Александр Александрович Блок (1880 - 1921)
Незнакомка[1]
 

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель[2] булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки[3],
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
"In vino veritas!"[4]  кричат.     

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями[5],
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

  24 апреля 1906. Озерки  

Источник: Путешествие в страну поэзия. Книга 1. – Л.: Лениздат, 1968, с. 248-249.
Портрет А.А.Блока
работы К.А. Сомова, 1907
 

1. Одно время Блок часто посещал вокзал и ресторан Озерков (дачный пригород Петербурга). Образ Незнакомки имеет много литературных источников, в том числе женские образы стихов Лермонтова. «Незнакомка» принесла Блоку широкую известность.
В статье "О современном состоянии русского символизма" Блок пишет: "Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено".
Из разбора "Незнакомки", принадлежащего З.Г. Минц: "Три части, на которые отчетливо делится текст, дают три разных ответа на вопрос о природе “высокого” поэтического идеала. Первая часть – иронична. <…> Иронический эффект вызывается столкновением поэтической лексики и символики “первого тома” со “сниженным” бытом и реалиями. Вторая часть – лирическая (хотя и включает скептические вставки типа: “Иль это только снится мне?” и др.). Третья часть (подготовленная вставками в третьей части и полностью выявленная в последней строфе) возвращает нас, уже в форме прямой поэтической декларации, к мысли о нереальности поэтического идеала (“Истина в вине!”). (Минц З.Г. К генезису комического у Блока (Вл. Блок и А. Блок) // Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели. СПБ.: Искусство – СПб., 2000. С. 433– 434). (вернуться)

2. «крендель булочной» – вывеска булочной (примета дачного пейзажа). (вернуться)

3. Котелок – твердая мужская шляпа с круглым выпуклым дном и небольшими полями. (вернуться)

4. "In vino veritas!" – "Истина в вине!" (лат.). (вернуться)

5. ...шляпа с траурными перьями... – для украшения женских шляп использовались перья страуса, журавля, павлина или фазана. Во второй половине XIX века крупные яркие перья для украшения шляп почти не употреблялись. Мода позволяла лишь драгоценные страусовые веера. А вот на рубеже XIX и XX столетий огромные перья вновь входят в моду. Черные перья полагались только для траура, а в полутрауре черное перо могло иметь белый кончик. (вернуться)
   
 
   
 
Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2017     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz