Народная русская драма – народные сценические представления, создававшиеся на основе народно-поэтического творчества.
        Барин. Сатирическая драма *
    
Д е й с т в у ю щ и е   л и ц а : 
      
      Б а р и н, в красной рубахе и пиджаке; на плечах соломенные эполеты; на голове соломенная шляпа с вырезанными фигурками из бумаги; в руках трость, украшенная фигурками из бумаги. У барина большое брюхо и пиджак не застегнут на пуговицы. 
      О т к у п щ и к, на плечах армяк, в руках погонялка, на голове шапка держима – обыкновенная. 
      П а н ь я, кумачник – красный сарафан, белая рубаха и белый передник, пояс двоерядный, шелковый; на голове "перевязка" с лентами, в руках "корегушка" – веер и платок. 
      К о н ь, человек, к нему подделан хвост из соломы. 
      У д и в и т е л ь н ы е   л ю д и: полдесятка или семеряга парнишек лет по двенадцати; лица в саже. 
      Бык, особенно не одевается, а подсунется из фофанцев. 
      П р о с и т е л и, обыкновенно фофанцы из публики. 
      
      В Тамице играющих "Барина" берут обыкновенно из разных "четвертей" селения (селение разделено на четыре "конца", имеющие особые названия), – Барина, например, из Заречья, Откупщика хоть из Верховья, Панью, положим, из Серечья, Коня, положим, с Низу. Делается это для того, чтоб никакому концу села не обидно было. 
      Начинается игра так: подходят играющие к дому, где происходит, например, вечеринка. Отворяют дверь, и первый вбегает в избу Конь и хлыщет публику погонялкой; все находящиеся в избе становятся на лавки, часть залезает на полати, и, таким образом, изба становится свободной для действий. За Конем в избу входит и вся компания и идут с песнями в передний угол; перед ними несут фонарь. В переднем углу Барин становится лицом к народу, рядом с ним по одну руку Панья, по другую Откупщик. Народ и фофанцы (ряженые) с улицы входят за играющими и становятся по всей избе. 
      
      Б а р и н. Хозяин, хозяюшка, 
      Наместник, наместница, 
      Добрые молодцы, 
      Красные девицы, 
      Здравствуйте! 
      
      В с е (отвечают). Здравствуй, здравствуй, господин барин, здравствуй! 
      
      Б а р и н. Хозяин, хозяюшка, 
      Наместник, наместница, 
      Добрые молодцы, 
      Красные девушки, 
      Нет ли у вас промежду собой просеб каких? 
      
      В с е. Есть, есть. 
      
      Б а р и н. Подходите, подходите! 
      
      Кто-нибудь из фофанцев подходит, изображая просителя. 
      
      П р о с и т е л ь. Господин барин, прими мою просьбу. 
      
      Б а р и н. Ты кто? 
      
      П р о с и т е л ь (называется вымышленным именем, – именем какого-нибудь парня в селе). Владимир Воронин. 
      
      Б а р и н. Об чем просишь? 
      
      П р о с и т е л ь. На Парасковью прошу: по летам Парашка любит меня, а по зимам другого парня – Василья. 
       
      Б а р и н. А подойди-ко, Парасковья, сюды. Пошто же это ты двух сразу любишь? 
      
      Парасковья также настоящее имя какой-нибудь девицы на селе. Вместо нее на зов Барина подходит кто-нибудь из фофанцев и начинает спорить и ругаться с просителем. Говорят кто что вздумает; кто сильнее и остроумнее выругается, тот и больший успех имеет у публики. Барин  и  Откупщик советуются вслух, кто из судящихся виновен и кого наказать: парня или девку; признают виновной, например, девицу. Барин говорит: "Давай-ко, Парасковья, приваливайся-ко спиной-то!" Парасковья подчиняется решению суда и подставляет спину. Откупщик наказывает ее плетью. За первым просителем является другой и выкладывает еще какую-нибудь просьбу про соседа, про жену и прочее. В основание просьб кладется обыкновенно какой-нибудь действительно существующий в селе факт, который, конечно, преувеличивается, доводится до смешного, до абсурда, и, таким образом, суд является сатирой на местную жизнь и нравы, иногда очень злой, порой жестокой. Когда просителей больше нет и все просьбы рассмотрены, приведены решения суда и исполнены приговоры, начинается продажа коня. 
      
      Б а р и н. Купчинушка, нет ли коня продать? 
      
      О т к у п щ и к. Есть, есть. 
      
      Приводят Коня. Барин водит Коня по избе, смотрит, как он бегает, смотрит в зубы, тычет под бока, заставляет прыгать через палку и надумывает купить. 


      
      Б а р и н. Сколько за коня хошь? 
      
      О т к у п щ и к. Сто рублей деньгами, 
      Сорок сорокушек 
      Соленых......... 
      Сорок анбаров 
      Мороженых тараканов, 
      Аршин масла, 
      Кислого молока три пасма, 
      Михалка Тамицына нос, 
      Нашей Кожарихи хвост. 
      
      Б а р и н. Сто рублей найду у себя в кармане, 
      А сорок сорокушек 
      Соленых..... 
      Сорок анбаров 
      Сухих тараканов 
      
      Взыщите ли, миряне? 
      
      В с е. Взыщем, взыщем. 
      
      Барин отдает деньги и берет Коня. 
      
      Б а р и н. А что, купчинушка, нет ли у тебя быка на мясо продать? 
      
      О т к у п щ и к. Как нет, есть, есть. 
      
      Б а р и н. А сколько за быка хочешь? 
      
      О т к у п щ и к. Сто рублей деньгами. 
      Сорок сорокушек 
      Соленых..... 
      Сорок анбаров 
      Сухих тараканов... 
      
      По-старому идет торг до конца. Когда торг кончается, Быка – человека в вывороченной шубе и с крынкой на голове, подводят, и Барин бьет его поленом по голове, крынка ломается, Бык падает; на него накидываются фофанцы и мнут бока; выпускают кровь. 
      
      Б а р и н. А что, купчинушка, нет ли у тебя Удивительных людей продать? 
      
      О т к у п щ и к. Есть, есть. Эй, Удивительные люди, выходите! 
      
      Удивительные люди выскакивают, кривляются, пляшут, плюются во все стороны, затем уходят. 
      
      Б а р и н. Эй, малой, подай водки алой. 
      
      Кто-нибудь из фофанцев идет и несет бутылку воды. Запевают песню "Во лузях", и Барин под руку с Паньей несколько раз проходят по избе. Уходя из избы на другую вечеринку, прощаются. 
      
      Б а р и н. Хозяин, хозяюшка, 
      Наместник, наместница, 
      Добрые молодцы, 
      Красные девицы, 
      Прощайте! 
      
      В с е. Прощайте. Прощайте! 
      
      Вся компания уходит на другую вечеринку, которых в вечер обходят три или четыре. 
Записано в селе Тамица Онежского уезда Архангельской губернии в 1905 г.

   * Кроме веселых кукольных представлений с озорным героем, народный тетр знал героические и исторические пьесы, а также сатирические драмы.

      Народные бытовые сатирические драмы ("Барин", "Мнимый барин", "Маврух", "Пахомушка" и др.) примыкают к святочным и масленичным играм. В основе их  лежат драматические сценки, которые разыгрывались и ряжеными.
      Иногда одно представление содержало две-три сценки. Например, в "Барине", кроме суда Барина, разыгрывались сценки покупки коня и убоя быка на мясо. При этом Барин и суд вершит, и покупает коня, и убивает быка. Сатирически изображались местная жизнь и нравы, а также  сам Барин.

 




Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz