Картина В.М.Васнецова "Богатыри" и П.М.Третьяков

      Зимой 1898 года Третьяков*, как обычно, объезжал мастерские художников. По привычке он начинал с мастерской В.М.Васнецова, жившего тогда близ Самотеки, в тихом Троицком переулке. Дом художника, который построили по его Третьяков П.М. Портрет работы И.Репина, 1883 г. ГТГрисунку, походил на русскую сказочную избу, а бревенчатая башенка над входом делала его приметным еще издали.
      Дорогого гостя встречали радостно. Третьяков по русскому обычаю троекратно целовался с хозяином, приветливо здоровался с женой и детьми Васнецова. С мороза ласково охватывало теплом от деревянных золотистых стен. Приятно потрескивали дрова в русской печке. Четко отстукивали минуты старинные часы. По винтовой лестнице Васнецов вел Третьякова наверх, в мастерскую, где встречал их нарисованный углем на стене отрок, прижавший палец к губам. "Он у меня тишину хранит. Нарисовал, чтоб дети не шумели", – улыбается художник.
      Свет дня озарял огромную картину. Казалось, она заслоняет собой все пространство мастерской. Силой фантазии кисть Васнецова являла на полотне легендарных богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Противоборствуя ветру, встали они на заставе богатырской, ветер гнет травы, ударяет в конские гривы, но крепко держатся в седлах богатыри, примечают, "нет ли где ворога, не обижают ли где кого". В отсвете туч поблескивают их ратные доспехи.
      Третьяков не отрываясь смотрел на картину. "Только искренне верующий в чудо сказки, понимающий мудрость былины мог так написать", – думал он.
      "Когда думаете картину закончить?" – спросил Третьяков после недолгого молчания.
      "Поработать еще думаю, – неторопливо окая ответил художник. – Исполнять такую картину, ох, дело нелегкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, Картина В.М.Васнецова "Богатыри", 1898 г., ГТГно удастся ли?"
      "Скоро двадцать лет как пишете, куда уж добросовестней, любезнейший Виктор Михайлович. Мне кажется Ваша картина совсем законченной. Вот разве что тут в лице Добрыни немного поправить. Важно в работе вовремя остановиться..."
      Васнецов понимал, куда клонит Третьяков. Знал, что давно с нетерпением ждет картину в свою галерею. И в душе радовался этому.
      Третьяков покупал картину и торопил с перевозкой. В апреле рабочие, присланные Третьяковым, помогли снять огромный холст с подрамника, свернуть на вал, упаковать.
      Картину вновь натянули в галерее на подрамник, вставили в дубовую раму, прочно прикрепили к стене. Потребовались даже специальные подпорки, чтобы поддерживать ее.
      Вскоре появился Васнецов, в рабочем халате и с этюдником. Он попросил лестницу-стремянку и, привычно вскарабкавшись на нее, расположился на верхней ступеньке, раскрыв этюдник, слегка правил лицо Добрыни Никитича. Для убедительности взглядывал иной раз на свое лицо в маленьком зеркальце.
      В этот же день, проверив придирчивым взглядом свой долголетний труд, Васнецов в левом углу написал славянской вязью: "23 апреля 1898 года. Виктор Васнецов".
      Он сжился с картиной, любил ее и мог сказать, что в ней ему удалось с полнотой выразить то, к чему он всю жизнь стремился. Выразить свою грезу, мечту, веру в "красоту, мощь и смысл... наших родных образов, нашей русской природы и человека", что именно в "Богатырях" он сумел "в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее, имя чему – Русь!"
из книги: Безрукова Д.Я. Третьяков и история создания его галереи. – М.: Просвещение, 1970

*Третьяков Павел Михайлович (1832–1898) – российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.




Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz