Урок по расссказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади". Уроки литературы в 7 классе
Ф.А.Абрамов. Фото, лето 1976
Ф.А.Абрамов. Фото, лето 1975. Веркола. "Строили баню вдохновенно, радостно..."
 

Абрамов Федор Александрович
(1920 – 1983)

Ф. А. АБРАМОВ.
«О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ»


Уроки литературы в 7 классе[1]
Уроки 78-79

Предполагается вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений,
исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.

...Исследуются не просто деревенские, но
проблемы нашего национального развития,
наших исторических судеб.
Ф. Абрамов


Цели уроков:
— знакомство учащихся с творчеством Ф. А. Абрамова;
— повторение и закрепление теоретико-литературных понятий;
— обучение анализу произведения «вслед за автором»;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы.

Форма урока:
синтетический урок, включающий в себя слово учителя, сообщения учащихся (при условии сдвоенного урока), чтение произведения, беседу о прочитанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Слово учителя с элементами беседы (презентация при условии расширенной подачи биографического материала).

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним писателем-прозаиком — Фёдором Александровичем Абрамовым. Прожил он немного — всего 63 года, но успел сделать за это время немало.

Федор Абрамов, родившийся и выросший в северной деревне Веркола в 1920 году, поступил в Ленинградский университет, на филологический факультет. Для деревенского паренька конца 1930-х годов дело это было неслыханное: мальчишки тогда увлекались техникой, грезили либо танками, либо самолетами, а о книжках как о своей будущей специальности и не помышляли — книжки тогда просто читали, читали практически все и всё, что печаталось или «завалялось» в библиотеках, государственных и частных, семейных. К тому же самостоятельно подготовиться к поступлению в университет было сложно, особенно живя в деревне; Федор Абрамов смог.

Ф. А. Абрамов воевал, прошел всю Великую Отечественную войну, был ранен и вернулся после этого в университет — надо было иметь мужество все начать сначала. Он не только вернулся к своей любимой профессии — мечтал быть учителем литературы, но и защитил кандидатскую диссертацию, стал вузовским преподавателем и затем заведующим кафедрой. Однако две темы не давали ему спокойно жить — тема войны и тема деревни, ее прошлого и будущего; постепенно Абрамов стал писать художественные произведения.

Писателей середины XX столетия, пишущих о деревне и ее проблемах, критики этого же исторического периода назвали деревенщиками, хотя не все произведения того же Ф. А. Абрамова были посвящены теме деревни. Писатели-«деревенщики» пристально изучали современную провинцию, с болью писали о судьбах крестьянской России в первые два десятилетия XX в., во время Гражданской и Великой Отечественной войн. Все они задавались одним вопросом: куда идет современная деревня и выживет ли она к концу XX века?

Федор Абрамов сразу же стал поднимать и другие немаловажные вопросы: что было и остается нравственной основой настоящего крестьянства? Почему гибнет деревня — укрупняются колхозы[2] и совхозы[3], соответственно уничтожаются целые поселения, людей сгоняют с их исконных земель? Для чего убивают душу простого человека, превращая его в машину по производству сельхозпродукции?

Естественно, что писатель стал активно подвергаться критике, а его произведения — цензуре, некоторые выходили в свет значительно «отредактированные» цензорами и сокращенные автором, другие просто не печатались. Федор Абрамов всегда и везде говорил о достоинстве человека земли; в условиях социализма, где все люди рассматривались как «винтики в механизме государства», которые легко можно было заменить, такая позиция не приветствовалась, может быть, поэтому, сгорая в спорах с оппонентами, писатель рано ушел из жизни.

Были, конечно, и объективные статьи о прозе Ф. А. Абрамова, и его литературоведческие статьи в защиту как «деревенского» направления в советской литературе, так и своего творчества, например «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе»[4]. Но в целом в колхозном романе приветствовалась мифологизация реальной действительности, пропаганда советского образа жизни и идеалов, а по такому пути Абрамов пойти не смог.

До конца своей жизни, наряду с другими произведениями, Федор Абрамов пишет тетралогию «Братья и сёстры» («Пряслины») — произведение о родной архангельской деревне, ее жителях и тех нравственных основах бытия, которые нельзя терять ни в какие кризисные для страны времена.

II. Работа с учебником.

Чтение статьи учебника «Федор Александрович Абрамов» (с. 159—160).

Беседа по вопросу, помещенному после статьи на с. 160: «Какова главная тема произведений Абрамова?»

III. Чтение произведения.

Чтение рассказа Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» (с. 160—167 учебника).

IV. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Понравился ли вам рассказ Федора Абрамова «О чем плачут лошади»? Чем именно? Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.

— Расскажите, о чем это произведение.

— От чьего имени ведется повествование? Как вы думаете, сколько лет герою-рассказчику?

— Почему автор учебника дает сноску: «Автор пишет о конце 30-х годов, когда основной рабочей силой на селе стал уже не конь, а трактор и о лошадях стали меньше заботиться»? На что обращает наше внимание эта сноска?
(Во времена коллективизации стали обрабатывать поля трактором, грузы перевозили на машинах, и лошади стали почти не нужны в хозяйстве. Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости. Потому что это не бездушный механизм, каким является трактор. Человек приручил лошадь, она тысячелетиями была верным другом и помощником человека, и вот теперь лошади оставлены без ухода. Получается, что человек предал существа, которые он сам же приручил.)

— Что в самом тексте рассказа указывает на то,что действие происходит в период коллективизации?
(Все лошади пасутся вместе, на них — один пастух, который к ним редко приходит и по домам не разводит; лошадей по очереди отправляют на работы, и не хозяева их забирают, следовательно, лошади общие, коллективные, а не хозяйские, частные. В то же время «редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо безучастно».)

— Почему герой-рассказчик так подружился с лошадьми? Откуда у него такая тяга к ним?

— Как автор описывает любимицу главного героя — лошадь Рыжуху, в колхозе прозванную Кларой (видимо, в честь Клары Цеткин — немецкой революционерки[5])?
(Не просто как живое существо, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо. Мы понимаем, что кобыла Рыжуха и другие лошади и есть главные действующие лица рассказа. «Особо-лошадиная красота луга» даётся в резком контрасте с тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды…», что вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к животным.)

— Что «рассказала» Рыжуха человеку? В чем заключалось ее горе?

— Перескажите фрагмент Рыжухиного повествования.

— О чем задумался герой-рассказчик?

— Что мы узнаем о роли коня в крестьянской жизни? Знакомы ли вам эти факты? Почему в рассказе Абрамова они вдруг так затрагивают душу?

— О ком вспомнил пришедший с войны солдат? Почему?

— Как вы понимаете слова конюха-сторожа: «На лесном фронте Богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали? Нет, лошади тоже победу ковали, да еще как...»?
(История гибели Карька «на лесном фронте» подчёркивает единство судьбы человека и окружающей его природы, которая продолжает нести ему помощь и поддержку.)

— Почему бывший фронтовик, сильный и мужественный человек, ищет останки «своего коня», ставшего колхозной «тягловой силой»? Что влекло человека к месту гибели животного? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Как вы поняли слова: «В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег»?
(Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам.)

— Почему герой-рассказчик не сказал лошадям правды? Что его остановило?

— Почему рассказчика охватило чувство непоправимости содеянного? Что же он совершил?

— Найдите фрагмент текста, где повествование плавно переходит от героя-рассказчика, молодого человека, к рассказчику взрослому — автору произведения. Как вы определили границы этого перехода? Зачитайте этот фрагмент.

— Можем ли мы сказать, что у данного рассказа два рассказчика? Или один рассказчик, но в разные периоды своей жизни? Аргументируйте свой ответ.

— Автобиографично ли произведение Ф. А. Абрамова? Докажите это.

— Так о каком времени ведется повествование? Сколько здесь временных пластов? Назовите их. Найдите и отметьте в тексте.

— Какова доля фантастического в данном рассказе? Воспринимается ли произведение как сказка или фэнтези? Свой ответ аргументируйте.
(Смысл использования фантастики (разговор с лошадью) в рассказе: «очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оценку, отличаясь, например, от Миколки, который жестокость по отношению к лошадям – а значит, старому крестьянскому укладу жизни – не осознаёт трагичность происходящих потерь.)

— Какова идея произведения? Как вы полагаете, для чего оно было написано?
(Название «О чём плачут лошади» привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий.)

— Где еще мы встречались с похожей главной мыслью рассказа?
(Л. Андреев. «Кусака».)

— Что объединяет эти произведения?
(Мысль об ответственности человека за тех, кого приручил.)

V. Домашнее задание.
Для всего класса:

— перечитать рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади»;
— подготовить краткий пересказ произведения;
— написать мини-сочинение на тему «Хорошее отношение к животным — это...».

Следующий урок: "Е.И.Носов "Кукла" >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2009.


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 7 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 7 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по детской литературе, в том числе и современной. Разрыв между изучаемой в школе литературой и кругом чтения современного читателя является порой опасным для авторитета школы: на уроках литературы обсуждаются проблемы ушедших поколений, методическая инерция поддерживает на плаву произведения, давно ушедшие в специальную историю литературы для профессионалов.
Нумерация уроков здесь и далее в тексте пособия дается по варианту 1Б поурочного планирования (см. с. 7—31). (вернуться)

2. Колхоз — сокращенное от коллективное хозяйство — форма ведения крестьянского хозяйства, когда земля и орудия производства принадлежат всем членам коллектива, а руководит деятельностью этого коллектива правление во главе с председателем. (вернуться)

3. Совхоз — совместное (или советское) хозяйство. (вернуться)

4. Абрамов Ф. Люди колхозной деревни в послевоенной прозе // Новый мир. — 1954. — № 4. (вернуться)

5. Клара — через описание внешнего вида Рыжухи и истории лошадиной жизни в русской деревне автор показывает несостоятельность новых убеждений. В период коллективизации клички давались идеологизированные. Таким образом стремились запечатлеть образ новой, небывалой жизни.
Также в первые годы после революции нередко детям давали «революционные» имена: Вилор – Владимир Ильич Ленин Организатор Революции; Октябрина – в честь октября – месяца, в котором совершилась революция»; Стали́на – в честь Ста́лина; Тракторина – в честь появления трактора в колхозе; Гертруда – герой труда.
Новые клички выражали устремления народа в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне, естественного течения жизни человека в окружающем его мире. Разрушая этот мир, человек приносил страдание и самому себе и всему живому вокруг себя.
Кла́ра Це́ткин (нем. Clara Zetkin, урождённая Айснер (нем. Eißner); 5 июля 1857, Видерау, Германия — 20 июня 1933, Архангельское, Московская область, СССР) — немецкий политический деятель, участница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основателей Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин. (вернуться)

 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz