Цикл "На поле Куликовом" А. А. Блока. Уроки в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Стихотворения "Русь". Из цикла
"Родина"
 
 
Цикл А. А. Блока
«НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ»
 
Уроки по лирике А.Блока[1]
Уроки 71-72
 

Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
А. Блок


Цели уроков:
— продолжение знакомства школьников с творчеством А. A. Блока;
— развитие читательских умений школьников;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение.

Форма уроков: синтетические ypoки, включающие в себя слово учителя (возможна презентация), сообщения учащихся, чтение произведения, работу с учебником, беседу с классом.

Содержание уроков

I. Слово учителя (презентация при расширенной подаче биографического материала).

II. Сообщение учащихся

Сообщение 1.
Тема России в лирике А. A. Блока.

Тема Родины — России в раннем творчестве Александра Блока неразрывно связана с темой природы, во многом это было обусловлено не традициями отечественной поэзии, а обстоятельствами детства и образом жизни еще юного поэта. Непосредственными впечатлениями мальчика, вынесенными из детства, были просторы вокруг подмосковного имения Шахматово и Невы с ее величественным течением летом, наводнениями и «звонами ледохода на торжественной реке» — реки его родного города. Он любил долгие прогулки по «благоуханной глуши» Шахматова с дедом — известным ботаником А. Н. Бекетовым. Тихой, ласковой любовью и в то же время радостью жизни веет от строк, посвященных Шахматову:

...По холмам и по ложбинам,
Меж полосами светлой ржи
Бегут, сбегаются к овинам
Темно-зеленые межи,
Стада белеют, серебрятся
Далекой речкой рукава...
Белеет церковь над рекою,
За ней опять — леса, поля...

Тетя поэта, М. А. Бекетова, писала:
«Товарищеская жизнь, общественность и политика не коснулись поэта. Всего этого он чуждался. Природа была ему ближе. По ней он судил отчасти и о грядущих событиях»:

Погружался я в море клевера,
Окруженный сказками пчел.
Но ветер, зовущий с севера,
Мое детское сердце нашел.

Со временем осознание «родословной своей души», чувства Родины становится глубже, и во многих ранних стихотворениях Александра Блока возникает образ-символ русской женщины, такой земной и в то же время неизвестной, загадочной, как сама Россия:

И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.
«Осенняя воля» (см. ниже полный текст)

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка...
«Россия»

Во время революции 1905—1907 годов у Блока происходит переоценка прежних эстетических и общественных позиций, он, пытаясь понять и проанализировать окружающую действительность, пишет о современности и о России, ее грядущем («Осенняя воля», «Русь», «Когда в листве сырой и ржавой...»). В предисловии к сборнику «Земля в снегу» (1908) Блок писал, что «в конце пути» перед ним «расстилается одна вечная и бескрайняя равнина — изначальная родина, может быть, сама Россия...». Поэт начинает ощущать «углубленное и отдельное чувство» связи с Родиной:

Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю...
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю...
Как и жить и плакать без тебя!
«Осенняя воля» (см. ниже полный текст)

Однако во многом образ Руси у Александра Блока еще мифологизирован: Русь — это сказочная страна, тайны которой не разгадать простому смертному, она населена и обыкновенными людьми, и сказочными персонажами:

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
«Русь»

Здесь видна связь с концепциями «народной души» символистов[2] — представителей нового направления в искусстве, их увлечением славянской мифологией. «Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ родины — не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы — подруги, возлюбленной, невесты, „светлой жены“, — образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора. С течением времени образ этот все более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Если сначала поэт воспевал романтически „необычайную“ и „таинственную“ Русь — „нищую“, „дремучую“ и колдовскую, с ведунами, ворожеями и заветными „преданьями старины“, то в дальнейшем эти сказочные мотивы заметно уступают место представлению о „живой, могучей и юной России“, накапливающей революционную грозу, с которой „никакой громоотвод не сладит“»[3].

Недаром постепенно из-за мистического облика вырисовывается иная Русь, крестьянская, нищая:

Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна...
Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
«Русь»

О крестьянской Руси говорит прочувствованно поэт в своем цикле «Родина» (1907—1916):

И низких нищих деревень
Не счесть, не смерить оком,
И светит в потемневший день
Костер в лугу далеком... О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?
«Осенний день»

Все стихи цикла проникнуты глубокой любовью к Родине, но в то же время мучительные мысли о судьбах страны, утопические надежды на индустриальное возрождение России перемежаются упадническими настроениями, мрачными мотивами безысходности существования. Одним из наивысших лирических достижений Александра Блока считается его пророческий цикл «На поле Куликовом» (1908).

В «непробудной тишине» слышит поэт гул надвигающихся событий:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

Россия в лирике Блока — это страна его надежд, страна невиданной мощи и энергии, во многом потаенной, еще не выплеснутой на поверхность, поэтому с нею «и невозможное возможно», поэтому она никогда не погибнет. Отсюда возникает мотив «долгого пути»: О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!.. И нет конца!..

Образ Родины здесь динамичен, устремлен в будущее, которое воспринимается как светлое начало. Лирический герой цикла — воин Дмитрия Донского, готовый пожертвовать собой и во имя этого светлого будущего, и во имя Родины:

Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!

«Стихотворения цикла строились на романтическом противопоставлении двух миров, двух станов. В стихах цикла страстно звучит надежда на будущее — высокое, победное, светлое:
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль ............................
.................................
И вечный бой! Покой нам только снится.
Сквозь кровь и пыль...
....................................
.........................
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!»[4]

Выступая как-то перед публикой со своими стихами, Александр Блок в ответ на просьбу прочитать что-либо «о России» сказал: «Это все — о России»[5]. По большому счету так и было на самом деле: лирика Блока отразила эмоциональное восприятие поколением рубежа XIX—XX веков кризисной ситуации в России, попытки этого поколения осмыслить происходящее и предвидеть будущее страны, понять себя в этом мире, в этой стране. Поэт пришел к пониманию того, что Россия — страна будущей революции, способной изменить весь мир, сыгратьрешающую роль в судьбах многих поколений: Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней!

И в цикле «На поле Куликовом», и в поэзии 1910-х годов чувство личного участия в истории России придает стихам А. Блока особый характер лирического воплощения темы Родины («Россия», «Осенний день», «Под шум и звон однообразный...», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», «Возмездие», «Два века», «Рожденные в года глухие...» и др.). Для Блока «Россия — буря», не смиренница и не рабыня, а воительница, готовящаяся к надвигающимся битвам.

«По силе своего песенного голоса, по глубине его искренности, по охвату темы, по огромности своего поэтического характера, по связи его с исторической жизнью нашей Родины» Блок „является несомненно великим русским поэтом“, — писал другой талантливый поэт XX столетия Николай Тихонов в статье „Александр Блок (к 25-летию со дня смерти)“[6].

Сообщение 2.
Стихотворный цикл «На поле Куликовом».


III. Работа с учебником.

1. Чтение статьи учебника «Александр Александрович Блок» (с. 76—77).
2. Вопросы и задания учебника на с. 77.
3. Чтение статьи учебника «Мир на Куликовом поле» (с. 77—80).
4. Вопросы и задания учебника на с. 80.

IV. Чтение произведения.

Чтение стихотворного цикла А. A. Блока «На поле Куликовом» учителем либо всего сразу (в подготовленном классе), либо фрагментарно — 1, 4, 5 (в слабом классе).

V. Работа с учебником.

Вопросы и задания учебника на с. 86—87.

VI. Домашнее задание.

Для всего класса:

— задание учебника «Развивайте дар слова» (с. 87);
— выучить стихотворение А. Блока «Россия» наизусть.
— «Читаем, думаем, спорим... 8 класс», с. 183—188.

Следующие уроки (Тэффи. Жизнь и воротник) >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. (вернуться)

2. Символизм – (фр. symbolisme, от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — направление в искусстве конца ХIХ — начала XX века. Это явление в европейской культуре заявило о себе сначала во Франции в 1870—1880-е годы как о проблеме обновления поэтического языка. См. страницу "Символизм". (вернуться)

3. Блок А. Стихотворения и поэмы / Сост. Вл. Орлова. — М.: Художественная литература, 1967. — С. 14. (вернуться)

4. Соколов A.Г. История русской литературы конца ХIХ — начала XX века: Учеб. — М.: Высшая школа, 1979. — С. 216. (вернуться)

5. (1885 – 1942) Блок А. Стихотворения и поэмы / Сост. Вл. Орлова. — М.: Художественная литература, 1967. — С. 8. (вернуться)

6. Правда. — 1946. — 7 ав. (вернуться)

ОСЕННЯЯ ВОЛЯ

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.

Кто взманил меня на путь знакомый,
Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
Или — каменным путем влекомый
Нищий, распевающий псалмы?

Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.

Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю -
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю...

Много нас — свободных, юных, статных
Умирает, не любя...
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!
Июль 1905. Рогачевское шоссе (вернуться)

 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz