Русский классицизм в литературе и живописи

Картина Д.Г.Левицкого "Екатерина II – Законодательница" и
"Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны,1747 г." М.В.Ломоносова

       Поэзия, живопись, архитектура являются слагаемыми мировой и русской национальной культуры, составными частями истории искусства. "Неразлучны в России живопись, проза, поэзия... Вместе они образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры," – утверждал А.А.Блок. Образный язык живописи исключительно конкретен, поэтому знакомство с произведениями живописи готовит к встрече с поэзией, что важно особенно при изучении обзорных тем.
      Перед знакомством с поэзией классицизма целесообразно познакомиться с образцами живописи классицизма. Только тогда станут более ясными и понятными эстетическая программа и то своеобразное художественное видение мира, которые проявлялись в искусстве классицизма и характеризовались торжественностью, одичностью, идейной четкостью, рационалистичностью и в то же время неумением дать образ человека во всей многогранности и полноте его духовной жизни, неумением раскрыть внутренний мир героя, запечатлеть богатство его мысли, чувств, переживаний в их живом, непосредственном проявлении.
     Картина Дмитрия Григорьевича Левицкого "Екатерина II – Законодательница" (1783 г.) дает представление об особенностях портрета в искусстве классицизма, о символике и аллегории как характерных особенностях этого искусства. Сам Левицкий пояснял картину: "Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. Знаки ордена Св. Владимира изображают отличность знаменитую за понесенные для пользыД.Г.Левицкий "Екатерина II - Законодательница" Отечества труды, коих лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. Вдали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю" ("Собеседник любителей российского слова". СПб., 1783, Т. 6. С. 17.). Широкие складки темно-алого бархата волнуются над фигурой законодательницы. Над ней вознесена мраморная статуя Фемиды с весами правосудия, на жертвеннике надпись: "Для общего блага".
      В этом портрете хорошо проявляются черты зрелого классицизма, ведущего стиля того времени. Это и насыщенность цвета с преобладанием холодных тонов, и четкость деления на несколько пространственных планов, и сдержанность, пластичность скульптурных форм, и использование аллегорических приемов. Портрет изображает императрицу в белой, отливающей серебром атласной одежде, будто античную женщину, с величественно-плавными движениями и приветливой улыбкой. Она торжественна и прекрасна. Это образ идеального руководителя государства. Сдвинутый ковер, бледно-желтые переливы ломкого атласа, горностаевая мантия за правым плечом создают величественный эффект.
     В том же году поэт Г.Р.Державин создает оду "Видение мурзы", в которой дает описание героини портрета Левицкого:

Сошла со облаков жена, –
Сошла – и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной;
Градская на главе корона,
Сиял при персях пояс злат.

    Созданный Левицким образ выражает стремление к идеализации личности государыни, в нем заложены просветительские идеи об "истинном монархе", который царствует ради народа и сам первый подчиняется законам своего государства. "Екатерина-Законодательница" – это портрет-идея. Он носит характер некоего "наказа" императрице, в котором отразились прогрессивные представления дворянской интеллигенции об идеальной монархической власти. Непортретное содержание "Екатерины II – Законодательницы" сближает полотно с исторической картиной периода классицизма, прославлявшей гражданские доблести своих героев. Портрет относится к разряду аллегорических картин. Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер. Свойственное же таланту Левицкого стремление к конкретной достоверности нашло выход в блистательном изображении аксессуаров. Образ Екатерины II в портрете Левицкого является примером одического восхваления: монархиня наделена «благородной простотой», к которой стремились классицисты просветительского направления. Белая атласная одежда императрицы сродни античным одеяниям, обтекающим фигуру пышными ниспадающими складками. Одновременно на государыне можно увидеть царскую мантию, цепь ордена св. Андрея Первозванного, а также красную ленту и крест ордена св. Владимира 1-й степени. Изящным жестом императрица бросает в алтарь маки, которые во времена Античности считались символом сна и покоя. Тем самым Екатерина II изъявляет готовность пожертвовать своим спокойствием ради процветания свои подданных.



Этот изящный, но холодный блеск, эта виртуозная отделка и предельная завершенность каждой детали характерны для всего искусства классицистов и проявлялись во всех видах художественного творчества. Благородные идеалы классицистов, образ "идеальной государыни" свое поэтическое воплощение находят в поэзии Ломоносова и Державина. В оде Михаила Васильевича Ломоносова "На день восшествия на престол Елисаветы Петровны,1747 г." образ императрицы теряет конкретные черты характера. Поэт не ставит своей задачей воспроизвести ее мысли, чувства, переживания, даже ее внешность. Ода Ломоносова – это рупор авторских идей о просвещенном монархе, это поэтическая программа отвлеченных царских добродетелей:

щедрости:
...Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли...

красоты:
...Но краше в свете не находит
Елисаветы и тебя...

доброты:
...И на престол взвела с собою
Доброт твоих прекрасный лик!..


великодушия, милости и т.д.
     Главной для ломоносовской оды явилась тема России, ее процветание. Своеобразным приступом к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, "возлюбленной тишины". Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды. Она – в утверждении пользы наук, в необходимости для страны просвещения.
 
 


Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz