.
При рассмотрении исторических личностей и реальных событий, изображённых в произведении, можно обратиться к историческим
справкам, которые учащиеся подготовят самостоятельно по образцу, предложенному учителем.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СПРАВОК
Александр I (1777—1825).
Годы правления — 1801—1825.
Открыл ряд гимназий, педагогический институт, университеты в Казани и Харькове.
Создал министерства.
Победоносно завершил войну с Наполеоном.
Разрабатывал проекты отмены крепостного права.
Один из руководителей Венского конгресса (1814—1815).
Атаман Платов Платов Матвей Иванович (1751—1818) — герой Отечественной войны 1812 года.
Отличившись в Русско-турецкой войне (1768—1774), был произведён в офицеры, командовал казачьим полком.
Служил на Кубани и в Крыму под командованием А. В. Суворова.
При Павле I был сослан в Кострому по подозрению в заговоре.
При Александре I был возвращён.
В Отечественную войну 1812 года командовал казачьими полками.
Крымская кампания 1853—1856 годов.
Война России с коалицией Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинии за Османское наследие, господство в бассейне Чёрного моря, на Кавказе
и Балканах.
В 1853—1856 годах боевые действия против России велись под Севастополем, на Кавказе, Камчатке, Балтийском и Баренцевом морях. Отстреливаться
из пушек приходилось даже со стен Соловецкого монастыря.
В 1855 году был взят Севастополь.
18 марта 1856 года Парижский мир был заключён на условиях, болезненно воспринятых в России (с 1711 года страна не подписывала акта о поражении), но
всё же приемлемых.
Россия отказалась от покровительства православному населению Турции, потеряла Южную Бессарабию. В обмен на турецкую крепость Карс союзники оставили Севастополь.
Был разоружён Черноморский флот.
На уроке нужно отметить хронологические рамки событий, изображённых в сказе.
События начинаются в 1815 году после Венского совета при Александре I и заканчиваются после казни декабристов в начале 1826 года
уже при императоре Николае I.
Учащимся предлагается составить цитатную характеристику, позволяющую сравнить образы Александра Павловича, Платова и Николая Павловича.
(См. материал ниже)
VII. Домашнее задание:
сопоставить образы Александра Павловича, Николая I и Платова в сказе Н. С. Лескова «Левша».
Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 3, 9 учебника (по выбору учащихся).
УРОК 2
ОБРАЗЫ РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ
Задачи:
рассмотреть образы русских умельцев и средства их создания;
проанализировать портрет левши в сказе;
выявить особенности русского национального характера на примере персонажей «Левши».
Основные виды деятельности:
чтение сказа; ответы на вопросы учебника; инсценирование; описание портрета героя.
Термин:
портрет.
Этапы урока:
I. Вступительное слово
О смысле названия произведения и об образе русского человека в сказе, продолжение беседы о взаимоотношениях народа и
власти, о трагичности судьбы простых русских умельцев.
II. Вопросы на повторение и активизацию прочитанного:
1. Как и при каких обстоятельствах блоха из «аглицкой стали» оказалась в России?
2. Чем была примечательна иностранная диковинка?
III. Чтение и анализ главы 3 сказа «Левша».
Учащимся предлагается понаблюдать за речью Николая I и подумать, действительно ли слова царя звучат искренне, является ли он
истинным защитником и покровителем народа, патриотом, каким предстаёт в сцене приёма во дворце.
IV. Отчёты учащихся о выполнении индивидуальных домашних заданий.
Для продолжения разговора об образе умельцев в сказе возможны следующие вопросы и задания:
1. Что означает слово «умелец»?
2. Перечислите народных умельцев, изображённых в сказе.
3. Как описаны умельцы в сказе?
4. Охарактеризуйте лесковских умельцев:
а) мастеров; б) левшу.
V. Инсценирование фрагментов сказа (главы 5).
Вопросы и задание для продолжения разговора об образах народных умельцев в сказе:
1. Как отнеслись мастера к слову императора?
2. Как раскрываются характеры народных умельцев в разговоре с Платовым? Почему умельцы взялись за выполнение
столь трудной работы?
3. Куда отправились мастера? С какой целью совершают они своё путешествие?
4. Расскажите, какие действия предпринимались окружающими, чтобы узнать о том, чем заняты мастера. Почему никому
не удалось выведать секрета мастеров, закрывшихся в доме?
5. Как герои относятся к порученной им работе? Почему мастера не показали Платову своей работы?
6. Какие особенности характера русских мастеров отмечены в сказе?
7. Какие фольклорные элементы использованы для создания образов русских умельцев?
VI. Анализ образа главного героя сказа
Анализ можно начать с описания портрета левши. Следует обратить внимание на детали портрета, а затем остановиться на имени героя,
обобщённом значении образа левши, близости героя всем русским мастерам (преданность делу, чувство внутреннего
достоинства, одарённость, исключительность, патриотизм, самопожертвование). Вновь зачитываются фрагменты сказа, подбираются цитаты, учащиеся работают с вопросами
и заданиями 5—12 учебника.
Дополнительные вопросы и задание:
1. Почему левша оказался у императора?
2. Как ведёт себя герой во время беседы с государем?
3. В чём заключается мастерство русских людей, умеющих противостоять чужеземным диковинкам?
4. Чем гордится и о чём переживает писатель, рассказывая о судьбах русских мастеров?
5. Прокомментируйте слова Н. С. Лескова: «...там, где стоит “левша”, надо читать “русский народ”!»
6. Какие чувства вы испытали при чтении финала сказа?
VII. Творческое задание:
а) записать в тетради, опираясь на анализ образов народных умельцев в сказе, черты, передающие особенности русского национального
характера;
б) сделать письменно краткую зарисовку — портрет русского мастера.
VIII. Выводы
об изображении народных умельцев в сказе, о гордости писателя за русский народ, трудолюбивый и талантливый.
IX. Домашнее задание:
подготовить устный ответ на вопрос 14 учебника.
Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 2, 11 учебника (по выбору учащихся).
УРОК 3
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В СКАЗЕ «ЛЕВША»
Задачи:
обобщить представления учащихся об идейном содержании сказа, жанровом своеобразии произведения;
рассмотреть образ повествователя и авторскую позицию в сказе.
Основные виды деятельности:
выразительное чтение фрагментов сказа; наблюдение над лексикой и синтаксисом; работа с иллюстрациями;
беседа по вопросам учебника; сопоставительный анализ позиции автора и позиции повествователя.
Термины:
повествователь, авторская позиция
Этапы урока:
I. Вступительное слово
Особое внимание следует обратить на рассказчика, так как во многом именно этим образом определяется своеобразие произведения, его связь с фольклором.
Рассказчик выступает от лица народа как его своеобразный рупор. Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас».
Прочитаем места в «Сказе», где виден сказитель, обратить внимание на его речь («через свою ласковость», «на свою сторону преклонять хотели», «домой манил»,
«чужестранностью пленить», «усиками зашевелила, но ногами не трогает» и др.).
В сказе много новых слов, которые появляются там, где рассказчик сталкивается с нерусскими названиями, непонятными
малограмотному человеку. Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик искажает их названия согласно своему представлению о них и вместе с тем
вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка — укушетка, вестовые — свистовые, таблица — долбица, двухместная — двухсестная,
микроскоп — мелкоскоп и др.
Со слов простодушного рассказчика мы узнали о русских самодержцах, военачальниках, о людях другой нации,
о талантливых русских людях. А что же думает о них автор? Все содержание лесковского сказа дает на это ответ: правители отчуждены от народа, пренебрегают
своим долгом перед ним, они привыкли к власти и ни перед кем не несут ответственности, не верховная власть озабочена честью и славой нации, а простые
тульские мужики. Они-то и берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И вместе с тем автор дает возможность понять трагическую судьбу народа.
Выбор в классе трёх исследовательских команд:
команды повествователей, команды авторов,
команды читателей. Каждая из команд будет принимать участие в работе научного конгресса «Лесковский левша
глазами повествователя, автора и читателя» по предложенным заданиям.
II. Разминка команд:
1. Почему Л. Н. Толстой называл Н. С. Лескова «писателем будущего»?
2. Что роднит лесковских умельцев с былинными богатырями?
Выступление представителей каждой команды оценивается баллами.
III. Первый тур «Жанровые особенности сказа»:
1. Объясните, почему произведение названо автором «сказом».
2. Поясните, в чём был прав писатель, говоря о басенном складе произведения. (Здесь учащимся предлагается подумать
над тем, что есть поучительного в сказе, привести примеры проявления реальности и фантастики в сказе.)
3. Найдите черты разных жанров в повествовании: анекдота, повести, сказки. Покажите, в чём наблюдается несовпадение
произведения с законами данных жанров.
4. Чем близок сказ произведениям устного народного творчества? Какие фольклорные образы нашли отражение в сказе
(индивидуальное задание 4 учебника)?
IV. Слово учителя
Об образе повествователя и авторской позиции в художественном произведении. Важно ещё раз
разграничить понятия «автор», «образ автора», «повествователь». Несовпадение позиций автора и повествователя
помогает читателю понять идейное звучание произведения, оттеняет существующие взгляды на происходящее.
Повествователь может быть просто рассказчиком, иногда резко отличающимся по своим взглядам на мир от автора,
иногда — участником событий.
Записи в тетрадях:
«Повествователь — герой, от лица которого ведётся повествование, сообщается о произошедших в прошлом событиях.
Образ автора в произведении — голос писателя, выражение его отношения к описываемому, взгляд на события и героев».
V. Второй тур: выразительное чтение начальных глав и заключительной главы сказа.
Оценивается техника чтения, участников просят обратить внимание на лексику, синтаксис, подумать об авторском отношении к народу,
левше, чиновникам, императорам, атаману Платову.
VI. Третий тур «Образ повествователя и авторская позиция в сказе».
Примерные вопросы и задание:
1. От какого лица ведётся повествование? Что можно сказать о социальном положении этого человека? Кем является повествователь в сообщаемой им истории?
2. Может ли совпадать позиция автора и повествователя? Какие черты отличают речь повествователя? Что характерно для
речи автора, его замечаний в тексте сказа? Сделайте вывод о простоте, разговорных интонациях, народном словотворчестве,
искажениях понятий в речи повествователя и литературной речи автора.
3. Каким вы видите сказителя? Нарисуйте его словесный портрет.
4. Как передаёт картину происходящего, жизни народа повествователь? О чём здесь же сказал бы автор?
Делается вывод о том, что повествователь активно обращается к слушателям, привносит свою личностную
оценку в описываемые события, он больше рассказывает, чем выражает свои чувства. Повествователь
передаёт облик действующих лиц, обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героев, характеризует
героев. Следует обратить внимание на то, что в первой части сказа преобладает позиция повествователя, а в финале
произведения всё более отчётливо звучит голос автора.
Завершение работы:
1. Самостоятельно озаглавьте и прокомментируйте несколько смешных и грустных страниц сказа.
2. Поразмышляйте над тем, в чём причина трагедии левши. Предположите, как на этот вопрос ответили бы повествователь,
автор. Что думают по этому поводу читатели?
Далее учащимся предлагается перейти к обсуждению иллюстраций Кукрыниксов, Н. Кузьмина, И. Глазунова. (См. об иллюстрациях ниже)
Сказ «Левша» иллюстрировался различными художниками, поэтому можно обратиться к иллюстрациям Н. Кузьмина
и Кукрыниксов «Первая встреча атамана Платова с туляками» (гл. 5), «По дороге в Петербург» (гл. 10) и предложить выполнить следующие задания:
1. Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите внимание на то, как каждый из художников изобразил героев. Каково отношение
художников к изображаемому?
2. Что общего в манере художников и чем они отличаются друг от друга?
3. Какие иллюстрации вам больше понравились, почему?
4. Озаглавьте рисунки словами текста.
Естественным продолжением работы явится обращение к портретам левши разных художников: Н. Кузьмина, Кукрыниксов, И. Глазунова,
Ст. Косенкова (какие сможет найти учитель). После рассматривания этих портретов учащиеся отвечают на вопросы:
1. Определите, в какой момент изображен герой.
2. На что художник обращает внимание во внешнем облике левши?
3. Постарайтесь определить главную мысль рисунка.
4. Какой из портретов, по-вашему, наиболее верно передает характер героя? Какой из них произвел на вас более сильное впечатление?
В оставшееся время можно рассказать о том, что интерес к «Левше» за сто с лишним лет с момента появления не уменьшается. Художники, режиссеры,
композиторы обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ — 1924 г., Ленинградский театр оперы и
балета им. С. М. Кирова, Театр Спесивцева — 1980 г. и др.). Мультфильм «Левша» с большим успехом прошел по экранам. Совсем недавно зрители
имели возможность увидеть телеспектакль. Если учащиеся видели одну из этих постановок, можно побеседовать с ними по следующим вопросам:
1. Понравился ли вам фильм?
2. Что художник привнес от себя?
3. Какими предстают герои?
4. Совпали ли ваши представления от прочитанного и увиденного?
VII. Домашнее задание:
1) подготовиться к зачёту по сказу «Левша» (индивидуальные задания 4, 5, 7, 8 учебника);
2) прочитать рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах».
УРОК 4
Урок внеклассного чтения по
РАССКАЗУ Н.С.ЛЕСКОВА "ЧЕЛОВЕК НА ЧАСАХ"
Задачи:
обобщить представления учащихся о национальных чертах русского человека и их отражении в произведениях
русской литературы;
раскрыть многообразие идейного содержания рассказа.
Основные виды деятельности:
беседа по вопросам; анализ внутренней речи героя; межтекстовые сопоставления.
Термины:
рассказ, ирония.
I. Проверка домашнего задания
Индивидуальные задания 4, 5, 7, 8 и чтение послания от имени героя к императору (индивидуальное задание 10) помогут оценить
понимание шестиклассниками сказа «Левша» и обобщить основные проблемы, поставленные в произведении. Важно обратить внимание учащихся на то, что судьба
левши — это пример равнодушия власти к народу в целом и к личности конкретного человека. В то же время левша Лескова, не произнося громких слов, добросовестно
служит Отечеству, которое для него связано со словами «дом», «семья», «родители», «вера», со всем укладом
жизни русского человека. Царю не докладывают о словах левши потому, что каждый из тех, кто мог это сделать,
боялся за своё положение. О похожем в чём-то случае страха за себя, ложного патриотизма, равнодушия к человеку, готовности закрывать глаза на очевидные вещи
во имя собственного спокойствия и карьеры идёт речь и в другом произведении Н. С. Лескова — рассказе «Человек на часах».
II. Чтение учителем первой главы рассказа «Человек на часах» и беседа
Осмысление экспозиции рассказа, позиции героев, мотивации их поведения в произведении.
Примерные вопросы и задания:
1. С чего начинается рассказ «Человек на часах»?
2. От чьего лица ведётся повествование?
3. О чём говорится в предисловии к рассказу?
4. Как вы думаете, является ли герой рассказа героическим лицом, а его история и её развязка оригинальными? Свой ответ обоснуйте.
5. Почему автор, с одной стороны, указывает на произошедшую историю как на исторический анекдот, с другой — говорит о том, что в рассказе нет никакого вымысла?
6. В какое время происходит действие в рассказе? Найдите в тексте указание на то, к какому историческому времени относятся описываемые в рассказе события.
Важно отметить указание на вымышленность событий, которые, подобно сказке («Сказка — ложь, да в ней намёк...»), придуманы автором, но передают при этом
подлинную атмосферу времени. Авторская ирония подчёркивает трагизм происходящего.
III. Пересказ содержания рассказа
Пересказ необходим, чтобы понять композицию, последовательность событий, причинно-следственные связи. Здесь можно остановиться на
жанровой природе произведения.
1. К какому жанру можно отнести произведение Лескова «Человек на часах»?
2. В чём анекдотичность случившегося?
3. Какой эпизод положен в основу рассказа?
4. Какие поступки героев на первый взгляд оказываются странными, лишёнными смысла?
5. Поясните слова «офицер инвалидной команды» (офицер, дежурящий по району), «гуманист», «карцер», «обер-полицмейстер» (начальник полиции), «лазарет»,
«либерализм» и дайте толкование образным выражениям «пойдёт горячка», «всякая вина виновата», «сам владыка», «выйти сухим из воды», без
которых понимание произведения будет неполным.
IV. Беседа по вопросам
Беседа поможет понять поступки и состояние персонажей:
1. Подумайте, чем встревожен каждый из героев.
2. Что объединяет всех «провинившихся»?
3. Как мог быть решён вопрос с Постниковым, спасшим человека?
4. Как на самом деле была разрешена случившаяся ситуация? Познакомьтесь с комментариями к рассказу.
5. Почему подвиг другого офицера был представлен царю как спасение им погибающего?
6. Какие чувства испытывает каждый из героев рассказа?
7. Как сложилась судьба Постникова? Почему наказан герой?
8. Для чего подполковник Свиньин навещает героя в лазарете и даёт ему фунт сахару и четверть фунта чаю? Почему солдат
доволен и благодарен?
V. Обобщение и подведение итогов урока.
Следует в заключение остановиться на смысле названия, объяснить, почему оно было изменено (вместо «Спасения погибавшего» — «Человек на часах»),
пояснить авторскую позицию: «Я думал о тех людях, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где
бы оно ни было».
VI. Подготовка к письменной работе сопоставительного характера «Левша и Постников: сходство и различия».
Примерные вопросы для сопоставления:
1. Какими людьми были левша и Постников?
2. В каких поступках выявляются лучшие качества героев?
3. О чём хотел сказать читателю Н. С. Лесков, повествуя о судьбах левши и Постникова?
4. Какие чувства вызывают рассказы о судьбах левши и Постникова?
VII. Домашнее задание:
завершить письменную работу «Левша и Постников: сходство и различия».
ТАБЛИЦА
Сопоставление понятий "сказка" и "сказ" |
Сказка |
Сказ |
Эпический жанр фольклора,
занимательный устный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях
|
Жанр эпоса, опирающийся
на народные предания и легенды и сочетающий в себе точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром
фольклора |
В сказках всегда изображается противостояние добра и
зла, их герои жёстко делятся на положительных и отрицательных; положительные
герои всегда являются воплощением народных представлений о морали, добре, справедливости
|
В сказе нет явного противопоставления добра и зла, героям
сказа могут быть присущи одновременно как положительные, так и отрицательные черты |
Сказки существуют в устной
форме, не имеют одного автора, поэтому их текст может иметь несколько вариантов
|
Повествование в сказе ведётся о лица рассказчика, сохраняются особенности его речи.
Сказ, как правило, имеет одного автора и является авторской стилизацией народных легенд и преданий |
В сказке используются устойчивые композиционные приёмы (зачин, концовка,
троекратные повторения, присказки, постоянные эпитеты)
|
В сказе нет такого жёсткого композиционного канона |
Место действия в сказке указывается неопределённо: «В некотором царстве...»,
«За тридевять земель...»
|
Место действия в сказе часто
включает в себя реальные географические названия |
Финал сказки практически всегда счастливый, добро побеждает зло |
Финал сказа часто изображает смерть положительного
героя, добро не всегда торжествует |
Источник таблицы: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.:
Просвещение, 2016.
(вернуться к уроку)
|
|
1. Источник: Уроки литературы.
6 класс. В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова. — М.: Просвещение, 2013. — 160 с. (вернуться)
2. Из истории создания сказа "Левша"
Из книги: Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье.– 2-е изд., доп. – М.: Книга, 1986. – 304 с: ил. – (Судьбы книг).
Десятилетия спустя, когда критики будут решать, кем же был Лесков: серьезным сатириком или шутейным анекдотистом, – вспомнится это "хихиканье".
К "Левше" оно имеет самое прямое отношение. Именно "Левшу" вынашивает в эту пору Лесков и именно к "Левше" психологически готовит Аксакова.
А ситуация взрывная: в марте народовольцами убит царь; наследник разворачивает страну вспять от либерализма и тоже клянется народом – народ, "вечная"
тема русских раздумий, встает перед литературой как бы заново. В эту весну Лесков отказывается писать публицистические статьи: "хаос"! Он пишет –
"Левшу". "Это не дерзко, а ласково, хотя не без некоторой правды в глаза", – еще раз предупреждает он Аксакова 12 мая.
Через неделю Лесков везет в Москву рукопись. Читает вслух. Оставляет. Осенью, тремя порциями, Аксаков публикует лесковскую сказку в своей газете.
Впрочем, лучше сказать: легенду. Басню. Или уж вовсе по-лесковски: "баснословие". Именно это словцо употребил Лесков в авторском предисловии.
Предисловие важное, на него надо обратить внимание. Лесков пишет:
"Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке...
Я записал эту легенду в Сестрорецке... от старого оружейника... Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он
охотно вспоминал старину... читал божественные книги... разводил канареек. Люди к нему относились с почтением".
Впервые сказ напечатан в журнале "Русь", 1881, № 49, 50 и 51 под заглавием "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)".
Отдельным изданием впервые напечатан в 1882 году. (вернуться)
ЦИТАТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЛЕКСАНДРА I, НИКОЛАЯ I и АТАМАНА ПЛАТОВА
Прочитать первые три главы. Определить, когда и где происходит действие, после этого выделить
и прочитать цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова (цитаты можно записать).
Это даст возможность более обстоятельно
познакомиться с героями. Записать это можно следующим образом:
Александр Павлович
«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».
«...Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
«Государь на все это радуется».
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».
«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».
«Пожалуйста, не порть мне политики».
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».
«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».
Платов
«Платов... этого склонения не любил... И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат,
а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет».
«...а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит».
«Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: „Иван Москвин во граде Туле“».
«...а Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного учения нет... у англицких мастеров совсем на все
другие правила жизни, науки и продовольствия...»
ВЫВОД:
Изображение Александра I и атамана Платова
Ученики читают выписанные цитаты, учатся делать обобщения. Высказывая свое мнение, ученики подтверждают свои слова выборочным чтением.
Подводя итоги этой работы, сделаем выводы.
Александр Павлович:
• «ласковость»,
• симпатии к промышленному Западу,
• недоверие к собственной
Атаман Платов:
• резкость, недипломатичность,
• противостояние западной культуре,
• вера в русских людей.
Прочитать главы 11—14, выписать цитаты, характеризующие царя Николая Павловича, а затем Платова:
Николай Павлович
«Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».
«...Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».
«...Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: „Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника“».
«— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
Платов
«...надо бы подвергнуть ее русским пересмотром в Туле или Сестербеке, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не
предвозвышались».
«Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за всех ответишь».
«А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: „Вот вам тугамент!“»
«...выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели».
«Платов ему сто рублей дал и говорит: „Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал“».
Характеризуя Александра I и Николая I, учащиеся придут к выводу, что цари почти лишены индивидуальных черт, хотя в определенной плоскости
противопоставлены.
В Александре I выделены «ласковость», симпатии к промышленному Западу и недоверие к собственной нации («...Мы, русские,
со своим значением никуда не годимся»). Защитником нации во время заграничных экскурсий царя выступает Платов. В результате его заступничества
и вмешательства в «политику» Александра I была опала, а затем и удаление недипломатичного героя на «досадную укушетку». «Ужасно какой замечательный
и памятный» царь Николай I, напротив, превосходит патриотизмом Платова, не теряя веры в русских мастеров даже в самые щекотливые моменты.
Завершается разговор следующими вопросами:
1. Что отличало Николая Павловича от Александра Павловича?
2. Что нового вы узнали о Платове?
Завершить беседу следует чтением исторической справки о Платове (6-е задание учебника).
Образ атамана Платова
Лесков изобразил генерала Платова донским казаком с «грабоватым» носом, в «лохматой бурке» и широких шароварах, который без конца курит
корешковую трубку и пьет стаканами «водку-кислярку».
Главное в характере Платова — твердая уверенность в том, что все русское — самое лучшее, что государь и русские люди должны любить Россию
и верить в ее народ и не соблазняться на все иностранное. Замечателен эпизод, когда Платов отковыривает замок удивительной пистоли и показывает
надпись на собачке: «Иван Москвин во граде Туле».
Автор посмеивается над внешним видом Платова, над его привычками, над попытками отстоять русскую честь, когда он приглашает англичан
приезжать в Россию и попить чай «с настоящим молво Бобринского завода», над тем, как Платов спустил в карман мелкоскоп, который «сюда же» принадлежит.
Автор не принимает и отвергает то, как Платов обращается со своими подчиненными и с тульскими мастерами, в том числе и с левшой. В восьмой
главе Н. С. Лесков описывает, как Платов ехал на Дон и обратно: спешно и «с церемонией», и в этом описании чувствуется возмущение автора. Возмущает
читателей, как Платов показывает мастерам кулак, как он хватает левшу, кидает его в свою коляску. «Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга
вроде пубеля, ты мне за всех ответишь». Платов, который не робел ни в каком бою, вдруг предстает перед нами трусом, когда он прячет за печку шкатулочку
с блохой и не верит, что тульские мастера не осрамились. Однако Платов находит в себе честность и мужество извиниться перед левшой за то, что оттаскал
его за волосы.
Прочитаем, что сообщается о Платове в Энциклопедическом словаре (6-й вопрос, с. 292, ч. 1 учебника). Ученики должны понять, что Матвей
Иванович Платов и атаман Платов из лесковского сказа не одно и то же лицо.
На самом деле Матвей Иванович Платов был графом, генералом, образованным человеком. Портрет, который нарисовал Н. С. Лесков, не соответствует
реальному генералу М. И. Платову, который умер за семь лет до смерти Александра I и не мог встречаться с царем Николаем I.
Образ, созданный Н. С. Лесковым, соответствовал представлениям народа о том, каким должен быть атаман казаков: решительный,
правдивый, резкий, грубый, но преданный своему царю и Отечеству. (вернуться к уроку)
ОБ ИЛЛЮСТРАЦИЯХ К СКАЗУ "ЛЕВША":
Из книги: Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье. – 2-е изд., доп. – М.: Книга, 1986. – 304 с: ил. – (Судьбы книг).
Рассмотрим книжные иллюстрации. В отличие от сцены и экрана, здесь и большое богатство, и большое разнообразие.
Начинается с виньеток. В первом издании (1882) – анонимная заставка с ангелочками, не имеющая к содержанию рассказа ни малейшего отношения;
в конце – гравюрка в стиле учебника ботаники: кузнечик в траве; видимо, имеется в виду блоха. Оформление странное, если учесть, что Лесков, большой
знаток и ценитель изобразительного искусства, по свидетельствам современников, любил сам подбирать виньетки к своим изданиям.
Был он знаком и с Николаем Каразиным, который дал серию рисунков к изданию 1894 года. Штриховые миниатюры, аккуратные, "подобранные", в
меру экспрессивные, в меру смешные, слегка напоминающие Боклевского, но помягче, послабее. Стандарт того времени, без малейшей попытки
передать стилистическую уникальность текста.
Затем – известное уже нам "окно" в два десятка лет: "Левша" не издается и не иллюстрируется.
Затем – 20-е годы.
Константин Лебедев: плакатные рисунки в стиле окон РОСТА. Трехцветная обложка для "крестьянского" издания 1927 года. Мгновенная узнаваемость
типов: вот жандарм, вот царь, вот мужик... Любому понятно.
Николай Купреянов: "Молодогвардейское" издание 1931 года – тот же стиль, но доведенный до блеска. Разгонистый штрих, мощная заливка,
рисунок броский, словно бы нетерпеливый к выписыванию деталей; главное – контраст мощи, силы – и жалкой обреченности мужичонки... Ясность агитплаката.
Дмитрий Митрохин: "академический" лесковский том 1931 года. Мерцающий, "пастельный" перелив цветной литографии; только приглядевшись,
видишь тройку, казаков и Левшу, скрюченного у их ног... Стиль другой, но принцип тот же: рассказ Лескова – точка приложения вне его
существующего графического стиля.
Потом стиль бледнеет: в холодных "станковых" композициях Ивана Овешкова, иллюстрировавшего репрезентативный однотомник 1937 года,
в бесконечной череде зализанных "детгизовских" заставок и картинок 40-х годов: Ю. Ворогушин, С. Суслов, Ю. Петров, он же Г. Петров... Один Юрий Кискачи
в тощеньком "военморгизовском" издании 1944 года попытался дать графическую концепцию: под народный лубок времен войны с Наполеоном, но "бисерные"
рисунки его были слишком робки, чтобы сломать школьное иллюстраторство.
Сломал и отменил его Николай Кузьмин в 50-е годы. Знаменитый, в 1955 году вышедший том "Левши" с его рисунками, повторенными потом во многих
переизданиях, возродил интерес художников к рассказу.
Cм. полностью гл. 6 из книги Л.Аннинского "Лесковское ожерелье" на сайте «Лесков
и его сказ "Левша"».
ИЛЛЮСТРАЦИИ М.ДОБУЖИНСКОГО К СКАЗУ "ЛЕВША
26 февраля 1943 года М.Добужинский получил заказ на иллюстрации к сказу Н.Лескова "Левша". Всего им было выполнено около 30 иллюстраций. В сентябре
художник закончил работу над рисунками, а 3 ноября того же года книга вышла из печати.
Книга была издана на английском языке под названием «Стальная блоха».
"...Не знакомы отечественному зрителю и поздние иллюстрации мастера к «Левше» Лескова, изданному в 1943 году на английском языке в Нью-Йорке (удивительно,
что может существовать «Левша» по-английски!). Стилистика повести Лескова оказалась сродни мирискусническому юмору Добужинского, нашедшего для ее
воплощения точные графические средства. И по времени он опередил иллюстраторов, заинтересовавшихся этой книгой на родине: Н.Кузьмин «открывал» ее для
нас лишь в пятидесятых годах." Юрий Герчук. Между графикой и книгой. Журнал «Наше наследие» №85, 2008.
ИЛЛЮСТРАЦИИ КУКРЫНИКСОВ К СКАЗУ "ЛЕВША
Позаголовок Николая Семеновича Лескова – "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе" – определил стилевую задачу иллюстраторов. Сказ – значит быль,
притворившаяся сказкой. Якобы веселое и смешное действо, балаган, а на самом-то деле подлинная история погибели замечательного таланта. Кукрыниксы,
думается, стремились проникнуть в саму интонацию Лескова, в темп его речи – плавной и резкой, патетической и обыденной, с завитушками поговорок да прибауток
и вместе с тем прямой, гневной, обличительной. Главное в языке "Левши" – диалоги, воспроизведение разговоров во дворцах да избах, вопросы да хлесткие ответы.
Театр? Да, именно так и прочли Кукрыниксы "Левшу".
Но театр особый – представление на ярмарочной площади, словно бы реконструиромое нынешним детским театром. Спектакль о спектакле.
Разумеется, обратившись к "Левше", Кукрыниксы не могли не вспомнить замечательное издание лесковского сказа с иллюстрациями Николая Васильевича Кузьмина,
вышедшее пятнадцать лет назад. То была прекрасная умная книга. Книга Лескова для взрослых, много знающих в русской истории людей... Вызывающая на память
народный эстамп-лубок. Открывающая подтекст Лескова – его пронзительную умную нежность, горькую его поэзию.
У Кукрыниксов была иная, совсем иная цель. В тридцатые годы, когда Алексей Максимович Горький шефствовал над "нераздельной и единосущной троицей",
определяя ее путь в искусстве, он говорил: "Особенно важная и серьезная задача – дать детям книги о том, откуда взялась частная собственность... Эта задача
может быть разрешена и рядом исторических книг, и острыми политическими памфлетами, и бытовой сатирой, направленной против пережитков собственничества..."
Политический памфлет – важнейшая краска театра Кукрыниксов в "Левше". Словно персонажи "comedia del arte", стоят в заставке к первой главе англичане с
императором Александром и "донским казаком" Платовым: почти плоские цветные фигуры, словно бы вырезанные из ватмана игрушечные человечки, на которых надето
бумажное же платье. Возникают декорации – тоже плоская (обыкновенная линеечка на белом поле) лестница, по которой идут государь с Платовым в кунсткамеры,
пузатые бюсты и "Аболон полведерский", что держит в одной руке мортимерово ружье, а в другой пистолю. Этот невиданный Аболон и на супере – словно бы карикатурный
эпиграф о поругании искусства, о чудовищной прагматике, так давно осмеянной Лесковым.
На суперобложке присутствует деталь, которой нет в картинке, повторенной внутри книги: тяжелые золотые шнуры на черном плотном фоне, будто бы
отодвинутый театральный занавес. Деталь у Кукрыниксов всегда очень значительна, она не могла явиться случайно и здесь. "Театр в книге-театре" – вот что
она означает, как думается.
Наконец, на страницах "Левши" появляются героические персонажи – трио тульских оружейников, – и тогда исчезает ядовитый цвет, выбранный художниками
для персонажей карикатурных, серые зипуны и ржавые редковолосые головы глядят со страниц драгоценной подлинностью. Еще немного, и цвет совсем бы исчез...
Но условность сказового театрализованного повествования этого бы не допустила, и потому в сценах унижения Левши цвет – мертвенно-глухой, фантастический,
особенно на полу "простонародной обухвинской больницы".
Художники дали к каждой главе некий пейзажно-событийный занавес-заставку: здесь Тула – город "первых знатоков в религии" – с косыми куполами бесчисленных
церквей и проезжая дорога с мчащейся коляской Платова и свистовыми казакми, поливающими ямщика "без милосердия", чтобы скакал. Здесь Николай, восседающий на
троне под двуглавым орлом, а по обе стороны от стула-трона принцесса Александра Николаевна и Платов; здесь и несущиеся от Петербурга до Лондона курьер с
Левшою, и Лондон с туманными силуэтами парламента, Биг-Бена и яркими, как конфетная обертка, плоскими фигурами важных гуляющих англичан...Подымется такой
занавес, а за ним страничная иллюстрация – смешное и грустное действо великого Лескова, "эпос... с очень человечкиной душою".
Словно бы наводя бинокль на какие-то сценические детали, изобразили Кукрыниксы предметы – концовки глав. Смешные эти концовки? Нет, иронические.
Важное чувство в эмоциональной палитре маленького читателя. "Мелкоскоп" на царской малиновой подушке с золотыми кистями, блошиная подкованная нога сквозь
увеличивающую линзу, чищенное толченым кирпичом ружейное дуло и пустая генеральская перчатка, воткнувшая туда свой палец... А в эпилоге книги появляется
грустная медаль – светло-желтая, с белым профилем Левши, лавровой ветвью, инструментом тульского оружейника. Медаль помещена под абзацем печального
лесковского размышления: "машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности".
Рассмотрев кукрыниксовского "Левшу", мысленно возвращаюсь к его давнему истоку – журнальным иллюстрациям к "Лазоревой степи" Михаила Шолохова. И
становится понятным графический принцип художников: переводить на язык изобразительного искусства не сюжет и не события книги сами по себе, но слово и
интонацию писателя, и ненавязчиво, будто бы в игре, передавать их читателю, вызывая в нем благородный гнев к насилию и нежность к таланту.
Пистунова А.М. Единосущная троица. –М.: Советская Россия, 1978 (с.244-249)
См. подробнее о Кукрыниксах: "Кукрыниксы. Творчество" на сайте "Литература для школьников"
(вернуться к уроку)
|
|
|
"Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит..."
Иллюстрации Кукрыниксов к сказу Н.С.Лескова "Левша" на сайте «Лесков
и его сказ "Левша"» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|