Урок по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени». Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Урок по рассказу А. И. Куприна в 11 классе
А.И.Куприн. Фото, 1907-1908-е гг.
 

Александр Иванович Куприн
«КУСТ СИРЕНИ»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 69

Предполагается вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений,
исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.

...Не в силе, не в ловкости,
не в уме, не в таланте выражается индивидуальность.
Но в любви.
А. И. Куприн


Цели урока:
— продолжение знакомства школьников с творчеством А. И. Куприна и его идейно-художественными особенностями;
— развитие читательских умений школьников;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение.

Форма урока:
синтетический урок, включающий в себя слово учителя, чтение произведения, работу с учебником, беседу с классом.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Слово учителя о писателе.

II. Чтение произведения.

Чтение рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» по учебнику (с. 68—74).

III. Работа с учебником.

Вопросы и задания учебника 1—4 на с. 75.

IV. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Вы только что подобрали цитаты для психологических портретов персонажей. Скажите, пожалуйста, а сами портреты как таковые присутствуют в этом рассказе Куприна? Найдите их в тексте.

Портрет в литературе — описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться. В основном используется в эпическом роде[2].

— Почему в произведении нет портретов героев? Что было важнее для писателя — показать их внешность или внутренние переживания, психологию развития того или иного действия?

— Каким мы можем себе представить героя рассказа? Создайте его словесный портрет. На какие детали вы будете опираться?
(Молодой офицер. Не очень умный и совсем не талантливый, капризный и инфантильный, при этом амбициозный.)

— Как ведет себя Николай Евграфович Алмазов в любой ситуации? Где об этом говорится в тексте?
(«Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою...»)

— Как описывается Вера Алмазова? По каким деталям мы можем представить образ героини?
(«Вера стояла в двух шагах от него также молча, с страданием на красивом, нервном лице...»)

— Внешне сдержанная и спокойная, Вера Алмазова является стержнем своей семьи, ее основой. Всегда ли она была таковой?
(«Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом...»)

— Найдите строки в тексте рассказа, где говорится о жертвенности поведения героини. Как вы думаете, для чего ей это было нужно?
(«Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой...»)

— Чем отличаются характеры супругов Алмазовых?

— Почему автор называет Николая Евграфовича Алмазова «сильным человеком»?
(«...Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать».)

— Согласны ли вы с этой авторской оценкой? Почему?

— Присутствует ли здесь авторская ирония? Где именно? Обоснуйте свой ответ.
(«Сильному» Алмазову противопоставляется «слабая» жена, домашняя женщина, ничего не понимающая в стратегии и тактике. Однако Вера Алмазова не только друг и помощник мужу во всем, но и человек находчивый и решительный, не теряющийся в сложных ситуациях, в отличие от своего «ученого» мужа.)

— Как подходит Верочка Алмазова к решению непосильной задачи?
(Без эмоций, в отличие от паникера-мужа, практично, как ко всем домашним делам: находим — «выкраиваем» деньги, нанимаем рабочих, совершаем сделку, потом будем копить деньги на оплату долга или выкуп вещей из ломбарда. Она совершенно при этом не задумывается, нравственно или безнравственно то, что она делает. Для нее любое деяние, направленное на спасение ее семьи и ее мужа, — нравственно. Ее любовь действенна.)

— Нравственен ли поступок самого Алмазова? Как вы думаете, ему все-таки стоило сознаться в своем вранье или согласиться с решением Веры? Обоснуйте свой ответ.

— Чем жертвует Вера ради мужа? Только ли остатками своего приданого?

— Почему Вера Алмазова ничего не объяснила про ситуацию ростовщику, но подробно рассказала садовнику?
(«...Оценщик так давно привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, что они вовсе не трогали его», а Вера, с ее чутким сердцем, хорошо это поняла, поэтому, как истинная хозяйка, в данной ситуации только торгуется. Садовник по определению совсем иной человек, нежели ростовщик: он имеет дело не с деньгами и процентами, за которыми не видит людей, а с живой природой, понимает ее красоту, следовательно, умеет чувствовать и понимать чувства других. Вера Алмазова тоже это понимает, поэтому все рассказала рассерженному садовнику, и «он сделался внимательнее и несколько раз сочувственно улыбался». 329 Получается, что Вера Алмазова к тому же еще и психолог, хотя об этом и не задумывается.)

— Объясните, почему Вере Алмазовой необходимо было самой присутствовать при посадке сирени. При ответе опирайтесь на текст произведения.

— Расскажите, что переживала молодая женщина, ожидая мужа с «проверки его домашнего задания».

— Как она поняла, что все в порядке?

— Что интересовало Веру в рассказе мужа? Почему она заставляла его несколько раз повторять одно и то же?
(Это был ее триумф — ее маленькая победа в большом будущем ее семьи, и Вера не могла не насладиться этим триумфом.)

— Как вы думаете, объединяет ли супругов такое отношение к делам друг друга? Каким образом?

— Как об этом говорит автор?
(«И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку...» Алмазовы — пара, люди, любящие друг друга и дополняющие друг друга во всем. Главное, они на все смотрят одинаково. Вспомните, что говорили древние: влюбленность — это не когда смотрят друг на друга, любовь — это когда вместе смотрят на одно и то же.)

— Можно ли утверждать, что писатель показал в своем рассказе идеал супружеских отношений? Почему? Обоснуйте свой ответ.

— Возможно ли сегодня, в наши дни, такое взаимопонимание супругов? И такое самопожертвование женщины? Аргументируйте свой ответ.

V. Домашнее задание.

Для всего класса:
— прочитать статью учебника «Александр Иванович Куприн» (с. 67—68);
— составить план статьи и подготовить по нему пересказ.

Индивидуальные задания:
— вопросы и задания учебника на с. 68;
— задание 4 (2—3 ученика): устный рассказ о писателе, видеоряд или презентация;
— задания «Развивайте дар слова» (по желанию).

Следующий урок: "Рассказ М.Горького "Челкаш" >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. (вернуться)

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 762. (вернуться)

 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz