ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
(1769 – 1844)
И. А. Крылов вступил в самостоятельную жизнь с широким кругом интересов, разносторонними знаниями, с удивительной начитанностью в истории, философии,
словесности. Ему были ведомы западноевропейская и русская культура.
В 1780-х — начале 1790-х годов он стал известен как сатирик. С первых дней литературной деятельности и до 1810-х годов на сценах домашних и профессиональных
столичных театров с успехом шли его комедии «Подщипа», «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам» и комическая опера «Илья-богатырь». Современники по праву видели
в Крылове преемника Д. И. Фонвизина.
Дебют [1] Крылова в жанре басни, если не считать первых басен, созданных в конце XVIII века, совпал с патриотическим воодушевлением, охватившим русское
общество в первые годы XIX столетия.
1. Дебют — здесь: начало басенного творчества.
В басне «Обоз» Крылов коснулся стратегии и тактики Кутузова. Известно, что великий полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I,
выговоры от которого следовали один за другим.
Басни Крылова об Отечественной войне 1812 года «превращались в живую историю», донося до простых солдат и всех русских людей истинный смысл событий.
Тогда же происходило постепенное изменение в общественных и литературных взглядах Крылова, которое состояло в том, что, отбросив абстрактные представления
о добре и зле, бедности и богатстве, писатель обратился к реальным отношениям людей в обществе и высказал суждения о них, исходя из конкретных нравственных
оценок. Тем самым поэт во многом по-новому взглянул на действительность.
Крылов по-прежнему не принимал существующий порядок, но теперь полагал, что исторически сложившийся общественный строй изживёт себя также исторически.
Иначе говоря, он стоял за постепенное ненасильственное развитие общества. Этот взгляд отразился во многих его баснях. Баснописец отвергал мнение тех,
кто не учитывал народного жизненного опыта, кто исходил только из представлений своего ума, как, например, в басне «Лягушки, просящие царя».
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца?
2. Что вам известно о Крылове (вспомните уроки в предыдущих классах)? Как прошло его детство? Какие басни вы знаете? О чём они?
3. Используя ресурсы Интернета и книгу В. И. Коровина «Поэт и мудрец», подготовьте устное сообщение о жизни и творчестве И. А. Крылова.
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
вернуться к уроку
ОБОЗ
И. А. Крылов[
2]
С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая.
Ругает бедного коня за каждый шаг:
"Ай, конь хваленый, то́-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору,
Или в ночную пору;
А то и под-гору, и днём!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!"
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но только под-гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На-славу;
По камням, рытвинам, пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом – бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам:
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.[
3]
октябрь 1812
Источник: И. А. Крылов. Сочинения в трех томах. Том 3. — М.: ГИХЛ, 1946.
вернуться к уроку
О БАСНЕ «ОБОЗ»
Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной
молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи её Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова,
должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и
ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым
фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства,
которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие». Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьё Крылова, чья басня защищала
Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого истинными.
Тем самым под образом «коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обратим внимание,
что слова: «А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже» — прозрачный намёк на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.
В. Коровин
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
вернуться к уроку
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
1. О чём рассказывает басня «Обоз»? Какую картину она рисует?
2. В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, которого упрекал император за уклонение от решительных сражений? В какой части басня
намекает на Аустерлицкое сражение?
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Какова мораль басни Крылова и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима? Подготовьте небольшой рассказ на любую тему,
закончив его моралью этой басни.
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
И. А. Крылов. «Обоз»
1. Чему посвящена басня? Вспомните или перечитайте статью В. И. Коровина в учебнике «О басне ,,Обоз“». Кого высмеивает басня?
2. Какова мораль басни? Как актриса Алина Покровская передаёт характеры незадачливого «критика» и «умельца»? Какие интонации помогают исполнительнице
сделать басню смешной и поучительной?
3. В какой степени басня напоминает историческую ситуацию с Кутузовым?
4. К каким жизненным обстоятельствам можно применить мораль этой басни?
5. Какой тон придаёт музыка всей басне и особенно концовке, морали басни?
6. Выучите басню наизусть и прочитайте её выразительно в классе.
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.