Уроки 67-69. К.Г.Паустовский. Теплый хлеб. Из литературы ХХ века. Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Паустовский К.Г. Основные даты жизни и творчества
Паустовский К.Г.
Паустовский К.Г. Тёплый хлеб
Паустовский К.Г. Заячьи лапы
Произведения К.Г.Паустовского (библиотека сайта)

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ

(1892 – 1968)

«ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ»

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 67-69

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 67. К.Г.Паустовский. "Тёплый хлеб": герои и поступки"
Урок 68. К.Г.Паустовский. "Тёплый хлеб": язык сказки
Урок 69. К.Г.Паустовский. "Заячьи лапы" и другие рассказы. Урок внеклассного чтения

УРОК 67
К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. «ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ»:
ГЕРОИ И ИХ ПОСТУПКИ


Основное содержание урока:
Герои сказки и их поступки. Филька и бабушка. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание. Тема коллективного труда

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Константин Георгиевич Паустовский». Восприятие и выразительное чтение эпизодов сказки (в том числе по ролям), их пересказ и инсценирование. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Практическая работа. Составление плана (цитатного плана) сказки. Составление плана характеристики героев сказки (по группам). Рассказ о героях по плану (с использованием цитирования).
Самостоятельная работа. Заполнение таблицы «Цитатная характеристика героев сказки» (по группам). Письменная характеристика одного из героев сказки. Поиск в Интернете иллюстраций к сказке и подбор к ним цитатных подписей. Создание собственных иллюстраций и подготовка к их защите. Поиск пословиц, поговорок, стихов о хлебе и выявление слов и выражений, используемых в литературе и фольклоре для описания хлеба.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)

1. Рассказ учителя о К. Г. Паустовском
с показом портретов писателя, мест, где прошла его жизнь: Киева, Москвы, Мещорской стороны.

Следует подчеркнуть, что в семье Паустовских очень любили и берегли хорошие книги (см. очерк Паустовского «Сказочник»), обратить внимание на эпиграф к статье учебника о Паустовском, рассказать, что он в годы Первой мировой войны работал в санитарном поезде и на фронте погибли два его старших брата.

2. Пересказ фрагментов из статьи «Коротко о себе».

II. 3. Чтение статьи учебника «Константин Георгиевич Паустовский» (см. статью ниже) и беседа по вопросам из раздела «Проверьте себя».

III. Вступительная беседа:

Почему Паустовский назвал «Тёплый хлеб» сказкой?

Какие сказочные события происходят в деревне Бережки?

Почему у этой сказки такое название?

IV. Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие слова и выражения, кроме вынесенных в сноски, нуждаются в комментариях (мельничный лоток, христарадник, осокорь, треух, жернова и др.)?

V. Выразительное чтение, пересказ, инсценирование и озаглавливание эпизодов сказки:

Э п и з о д  1 (выразительное чтение).
С начала сказки до слов «...конь — раненый, пострадал от врага».

Э п и з о д  2 (выразительное чтение).
Со слов «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька...» до слов «Иди копай».

Э п и з о д  3 (пересказ).
Со слов «И вот после этого злорадного окрика...» до слов «...весь трясся и слушал причитания бабки».

Э п и з о д  4 (инсценировка).
Со слов «Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз...» до слов «...убранная, как невеста, розовыми венцами».

Э п и з о д  5 (инсценировка).
Со слов «Филька запахнул тулупчик...» до слов «...и старики натянут рукавицы и возьмутся за ломы».

Э п и з о д  6 (пересказ).
Со слов «В морозные дни солнце восходит багровое...» до слов «Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись...».

Э п и з о д  7 (выразительное чтение).
Со слов «По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова...» до конца сказки.

VI. Ответ на вопрос «Как можно озаглавить эти эпизоды?» поможет школьникам составить план сказки
(план может быть и цитатным):

1. Раненый конь.
2. Филька обидел коня.
3. Мороз.
4. Рассказ бабки о старом солдате.
5. У мельника Панкрата.
6. Спасение мельницы.
7. Примирение.

VII. Работа по составлению планов характеристик героев повести (в группах):

Г р у п п а  1.
Филька.


Почему у Фильки было прозвище «Ну Тебя»?

Какие черты характера Фильки проявились в его отношении к бабушке и коню (грубость, несговорчивость, недоверчивость и др.)?

Как Фильку характеризует его речь? Сколько раз он произносит в сказке свою любимую фразу? С какой интонацией нужно читать её каждый раз?

Почему в сцене примирения с конём Филька громко заплакал?

Как и почему изменился Филька к концу сказки?

Г р у п п а  2.
Бабка.


Почему писатель называет бабушку Фильки бабкой?

Как её характеризует рассказ о старом солдате?

Как понять слова бабки «помер... от охлаждения сердца», «Зачем помирать? Надеяться надо»?

Как характеризует бабку её речь?

Г р у п п а  3.
Мельник Панкрат.


Как выглядел мельник Панкрат? Почему ребята «считали его колдуном»? Почему он вылечил коня?

Какую характеристику Панкрату дают автор и бабушка?

Почему Панкрат не ругает Фильку, а даёт ему совет, просит коня помириться с Филькой? Что можно сказать о его характере?

Как характеризует Панкрата его речь?

Г р у п п а  4.
Раненый конь.


Какие чувства вызывает у читателя рассказ о раненом коне?

Почему автор приписывает коню человеческие черты? Приведите примеры.

В каких описаниях писатель наделяет коня волшебными, фантастическими чертами? Зачем он это делает?

Почему конь не сразу помирился с Филькой в конце сказки?

VIII. Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 2—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Что же самое главное в сказке: ссора Фильки и коня, испуг Фильки, спасение мельницы, примирение? Какие нравственные проблемы поднимает писатель в сказке?

Зачем в жизни нужны доброта и сострадание?

Как и почему была спасена мельница?

Какими словами автор передаёт радость коллективного труда?

Почему от всех невзгод человека может спасти коллективный труд?

Домашнее задание

Групповое задание.

Выбрать из сказки ключевые цитаты и заполнить таблицу «Цитатная характеристика героев сказки» (по группам).

Примерное содержание заполненной таблицы

ТАБЛИЦА
«Цитатная характеристика героев сказки "Тёплый хлеб"»
Г р у п п а  1.
Филька
Г р у п п а  2.
Бабка
Г р у п п а  3.
Панкрат
Г р у п п а  4.
Раненный конь
Молчаливый, недоверчивый, отвечал сердитым басом, неласковость, встал нехотя, ударил коня по губам, злорадный окрик, заплакал от страха, весь трясся, упавшим голосом, ухмылялся сквозь слёзы
Мороз стрясся «от злобы людской», помер... от охлаждения сердца, надеяться надо, поправит дурной человек своё злодейство
Мучная пыль, быстрые глаза, скорый на работу, сердитый старик, считали колдуном, вылечил коня, починил мельницу, строго сказал, бессмысленный ты гражданин, изобрести спасение от стужи, льготного срока не будет
Постучал мордой о калитку, слеза скатилась у коня из глаз, заржал жалобно, конь хлеба не взял, попятился в сарай, положил голову Фильке на плечо, вздохнул, закрыл глаза от сытости и удовольствия

Пользуясь цитатами таблицы, составить письменную характеристику одного из героев сказки: Фильки, бабки, Панкрата, раненого коня (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Найти в Интернете иллюстрации к сказке Паустовского и подобрать к ним цитатные подписи.

Нарисовать свои иллюстрации и придумать к ним подписи.

Ответить на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и выполнить задание 1 из раздела «Обогащаем свою речь».

Подобрать пословицы, поговорки, стихи о хлебе и подумать, какие слова и выражения используются в литературе и фольклоре для описания хлеба.

УРОК 68
К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. «ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ»:
ЯЗЫК СКАЗКИ


Основное содержание урока:
Реальное и фантастическое в сказке. Фольклорные образы. Развитие понятия о пейзаже. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя.

Основные виды деятельности учащихся.
Устный рассказ о писателе. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства. Выявление реальных и фантастических элементов сказки. Выявление в сказке черт фольклора. Работа со словарём литературоведческих терминов. Комментирование понятий  п е й з а ж,  э п и т е т. Презентация иллюстраций к сказке с цитатными подписями, показ и защита собственных рисунков к сказке, обсуждение иллюстраций учебника.
Практическая работа. Исследование языка сказки: анализ эпитетов, сравнений и олицетворений, глагольной лексики (по группам).
Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору). Чтение произведений Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Старик в станционном буфете», «Корзина с еловыми шишками» (по выбору). Подготовка инсценировки эпизода «Разговор с ветеринаром» из рассказа «Заячьи лапы». Создание собственных иллюстраций к произведениям писателя. Составление вопросов для викторины по рассказам и сказкам писателя.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Вступительная беседа:

Что в сказке является отражением реальной жизни, а что — фантастикой?

Подумайте, что в образах Фильки, бабки, Панкрата, раненого коня сближает их с фольклором.

Какую роль играет в сказке образ сороки? Зачем этот образ включён в сказку?

II. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Комментирование понятий пейзаж, эпитет.

III. Обобщающая беседа:

Что такое эпитет?

Как его отличить о простого определения?

Выберите из следующих выражений те, где слово тёплый является эпитетом:

•Я люблю покупать в булочной тёплый хлеб.

•Паустовский написал сказку «Тёплый хлеб».

•Друзья прислали нам к празднику самые тёплые поздравления.

•Тёплые варежки и носки нужны для зимних прогулок.

Что такое пейзаж?

Зачем в литературных произведениях используются описания природы?

Найдите пейзажные описания, озаглавьте их и определите их роль в сказке.

IV. Исследовательская работа над языком сказки (в группах)

Г р у п п а  1.
Найдите в сказке слова и выражения, использованные автором для описания хлеба, и подумайте, какие из них являются эпитетами, а какие — нет: мучная пыль, чёрствый хлеб, чёрствая корка, не хлеб, а зелёная плесень, горячая мука, сладкое тугое тесто, запах тёплого хлеба, румяная корка, кусочек чудесного хлеба, буханка свежего хлеба.
Обоснуйте своё мнение.

Г р у п п а  2.
Найдите в сказке описание начала метели со слов «Слеза скатилась у коня из глаз...» до слов «...бьёт им себя по бокам».

Найдите в этом описании глаголы и подумайте, почему их так много.

Как глагольная лексика помогает автору в описании картин ветра и метели?

Г р у п п а 3.
Найдите изобразительно-выразительные средства в отрывке со слов «А к ночи небо зазеленело...» до слов «...и они трещали и лопались».

Какую роль играют в нём сравнения и олицетворения?

Г р у п п а 4.
Найдите эпитеты, сравнения и олицетворения в отрывке со слов «Ночью он слез с печи...» до слов «...загребая снег валенками».

Какие необычные эпитеты и сравнения использует автор для описания морозной ночи? В чём их необычность?

Г р у п п а 5.
Выберите из перечисленных определений эпитеты и объясните их назначение в тексте: раненый конь, быстрые глаза, чёрствый хлеб, мокрые вороны, злорадный окрик, лютый мороз, синий, густой, страшный воздух, берёзовая роща, жгучая и ясная пустота, багровое солнце, низкие облака, тёмная вода, звонкие берёзовые дрова, сладкое тугое тесто, холодные тени, горячие солнечные пятна.

V. Обобщающая беседа:

Выполните задание 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Прокомментируйте, как вы понимаете слова Паустовского:
«Нужна смелость, чтобы ввести эпитет свежий, показывающий предмет или явление в том его новом качестве, которое заметил писатель. Такие эпитеты живут долго... Говоря об эпитете, об образе, мы уже входим в ту лабораторию писателя, где господствует слово.
Слово! Язык! Об этом нужно писать не короткие статьи, а страстные воззвания к писателям, обширные монографии, тончайшие исследования. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает?»


1. Как бы вы ответили на вопрос о русском языке, заданный писателем?

Зачем нужны в художественном тексте пейзажи и эпитеты?

Какова их роль в сказке «Тёплый хлеб»?

Когда пятиклассников спросили, о чём сказка «Тёплый хлеб», они дали несколько ответов: о дружбе, о коллективном труде, о том, как плохо быть злым.
Какие ещё ответы на этот вопрос вы можете дать? Что в этой сказке самое главное?

VI. Презентация найденных учащимися иллюстраций к сказке «Тёплый хлеб» с цитатными подписями,
показ и защита рисунков к сказке, обсуждение иллюстрации учебника.


Домашнее задание

Составить краткий письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору):

— О чём я задумался, читая сказку «Тёплый хлеб»?
— Какие события и герои сказки «Тёплый хлеб» помогли Фильке измениться?
— Что вас удивило в описаниях природы в сказке «Тёплый хлеб»?

Прочитать рассказ Паустовского «Заячьи лапы».

Групповое задание

Прочитать одно из произведений Паустовского: «Барсучий нос», «Старик в станционном буфете», «Корзина с еловыми шишками» (по выбору).

Подготовить инсценировку эпизода «Разговор с ветеринаром» из рассказа «Заячьи лапы» с начала до слов «Ваня вытер слёзы и пошёл лесами домой, на Урженское озеро».

Индивидуальные задания

Нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям Паустовского.

Придумать вопросы для викторины по рассказам и сказкам писателя.

УРОК 69
К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. «ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ»
И ДРУГИЕ РАССКАЗЫ.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Основное содержание урока:
Природа и человек в рассказах К. Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных. Рассказ «Заячьи лапы» в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.
Инсценирование фрагмента рассказа «Заячьи лапы». Восприятие и выразительное чтение произведений (в том числе по ролям), пересказ их фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров и выполнение заданий фонохрестоматии. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов (по группам). Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений писателя по плану, предложенному учителем. Определение авторского отношения к героям. Презентация и защита собственных иллюстраций к произведениям писателя. Ответы на вопросы викторины по рассказам и сказкам писателя.
Самостоятельная работа. Чтение пьес-сказок С. Я. Маршака для детей «Кошкин дом», «Горя бояться — счастья не видать» (по выбору). Подготовка инсценировки одного из эпизодов этих сказок. Создание собственных иллюстраций к пьесам-сказкам или устное описание иллюстрации к сказке.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Рассказ «Заячьи лапы» в актёрском исполнении

Показ инсценировки начала рассказа,
прослушивание текста в актёрском исполнении,
рецензирование актёрского чтения и выступлений одноклассников,
ответы на вопросы и выполнение заданий 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

II. Аналитическая беседа:

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела «Размышляем о прочитанном».

Почему дед Ларион Малявин не продал зайца?

Какую роль в понимании рассказа играет такая деталь, как рваное ухо зайца?

Прочитайте последнее предложение рассказа. Что понял рассказчик, увидев зайца?

Восстановите хронологический порядок эпизодов рассказа.

С какого эпизода начинается история с зайцем? Почему рассказ начинается с середины этой истории?

III. Ответы на вопросы и выполнение заданий 2—5 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Создание пересказов разных видов (в группах):

Г р у п п а 1.
Художественный пересказ эпизода «Заяц спасает деда из огня».
(Со слов «В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера» до слов «У зайца были опалены задние ноги и живот».)

Ответ на вопрос 2 учебника.

Г р у п п а 2.
Пересказ эпизода «Ваня у ветеринара» от лица Вани (ветеринара).

Выполнение задания 3 учебника.

Г р у п п а 3.
Краткий пересказ эпизода «Ваня и дед у аптекаря и Карла Петровича».

Выполнение задания 4 учебника.

Г р у п п а 4.
Выборочный пересказ от третьего лица эпизода «Рассказчик в гостях у деда» со слов «Этой осенью я ночевал у деда на Урженском озере» до слов «...дед рассказал мне наконец историю о зайце» и со слов «Потом дед его вылечил...» до конца рассказа.

Ответ на вопрос 5 учебника.

IV. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных

План обсуждения других рассказов Паустовского:


Прокомментировать название рассказа.
Назвать его главных героев.
Пересказать центральный эпизод.
Определить главную мысль рассказа (о чём этот рассказ?).
Перечислить эмоции, возникшие при чтении (что в рассказе вас удивило и обрадовало?).
Определить авторскую позицию по отношению к героям рассказа.
Выявить, какие нравственные проблемы поднимает автор.
Устно описать иллюстрацию к рассказу.
Показать и обсудить нарисованные дома иллюстрации к прочитанным рассказам.

V. Викторина по сказкам и рассказам Паустовского (ответы даны в скобках):

1) «Тёплый хлеб»;
2) «Заячьи лапы»;
3) «Барсучий нос»;
4) «Старик в станционном буфете»;
5) «Корзина с еловыми шишками».

1. Как назывались произведения Паустовского, героями которых были:
мальчик-выдумщик (3); девочка с двумя косами (5); собачка Пети (4); сорока (1); детский доктор (2)?

2. В каких рассказах и сказках Паустовского встречаются такие художественные детали:
чёрствая корка (1); два бутерброда (4); ружьё, связанное проволокой (2); трухлявый пень (3); Золушка (5)?

3. «Бюро находок».
Кому из героев прочитанных рассказов принадлежат эти предметы: пенсне (2); деревянная нога (1); старый диван (5); сковородка (3); серый носовой платок (4)?

4. В каких произведениях встречаются такие географические названия:
деревня Бережки (1); Урженское озеро (2); Берген (5); Рижское взморье (4); нет географических названий (3)?

5. Где происходит действие прочитанных вами рассказов и сказок:
в приморском городе (5); на железнодорожной станции (4); в деревне (1); у озера (2); в селе, в городе, в лесу поочередно (2)?

6. Назовите по два произведения Паустовского, которые объединяет:
море (4, 5); озеро (2, 3); лес (2, 3); больное животное (1, 2); старик (1, 2); хлеб (1, 4); огонь (2, 3).

Домашнее задание

Письменно выполнить задание 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Прочитать пьесы-сказки С. Я. Маршака для детей «Кошкин дом», «Горя бояться — счастья не видать» (одну пьесу по выбору).

Групповое задание.

Подготовить инсценировки эпизодов из этих сказок («Кошкин дом»: со слов «Вот шагает по дороге кот Василий хромоногий...» до слов «Ну, друзья, спокойной ночи...Тилитили... тили... бом!»; «Горя бояться — счастья не видать»: с начала пьесы до слов «Из-за кустов выходят разбойники...»).

Индивидуальное задание.

Нарисовать иллюстрации к прочитанным пьесам-сказкам или подготовить устное описание иллюстрации к сказке.

Прочитать фрагменты книги Маршака «В начале жизни» (по выбору учителя).

Следующие уроки: Урок 70. С.Я.Маршак. Сказки для детей. Урок внеклассного чтения >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Константин Георгиевич
ПАУСТОВСКИЙ

1892-1968

Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек.
Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей.
Друзья эти — книги.
К. Паустовский


Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, но детство его прошло в Киеве. Учился в Киевской классической гимназии. Ещё в гимназии начал писать стихи. После окончания гимназии молодой литератор поступил в Киевский университет. Затем перевёлся в Московский. Первый сборник рассказов «Встречные корабли» был издан в 1928 году.

Паустовский писал рассказы и повести о природе средней полосы России, очерки о других странах («Живописная Болгария», «Итальянские встречи»), удивительно лиричны его литературные портреты художников, писателей разных эпох и стран (Исаака Левитана, Ореста Кипренского, Фридриха Шиллера, Ханса Кристиана Андерсена, Александра Грина и многих других). Константин Георгиевич Паустовский был автором детских журналов «Мурзилка» и «Пионер». Много раз издавались в сборниках и отдельными книжками сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб», «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрёпанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша» и другие.
(вернуться)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какие произведения К. Г. Паустовского вам уже знакомы?

2. Расскажите, что вы узнали о жизни писателя.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться)


Константин Георгиевич
ПАУСТОВСКИЙ

СКАЗКА:
ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ


Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня[2]. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, — ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.

Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.

Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди — помогал Панкрату чинить плотину.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам «побираться». Постоит, пофыркает, постучит мордой о калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее — общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага.

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»

Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.

Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть зерно, — хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.

В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

— На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это, или ничего такого не было.

Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: «Да ну тебя!» — и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рёв Филька слышал тонкий и короткий свист, — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело как лёд, звёзды примерзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах и они трещали и лопались. Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.

Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. «Да ну вас! Проклятые!» — кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.

— Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, — говорила бабка. — Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь — боялся пустыни.

— Отчего же стрясся тот мороз? — спросил Филька.

— От злобы людской, — ответила бабка. — Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!» — «Мне хлеб с полу поднять невозможно, — говорит солдат. — У меня вместо ноги деревяшка». — «А ногу куда девал?» —спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии»[3], — отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный — подымешь, — засмеялся мужик. — Тут тебе камердинеров[4] нету». Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит — это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул — и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

— Отчего же он помер? — хрипло спросил Филька.

— От охлаждения сердца, — ответила бабка, помолчала и добавила: — Знать, и нынче завёлся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

— Чего ж теперь делать, бабка? — спросил Филька из-под тулупа. — Неужто помирать?

— Зачем помирать? Надеяться надо.

— На что?

— На то, что поправит дурной человек своё злодейство.

— А как его поправить? — спросил, всхлипывая, Филька.

— А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый, учёный. Его спросить надо. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится.

— Да ну его, Панкрата! — сказал Филька и затих.

Ночью он слез с печи. Бабка спала, сидя на лавке. За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами.

Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота — жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками.

Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.

— Садись к печке, — сказал он. — Рассказывай, пока не замёрз.

Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

— Да-а, — вздохнул Панкрат, — плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!

Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

— Ты брось реветь! — строго сказал Панкрат. — Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил — сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать — неизвестно.

— Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? — спросил Филька.

— Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

— Понятно, — ответил упавшим голосом Филька.

— Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.

В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте — подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замёрзнуть. Никто её не видел, только лисица в осиновом яру[5] высунула морду из норы, повела носом, заметила, как тёмной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почёсываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?

А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал.

— Ну, — сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку, — время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока[6] не будет.

— Я, дедушка Панкрат, — сказал Филька, — как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни[7], топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Повернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

— Ишь ты, шустрый какой! — сказал мельник. — Подо льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?

— Да ну его! — сказал Филька. — Пробьём мы, ребята, и такой лёд!

— А ежели замёрзнете?

— Костры будем жечь.

— А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: «Да ну его! Сам виноват — пусть сам лёд и скалывает».

— Согласятся! Я их умолю. Наши ребята — хорошие.

— Ну, валяй, собирай ребят. А я со стариками потолкую. Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы́.

В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.

Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки. Вороны вылезли из-под застрех[8] и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.

Не было только старой сороки. Она прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась первая полынья с тёмной водой.

Мальчишки стащили треухи и прокричали «ура». Панкрат говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам и старикам. А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что-то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям. Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.

Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили — покаркали только между собой, что вот, мол, опять завралась старая.

Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали — ив мельничный лоток хлынула с шумом вода.

Старое колесо скрипнуло — с него посыпались сосульки — и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, ещё быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно. Панкрат сыпал зерно, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.

По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах, — ребята, кошки, даже мыши, — всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.

Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.

На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:

— Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

— Да нет! — закричали ребята. — Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

— Ну что ж, — сказал Панкрат. — Не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

— Не пужайся, Мальчик! Филька — не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слёзы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала как пулемёт.
1954

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

"ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ"


1. Как вы назвали бы эту сказку Паустовского? Как вы объясните название, которое дал ей автор?

2. Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам? Почему его звали «Ну Тебя»?

3. Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?

4. Что в сказке фантастического и что реального?

5. Как реагировали взрослые и дети на поступок Фильки?

6. Чем закончилась сказка? Если бы эта сказка была не писательской, а народной, то как бы вы её начали и закончили? Какие слова важны для концовки и начала?
(вернуться к уроку)


ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

1. Постарайтесь рассказать эту сказку близко к тексту с концовкой, характерной для народной сказки, и такой, какая есть в сказке Паустовского.

2. Объясните слова и выражения, использованные Паустовским, и включите их в свой пересказ:

вороной конь —
спелая рожь —
скорый на работу —
в воздухе висел дым —
тёплый серый день —

злорадный окрик —
колючий мороз —
неминучая смерть —
лютый мороз —
нашкодил —
(вернуться к уроку)


СОВЕРШЕСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ

Вспомните, как называются красочные, образные определения предмета. При пересказе эпизодов сказки К. Г. Паустовского постарайтесь максимально использовать образные (художественные) определения.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.


Константин Георгиевич
ПАУСТОВСКИЙ
ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ


К ветеринару в наше село пришёл с Урженского озера Ваня Малявин и принёс завернутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.

— Ты что, одурел? — крикнул ветеринар. — Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

— А вы не лайте, это заяц особенный, — хриплым шёпотом сказал Ваня. — Его дед прислал, велел лечить.

— От чего лечить-то?

— Лапы у него пожжённые.

Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и крикнул вслед:

— Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком — деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

— Ты что, милый? — спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу. — Чего вы, сердешные, вдвоём слёзы льёте? Ай случилось что?

— Пожжённый он, дедушкин заяц, — сказал Ваня. — На лесном пожаре лапы себе пожёг, бегать не может. Вот-вот, гляди, умрёт.

— Не умрёт, малый, — прошамкала Анисья. — Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.

Ваня вытер слёзы и пошёл лесами домой, на Уржен- ское озеро. Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера.

Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.

Заяц стонал.

Ваня нашёл на дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

— Ты чего, серый? — тихо спросил Ваня. — Ты бы поел.

Заяц молчал.

— Ты бы поел, — повторил Ваня, и голос его задрожал. — Может, пить хочешь?

Заяц повёл рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес — надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрёл в город. Ваня нёс зайца сзади. Заяц совсем притих, только изредка вздрагивал всем телом и судорожно вздыхал.

Суховей[9] вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летали куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар.

На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. Дед перекрестился.

— Не то лошадь, не то невеста — шут их разберёт! — сказал он и сплюнул.

Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:

— Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш — специалист по детским болезням — уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?

Дед, заикаясь от уважения к аптекарю и от робости, рассказал про зайца.

— Это мне нравится! — сказал аптекарь. — Интересные пациенты завелись в нашем городе. Это мне замечательно нравится! — Он нервно снял пенсне, протёр, снова нацепил на нос и уставился на деда. Дед молчал, топтался. Аптекарь тоже молчал. Молчание становилось тягостным.

— Почтовая улица, три! — вдруг в сердцах крикнул аптекарь и захлопнул какую-то растрёпанную толстую книгу. — Три!

Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя — из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за полянами уже горел стог сена, зажжённый ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрёпанная борода деда. Через минуту Карл Петрович уже сердился.

— Я не ветеринар, — сказал он и захлопнул крышку рояля. Тотчас же в лугах проворчал гром. — Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев.

— Что ребёнок, что заяц — всё одно, — упрямо пробормотал дед. — Всё одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал[10]. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказать должен, а ты говоришь — бросить!

Ещё через минуту Карл Петрович — старик с седыми взъерошенными бровями, — волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда. Карл Петрович в конце концов согласился лечить зайца. На следующее утро дед ушёл на озеро, а Ваню оставил у Карла Петровича ходить за зайцем.

Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика. Через два дня об этом уже знал весь маленький городок, а на третий день к Карлу Петровичу пришёл длинный юноша в фетровой шляпе, назвался сотрудником московской газеты и попросил дать беседу о зайце.

Зайца вылечили. Ваня завернул его в ватное тряпьё и понёс домой. Вскоре историю о зайце забыли, и только какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. Присылал даже письма с марками на ответ. Но дед не сдавался. Под его диктовку Ваня написал профессору письмо:

«Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле. При сём остаюсь Ларион Малявин».

Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.

Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар — от него окна в избе сразу запотели и звёзды из огненных точек превратились в мутные шары. Во дворе лаял Мурзик. Он прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал — воевал с непроглядной октябрьской ночью. Заяц спал в сенях и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

Мы пили чай ночью, дожидаясь далёкого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне наконец историю о зайце.

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера.

Леса стояли сухие, как порох.

Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошёл дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня.

Дед был прав: во время урагана огонь шёл со скоростью тридцати километров в час.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед, — оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

— Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.

— Чем же ты провинился?

— А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!

Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарём и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял всё.
1937

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

Рассказ: Заячьи лапы


1. Как вы объясните название рассказа?

2. От какой беды и как спас деда заяц? В чём перед ним провинился дед?

3. Как Ларион Малявин отблагодарил зайца?

4. Заяц спас деда Лариона от пожара, а какую роль он сыграл в судьбе внука Вани? Какие черты характера Вани проявились в истории спасения зайца?

5. Найдите в тексте рассказа описания жаркого полдня, надвигающейся грозы.
Какие силы природы олицетворяются в этих описаниях? Что вы можете сказать о характере и поведении облаков, грома, молний?
(вернуться к уроку)

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы»


1. В начале рассказа Ваня разговаривает с ветеринаром и бабкой Анисьей.
По тону разговора, по тому, какие слова говорят ветеринар и бабка Анисья, как они обращаются к собеседнику, дайте характеристику этим персонажам.

2. Чем вам запомнилась речь аптекаря?

3. Почему в диалоге доктора Карла Петровича и деда доктор сердился, а дед волновался и сбивался? Как это звучит в чтении актёра?

4. Какие чувства, мысли, события дед сумел вложить в своё короткое письмо: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле...»?

5. Подготовьтесь к выразительному чтению рассказа, представив себе внешний вид, характер, манеру говорить всех персонажей произведения.
(вернуться к уроку)


ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

1. Расскажите и вы случай из жизни животного, свидетелем или участником которого были вы или ваши друзья.

Чтобы создать даже небольшой рассказ, нужно вспомнить, что рассказом мы называем прозаическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях.

2. Каким одним словом можно заменить описание — «заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену»?

3. Подберите синонимы к словам и словосочетаниям:

печальное —
бесшумные —
яви милость —
утки зябли —

4. Найдите в рассказе примеры просторечной лексики.

5. Какие слова героев рассказа показывают их особое отношение к зайцу («живая душа», «милый» и др.)?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. События в сказке Паустовского происходят в годы Гражданской войны. (вернуться)

3. Речь идёт о войнах с Турцией за освобождение Болгарии и других стран Балканского полуострова от турецкого ига.(вернуться)

4. Камерди́нер — слуга. См. более подробно на странице "Профессии литературных героев. Камердинер".(вернуться)

5. Яр — овраг с крутыми склонами. (вернуться)

6. Льго́тный срок — разрешённый дополнительно. — разрешённый дополнительно. (вернуться)

7. Пешня́ — тяжёлый лом на деревянной рукоятке для пробивания льда. (вернуться)

8. Застре́хи — нижние края кровли. (вернуться)

9. Сухове́й — сухой, горячий ветер. (вернуться)

10. Конова́л — лекарь-самоучка, лечащий лошадей. (вернуться)


 
Внизу серебрится Ильинский омут . Открытка. Фото А. Якубовича-Ясного. 1986.

     К.Г.Паустовский был связан с Тарусой с 1955 по 1968 годы. Здесь написаны повести "Время больших ожиданий", "Бросок на юг" из автобиографической книги "Повесть о жизни", главы из книги о тайнах литературного творчества "Золотая роза", рассказы "Наедине с осенью", "Уснувший мальчик", "Лавровый венок", "Избушка в лесу", "Ильинский омут".
     Ильинский омут – один из самых любимых писателем уголков природы. Он располагается в десяти километрах от дома К.Г.Паустовского вверх по реке Тарусе.

 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz