Уроки 65-66. П.П.Бажов. "Медной горы Хозяйка". Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Бажов П.П. Основные даты жизни и творчества
П.П.Бажов в 1911 г. Фото
Бажов П.П.
Медной горы Хозяйка
"Медной горы Хозяйка" (уроки литературы в 5 классе по Пособию В. Я. Коровиной и И. С. Збарского)

БАЖОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
(1879—1950)


Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 65-66

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 65. П.П.Бажов. "Медной горы Хозяйка": образы Степана и Хозяйки Медной горы
Урок 66. П.П.Бажов. "Медной горы Хозяйка": сказ как жанр литературы

УРОК 65
П. П. БАЖОВ. «МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА»:
ОБРАЗЫ СТЕПАНА И ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана. Образ Хозяйки Медной горы.

Основные виды деятельности учащихся.
Актуализация знаний о Бажове и его творчестве из курса начальной школы. Выразительное чтение статьи учебника о Бажове. Восприятие и выразительное чтение сказа (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства.
Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики Степана и Хозяйки Медной горы и заполнение цитатной таблицы.
Самостоятельная работа. Письменный рассказ о главных героях сказа и их нравственная оценка. Поиск в справочной литературе и Интернете иллюстраций художников Палеха и других авторов к сказам Бажова. Подготовка к презентации и защите собственных иллюстраций. Чтение сказа «Каменный цветок» и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». Устное описание портретов героев сказа.
Проект. Электронная презентация «Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха и других авторов» с цитатными подписями к иллюстрациям.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)

1. Актуализация имеющихся знаний о Бажове:

Какие книги писателя Бажова вы читали в начальной школе?

Каких героев его произведений вы знаете?

2. Рассказ учителя о писателе Бажове с показом галереи портретов писателя, изображений уральских мест, где он жил.

3. Чтение учителем фрагментов из автобиографической книги писателя «Зелёная кобылка». (См. http://lib.rus.ec/b/143283/read)

II. Выразительное чтение статьи учебника о Бажове (см. статью ниже) и обобщающая беседа:

Как называется главная книга произведений писателя Бажова?

Где родился и учился будущий писатель?

Ответы на (см. статью ниже)вопросы 1—2 из раздела «Проверьте себя».

Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие сказ.

Подумайте, какие черты этого жанра встретятся вам при чтении сказа.

III. Реальность и фантастика в сказе

Лексические и историко-культурные комментарии:
парун, робили, лазоревка, королёк с витком, протча, изробленный, завсе, коса ссиза-чёрная, светеют, артуть-девка, мудровать, наигрыш вести, слюда, незнатко, обманка, забедно, душной, выполнять уроки, спусковой барабан, вечор, время было — крепость, галиться, каелка, вдруг звосияло, не отпорна, лазоревые, желтяки да серяки, обзариться, штольня, обальчик, Сам-Петербурх, здоровьем хезнул.

Распределение этих слов по трём группам:

ТАБЛИЦА
Лексические и историко-культурные комментарии к сказу "Медной горы Хозяйка"
Уральские диалектные слова и словоформы
Слова, связанные с трудом уральских рабочих
Слова, называющие историко-культурные реалии
 
 
 

Какие слова и выражения из этого перечня употребляются только на Урале? Есть ли у них соответствия в литературном языке?

IV. Выразительное чтение сказа

Чтение фрагмента сказа с начала
до слов «...любит над человеком мудровать».

Чтение по ролям разговора Степана с Хозяйкой Медной горы со слов «Только подумал так-то...» до слов «Может, и надумаешь?».

Пересказ эпизодов «Разговор Степана с приказчиком» и «Наказание Степана».

Чтение по ролям эпизода «Приданое Хозяйки Медной горы» со слов «Ну, женишок, пойдем смотреть моё приданое...» до слов «...Степан и спрятал её за пазуху».

Пересказ эпизода «Степан находит малахитовую глыбу и малахитовые столбы».

Выразительное чтение финала сказа со слов «Степан тоже счастья в жизни не поимел...» до конца.

V. Обобщающая беседа:

Ответы на (см. статью ниже)вопросы 1—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Как вёл себя Степан с приказчиком и барином?

Почему погибает Степан?

VI. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана.
Образ Хозяйки Медной горы
Составление плана сравнительной характеристики Степана и Хозяйки Медной горы
и заполнение таблицы (работу можно закончить дома):

ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики Степана и Хозяйки Медной горы
Черты героев
Степан Петрович
Медной горы Хозяйка
Какова внешность героев?
 
 
Как в поведении героев проявились черты их характера?
 
 
Что в героях реального и что волшебного?
 
 
Кто из героев свободен, а кто находится «в крепости»?
 
 
В чём проявилась смелость, честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана? В чём проявилась прямота и щедрость Хозяйки Медной горы?
 
 
Выводы
 
 


Домашнее задание

Завершить заполнение таблицы, начатое на уроке.

Подготовить письменные сообщения о главных героях сказа (по выбору).

Групповые задания.

Найти в справочной литературе и Интернете иллюстрации художников Палеха и других авторов к сказам Бажова и подготовить электронную презентацию, сопроводив её цитатами из сказов.

Самостоятельно прочитать в практикуме «Читаем, думаем, спорим...» сказ «Каменный цветок» и выполнить задания из раздела практикума «Поразмышляем о прочитанном» (по группам).

Индивидуальные задания.

Прочитать сказы Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец» и др. (по выбору учащихся).

Нарисовать свои иллюстрации к сказам и подготовиться к их защите или составить устные портреты главных героев сказов.

УРОК 66
П. П. БАЖОВ. «МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА»:
СКАЗ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ


Основное содержание урока
Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка. Своеобразие языка, интонации сказа. Иллюстраторы сказов Бажова.

Основные виды деятельности учащихся.
Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия с к а з, с к а з к а. Сопоставление этих понятий в таблице. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказу. Защита проекта «Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха и других авторов».
Практическая работа. Исследование языка сказа (лексика, синтаксис, историко-культурные реалии).
Самостоятельная работа. Письменное описание одной из иллюстраций к сказам Бажова. Чтение сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» и подготовка к инсценированию эпизодов сказки.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка

Сопоставление понятий "сказ" и "сказка" и работа со словарём литературоведческих терминов.

Результаты наблюдений учащихся фиксируются в таблице:

ТАБЛИЦА
Сопоставление понятий "сказка" и "сказ"
Сказка
Сказ
Эпический жанр фольклора, занимательный устный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях
Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды и сочетающий в себе точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора
В сказках всегда изображается противостояние добра и зла, их герои жёстко делятся на положительных и отрицательных; положительные герои всегда являются воплощением народных представлений о морали, добре, справедливости
В сказе нет явного противопоставления добра и зла, героям сказа могут быть присущи одновременно как положительные, так и отрицательные черты
Сказки существуют в устной форме, не имеют одного автора, поэтому их текст может иметь несколько вариантов
Повествование в сказе ведётся о лица рассказчика, сохраняются особенности его речи. Сказ, как правило, имеет одного автора и является авторской стилизацией народных легенд и преданий
В сказке используются устойчивые композиционные приёмы (зачин, концовка, троекратные повторения, присказки, постоянные эпитеты)
В сказе нет такого жёсткого композиционного канона
Место действия в сказке указывается неопределённо: «В некотором царстве...», «За тридевять земель...»
Место действия в сказе часто включает в себя реальные географические названия
Финал сказки практически всегда счастливый, добро побеждает зло
Финал сказа часто изображает смерть положительного героя, добро не всегда торжествует


II. Своеобразие языка, интонации сказа

Для выявления своеобразия языка сказа можно обратиться к таблице, которую учащиеся начали заполнять после словарной работы предыдущего урока.

Исследовательские задания 1—3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь» выполняются по группам.

III. Иллюстраторы сказов Бажова

Показ и защита рисунков к сказам Бажова, выполнение задания из раздела «Литература и изобразительное искусство», показ и защита презентации «Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха и других авторов».

Домашнее задание

Составить письменное описание одной из иллюстраций к сказам Бажова.

Прочитать сказку К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Групповые задания.

Подготовить инсценировки эпизодов сказки «Тёплый хлеб» «Разговор Фильки с бабушкой» (со слов «Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз...» до слов «...убранная, как невеста, розовыми венцами»)
и «Разговор Фильки с Панкратом» (со слов «Филька запахнул тулупчик...» до слов «...и старики натянут рукавицы и возьмутся за ломы»).

Индивидуальные задания.

Подготовить пересказ небольших фрагментов статьи Паустовского «Коротко о себе» (по выбору учителя)
и найти в Интернете изображения для галереи портретов писателя.

Следующие уроки: Уроки 67-68. Сказка К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Павел Петрович
БАЖОВ
1879-1950


Главная книга Павла Петровича Бажова — сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка». Книга эта получила мировое признание, переведена на многие иностранные языки.

Павел Петрович Бажов родился в городе Сысерть, недалеко от Екатеринбурга. Детство своё он впоследствии описал в автобиографической книге «Зелёная кобылка». В этой повести он рассказал о своём отце, горном мастере, и о матери, искусной кружевнице. В другой книге, «Уральские были», он рассказывает, как ветеринарный врач уговорил родителей отправить будущего писателя учиться в Екатеринбург. Окончив там духовное училище, а затем в Перми семинарию, Павел Бажов работал учителем в деревне Шайдурихе, позднее переехал в Екатеринбург. Ещё будучи учителем, Бажов начинает записывать устное народное творчество уральских рабочих — сказки, предания, легенды.

В 1920—1930-е годы активно сотрудничает в уральских газетах и журналах.

В 1936 году в журналах опубликованы сказы П. П. Бажова — «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка», «Про великого Полоза». Читатели узнают его сказы не только по знакомым героям — мастеру Даниле, Хозяйке Медной горы, охотнику Коковане и сиротке Дарёнке, но и по особой манере оказывания. Кажется, что старый рабочий, хорошо знающий трудное горное дело, людей, добывающих и обрабатывающих уральский камень, вспоминает о том, что произошло с хорошо знакомыми, близкими ему людьми.

Бажов стремился передать интонации старых мастеровых, от которых он записал многие сказочные сюжеты. Среди рассказчиков следует выделить Василия Алексеевича Хмелинина, который говорил: «Про старинное житьё да про земельные дела — это вот помню. Много таких [сюжетов] от своих стариков перенял, да и потом слышать немало доводилось... Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются». Рассказчик сказа искренне верил в реальную достоверность того, о чём рассказывал.

Большой успех книг Бажова у читателей, высокая оценка критики утвердили писателя в том, что он нашёл свой, непохожий на другие жанр в литературе.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какие фольклорные произведения стали источниками сюжетов сказов П. Бажова и образов в них? Где и когда писатель познакомился с этими произведениями?

2. В чём, по мнению уральских мастеровых, разница между сказом и сказкой?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Медной горы Хозяйка»


1. Чем интересен был для вас сказ П. Бажова «Медной горы Хозяйка»?

2. Что понравилось Хозяйке Медной горы в Степане Петровиче?

3. Как исполнила Хозяйка Медной горы свои обещания?

4. Как закончилась жизнь Степана?

5. Что в сказе волшебного и что реального? Похож ли сказ на сказку?

6. Подготовьте пересказ текста целиком или рассказ о героях (на выбор).

Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

7. Выпишите определения сказа и сказки, сопоставьте, сделайте выводы.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

1. Как вы понимаете эти слова и выражения? Подберите к ним синонимы. Что с их помощью подчёркивает автор сказа?

оба в горе робили —

и там протча, что подойдёт —

над человеком мудровать —

девка небольшого росту, из себя ладная —

видал я вечор —

слово молвить —

маленько пособила —

наигрыш вести —

на глазах таял —

хозяйка пособляла —

не обзарился —

перст —

посмеяться ладил —

виду не оказывает —

хворал —

2. Как вы думаете, можно ли по речи сказителя определить его возраст, жизненный опыт, род занятий, черты его характера? Устно опишите, каким вы себе представляете внешний вид сказителя прочитанного сказа.

3. В сказе «Медной горы Хозяйка» немало названий тех мест, где происходят события: «за Северушкой где-то...»; «на Гумешках то есть...»; «с Красногорки убираться...». А в волшебных сказках место действия обычно указывается очень неопределённо: «В некотором царстве, в некотором государстве». Как вы объясните такие «географические» различия между сказом и сказкой?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)



«МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА»
Уроки по творчеству П.П.Бажова в 5 классе
[2]

Урокам по изучению сказа Бажова «Медной горы Хозяйка» можно было бы дать название «Долговекий мастер». Бажов действительно мастер на долгие века. Уместен был бы на первом уроке и эпиграф к теме — слова самого Бажова: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом... Вне труда нет и человека». Этот эпиграф мог бы послужить материалом для вопросов, на которые надо ответить в процессе изучения темы.

— Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»? Каким бывает труд, в который вложена душа человека?
Ответом на эти вопросы должен служить и рассказ о жизни и творчестве самого писателя.

Бажов родился 28 января 1879 г. в семье горного мастера Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами, людьми «огненного труда» — литейщиками. У него был большой запас жизненных впечатлений, когда он начал работать над созданием книги «Малахитовая шкатулка».[3]

Еще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы в нынешнем городе Полевском снова встретиться с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого все ребята звали «дедушка Слышко»[4]. Слышко сердился, когда мальчики просили его рассказать сказку: «Сказку старухи маленьким сказывают. А я — про старинное житье помню. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказки!»

«Побывальщина» — это «сказ без тайности», т. е. без элементов фантастики. «Сказ» — это как бы устный монолог-повествование, передача чужой устной речи, обладающей своеобразной манерой. Сам Бажов отличал сказ[5] от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его от сказки.

Но в то же время Бажов называл себя и сказочником. Удачно выражал он свое понимание сказа народными словами: «Было — не было, а былым пахнет». У сказа ярко выделяется такая речевая особенность, как непосредственное обращение рассказчика к слушателям со своим пронизанным живой разговорной интонацией словом. При чтении сказа в классе следует подчеркнуть эту разговорную интонацию обращенного именно к слушателям произведения.

В 1934 г. затеяли выпустить сборник уральского устного народного творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, что сказы эти лишь в памяти людей. Вспомнил тогда Бажов сказы дедушки Слышко, да и других людей расспрашивал и записывал, а потом стал создавать и свои сказы. В частности, сказы о камнерезах дед Слышко ребятам не рассказывал, их создал сам Бажов, использовав разные источники.

В горнорабочих сказах услышал Бажов о Малахитнице, Хозяйке Медной горы. У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Она всегда в окружении быстрых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается.

Сказ «Медной горы Хозяйка» впервые был опубликован в 1936 г. Он положил начало целой группе сказов о Малахитнице, которые можно рекомендовать ребятам для внеклассного чтения («Приказчиковы подошвы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Таюткино зеркальце» и др.).

В сказах подчеркивается, что никаким богатством нельзя купить любовью, а завоевать ее можно только великим мастерством, которое рождает красоту, равную природе. Природа же участвует во всех человеческих делах. И язык бажовских сказов тоже как бы часть природы. Бажов уважал «своеглазное знание», его сказы передавали то, что он сам видел на Урале.

Хранительницей Природы является Хозяйка Медной горы. Она расправляется с дурными людьми и помогает тем, у кого за душой есть зерно таланта, и сила ее велика. «Сама» — так с уважением называет ее дед Слышко. Это сказочной красоты женщина, очень подвижная, «на месте не посидит», «артуть девка». Ей присущи лучшие человеческие чувства, и она может проникнуть в мысли и чувства других людей.

Она презирает трусливых и жадных, снисходительна к людям, близким ей, любит и помудровать над иным человеком, пошутить, хохочет заливисто. Она одаряет нагрубившую ей девушку, а когда Катя попросила простить ее, горько и грустно Хозяйка отвечает: «Ладно, что каменной сделается!» Но Хозяйка горы не каменная. Она женщина и умеет ценить душевное тепло (по В. Крупину, М. Батину, Л. Скорино и др.).

Перед первым уроком по теме следует дать опережающие вопросы и задания:
всему классу (прочитать всем сказ «Медной горы Хозяйка»)
и отдельным учащимся (подготовить сообщения о жизни и творчестве Бажова, выразительное чтение в лицах сцены встречи Степана с Хозяйкой Медной горы на Красногорском руднике, выразительное чтение портрета Хозяйки и др.).

Основой беседы на уроке могут быть следующие вопросы и задания.

— Как Степан объясняет, что он не боится Хозяйки? Какое испытание своего бесстрашия он получил от Хозяйки? Почему он решился на дерзкие слова приказчику? Чем закончилась эта история?

— Хозяйка сказала, что поведение Степана можно «чести приписать». За что она его хвалит? Почему она называет его Степаном Петровичем? Почему она не обиделась, когда Степан отказался стать ее женихом?

— Прощаясь, Хозяйка запрещает Степану говорить о ней, даже вспоминать, а у самой слезы. Как вы это объясняете?

— Опишите сцену расставания Хозяйки со Степаном. Какие детали говорят о том, что она взволнована? Как она относится к Степану?

— Почему Хозяйка не позволила барскому наушнику Ваньке Соченю упоминать имя Степана?

— Через кого и как породнилась Хозяйка Медной горы с людьми?

— Согласны ли вы с тем, что в Хозяйке соединились лучшие качества людей физически здоровых, внешне красивых, духовно прекрасных? Подтвердите свою мысль примерами из текста сказа.

— Какое значение имеет в сказе то, что Хозяйка накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается»?

— Почему не только Хозяйка, но и Степан стали невеселы? Что огорчило Степана, хотя он и стал вольным? Куда он ходил на охоту и почему не приносил добычу? Опишите сцену его смерти.

— Почему автор кончает сказ словами о том, что если встретится худой человек с Хозяйкой, то будет ему горе, да и доброму радости мало?

— В каком сказе Бажова говорится о дальнейшей жизни семьи Степана, о его вдове Настасье и дочери Тане? Подготовьте рассказ о судьбе Тани по сказу «Малахитовая шкатулка».

— Какие кино- и телефильмы, созданные по сказам Бажова, вы видели? Чьи иллюстрации к сказам из «Малахитовой шкатулки» вы знаете?

Закончить урок можно следующим сообщением: «На памятнике П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из одного его сказа: „Работа, она штука долговекая, человек умрет, а дело его остается“». Как объясняют эти слова учащиеся?

2. Источник: В. Я. Коровина И. С. Збарский. Литература 5 класс. Методические советы. Под редакцией В. И. Коровина. / В. Я. Коровина. – М. : Просвещение, 2004. (вернуться)

2. «Малахитовая шкатулка» («Уральские сказы») – сборник сказов Павла Бажова, пример литературно обработанного «рабочего фольклора» Урала. В начале 1930-х годов советским фольклористам было дано задание собирать «колхозно-пролетарский» фольклор.
Для сборника «Дореволюционный фольклор на Урале» П. П. Бажов, ставший редактором этого сборника, придумал и написал три своих сказа, утверждая, что слышал их в детстве от «дедушки Слышко». Сказы, выходившие в свет с 1936 по 1945 год, были переведены на десятки языков мира.
В 1943 году за книгу «Малахитовая шкатулка» автор был удостоен Сталинской премии 2-й степени. (вернуться)

4. Дед Слышко – В. А. Хмелинин (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей») происходил с Полевского завода выведен как рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. (вернуться)

5. Сказ – вид литературно-художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще.
Характерная черта сказа — наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой. (вернуться)

 
 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz