|
ВВЕДЕНИЕ
«ЛИТЕРАТУРА ПРИЗВАНА ДУХОВНО РУКОВОДИТЬ НАРОДОМ В ЕГО ИСТОРИЧЕСКОМ ПУТИ,
ОНА ДУХОВНО ПУТЕВОДИТЕЛЬСТВУЕТ НАЦИИ» (Ф. И. Буслаев)
Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 1
|
|
Чтобы понять прошлое, надо его изучить.
Чтобы правильно и достойно жить
в настоящем, надо анализировать
достижения и ошибки прошлого.
Чтобы построить будущее, надо суммировать
знания о прошлом и настоящем,
которые являются фундаментом грядущего.
(Из газет)
Цели урока:
— мотивирование учащихся на знакомство с курсом литературы 8 класса;
— мотивирование школьников на прочтение заявленных в данном курсе произведений, на самостоятельное чтение литературы;
— воспитание эмоциональной отзывчивости подростков.
Форма урока:
интегрированный урок с элементами творческих заданий (интеграция знаний по истории, культурологии, русскому языку и литературе).
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Слово учителя с элементами беседы
(выборочно под запись; возможна общая для всех выступлений презентация — одна на весь урок).
Сегодня мы начнем изучение курса литературы в 8 классе нетрадиционно: не со знакомства с новым
учебником — с ним мы будем знакомиться постепенно, поступательно; не с чтения мудрых слов известных людей о пользе чтения для школяров и
о пользе литературы для развития всего общества; мы познакомимся с человеком, жившим в далеком
XIX столетии и внешне имевшим весьма отдаленное отношение к литературе и школе.
Имя этого человека — Федор Иванович Буслаев (1818—1897). Простое русское имя. Простая православная семья, жившая в далекой провинции —
в г. Керенске (сейчас г. Вадинск) Пензенской губернии, как раз посередине исконных русских земель.
Небольшой достаток отца — мелкого чиновника, казалось бы, не позволял давать детям хорошее по
тому времени образование, но семья пошла на многие лишения, чтобы умный, одаренный Федор поступил в пензенскую гимназию. Главным в семье
считалась жизнь духовная, которая предполагает, что все таланты, данные человеку Богом, необходимо реализовывать — развивать в жизни земной.
Таланты Федора были налицо, поэтому как-то сразу определилось, что будет он не чиновником, а человеком ученым.
В 1833 году Федор Буслаев окончил пензенскую гимназию и поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета.
Так уж случилось (хотя в мире ничего не бывает случайного), что в гимназии уроки словесности вел
известный литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский[2], позднее прозванный «неистовым Виссарионом»: «неистовым» потому, что до боли
в сердце любил он русскую литературу — как современную ему литературу XIX века, так и литературу XVIII века; «неистовым», ибо за свои убеждения мог
пойти на смерть, и его ученики это хорошо чувствовали. Такой учитель, преподававший, естественно, нетрадиционно, знавший много и имевший на все
свою точку зрения, воспитывал и учеников под стать себе — начитанных, самостоятельных в выборе круга чтения и в своих решениях, жаждущих активной
деятельности на избранном поприще.
Ранняя встреча с В. Г. Белинским — известным в свое время критиком, революционно-демократическим деятелем и педагогом, несомненно, наложила
свой отпечаток и на личность Федора Буслаева, хотя ни писателем, ни литературным критиком он не стал. Белинский не любил поверхностность в образовании —
знания «всего по чуть-чуть и обо всем», он требовал от своих учеников досконального изучения предмета, чтения литературного произведения от начала и до
конца, негодовал, если кто-то судил о произведении, не прочитав его. В те времена это считалось непозволительным, такие поступки называли
неинтеллигентными.
Ф. И. Буслаев усвоил уроки учителя: еще в студенческие годы он стал по-настоящему эрудированным человеком и полиглотом — овладел несколькими языками:
немецким, французским, итальянским, испанским, польским, болгарским, а также «мертвыми» языками: санскритом и древнееврейским.
Для чего это ему было нужно? Чтобы читать на этих языках рукописи, чтобы понять историю развития того или иного народа.
Главной темой научной деятельности Ф. И. Буслаева была тема связи истории языка с историей страны. Именно поэтому Буслаев изучал диалекты
русского языка середины XIX века, именно поэтому он подверг научному анализу древнерусскую литературу: ученый считал, что язык — носитель культурной,
духовной памяти народа, а литература — духовный его руководитель.
В своем словаре диалектных говоров Ф. И. Буслаев во вступлении (т. е. внешне не акцентируя на этом
внимание читателей и коллег-ученых, а на самом деле стараясь обратить их внимание на главное!) дает законченную картину образования общерусского литературного языка на Московской земле, где встретились,
сплелись и отлились в прекрасные формы все наречия и словесные богатства Русской земли.
Одновременно с историей языка Буслаев занимался изучением русской народной поэзии и древнерусского искусства. Одним из внешних стимулов к этим занятиям
послужило полученное им в конце 1859 года от графа С. Т. Строганова приглашение прочесть Наследнику престола Николаю Александровичу курс „Истории русской
словесности, в том ее значении, как она служит выражением духовных интересов народа“. А кто сегодня из правителей и их „наследников“ думает о духовных
интересах народа?
В Петербурге он работал и над составлением обширного сборника статей и монографий, озаглавленного „Исторические очерки русской народной словесности
и искусства“ (два больших тома, СПб., 1861). В них помещены исследования о народной поэзии: о поэзии в связи с языком и народным бытом; об изучении
славянской поэзии сравнительно с поэзией других народов (германской, скандинавской); о национальной поэзии славянских племен вообще и, наконец, о русской
поэзии. Во втором томе рассказывается о народных элементах древнерусской литературы и искусства.
В это время в императорской семье произошла трагедия: 12 апреля 1865 года в Ницце, на вилле Бермон, умер от туберкулезного менингита Наследник Престола
Николай Александрович. Наследником Престола стал его брат Александр.
У Александра Александровича, после принесения 20 июня 1865 года присяги в качестве Наследника Престола, было множество обязанностей. В частности, Император
приглашал сына на доклады министров. Мало того, он был объявлен Атаманом всех казачьих войск, шефом многих полков. Свободного времени не оставалось.
Тем не менее Цесаревич основательно засел за учебу: занимался русской историей с Сергеем Михайловичем Соловьевым[3], государственным правом — с Константином
Петровичем Победоносцевым[4]; лекции по филологии ему, как и старшему брату, продолжал читать Федор Иванович Буслаев.
Неудивительно, что с такими наставниками Александр III вырос в великого Императора — государственника и патриота, осознающего духовную силу России, ее место
в мире, укрепившего в годы правления мощь державы!»[5]
А самого Буслаева еще при его жизни стали называть «наставником и хранителем»: наставником двух наследников престола Российского и своих
многочисленных учеников, затем наставником читателей и последователей его дела; хранителем истории русского народа, русского языка, устного народного
творчества и литературы.
— Поделитесь своими впечатлениями: заинтересовал ли вас рассказ о выдающейся личности Федора Ивановича Буслаева, его деятельности и, главное,
его жизненных установках? Почему? Аргументируйте свой ответ.
— Как вы думаете, почему первый урок литературы в этом году мы начали с рассказа об этом человеке?
— Слышали ли вы прежде имя Виссариона Григорьевича Белинского? Если да, то в каком контексте? Понравились ли вам его учительские принципы? Почему?
— Можно ли считать Ф. И. Буслаева наследником учительских принципов Белинского? Докажите это.
— Вспомните, как назывался курс литературы, который Ф. И. Буслаев читал наследникам Российского престола. Случайно ли такое название?
— Можете ли вы объяснить, почему выбор императора и графа С. Т. Строганова пал именно на Ф. И. Буслаева? Чем приглянулся им этот профессор?
— Как вы думаете, какой была традиция воспитания и образования наследников престола? Обоснуйте свой ответ.
— Почему все наследники Российского престола изучали словесность, в первую очередь — русскую словесность, начиная с устного народного творчества
и до современности?
— Что дает человеку чтение и изучение литературы?
II. Сообщения учащихся (возможна презентация, созданная учителем совместно с учениками) — частично под запись.
Сообщение 1.
Федор Иванович Буслаев — замечательный русский языковед, фольклорист, историк искусства и основатель методики преподавания русского языка и литературы в школе.
Сообщение 2.
Ф. И. Буслаев — ученый-лингвист. Небольшое сообщение учащегося по любому источнику (можно по энциклопедии «Русский язык»).
III. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Как вы думаете, почему известный уже в свое время ученый, энциклопедически развитый человек, знавший несколько языков и очень загруженный работой,
постоянно заботился о системе преподавания в гимназиях, о преподавании русского языка и отечественной литературы всем детям?
— Почему Ф. И. Буслаева волновало изучение литературы школьниками, если он в основном занимался лингвистикой? Почему чтение книг он считал
обязательным в обучении подрастающих поколений?
— Какие научные идеи Ф. И. Буслаева актуальны и по сей день? Назовите те, которые вы запомнили из сообщений одноклассников.
— Актуальны ли для вас данные идеи Ф. И. Буслаева? Почему? Аргументируйте свой ответ.
(Актуальны:
1. Идея осознания отечественного языка как основы развития каждой отдельной личности.
2. Идея учета психологических особенностей школьников в процессе их обучения.
3. Идея преобладания эвристического метода в преподавании отечественного языка.
4. Идея чтения литературных классических произведений.
5. Идея развития речи учащихся, которая основана на понимании единства языка и мышления и на отборе первоклассного литературного материала
для изложений и сочинений.)
— Расскажите, каким вы представляете себе известного ученого и педагога. Почему именно таковым?
(В силу того что на уроке должен быть вывешен портрет
Ф. И. Буслаева или представлена компьютерная презентация, речь должна идти только о личности ученого — его духовных и интеллектуальных исканиях, идеалах,
устремлениях, т. е. о его внутреннем мире.)
— Как вы думаете, почему многие педагогические идеи Ф. И. Буслаева не нашли отклика у современников?
— Чему нас учит история жизни этого человека?
IV. Работа с названием урока и эпиграфом к нему.
— Давайте прочитаем еще раз название данного урока. Какова его основная мысль?
— Как вы думаете, почему именно эти слова были выбраны в качестве названия?
— Объясните, как вы понимаете слова «духовно руководить народом».
— Приведите свои примеры в доказательство данных слов Ф. И. Буслаева.
— Почему «поэт в России больше, чем поэт» (Е. Евтушенко)? Иными словами: почему литература на Руси и в России всегда была учительством?
Откуда пошла такая традиция?
— Можно ли соотнести название данного урока с жизнью и деятельностью Федора Ивановича Буслаева? Как именно?
— Как, на ваш взгляд, соотносятся название сегодняшнего урока и эпиграф к нему? Аргументируйте свой ответ.
V. Домашнее задание.
Для слабо подготовленных учеников:
— прочитать по учебнику вступительную статью к курсу литературы 8 класса «Русская литература и история» (с. 3—4; см. текст статьи ниже), подготовить ее выразительное
чтение;
— поработать с вопросами и заданиями № 1—3, данными в учебнике после этого текста (с. 5).
Для всего класса:
— прочитать и подготовить пересказ вступительной статьи к курсу литературы 8 класса «Русская литература и история» (с. 3—4; см. текст
статьи ниже), выполнить задания № 2—3 (с. 5).
По выбору:
— подготовить рассказ о Ф. И. Буслаеве;
— подготовить подробный рассказ о традициях воспитания и образования наследников Российского престола;
— проиллюстрировать словесно любой эпизод сегодняшнего урока или фрагмент рассказов о Ф. И. Буслаеве.
Индивидуальные задания — проекты (в хорошо подготовленном классе):
«Русская словесность служит выражением духовных интересов народа (на материале древнерусской литературы)»;
«Литература призвана духовно руководить народом в его историческом пути (на материале русской литературы XIX века)»;
«Литература духовно путеводительствует нации (на материале отечественной литературы середины XX столетия)»;
«Традиции и новаторство в преподавании русской словесности (на материале жизни и деятельности отечественных писателей, литературных критиков, ученых)».
Каждым проектом могут заниматься 2—3 ученика. Срок защиты проекта определяется учителем, но не ранее чем через 2—2,5 месяца после выбора темы
проекта.
Уроки 2-3. Внеклассное чтение. Ю.П.Вронский. Странствие Кукши за тридевять морей >>>
|
|
1. Источник: Кутейникова Н. Е.
Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2009. — 400 с. (вернуться)
2. Виссарион Григорьевич Белинский (30 мая [11 июня] 1811, крепость Свеаборг, Великое княжество Финляндское
— 26 мая [7 июня] 1848, Санкт-Петербург) — русский литературный критик.
В 1825 году В.Г.Белинский окончил чембарское училище и поступил в первый класс Пензенской мужской гимназии, которая состояла тогда из четырех старших классов.
Ф.Буслаев учился в Пензенской гимназии с 1829 по 1833, некоторое время русский язык в младших классах гимназии преподавал В. Г. Белинский, готовившийся
к поступлению в университет.
С конца 1839 г. Белинский начал работу в "Отечественных Записках", продолжавшуюся до начала 1846. Это время было расцветом критической деятельности Белинского
и расцветом "Отечественных Записок". В 1842 Белинский окончательно пришел к "социальности" и с этой точки зрения стал оценивать все литературные
и общественные события. Начиная с 1841, он стал помещать в "Отечественных Записках" ежегодное обозрение русской литературы и продолжал до конца
своей деятельности в этом журнале до начала 1846.
Среди произведений — статьи, рецензии, драма: "Дмитрий Калинин" (1832, драма), "О русской повести и повестях г. Гоголя" ("Арабески" и "Миргород") (1835, статья),
"Ничто ни о чем" (1835), "Стихотворения В. Бенедиктова" (1835), "Гамлет. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838, цикл статей),
"Соч. в стихах и прозе Д.Давыдова", "Герой нашего времени". Соч. М. Лермонтова..." (1840), "Стихотворения М. Лермонтова..." (1841),
"Взгляд на русскую литературу 1846 года", "Н.А. Полевой" (1846), "Взгляд на русскую литературу 1847 года", "Ответ В. Белинского (Гоголю)" (1847).
(вернуться)
3. Сергей Михайлович Соловьев (1820—1879) — русский историк и писатель. (вернуться)
4. Победоносцев Константин Петрович (1827—1907) — русский политический деятель, ученый-правовед и публицист. (вернуться)
5. Москалёв А. А. Хранитель и наставник // Русский Дом. —
№ 4. — 2008. — С. 17. (вернуться)
6. Буслаевская псалтирь — рукописная Псалтирь, созданная в последней четверти XV века (ранее датировалась
второй четвертью XV века). Отличается высоким уровнем каллиграфии и оформления. Хранится в собрании Российской государственной библиотеки
(РГБ, ф. 304.I, №308).
Псалтирь была написана в одной из московских мастерских, заказчик её неизвестен. Согласно владельческой записи конца XV — начала XVI веков она принадлежала
князю А. Д. Пенкову, который погиб в 1506 году под Казанью. После его смерти псалтирь стала вкладом в Троице-Сергиев монастырь. Своё название рукопись
получила от имени её первого исследователя Ф. И. Буслаева.
Рукопись включает в себя 284 листа, написана пятью анонимными писцами, два из которых являются основными. Ранее датировалась 1430 годом. (вернуться)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ
Человек с самого детства связан живыми нитями с историческими судьбами страны, где ом рожден, того общества, которое его воспитывает и которое, в
свою очередь, испытывает на себе воздействие мировой истории.
Когда-то история, публицистика и литература были вообще нерасчленимы. Достаточно назвать древние летописные своды, в частности «Повесть временных лет»,
в «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище». Это сочинения одновременно и исторические, и литературные, и публицистические.
Примерно с XVIII столетия историческая наука в России выделилась в самостоятельную область знания. Но и в XVIII, и в XIX веках сохраняется ее близость
к художественной литературе. Ряд историков (М. В. Ломоносов, И. М. Карамзин) были
одновременно и писателями. Некоторые произведения чисто исторического
характера (например, "История государства Российского" Н. М. Карамзина) имеют несомненные художественные достоинства.
Одной из характерных черт русской литературы был немеркнущий интерес ее творцов, великих писателей, к историческому прошлому своего народа, своей
страны, тесно связанный с их неослабным вниманием к историческим судьбам всего человечества. В этом отчетливо и ярко проявились такие присущие русской
литературе качества, как народность и гражданственность. Нельзя правильно отразить жизнь, чувства и мысли народа, не зная пройденного им сложного
исторического пути, не осознав всего того, чем он жил, что радовало и печалило его в течение многих веков, что определило его быт и характер. Обличая
в своих произведениях несправедливость современного им общественного строя и стараясь найти путь в будущее, передовые деятели русской литературы не
могли не обратить внимания на прошлое своего Отечества. Для них это было и выполнением гражданского долга, и проявлением национального самосознания, и,
наконец, выражением органичной потребности обогатиться мыслями, образами, бытовыми красками, богатствами народного языка — всем многообразием
национальной культуры, складывающейся веками.
К вопросам истории писатели подходили по-разному. Некоторые из них, как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь,
выступают в отдельных своих произведениях (труды Пушкина о Петре I, о Пугачеве) даже как историки-профессионалы и тем самым становятся в ряд тех, кто внес
непосредственный вклад в развитие исторической науки в России. Но и те из писателей, кто не ставил перед собой чисто исследовательских задач в области
исторической науки своего времени, например И. С. Тургенев, оставили в своих заметках, дневниках, письмах оригинальные мысли об историческом
прошлом.
Наконец, всему творчеству классиков русской литературы присущ историзм. Это значит, что даже в художественных произведениях, повествующих о современной
писателю действительности, события и герои произведений предстают на фоне большого исторического полотна. Кроме того, большинство русских писателей
интересовались проблемами не только русской, но и всемирной истории. Многие из них (И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев) подолгу жили за границей,
были свидетелями важнейших событий современной им европейской жизни (франко-прусская война 1870—1871 годов, Парижская коммуна и пр.). Эти события наводили
писателей на размышления о прошлых и грядущих судьбах человечества. И. С. Тургенев сыграл большую роль в развитии культурных связей между Россией и
странами Запада, содействуя распространению достижений русской исторической науки за границей.
Классики русской литературы XIX в. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой и
русские писатели XX века, представляющие собой гордость русской литературы, связаны своим творчеством с самыми значительными страницами русской истории.
Л. В. Черепнин
Поразмышляем над прочитанным...
1. В каком столетии историческая наука выделилась в самостоятельную отрасль знания?
2. Вспомните, с какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в художественных произведениях, изучаемых в школе или прочитанных самостоятельно.
3. Какие важные исторические события были воспроизведены писателями в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения.
4. Подготовьте пересказ вступительной статьи, сопроводил его примерами из прочитанных вами стихотворений, поэм.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. +
399 с.: ил. (вернуться к уроку)
|
|
|
|
|